Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Кара Густав ЮНГ, Мишель ФУКО. тело-желание и тело-удовольствие, которое становится пол­ноправным партнером операции и таинства покаяния




тело-желание и тело-удовольствие, которое становится пол­ноправным партнером операции и таинства покаяния. И это полный — или, если хотите, радикальный —- переворот: произошел переход от закона к телу как таковому.

Конечно, этот сложный механизм не является обязатель­ным элементом реальной, массовой и повсеместной практи­ки исповеди, возникшей в XVI или XVII веке. Хорошо из­вестно, что на практике исповедь была ритуалом, который в XVII и в первой половине XVIII века ежегодно совершался подавляющим большинством католиков и начал постепен­но терять популярность во второй половине XVIII века. Эти ежегодные массовые исповеди, проводившиеся нищенству­ющими орденами, доминиканцами или местными священ­никами, в их безыскусности и быстроте не имели, по всей видимости, ничего общего с тем сложным сооружением, о котором я говорил только что. Однако, думаю, было бы не­верно усматривать в нем только лишь теоретическое здание. Схемы комплексной и суммарной исповеди, которые я при­водил, действительно применялись, но применялись на оп­ределенном уровне, и прежде всего на втором уровне. Они применялись тогда, когда стояла задача не воспитания сред­них, обыкновенных верующих, но подготовки самнх испо­ведников. Иными словами, существовала целая дидактика покаяния, и правила, с которыми я вас довольно подробно познакомил, принадлежат именно этой дидактике. Именно в семинариях (институтах, которые были предписаны, то есть одновременно изобретены, определены и учреждены, Три-дентским Собором -— и стали своего рода педагогическими школами Церкви) развилась представленная мною практика покаяния. Но следует сказать вот что. Ведь семинарии были исходной точкой, а зачастую и моделью крупных образова­тельных учреждений, предназначенных для так называемой второй ступени обучения. Коллежи иезуитов и оратори-анцев возникли как продолжение этих семинарий или как подражание им. Поэтому изощренная технология исповеди, конечно, не была массовой практикой, но в то же время не была и чистой мечтательностью, утопией. Она формирова-

ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

ла элиты. И достаточно заметить, с какой регулярностью трактаты, в частности трактаты о страстях, вышедшие в XVII и XVIII веках, черпают материал в этом ландшафте христианского пастырства, чтобы понять, что подавляю­щее большинство представителей элиты XVII и XVIII веков обладало глубоким знанием всех этих концептов, понятий, аналитических методов и вопросительных решеток, предна­значавшихся для исповеди.

Обычно центральной в истории покаяния в период Контрреформации, то есть в XVI-XVIII веках, считается проблема казуистики. Однако не думаю, что именно она была подлинным нововведением. Казуистика, несомненно, важна как ставка в борьбе между различными орденами, различными социальными и религиозными группами. Но сама по себе она была не нова. Казуистика принадлежит давней традиции — традиции юридического представления о покаянии: покаяние как санкция за правонарушения, по­каяние как анализ частных обстоятельств, в которых пра­вонарушение было совершено. В сущности, казуистика уже содержится в тарифицированном покаянии. Что же дейс­твительно было новым в XVI веке, с возникновением пас­тырства в трактовке Тридентского Собора, так это техноло­гия души и тела, тела как носителя удовольствия и желания. Эта технология вместе со всеми предоставляемыми ею ору­диями анализа, распознавания, руководства и перевоспита­ния является, на мой взгляд, самой сутью новизны церков­ного пастырства. Сразу вслед за нею возник, или оказался выработан, целый комплекс новых объектов, относящихся одновременно к порядку тела и души: это формы удоволь­ствия, модальности удовольствия. Таким образом, произо­шел переход от старинного представления о теле как источ­нике всех грехов к идее о том, что за всеми проступками таится похоть. И это не просто абстрактное утверждение, не просто теоретический постулат — это условие, необхо­димое новой технике вмешательства и новому принципу ис­полнения власти. Начавшись в XVI веке, вокруг процедур исповедального признания состоялось отождествление тела





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 298 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2374 - | 2099 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.