Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Карл Густав ЮНГ, Мишель ФУКО. об этом по тем элементам, по тем деталям, которые я привел только что) воля наделена всеми двусмысленностями жела­ния




об этом по тем элементам, по тем деталям, которые я привел только что) воля наделена всеми двусмысленностями жела­ния. Воля хочет и не хочет. Так, опять-таки в связи с Иу­дейским делом, в рассказе матери Жанны от Ангелов ясно проступает тончайшая игра воли с самою собой: воля стоит на своем и тут же уступает. Экзорцисты внушали матери Жанне, будто демон вселял в нее такого рода ощущения, что она не могла понять, что в этом состоит его игра. Однако мать Жанна отлично знает, что экзорцисты, говоря так, го­ворят неправду, ведь им не ведомо, что творится в ее серд­це. Она понимает, что все не так просто, и что если демон сумел вселить в нее эти странные ощущения, за которыми он скрывается, то потому, что она позволила ему это сде­лать. Это вселение было осуществлено с помощью игры ма­леньких удовольствий, незаметных ощущений, пустяковых согласий, своего рода простительной постоянной снисходи­тельности, в которой воля и желание оплетают друг друга, вьются друг вокруг друга и вызывают обманчивое впечат­ление. Обманывают мать Жанну от Ангелов, которая видит одно удовольствие и не видит зла; и обманывают экзорцис-тов, ибо те думают, что все это дело рук дьявола. Вот как говорит сама Жанна от Ангелов в своей исповеди: «Дьявол нередко обманывал меня с помощью маленькой приятнос­ти, которую я испытывала от вызываемого им в моем теле возбуждения и других необычных вещей». Или вот еще: «К моему великому стыду, в первые дни после того, как моим наставником и экзорцистом назначили отца Лактанция, я подчас не одобряла его привычку действовать с помощью множества мелочей, тогда как она была совершенно верной: это я была дурна».

Так, отец Лактанций предлагает монахиням причастить­ся через решетку. Мать Жанна чувствует себя оскорбленной и принимается роптать: «Молча я думала, что было бы луч­ше, если бы он следовал обычаю других священников. Ког­да я неосмотрительно задержалась на этой мысли, мне при­шло в голову, что это демон, дабы унизить святого отца, ре­шил проявить непочтительность к высочайшему Таинству.

Я была настолько дурна, что не воспротивилась этой мысли с должной силой. Когда я подошла к причастию [к решетке причастия. — М.Ф.], в мои помыслы проник дьявол, и пос­ле того как я приняла облатку и уже почти проглотила ее, он выплюнул ее священнику в лицо. Я знаю, что не совершала этого намеренно, но в то же время я убеждена, что это мое величайшее смятение позволило сделать это дьяволу, и что он не был бы на это способен, если бы я не была с ним заодно».

Здесь обнаруживается та самая тема связи, связи с дья­волом, которая лежала в основании колдовства. Однако оче­видно, что в этой игре удовольствия, согласия, непротивле­ния, мелкой приятности одержимость далека от юридически весомого согласия, даваемого раз и навсегда и удостоверя­емого колдуньей, когда та подписывает заключенный с дья­волом договор.

Два рода согласия, но также два рода тела. Околдованное тело характеризовалось, как вы знаете, прежде всего, двумя чертами. С одной стороны, тело колдуньи было обложено или, в некотором смысле, облечено целым рядом привиле­гий, одни из которых считались реальными, другие иллю­зорными, но это не важно. Тело колдуньи было способно переноситься из одного места в другое, или поддавалось пе­ренесению; оно было способно появляться и исчезать; оно становилось невидимым, но в некоторых случаях, напротив, неопровержимо присутствовало. Короче говоря, от- было наделено своеобразной трансматериальностью. Также оно характеризовалось тем, что всегда несло на себе призна­ки, пятна, зоны нечувствительности, которые выступали в качестве отметин демона. По ним демон мог узнать своих, но в то же время это было средством, с помощью которого инквизиторы, представители церкви, судьи определяли, что перед ними колдунья. Иначе говоря, с одной стороны, тело колдуньи пользовалось привилегиями, которые позволяли ей прибегать к дьявольской силе и уклоняться от преследо­вания, но, с другой стороны, тело колдуньи было помечено, и эти отметины связывали колдунью как с демоном, так и

L

ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

с судьей или священником, которые выслеживали демона. Вооруженная привилегиями колдунья одновременно была связана отметинами.

Тело одержимой совершенно иного рода. Оно не обле­чено привилегиями; оно является местом театрального спектакля. Различные способности и их поединки друг с другом разворачиваются прямо в нем, в этом теле, внутри этого тела. Это не переносимое тело, это тело, пронизан­ное в глубину. Это тело нагрузок и противонагрузок. Это по сути своей тело-крепость: укрепленная и осаждаемая крепость. Тело-цитадель, тело-битва: битва демона и со­противляющейся одержимой; битва между тем, что в са­мой одержимой сопротивляется, и той ее частью, которая, наоборот, соглашается и сдается; битва демонов, экзорцис-тов и наставников и, с другой стороны, самой одержимой, которая то помогает им, то изменяет, будучи то на стороне демона в игре удовольствий, то, своим сопротивлением, на стороне наставников и экзорцистов. Из всех этих позиций складывается соматический театр одержимости. Например: «Бесспорно замечательным было то, что [дьявол. — М.Ф.], которому приказывали по-латыни позволить [матери Жанне от Ангелов. — М.Ф.] сложить вместе руки, был вынужден повиноваться, и ее руки, неизменно дрожа, соединялись. Приняв святое Таинство, он, тяжело дыша и краснея, как лев, хотел выплюнуть его. Но после приказа не проявлять непочтительность [демон. — М.Ф.] прекратил сопротивле­ние, и святое Таинство опустилось в желудок. Было видно, что он испытывает позывы к тошноте, но после того, как ему запретили это делать, он сдался».

Как вы видите, на место, на смену тела колдуньи, которое поддавалось перенесению и становилось невидимым, при­ходит новое, разорванное тело, тело, охваченное постоян­ным возбуждением и дрожью, тело, в котором прослежива­ются различные эпизоды битвы, тело, которое проглатывает и выплевывает, тело, которое принимает и отторгает, своего рода физиологический и теологический театр, конституиру­емый телом одержимой — вот что, как мне кажется, вполне





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 310 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2455 - | 2337 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.