Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия досократовского периода




 

К основным достижениям философской мысли этого периода, при всём

своеобразии подходов к рассмотрению основных философских проблем,

можно отнести следующие:

1. В философии досократиков поднимается и решается проблема

о единых первоначалах природы и сущего. Тем самым возникает

наиболее ранняя форма философии – натурфилософия, которая дала начало

многим наукам.

2. Закладываются традиции материализма и диалектики в понимании

природы, хотя они и носят стихийный характер. Материалистическое понимание

природы означает её рассмотрение как саморазвивающейся системы, к которой

складывающаяся в развитии сложность имеет первопричиной свойства самой

материи, её внутренние силы, для которых не требуются внешние идеальные силы,

управляющие миром.

3. Впервые решается вопрос о природе мышления, о различии разумного и

чувственного начал в восприятии мира, о противоположности Знания и Мнения.

 

 

6)Софисты. Главная цель: научит учеников использовать знания на практике

(побеждать в спорах, владеть словом). Протагор, Горий (483-373) доказывает

3 тезиса: ничего не существует; если что-то существует, его нельзя познать;

если что и можно познать, то нельзя передать, объяснить другому. Весьма точно

различает значения слов и использует изменения значения в разных контекстах,

речь понимается, как совершеннейшее орудие человека. Протагор (481-411) материалист

и атеист. В теории познания он – сенсуалист (сенсуализм – познание, основанное на

творчествах). "Человек – есть мера всех вещей, существующих, что не существует,

не существующих –???". Большинство мыслей Протагора и Гория относятся прямо к

человеку, его жизни, практической и познавательной деятельности. Софисты переносят

центр внимания от природы на человека, это связано с целью "учить людей", поэтому

они уделяют большое внимание языку, как средству передачи мнений и изучению

человеческого мнения и знания.

 

 

7) Сократ (469-399). Искусство рождения мысли – майевтика. Стремятся понять мир

в другой манере, нежели софисты, он движется от событий к их смыслу. Все прекрасные

вещи имеют общее…Эйдос(видимая фигура) – идея вещи, её смысл. Поскольку общее

можно обнаружить не чувствами, а умом Сократ относит общее к миру ума,

существует родовое общее. Начиная с Сократа, человечество начинает осваивает мир

родового общего. Этот мир родового иерархизирован. Главная идея – идея бога.

У него происходит отождествление счастья с добродетелью. Мораль = знанию.

Приобрести знание можно через диалектику, которая состоит из иронии и майевтика.

Ирония – обмен мыслями, которая сначала даёт неверный результат (сравнение

через противопоставление). До Сократа основным предметом философии являлась

природа, Сократ отодвигает центр тяжести философских интересов в сторону

человека. Если софисты занимались науками, Сократ отвергает всю натурфилософию

как излишнюю для человека. Сократ превосходит софистов в понимании общего,

родового. Софисты превосходят Сократа в определении практического.

Главной задачей философии Сократ считает рациональное обоснование

религиозно-нравственного мировоззрения. Мир является творением божества

великого и всемогущего, а основой сущностью мира является духовный принцип.

Сократ является первым из 3-х наиболее выдающихся философов классического периода.

 

 

8) Платон об "идеях", П.(427-347) из Афин. Ученик Сократа. "Академия" в

Афинах. После смерти Сократа много путешествовал (12лет). Критикует

Демокрита. Центральное учение - учение об "идеях". Материальный мир

(кажущееся бытие), который нас окружает и который мы познаем своими чувствами

является лишь "тенью" и произведен от мира идей (истинное бытие), т.е. матер. мир

вторичен. Все явления материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются,

идеи являются неизменными и вечными. Поэтому идеи - единственный предмет подлинного

истинного познания. Чувственно воспринимаемые предметы - подобие, тень, в кот.

отражены идеи. Основоположник объективного идеализма. Онтология: Чувственному

миру как кажущемуся и нереальному противопоставляет идеальный мир как реальный и

действительный. Виды сущего (самостоятельны и вечны):

- идеи ( существует конечное число идей по числу существенно-сходных

вещей и явлений. Идеи можно систематизировать: идея кошки и идея собаки

входят в идею 4-ногих. Идеи дают общую, всегда пребывающую сущность вещей,

это форма, структура, эталон для вещей);

- материя (некоторый вид бесформеный, незримый, неуловимый. Она способна

принимать различные формы.

- -всякая вещь есть воплощение соотв. идеи в материю.

Материя - это нечто промежуточное между идеей и вещью) но идея и материя

безжизнены Тело космоса творится из материи. К моменту творения материя уже

существует в виде воды, воздуха, огня и земли. Тело космоса шарообразно, в центре есть

ось на которой покоится земля -геоцентрист. Космос вращается вокруг Земли. Душа творится

раньше тела. Своей тождественной частью мировая душа постигает идею, иной частью

материю, а смесь тождественного и иного -вещь. Время (движущееся подобно вечности)

родилось из разума и мысли бога. Земля - старейший и почтеннейший из богов, рожденных

внутри неба - некая космическая религия. Развитие мира определяется вечным конфликтом

бытия и небытия.

9) Платон (427-347) имел свои школы – академии. Выделяют три периода творчества

Платона: сократический, платонический, период зрелости диалоги Платона.

Платон – 1-ый объективный идеалист, сознательный, воинствующий, лично-безличностный.

Главная категория – это идея, некое объективированное понятие, умственная идея,???

из человеческого сознания и помещённая в некий идеальный мир. Анамнезис –

припоминание – главный метод. Диалектика и Платона – искусство ведения беседы,

умение правильно задавать вопросы и получать правильные ответы – это вершина

знания. Истинные знания. Знания мнимые – смесь истины и заблуждения.

