Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Каря Густав ЮНГ, Мишель ФУКО. Дать усердием. (Л нашел один трактат по практике испове­ди, написанный в конце XVII века Абером; он




дать усердием. (Л нашел один трактат по практике испове­ди, написанный в конце XVII века Абером; он, несомненно, отражает ригористскую тенденцию, но вместе с тем пред­ставляет одну из наиболее подробных разработок техники покаяния.) Помимо влиятельности и усердия священник должен иметь своего рода «любовь» или «желание». Но это желание, эта любовь, важная для священника в практике ис­поведи, есть не «любовь-вожделение», а «любовь-благоже­лательность»: любовь, которая «привязывает исповедника к интересам других». Это любовь, которая спорит с теми в числе христиан и нехристиан, кто противится Богу. Это лю­бовь, которая, наоборот, «подогревает» тех, кто предраспо­ложен к служению Богу. Именно такая любовь, именно та­кое желание, именно такое усердие должны действительно присутствовать, работать во время исповеди и, в конечном счете, в таинстве покаяния. Также священник должен быть святым, то есть не должен пребывать в состоянии «смерт­ного греха», хотя вообще-то это не является каноническим запретом. Возведения в священнический сан, даже если об­леченный им остается во грехе, достаточно для того, чтобы данное им прощение было действительным.

Но под святостью священника понимается еще и то, что он должен быть «стоек в деле добродетели», так как содействие в покаянии может подвергнуть его всевозмож­ным «искушениям». Исповедальня, говорит Абер, подобна «комнате больного», в том смысле, что в ней царит «вред­ный дух», источаемый грехами кающегося и способный за­разить самого священника. Потому-то священнику и нужна святость — как своего рода броня, защитная оболочка, га­рантия невосприимчивости к греху в то время, как этот грех будет оглашен. Словесная коммуникация не подразумевает реальной коммуникации; коммуникация на уровне высказы­вания не должна быть коммуникацией на уровне виновнос­ти; желание, о котором кающийся поведал на исповеди, не должно превратиться в желание исповедника: вот на чем ос­нован принцип святости. И еще одно: священник, принима­ющий исповедь, должен питать священное омерзение к про­стительным грехам, причем не только к чужим, но равно и к

L

своим собственным. Ибо если у священника нет этого омер­зения, если он не преисполнен им по отношению к собс­твенным мелким грехам, то его благодать угаснет, как огонь под угольями. Ведь, в самом деле, мелкие грехи ослепляют дух и влекут к плоти. А если так, то любовь-усердие, лю­бовь-благожелательность, с которой священник обращается к кающемуся, но которая очищена святостью и потому за­глаживает зло греха, стоит его поведать, — этот встречный процесс будет невозможен, если священник слишком погло­щен собственными грехами, пусть и простительными.

Исповедник должен быть усердным, исповедник должен быть святым и также исповедник должен быть ученым. Он должен быть ученым в трех качествах (я придерживаюсь трактата Абера): ученым «как судья», ибо «он должен знать, что дозволено и что запрещено»; он должен знать закон, как «божественные законы», так и «человеческие законы», как «духовные» законы, так и «гражданские» законы; ученым «как врач», ибо он должен распознавать в грехе не только совершенный проступок, но и своего рода болезнь, таящу­юся за грехом и являющуюся самой его основой. Он должен шать «духовные болезни», знать их «причины» и знать «ле­карства» от них. Он должен распознавать эти болезни по их «природе» и должен распознавать их по их «числу». Он дол­жен различать то, что является истинной духовной болез­нью, и то, в чем заключено простое «несовершенство». На­конец, он должен распознавать болезни, ведущие к «прости­тельному греху», и другие, ведущие к «смертному греху». Итак, ученый как судья, ученый как врач, священник также должен быть ученым как «пастырь». Ибо он должен «руко­водить совестью» своих кающихся. Он должен «ограждать их от промахов и заблуждений». Он должен «отводить их от подводных камней», встречающихся на пути. И кроме того, помимо усердия, святости и учености, он должен обладать осмотрительностью. Осмотрительность — это необходи­мое исповеднику искусство применять свою науку, усердие и святость к обстоятельствам. «Обращайте внимание на все обстоятельства, сличайте их друг с другом, ищите то, что скрыто за внешней видимостью, предугадывайте то, что

ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

может произойти» — вот в чем, согласно Аберу, должна за­ключаться необходимая исповеднику осмотрительность.

За этой квалификацией, которая, как вы понимаете, зна­чительно отличается от той, что требовалась в Средневеко­вье, следует ряд нововведений. Основным и достаточным набором качеств средневекового священника было, в об­щем, следующее: во-первых, иметь церковный сан, во-вто­рых, выслушивать исповедь и, в-третьих, решать исходя из услышанного, какую форму покаяния следует применить вне зависимости от того, использовался ли им старый обя­зательный тариф, или он сам выбирал наказание. Теперь же к этим простым требованиям прибавляется целый ряд до­полнительных условий, квалифицирующих священника как лицо, действующее в собственном статусе, причем не столь­ко в рамках таинства, сколько в общей операции дознания, анализа, исправления кающегося и его постановки на вер­ный путь. Тем самым круг задач, которые призван выпол­нять священник, значительно расширяется. Он не просто должен даровать прощение, прежде всего он должен опекать и пробуждать в кающемся благие наклонности. Иными сло­вами, когда кающийся приходит к священнику на исповедь, священник должен обеспечить ему хороший прием, пока­зать, что он в распоряжении кающегося, что он открыт для исповеди, которую предстоит выслушать. Согласно св. Кар­лу Борромею, священник должен принимать «являющихся к нему» с «безотлагательностью и простотой»: ему никогда не следует «отсылать их назад, пренебрегая такой работой». Второе правило требует оказывать благожелательное вни­мание или, точнее, не выказывать отсутствия благожела­тельного внимания: священнику никогда не следует «свиде­тельствовать» кающимся, «даже знаком или словом», что он слушает их «неохотно». Наконец, третье правило касается того, что можно было бы назвать двойным утешением в на­казании. Нужно, чтобы являющиеся к священнику грешни­ки утешались, видя, что исповедник сам находит «немалое утешение и редкое удовольствие в том, что они [кающиеся] принимают наказания во благо и успокоение своей души». Перед нами целая экономика наказания и удовольствия: на-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 304 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2357 - | 2156 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.