Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Позиция повествователя в художественном тексте




Мы разделяем писателя, автора и повествователя. Писатель и читатель принадлежат к внешнему миру, действительному, повествователь, рассказчик – субъект текста - миру текста. Образ автора – образ писателя как создателя данного текста.

Образ автора по Виноградову развивается в совокупности таких признаков: тип повествователя, композиция текста, язык. Категория автора мыслилась Виноградовым как всеобъемлющая.

Внутренний отправитель в тексте: повествователь или рассказчик. Как он моделирует себя в тексте, как мы о нем узнаем? Существует он или нет? Признаки по Виноградову:

1) эксплицитное или имплицитное выражение личности повествователя. Эксплицитное:

«однажды это случилось два дня после того вечера, описанного в начале этой повести и за неделю перед той сценой, перед которой мы остановились… (Пиковая дама)

Авторское монологическое слово реализуется в двух формах:

а) третьеличная - Повествователь не представляет себя как «я», повествователь не заявлен ни как участник события, ни как наблюдатель. Как творец. Есть ли следы автора?

Эксплицитное выражение повествователя в третьеличной форме выражения автора:

- «Двойник»: «я бы непременно изобразил вас яркими красками …»; «В таком положении мы оставили Елизавету Николаевну…» - более менее стереотипные формы (мы, я, наш герой, наша повесть, наше повествование).

- Другой способ – обращение к читателю, к герою («Что делать»: «…нет, это не странно, Верочка…»; «За мной, читатель…» (Мастер и Маргарита).

б) перволичная. «Мы стояли…» - может быть центральным персонажем («Выстрел» Пушкина, «Театральный роман» Булгакова), может быть периферийным (одним из персонажей) («Записки из мертвого дома» Достоевского, может не принимать участия в событиях, выступать как очевидец («Братья Карамазовы» Достоевского).

Различия:

-вымысел/достоверность (третьеличная форма несет семантику вымысла, перволичная – достоверности, «Барон Мюнхгаузен» - перволичная форма, но мир основан на вымысле, но мы его отчасти воспринимаем как реальность (я был, я видел, значит, правда). За третьеличной формой стоит семантика объективности, повествователь не заинтересован в том мире, который создает, перволичный повествователь (особенно который является центральным персонажем)- субъективности; эффект оправдания, снисхождения к самому себе, смягчение оценки

- полнота/неполнота представления внутреннего мира, различные ограничения, которые связаны с физическим существованием «я» как человека, третьеличному повествователю можно находиться одновременно в разные местах, нет ограничения сознания, а перволичный повествователь нет, он должен использовать разные способы для описания других мест, времен (воспоминания, сны и т.д.).

Чернышевский «Что делать?»: «Как это так скоро, как это так неожиданно, - думает Верочка, одна в своей комнате, по окончании вечера…» Нет, это вовсе не странно, ВерочкаА вот что в самом деле странно, Верочка, - только не нам с тобою, - что ты так спокойна». Это диалог, с которым повествователь на небольшом фрагменте текста обращается к своему герою. Булгаков: «За мной, читатель» - втягивание читателя в тот мир, границы которого всегда определяются самим текстом.

2) В мире человек занимает какое-то пространство, в единицу времени – точку пространства. Повествователь, как человек, занимает место в пространстве – локальная позиция повествователя. Виноградов выделили позицию незримого наблюдателя (очевидца). Она связана с конкретной ситуацией, которую мы можем наблюдать.

«Перед раскрытым окном красивого дома, в одной из крайних улиц губернского города О… (дело происходило в 1842 году), сидели две женщины – одна лет пятидесяти, другая уже старушка, семидесяти лет» («Дворянское гнездо») - конкретная ситуация, локализованная во времени и пространстве.

Узуальная ситуация не предполагает введение локальной позиции (По вечерам я хожу в кинотеатр «Октябрь» - наблюдать сложно, надо представить один из таких походов), или если есть рассуждение.

«Пиковая дама»: «Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова. Долгая зимняя ночь прошла незаметно; сели ужинать в пятом часу утра. Те, которые остались в выигрыше, ели с большим аппетитом, прочие, в рассеянности, сидели перед пустыми своими приборами. Но шампанское явилось, разговор оживился, и все приняли в нем участие» - где находится повествователь? – незримый очевидец, его локальная позиция предполагает описание того, что видит, слышит человек, но не того, что относится к внутреннему миру.

«Старая графиня сидела в своей уборной перед зеркалом. Три девушки окружали ее. Одна держала банку румян, другая коробку со шпильками, третья высокий чепец с лентами огненного цвета») Эпистемическая позиция (связана со знанием). Позиция полного знания: при ней повествователь проникает во внутренний мир тех, о ком пишет, или обращается к прошлому или будущему, к тому. Что может быть неизвестно самим персонажам, недоступно зрителям. Толстой: повествователь в «Войне и мире».

Позиция неполного знания. Сигналы: вводные слова (очевидно, вероятно, по-видимому, скорее всего, конструкции с предикативным наречием («Заметно было по одному виду г-на…, что у него хлопот полный рот» («Двойник»)) вместо конкретных номинаций. Всеведущий повествователь не может использовать этих слов, у него нет модальности (возможно, вероятно, наверное).

«Г-н Голякин побежал к окошку и с большим участием стал что-то отыскивать глазами во дворе дома» («Двойник»): повествователь не знает, персонаж знает.

- оценочная (аксеологическая) характеристика – выраженная оценка в авторском монологическом слове персонажей в целом, их поступков. «Пиковая дама»: «И вот моя жизнь!», - подумала Лизавета Ивановна. В самом деле Лизавета Ивановна была пренесчастное создание»). Соотношение оценочных позиция повествователя и персонажа: здесь повествователь присоединяется к оценке, которая исходит от персонажа. Соотношение оценки, которая есть в эпиграфе и в тексте повествования

3) Стабильность/изменчивость лика повествователя, позиции повествователя. Пиковая дама: в какой-то момент повествователь уходит от оценки, отчуждение повествователя от персонажа; Двойник: происходит полное слияние персонажа и повествователя. 1 глава – позиция незримого очевидца, потом повествователь переходит в позицию всеведения.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2512 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2215 - | 2091 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.