Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Карл Густав ЮНГ, Мишель ФУКО. Поэтому я, весьма приблизительно намечая краткую ис­торию сексуального дискурса, вовсе не хочу поднимать эту проблему в терминах цензуры сексуальности




Поэтому я, весьма приблизительно намечая краткую ис­торию сексуального дискурса, вовсе не хочу поднимать эту проблему в терминах цензуры сексуальности. Когда сек­суальность подвергалась цензуре? С каких пор молчание о сексуальности стало обязательным? Когда и при каких условиях стало возможно говорить о сексуальности? Мне хотелось бы, в некотором смысле, перевернуть проблему и обратиться к истории признания в сексуальности. Иначе говоря: при каких условиях и согласно какому ритуалу в окружении прочих сексуальных дискурсов сформировалась та особая форма обязательного, принудительного дискурса, каковой является сексуальное признание? Путеводной ни­тью на пути к ответу мне, разумеется, послужит обзор об­ряда покаяния.

Итак, если вы простите мне схематический характер это­го обзора, я хотел бы обратить ваше внимание на ряд, как мне кажется, немаловажных обстоятельств. Во-первых, пер­воначально признание не входило в обряд покаяния. Только со временем оно сделалось непременным и обязательным >лементом христианской формы этого обряда. Во-вторых, важно, что действенность признания, роль признания в про­цедуре покаяния, претерпела значительные изменения со времен Средневековья до XVII века...

Прежде всего, первоначально обряд покаяния не вклю­чал в себя обязательное признание. Что представляло собой покаяние в раннем христианстве? Покаяние было статусом, свободно и добровольно принимаемым в определенный момент жизни по тем или иным причинам, которые могли быть связаны с неким тяжким, веским и скандальным пре­грешением, но могли корениться и в совершенно другой области. Но во всяком случае это был статус, который при­нимали, причем принимали раз и навсегда, чаще всего при приближении смерти: покаяться можно было только один раз в жизни. Право даровать статус кающегося тому, кто этого просил, имел исключительно епископ. И это подразу­мевало публичную церемонию, в ходе которой кающегося одновременно порицали и увещевали. После этой церемо­нии вступал в действие устав покаяния, который обязывал

ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

кающегося носить власяницу, специальные одеяния, запре­щал ему соблюдать чистоту, а также подразумевал торжест­венное отлучение от Церкви, неучастие в таинствах, прежде всего в причастии, выполнение строгих обетов, воздержа­ние от всяких половых отношений и обязанность погребе­ния умерших. Когда грешник выходил из статуса покаяния (иногда он так и не выходил из него, оставаясь кающимся до конца своей жизни), этому предшествовало торжественное примирение, коим с него снимался статус кающегося, но снимался не целиком, а с рядом исключений, как, например, обет целомудрия, который обычно сохранялся пожизненно. Как видите, в этом ритуале отсутствует как публичное признание в грехах, так и частное, хотя, когда грешник об­ращался к епископу, чтобы попросить того дать ему статус кающегося, ему обычно приходилось излагать причины и основания своего решения. Однако идея общей исповеди обо всех грехах своей жизни, идея о том, что такое призна­ние само по себе может иметь некое влияние на отпущение грехов, — эта идея в системе раннего христианства абсо­лютно исключалась. Отпущение грехов могло состояться исключительно вследствие строгости наказаний, которым индивид подвергался или соглашался подвергнуться, при­нимая статус кающегося. В определенный момент (прибли­зительно с VI века) к этой старой системе, к ее последстви­ям присоединилась, а точнее, переплелась с ними, практика «тарифицированного» покаяния, следующая совсем другой модели. Покаяние, о котором я только что говорил, соот­ветствовало, несомненно, модели посвящения. Напротив, за тарифицированным покаянием стоит модель по сути своей светская, судебная, уголовная. Тарифицированное покаяние было введено по образцу германской судебной практики. Оно заключалось в следующем. Если верующий совершал грех, он мог, вернее, должен был (тут-то и начинается пе­реход от свободной возможности, свободного решения к обязанности) найти священника и рассказать ему о совер­шенном проступке; священник же, в соответствии с этим проступком, который, вероятно, всякий раз оказывался тяж­ким, предлагал или предписывал то или иное раскаяние, так





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 342 | Нарушение авторских прав


Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2294 - | 2147 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.