Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Церковь Сан-Петронио в Больньи




Через четыре года после начала работы над проектом собора в Милане жители Болоньи приступили к разработке проекта приходской церкви Сан-Петронио, которая должна была стать достойной соперницей миланского гиганта.

И действительно, эта церковь, оправдав надежды своих заказчиков, задала новые стандарты храмового зодчества. Ее деревянная модель, выполненная Антонио ди Виченцо, представляет собой трехнефную базилику с длиной нефов 182,4 м и с шириной трансепта 136,8 м.

Поскольку церковь намеревались построить из кирпича и снабдить боковыми капеллами, то завершиться ей предстояло, как и собору Флоренции, гигантской алтарной частью. Область средокрестия предполагалось перекрыть куполом, который захватывал бы часть рукавов трансепта и часть хора, уподобившись по форме распятию.

К возведению внутренних конструкций приступили в 1390 г. Просторный интерьер церкви должен был стать проще и композиционно логичнее, чем в Милане. К моменту смерти архитектора в 1400 г. были завершены два из шести пролетов центрального нефа, перекрытых высокими сводами; площадь квадратных пролетов достигла 20 кв.м. Остальные пролеты, а также временный южный хор и северный фасад были выстроены к 1525 г., после чего работы приостановились.

Ни к трансепту, ни к хору так и не приступили. Но даже оставшись незавершенной, церковь Сан-Петронио оказалась одним из высочайших достижений храмовой архитектуры Тосканы и Ломбардии. Ее просторный интерьер, элегантная ясность и искусная работа со строительными материалами свидетельствуют о чрезвычайной изобретательности итальянских мастеров готики.

Билет 34.

Ранняя и зрелая готика в архитектуре Англии. Хор собора в Кентербери, собор в Солсбери, собор в Линкольне, капелла св. Троицы в Кентербери, собор в Уэлсе, Вестминстер, Йорк, Эксетер, зал капитула в Уэльсе.

 

В борьбе с Францией Англия избрала независимый путь. Верные местным традициям, они, насколько это было возможно, сохраняли англо-нормандские строительные методы, сформировавшиеся в ходе развития англосаксонской архитектурны 10-11 вв., а также архитектуры Нормандии, с которой жители Британских островов стали знакомиться с 1066 г. На протяжении всей готической эпохи англичане заимствовали в основном только те формы французской архитектуры, которые согласовывались с англо-нормандскими принципами. Ни разу не была воспринята система французской готики в целом.

В процессе развития готической архитектуры в Англии можно выделить три основных периода, не полностью совпадающие с периодами ранней, классической и поздней готики континентальной Европы.

Первый период – ранняя готика – датируется приблизительно 1170-1240 гг. На этом раннем этапе был создан хор собора в Кентербери, строительство которого началось под руководством французского архитектора Санса, использовавшего здесь элементы архитектуры собора в Сансе, церкви Сен-Дени и других образцов французской готики.

Второй период, приблизительно с 1240 по 1330 гг., называют “украшенной” готикой. Он начался с реставрации Вестминстерского аббатства, участники которой ориентировались в основном на собор в Реймсе.

Наконец, период “перпендикулярной готики”, последний и самый продолжительный из всех, относится приблизительно к 1330-1530 гг. Несмотря на то, что в конечном счете “перпендикулярная” готика восходит к французскому “лучистому” стилю, она представляла собой вполне самостоятельный английский стиль, меньше других испытавший влияние французской готики.

Собор в Солсбери.

Характерные черты особой английской готики можно выделить на примере собора в Солсбери. Солсберийский собор был основан в 1220 г. – в том же году, что и собор в Амьене. Завершен он был также вскоре после Амьенского – в 1266 г. Однако различия огромны.

В отличие от амьенского собор в Солсбери расположен не в центре города, в окружении других зданий, а на окраине, в просторном кафедральном предместье. К северу от него когда-то возвышалась отдельно стоящая колокольня в стиле итальянской кампанилы. К югу расположился клуатр, окруженный высоким многоугольным, центрическим в плане зданием – залом капитула. Подобные многоугольные или круглые в плане залы капитула встречаются только в Англии; древнейший из них был возведен в Вустере около 1100 г.

План собора в Солсбери состоит практически из одних прямоугольников. Большой, просторный трансепт пересекает здание посередине; снаружи это средокрестие увенчано башней. В восточной части возвышается еще один трансепт, не столь внушительных размеров. Далее к востоку высота частей здания последовательно уменьшается: за высоким хором разместился более низкий, прямоугольный в плане деамбулаторий, а за ним – еще более низкая восточная капелла.

