Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Церковь св. Марии в Любеке




Любек с 1226 г. свободный город в Священной Римской империи. Епископ слабый. Центр Ганзы. На полуострове. При приближении к городу видно 7 шпилей – украшения 6 церквей, четко ориентированных по оси запад-восток.

Борьба с капитулом за выбор епископа. Собор – резиденция епископа – на южной окраине. Мариенкирхе – спонсируется купцами – в центре. Эти 2 постройки образуют ансамбль. Группы башенок и медных шпилей, высящихся над ним вечными мачтами и флагштоками, придают городу праздничный вид.

Строительство Мариенкирхе – стремление к монументальности. Сначала тут начали возводить зальную церковь с одной башней, но на последней стадии работ отвергли проект в пользу более масштабной базилики с 2 башнями (1277-1351 гг.). Высота башен – 125 м, центрального нефа – 40 м.

План и профиль соответствуют модели французского готического собора, стиль неузнаваем. Не камень, а кирпич. Как и большинство кирпичных церквей Северной Европы – ясность, стройность и синтетическое единство форм.

Западный фасад устремлен ввысь. Обрамляющие его башни разделены на ярусы карнизами с орнаментом из четырехлистников и увенчаны треугольными фронтонами, встроенными в шатровые шпили. Такие шпили часты для романской архитектуры Германии. Шатровый шпиль – один из устойчивых мотивов средневековой архитектуры немецких земель.

Корпусь Мариенкирхе – широкая базилика без трансепта, но с деамбулаторием и венцом капелл; широкие боковые нефы – наследие зальной церкви. Особенности плана – боковые нефы шире деамбулатория, в 5-угольной апсиде – лишь 3 капеллы. Половина шестиугольного свода является частью капелл, вторая половина перекрывает деамбулаторий. План хора – переработка плана зального хора собора в Любеке. В профиле место трифория заняла непрерывная внутренняя галерея с ажурной балюстрадой и пинаклями: элементы, характерные для внешнего декора храмов, использованы в интерьере. Верхний ярус центрального нефа оформлен в виде системы глубоких ниш, часть которых наглухо заложена кирпичом. Система именуется “акведуком”, впервые использована в соборе Бремена.

Прототипы колонн и пилястров – собор Кельна, оттуда же, из ризницы, - форма окон, разделенных на 3 ланцетовидных секции и лишенных ажурного декора. Пучки колонн и многие нервюры свода, окрашенные в красный цвет, резко контрастируют с белыми стенами.

Капелла св. Анны.

К 1310 г. восточнее южной башни была пристроена «Писарская капелла». Она совмещала в себе функции притвора и капеллы и, украшенная порталом, служила вторым главным входом в церковь со стороны Рыночной площади Любека. Предположительно она посвящалась св. Анне и своё современное название получила после Реформации, когда в неё въехали писари. Капелла со звёздчатым сводом (12 м х 8 м х 12 м) считается шедевром высокой готики. Её часто сравнивают с образцами английской соборной готики и капитульным залом замка Мариенбург Тевтонского ордена в Мальборке. В настоящее время в Писарской капелле проходят приходские службы в зимний период (с января по март).

В юго-восточной части деамбулатория городские власти возвели в 1390 г. собственную капеллу — «Бургомистрскую», которая выделяется внешне сочетанием в кладке глазурованного и неглазурованнного кирпича. Здесь проходили церемонии вступления в должность избранных членов городского совета. На верхнем этаже капеллы хранились особо важные ценности города: городские привилегии, грамоты, договоры и другие документы городского совета. Эта часть церкви и по сей день находится в собственности города.

Всего церковь Святой Марии насчитывает девять больших боковых капелл и десять малых погребальных капелл, названных по фамилиям членов любекского городского совета.

Собор Св. Вита в Праге.

1355 г. – Карл IV – статус столичного города. Старая связь с немецкими землями. 1344 г. – самостоятельное архиепископство – заложен собор Св. Вита. Связь Карла с Францией – архитектор Матьё из Арраса. Разработал план хора, возвел часть деамбулатория и венец капелл. 1352 – умер – Петр Парлерж – новаторство.

Особенность плана, своды не приведены в соответствие с границами пролетов – за счет отказа от продольного ребра и путем удвоения числа диагональных нервюр, которые образовали сложную сеть ромбов, ромбоидов и треугольников. Взгляд от стене к стене – по зигзагообразной траектории. Отход от традиционной единообразной последовательности пролетов. В разрезе свод имеет округлые очертания и необычно заостренную вершину: цилиндрический свод рассечен поперечными сводами, обрамляющими окна. При этом все нервюры имеют одинаковый диаметр.

Профиль апсиды – кельнская модель, но упрощен: апсида охватывает не 7, а 5 сторон десятиугольника. Композиция – тоже большая отчетливость и ясность – выразительное обрамление окон и парапет, идущий вдоль нижнего края крыши, как в Реймсе. Господствующая роль в композиции – вертикальные элементы. Новаторский мотив во внешнем оформлении восточной части собора: пинакли, которыми украшены контрфорсы между капеллами деамбулатория, прорывают карниз насквозь: фиалы их оказываются на поверхности карниза. Очень утонченный прием.

Еще более радикальное новшество – конструкция портика перед южным порталом (1367-68 гг.). Аркада портала образована богато профилированной полукруглой аркой с балдахинами, покрывающими лепные украшения. Но эта аркада частично скрыта за отделенными от свода нервюрами, которые лишены орнаментальной заделки в местах пересечений и сходятся на вершине выдвинутой вперед центральной колонны портала. Поскольку эта колонна выступает вперед, створки дверей располагаются под углом к стене.

Трифорий и верхний ярус центрального нефа воздвигнуты между 1374 и 1385 гг. Трифорий огражден парапетом с ажурным орнаментом, структура которого необычно “расплывчата” (как в ажурном декоре на окнах часовни замка в Марбурге). Передний слой трифория, образованный поднимающимися снизу, из области аркады, служебными колонками, связан с плоскостью стены верхнего яруса посредством маленьких застекленных арок => образуются расположенные под углом к плоскости стены маленькие окошки (окна внутри окон). Эти окошки украшены внутри трилистниками и увенчаны фиалами и краббами.

Галерея бюстов, размещенная в трифории собора. И идеализированные, и реалистичные портреты. Император и его семья, архиепископы и даже архитекторы Матьё из Арраса и Петр Парлерж.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 601 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2610 - | 2184 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.006 с.