Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Кара Густав ЮНГ, Мишель ФУКО. вступить с нею в брак или взять ее на содержание; затем насилие — насильственное домогательство плотского ха­рактера




вступить с нею в брак или взять ее на содержание; затем насилие — насильственное домогательство плотского ха­рактера. Кроме того, было сластолюбие — склонность к ласкам, не ведущим к законному половому сношению; содомия — половое удовлетворение с использованием про­тивоестественного сосуда; инцест — сношение с кровным или другим родственником до четвертой ступени; и нако­нец, было скотоложство — половое сношение с животным. Однако этот перечень сексуальных обязательств или за­претов почти целиком, почти исключительно относится к тому, что можно охарактеризовать как реляционный аспект сексуальности. Нарушения шестой заповеди затрагивают главным образом юридические узы между людьми: таковы адюльтер, инцест, насилие. Эти грехи затрагивают статус личности, священника или же верующего. Они затрагивают форму полового сношения: такова содомия. Да, они могут подразумевать пресловутые ласки, не ведущие к законному половому сношению (то есть, мастурбацию), но такого рода деяние входит в число половых грехов как один из них, как один из способов не совершать половое сношение в его за­конной форме, то есть в той форме, которая предусматрива­ется на уровне взаимоотношений с партнером.

С XVI века эти рамки, не исчезающие из литературы, напоминающие о себе еще довольно долго, постепенно раздвигаются и претерпевают тройную трансформацию. Во-первых, на уровне техники исповеди, расспросы о соб­людении шестой заповеди поднимают ряд специфических проблем как перед священником, которому надо не запят­нать себя, так и перед самим кающимся, который не должен умалчивать ни о чем содеянном, но и ни в коем случае не должен узнать на исповеди больше, чем он уже знает. По­этому признание в грехе сладострастия должно делаться таким образом, чтобы не затронуть ни сакраментальную чистоту священника, ни естественную неискушенность ка­ющегося. Это подразумевает ряд правил. Я просто назову их: исповедник должен узнавать о половых грехах ровно столько, «сколько необходимо»; как только исповедь завер-

шена, он должен забывать обо всем услышанном; он дол­жен как можно больше спрашивать о «мыслях», дабы не нужно было углубляться в деяния, особенно в том случае, если они даже не были совершены (и, как следствие, чтобы не выдать что-нибудь, не известное собеседнику, кающему­ся); он не должен сам произносить названия грехов (то есть употреблять слова «содомия», «мастурбация», «адюльтер», «инцест» и пр.). Он должен вести дознание, спрашивая ка­ющегося о том, какого рода мысли к нему приходили, какого рода поступки он совершал, «с кем» он их совершал, дабы с помощью этих вопросов «вытянуть из кающегося, — как говорит Абер, — все разновидности блуда, не рискуя обу­чить его ни одной».

С появлением этой техники узловая точка дознания, как мне кажется, заметно смещается. С XVI века в этой прак­тике исповеди о грехе сладострастия происходит, в конеч­ном счете, следующее коренное изменение: реляционный аспект сексуальности теряет место первого, важнейшего, фундаментального элемента признания, подразумеваемо­го покаянием. В сердцевине дознания о соблюдении шес­той заповеди оказываются уже не отношения партнеров, но само тело кающегося, его жесты, чувства, удовольствия, по­мыслы, желания, сила и природа того, что он испытывает на телесном уровне. Прежнее дознание основывалось по сути своей на перечне дозволенных и запрещенных отношений. Новое дознание становится детальным обозрением тела, своего рода анатомией сладострастия. Именно тело с его различными частями, именно тело с его разнообразными ощущениями, но уже не (или, во всяком случае, в гораздо меньшей степени) законы легитимного союза, служат вы­разительным принципом грехов сладострастия. Тело и его удовольствия становятся, в известном смысле, кодексом, языком плоти, каковым прежде была предусмотренная зако­ном форма легитимного союза.

Приведу вам два примера. Во-первых, модель опроса о соблюдении шестой заповеди, обнаруживаемая нами в на­чале XVII века в книге Милара, которая, в некотором роде,

ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

отражает промежуточную, общераспространенную, еще не разработанную и довольно-таки архаичную практику по­каяния.

В «Большом справочнике священника» Милар говорит о том, что дознание должно проводиться в следующем по­рядке: простой блуд, затем растление девственницы, затем инцест, насилие, адюльтер, искусственное семяизвержение, содомия и скотоложство; затем развратные взгляды и при­косновения; затем проблема танца, книг, песен; затем ис­пользование возбуждающих средств; затем вопросы о том, испытывает ли верующий трепет и томление при слушании песен; и наконец, носит ли он показную одежду и применя­ет ли декоративный макияж. Как видите, такого рода орга­низация дознания, впрочем, еще приблизительная в данном случае, показывает, что первостепенное, сущностное значе­ние отдается грубым нарушениям, но грубым нарушениям на уровне отношений с другими: таковы блуд, растление де­вственницы, инцест, насилие и т.п. Напротив, в несколько более позднем трактате, относящемся к концу XVII века и вновь принадлежащем Аберу, порядок постановки вопросов или, вернее, точка зрения, направляющая постановку воп­росов, существенно смещается.

В самом деле, Абер прежде всего говорит вот о чем: пре­грешения похоти настолько многочисленны, практически бесконечны, что надо решить, по какой схеме, каким об­разом, в каком порядке их организовать и соответственно задавать вопросы. И отвечает: «Поскольку грех порочности совершается бесконечно разными способами, с участием всех телесных чувств и всех душевных способностей, испо­ведник [...] должен обследовать все чувства одно за другим. Затем следует изучить желания. И наконец, после этого рас­смотреть мысли». Выходит, именно тело служит принци­пом анализа необозримого мира похоти. Исповедь должна следовать уже не порядку значения, тяжести нарушений ре­ляционных законов, но своего рода греховной картогра­фии тела.

Прежде всего, осязание: «Не совершали ли вы неприлич­ные прикосновения? Какого рода? К чему?». И если каю-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 328 | Нарушение авторских прав


Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2358 - | 2116 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.