Эти правильные геометрические формы находятся в соответствии со средневековым литургическим членением собора. Мирян допускали только в центральный неф; к востоку от главного средокрестия стояла алтарная преграда (pulpitum), отделявшая от нефа область хора, доступ в которую был открыт только духовным лицам. Между двумя трансептами располагались сидения для каноников. К востоку от меньшего трансепта находился санктуарий с главным алтарем. Еще несколько алтарей помещались у восточных стен боковых нефов обоих трансептов.

Деамбулаторий вел в восточную капеллу – ретрохор, посвященный Святой Троице. Это помещение использовалось также для обрядов в честь Девы Марии, соблюдавшихся в Англии с особой тщательностью. С конца 12 в. характерной чертой английских храмов стали отдельные капеллы Богоматери, в которых ежедневно проводили службы в честь Девы Марии. Чаще всего такие капеллы сооружали у восточной оконечности храма в качестве ретрохора, и реже – с северной стороны хора.

Почти все новые готические хоры, повсеместно возводившиеся в Англии в ту эпоху, имеют прямоугольную форму. Многоугольные хоры французского типа с деамбулаторием и венцом капелл встречаются редко. Во второй половине 12 в. в Англии сформировалось два местных типа прямоугольных хоров. На юге и западе Англии более распространена солсберийская версия хора с низким деамбулаторием и далеко выступающим к востоку ретрохором. А на севере и на востоке страны возобладал другой тип храма, в котором вся область хора завершается сплошной стеной, а высота центрального нефа остается неизменной на всем протяжении. Это привело к возникновению плоского восточного фасада. Пространство интерьера таких больших прямоугольных храмов членится на части преградами.

При взгляде на собор в Солсбери снаружи средневековый зритель не обнаружил бы открытых контрфорсов, производящих столь эффектное впечатление в образцах французской архитектуры. Аркбутаны, которые мы видим сегодня, были сооружены позднее. Первоначально же контрфорсы в Солсбери были помещены под крышами боковых нефов; это типично английский строительный прием, восходящий к англо-нормандским традициям.

Скрывать контрфорсы подобным образом было принято по двум причинам. Во-первых, английские готические постройки были сравнительно низкими. Центральный неф собора в Солсбери имеет всего 25,6 м в высоту, тогда как высота центрального нефа собора в Амьене – 43,5 м. Во-вторых, английские зодчие до последнего сохраняли нормандскую толстую стену. Это означало, что они возводили исключительно мощные стены, которые можно было расчленять на слои и пронизывать галереями и коридорами.

По этим двум причинам появилась возможность строить каменные своды центрального нефа с низкими аркбутанами или вовсе без аркбутанов и контрфорсов. Этот метод представлял собой полную противоположность гораздо более смелому с технической точки зрения французскому готическому стилю с его постройками головокружительной высоты и каркасной структурой стен.

В соборе в Солсбери, как и в большинстве других английских храмов ориентация на решение декоративных задач более заметна в интерьере, чем во внешнем виде. При взгляде из центрального нефа на восточную часть собора прежде всего бросается в глаза красочность использованных строительных материалов. Светлый известняк контрастирует с тонкими пилястрами типа en-delit, подоконниками и капителями, изготовленными из темного, блестящего, похожего на мрамор вещества. Это так называемый пурбекский мрамор, известняк из отложений на юге Англии, который можно было отполировать под мрамор; начиная с 12 в. популярность его среди английских зодчих постоянно росла. А поскольку к подобным сочетаниям материалов добавлялись яркая роспись профилей арок и сводов и красочные витражи, то неудивительно, что интерьер английского храма производил поистине великолепное впечатление.

Формы опорных столбов в Солсбери весьма разнообразны; каждый столб окружен множеством пилястров типа en-delit. От пролета к пролету форма опор меняется, и в одной только их моделировке в полной мере проявилась знаменитая изобретательность английских зодчих. На этих столбах покоятся гигантские арки со ступенчатыми профилями, формы которых также отличаются удивительным разнообразием, какого мы не найдем ни в одном образце французской храмовой архитектуры.

Предпосылкой для такого разнообразия стала английская традиция использования нормандской толстой стены, толщина которой маскировалась расчленением на тонкие, богато орнаментированные слои. Опорные столбы не связаны с пилястрами, на которые опираются своды, - основания этих пилястров лежат на уровне среднего яруса. Такие усеченные пилястры, укрепленные на консолях в форме миниатюрных резных голов, - еще одна характерная черта английской готики. Опорные столбы нижнего яруса не связаны в единую структуру с опорами сводов, как во французской готической архитектуре, а мыслятся как независимые архитектурные элементы или даже, скорее, как произведения скульптуры, которые можно рассматривать со всех сторон.

