Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Кара Густав ЮНГ, Мишель ФУКО. ное табу, табу на обсуждение, табу на оглашение, довлев­шее над нею, вероятно, с очень давних пор, во всяком слу­чае с XVII-XVHI веков




ное табу, табу на обсуждение, табу на оглашение, довлев­шее над нею, вероятно, с очень давних пор, во всяком слу­чае с XVII-XVHI веков. Я думаю, что на самом деле около 1850 г. происходит нечто (и немного позднее я попытаюсь проанализировать этот процесс), а вернее, не что иное, как возвращение в новом обличье вовсе не процедуры запре­та, некоего вытеснения или замалчивания, но возвращение вполне позитивной процедуры принудительного и обяза­тельного признания. Коротко можно сказать так: на Западе сексуальность является не тем, о чем молчат, не тем, о чем полагается молчать, а тем, в чем полагается признаваться. Если и были периоды, в которые молчание о сексуальности было правилом, то это молчание — всегда глубоко относи­тельное, никогда не тотальное, не абсолютное — неизменно было одной из функций позитивной процедуры признания. Зоны молчания, условия молчания и предписания молчать неизменно определялись сообразно той или иной техни­ке обязательного признания. Что всегда было первичным, что всегда было фундаментальным, так это, на мой взгляд, властная процедура, состоящая в принудительном призна­нии. Исходя из этой процедуры, только и может действовать правило молчания, и нам надо попытаться описать ее, вы­яснить ее экономику. Первичным и фундаментальным про­цессом является не цензура. Что бы мы ни понимали под цензурой — вытеснение или просто-напросто лицемерие, так или иначе, она оказывается негативным процессом, по­винующимся позитивной механике, которую я и попытаюсь разобрать. Я бы даже сказал так: если в отдельные пери­оды молчание, или определенные зоны молчания, опреде­ленные модальности функционирования молчания, в самом деле использовались, причем использовались в одной уп­ряжке с признанием, то, напротив, мы без труда вспомним эпохи, когда сосуществуют уставная, регламентированная, институциональная обязанность признания в сексуальности и — величайшая свобода в области прочих форм сексуаль­ной речи.

Можно представить себе — у меня таких данных нет, но это можно себе представить, так как, я думаю, это мно-

ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

гим доставило бы удовольствие, — что правило молчания о сексуальности приобрело вес не ранее XVII века (то есть эпохи, скажем так, формирования капиталистических об­ществ), тогда как прежде все могли говорить о сексуально­сти свободно.

Возможно! Возможно, в Средние века было именно так, и свободы высказывания о сексуальности было гораздо больше, чем в XVIII или в XIX веке. И тем не менее внут­ри этого своеобразного поля свободы существовала вполне установленная, совершенно обязательная, прочно инсти-туциализированная процедура признания в сексуальности, каковой была исповедь. Хотя, должен сказать, пример Сред­невековья не кажется мне достаточно разработанным исто­риками, чтобы считаться подлинным. Но посмотрите, что происходит сейчас. С одной стороны, сегодня тоже имеется целый ряд институциализированных процедур признания в сексуальности: психиатрия, психоанализ, сексология. Од­нако все эти формы признания, подкрепленные как научно, так и экономически, коррелятивны тому, что можно охарак­теризовать как относительную раскрепощенность или сво­боду в области возможной речи о сексуальности. Призна­ние не является возможностью обходить правило молчания наперекор неким нормам, привычкам или морали. Призна­ние и свобода высказывания идут рука об руку, они взаим­но дополнительны. И если мы часто посещаем психиатра, психоаналитика, сексолога и задаем им вопросы о своей сексуальности, признаемся в том, что составляет наш сек­суальный опыт, то как раз постольку, поскольку всюду — в рекламе, книгах, романах, кино и вездесущей порнографии присутствуют побудительные механизмы, которые направ­ляют индивида от этой повседневной речи о сексуальности к институциональному и дорогостоящему признанию в сво­ей сексуальности у психиатра, психоаналитика и сексолога. Таким образом, сегодня мы имеем дело с фигурой, в рамках которой ритуализация признания уравновешивается кор­релятивным ей существованием вездесущего сексуального дискурса.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 412 | Нарушение авторских прав


Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2464 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.