Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Жанры повседневного дискурса




Разграничение диалога-полилога, ситуативность-спонтанность, доминирование одного из коммуникантов (интервью)

Информативные (вопрос, беседа, рассказ, сообщение)

Императивные (просьба, совет, приглашение)

Этикетные (приветствие, прощание)

Оценочные (похвала)

 

Метафора и родственные ей тропы.

Объект изучения с последней трети 20 века.

Арутюнова: идентифицирующая/характеризующая лексика

Субстантивные метафоры:

1. Номинативные субстантивные (конкретная идентиф. лексика: рукав реки), апеллирует к зрению, быстро гаснет

2. Характеризующая субст. мет. (идент. лексика в позиции предиката превращается в характеристику: он – дуб) +случай: признаковое слово становится идентификатором (шоколад «Восторг»)

3. Когнитивная метафора (острый ум) – матафоризация в области предикатного значения

 

Когнитивная теория метафоры – Дж. Лакофф: метафора – концептуальная структура

+ персонификация, олицетворение, эпитет, силлепс (одновременный охват прямого и переносного значения), каламбур

+ фигуры речи: деривация (сознательный повтор однокоренных слов: нет в творении творца), градация, антитеза, метаморфоза (серой белкой прыгнул на ольху), плеоназм

 

Структурная перестройка частеречной системы и картина мира в повседневном дискурсе.

Перестройка – изменение в соотношении полнозначных и служебных ч.р

Время: мыслится событийно (После Мск я ее не видела), обращение к памяти, восстановление даты по событиям

Пространство: Свое(положительно)-чужое (тревога)

Интимизация пространства, гиперболизация

Категория образа автора в художественном тексте.

Воплощает целостность, единство текста.

Над категорией образа автора Виноградов работал на протяжении всей научной деятельности (20-30гг, 50-60гг). Представление о категории образа автора можно получить, обращаясь к

- «Анализ поэмы «Двойник»»

- наблюдения над стилем жития Протопопа Аввакума

Теория образа автора получила полное воплощение в его посмертной книге – «Теория художественной речи». Эта категория по мысли автора – проявляет себя в любых художественных текстах: лирика, драма.

Нет единого определения категории образа автора.

Своеобразный образный лик писателя. Вопрос в том, как образ писателя реконструируется на основе его произведений. Различаем писателя, автора, внутреннего отправителя. Писатель = лицо, написавшее данное произведение, принадлежит реальному миру, не миру тексту, а миру действительности. Повествователь – относится к внутренней коммуникативной рамке текста (от чьего лица написан текст). Автор – образ писателя как создателя данного текста.

Писатель реальный находится вне художественного текста, автор условен, относится к вымышленному миру, занимает там особое отличное от повествователя место.

Виноградов разделял 3 аспекта в изучении образа автора:

- теоретический

- описательный (образ автора в конкретном тексте – неповторимый)

- типологический/историко-типологический подход (сопоставление разных текстов, в истории – тексты относятся к разным эпохам).

 

Жанры научного стиля.

Информационные – академические жанры (монография, статья, тезисы, доклады, сообщения)

Справочно-энциклопедические жанры (энциклопедии, справочники)

Научно-оценочные жанры (рецензия, критическая статья, отзыв оппонента)

Научно-педагогические жанры (лекции, учебник)

Периферия:

Научно-деловые (методики, программы, научно-техническая документация)

Научно-популярные жанры

· Академические жанры:

- монография - многопрофильное сочинение, имеющее обобщенный характер, включает историческую часть, четкое деление на главы. Индивидуальный стиль допускается в наибольшем объеме из всех научных жанров.

- статья. В центре – одна проблема. Цель – продвижение научного знания во времени. Характерна четкая логическая структура, аргументация, справочная литература. По объему меньше, чем монография.

- тезисы. Характерны маленький объем, расчленение текста на пункты, отказ от аргументации. Нужны максимально емкие высказывания. Текстовые аббревиатуры.

- аннотация. Нет имени автора. 1-2 предложения, в которых раскрывается тема. Указывается пользователь = тот, кому адресовано.

· Научно-оценочные жанры: Содержат в себе интертекстуальную оценку (отзыв – должен быть текст, на который отзыв написан.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 813 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2255 - | 2142 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.