Космология – учение о происхождении мира. Творец вселенной – разум (Демиург),

который творит сначала идею космоса. Материя – начало мироздания. После

создания материи Демиург создаёт богов, боги создают мир, человека, живых существ.

Взаимоотношение вещи идеи: идея и вещь причастны друг другу, но степень сопричастности

может достигать различного уровня совершенства. В рамках соотношения вещь – идея: есть

предел становления вещи. В рамках соотношения идея – вещь: идея как порождающая модель

того класса вещей, которому она сопричастна. Платон убеждён в объективности идей, в том,

что они не могут существовать без сопричастности к ним вещей. Социально-политические

взгляды Платона: выделяют 3 составляющих части души: Разумная, сосредоточенная в голове;

чувства и эмоции, сосредоточенные в груди; вожделение и страсть, сосредоточенные в

животе. Платон выделяет 3 категории людей: у которых преобладает 1 часть – философы;

2-ая – стражники; 3-я – ремесленники, художники. Тимократия – власть честолюбцев,

олигархия – власть богатых; демократия – власть толпы. Наилучшая форма

правления – монархия. Вывод: идеальным, государство могло бы предотвратить

многочисленные несправедливости, он исходит из идеала и строит идеальное

государство, которое могло бы столь же неизменным как его идея.

 

 

Аристотель

Аристотель (384-322) город Стаина на северо-западном побережье Эгейского моря.

Из семьи придворного врача. Был слушателем "Академии" Платона до смерти основателя

в теч. 20 лет. "Платон мне друг, но истина дороже. Критиковал платонизм: сущность

вещей в самих вещах, а не в идеях. Странствует. В 50 лет возвращается в Афины.

Открывает фил. школу ликей (рядом с храмом Аполлона Ликейского). Стал учителем

А.Македонского. После смерти АЛ-дра обвинен в богохульстве. Покидает Афины.

Создатель самой обширной науч. системы из существ. в античности. Создал вместе

со своими учениками новое научн. напр., систематизир. науку, определил предмет

и методы отдельных наук."О философии", "Диалог о счастье", "О небе","Политика",

"Экономика", "Поэтика", "Риторика", "Метафизика"..фил наиболее божественная наука

в 2 смыслах: 1.Владеть ею пристало скорее богу, чем человеку. 2.Ее предметом

являются божественные предметы. Поэтому А. называет свою фил. теологией, учением

о боге. Дал определение понятиям сущего и сущности. Сейчас: Сущее- то, что существует,

что можно наблюдать. Сущность- то, что нельзя ощутить, а только понять как внутр.

связи (Солн. затм. - сущее, понимание его - сущность). Основа любого бытия - проматерия,

перводвиг. всего - бог. Материя то, из чего вещь возникла. Вещь существует независимо

от идеи, материя первична. Материя - сама по себе не обозначается ни как определенное

по существу, ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо иным

св-вом сущего. Такая материя включает и проматерию из провеществ (вода, воздух, земля, огонь).

Познание: 1-чувств -овладение единичным 2-рацион-овлад. общим. Путь познания;

ощущ.->предст.-> опыт-> искусство->наука

Об об-ве и гос-ве: "политика". Человек - обществ. сущ-во. Рабовладение - естественное

состояние организации общества. С рождением каждому определено быть или рвабом или

рабовладельцем.

Общество свободных людей. 1. Очень богаты -

противоественный способ приобретения богатства - плохо. 2.Средний класс 3. Крайне бедные.

Формы гос-ва: хорошие (монархия, аристокр.), плохие (тирания, олигаргия, демокр.)

Задача- предотвращение чрезмерного накопления богатства.

 

 

11) Аристотель (воспит Макед), Ликей. Бытие-существ предметн мира, восприн с пом ощущ.

Природа-первичн материал, из нее все возник. Материя-причина, без нее нет бытия,

пассивна, бесформенна, выливается в форму. Мат-возм-ть бытия. Чел-к имеет дело с

вещью(проявл материи). Форма(идея) сущ в вещах, нельзя отрывать от вещей, сумма
св-в, отлич предметы. Вещь сущ если есть форма. "Материя вообще"-из нее вещи,

"форма вообще"-Бог. Идея-копия вещей, но не наоборот. Реальн мир познается орг

чувств частично, тк сущ сверхчувств мир, доступн рацион познан. Душа-форма тела,

дает смысл жизни, душа госп над телом, как форма над материей. 3 вида души:1-

растит(растен, размн), 2-чувств(жив, ощущ), 3-разумн(чел-к: познает, думает). Теор

познан: суть вещей познается с пом ощущ, мы познаем лишь форму, но не матер.

Ощущ дают знание единичного, наука постиг общее, наука как разум, доказывает

логически. Над наукой-филос, логика. Знание з-нов мышлен-мудрость, основатель

формальн логики, сформул катег ф-фии. Диалектика-разреш противореч, низш уро-

вень логии, движ от зн единичн к зн общего, пока возм-ть не релизов, бытие-диалект,

Ар не признает противор в действ-ти, отриц объект диал. Чел-к: политич животиное,

стремл к вовместн сож-ву, гос-во-разросш семья. Назнач гос-ва-обесп счастья гражд

(собст-ть, участ в управл), рабы предназнач повиноваться. 6 форм гос-ва: правильн

(монарх, арист, полития), неправ(тиран, олиг, демокр). Наил-полития(умерен демокр+

личное дост-во олигархии). Этика:Сок(душа), Пл(идея), Ар-основа-принц нравств-ти,

в индив-не м прояв принц нрав-ти, в общ-ве поведение мб добродет-ым(справедл-то,

что соотв з-нам, то, кто наруш з-н-несправедлив).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1305 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2497 - | 2245 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.