Средний ярус собора в Солсбери свидетельствует о сохранении в то время англо-нормандской симпатии к галереям. Пазухи арок здесь богато украшены лиственным орнаментом и розетками. И даже в декоре верхнего ряда окон нефа над галереей доминирует мотив, типичный для английской романики, - ступенчатые арки, объединенные в группы по три. Стена в этой области расчленена на два слоя; между внутренним и внешним слоем размещен коридор.

Хор собора в Кентербери.

В 70-х гг. 12 в. название Кентербери было у всех на устах. Ведь в 1170 г. слуги короля Генриха II убили архиепископа Кентерберийского Томаса Бекета (1118-1170 гг.) в его собственном соборе. И уже в 1173 г., как только Бекет был канонизирован папой, началось паломничество к его могиле. А всего год спустя, в 1174 г., собор в Кентербери сгорел дотла, и далеко не все поверили, что это произошло случайно.

Зато реконструкция хора повлекла за собой разработку архитектурного проекта, какого в Англии не видели уже много лет. Правда, поначалу монахи кафедрального монастыря в типично английском духе хотели сохранить то, что осталось от старого здания, с наибольшей полнотой. Однако они все же оказались восприимчивы к новым веяниям и устроили конкурс среди архитекторов. Победил француз – Вильям из Санса. Джервас, один из кентерберийских монахов, составил отчет о строительных работах вплоть до завершения хора в 1184 г, и этот отчет стал для нас одним из главных источников сведений о конструкции средневековых зданий.

Вильяму из Санса удалось разместить новое здание собора в границах старых стен, только удлинив при этом хор. В результате в Кентербери появилась первая из готических пристроек к хору, позднее столь часто встречающихся в образцах английской храмовой архитектуры. Однако в других отношениях монахи остались бескомпромисны. Они потребовали сохранить в неизменном виде романскую крипту, а это предопределило размеры интервалов между опорными столбами в хоре над ней.

Как и в старом здании, круглые в плане опорные столбы следовало чередовать с квадратными. Новый центральный неф не должен был превзойти по высоте старый; кроме того, в верхнем ярусе нефа требовалось сделать традиционный коридор. И все же Вильям из Санса приложил все усилия, чтобы создать собор по образцу французского, в стиле, принятом на его родине.

В первой по времени создания части нового собора – западном хоре для монахов – он по возможности уменьшил толщину и увеличил высоту опорных столбов, чтобы добиться изящных, вытянутых по вертикали пропорций. Для галереи он спроектировал аркаду со сдвоенными арками по образцу аркады собора в Сансе, хотя и более “скученную”, поскольку в Кентербери интервалы между опорными столбами пришлось сделать гораздо более узкими, чем в Сансе.

Кроме того, зодчий придумал новую форму многим пилястрам типа en-delit, распорядившись высечь их из темного мрамора, как это было принято на северо-востоке Франции. Четвертый ярус – трифорий во французском стиле – добавить не удалось из-за малой высоты центрального нефа. Вильям сконструировал шестилопастные нервюрные своды французского типа, но опорой для них послужили всего лишь аркбутаны довольно незначительной толщины. Зато в восточном трансепте и в санктуарии он позволил себе зайти дальше в своих экспериментах и в первую очередь увеличил число окружавших опорные столбы пилястров из пурбекского мрамора.

Блистательное великолепие этих пилястров, по-видимому, вселило энтузиазм в заказчиков собора. Однако затем случилось несчастье. В 1178 г. Вильям упал со строительных лесов, и ему пришлось вернуться во францию. Проект завершил его тезка-англичанин.

Несмотря на то, что новый кентерберийский хор возводился в весьма специфических условиях, он стал чрезвычайно влиятельным и предопределил развитие английской архитектуры как минимум на 75 лет вперед.

Капелла св. Троицы в Кентербери.

При англичанине Вильяме была возведена самая необычная часть собора в Кентербери: капелла Св. Троицы, которая располагается за алтарем в полукруглой апсиде с деамбулаторием и ведет к так называемому венцу – почти круглой в плане центральной капеллы. Обе эти капеллы предназначались для отправления культа св. Томаса Бекета. Его усыпальница была помещена в капелле Св. Троицы – самой высокой части здания.

Капеллы эти стали декоративным средоточием нового здания: их украшают великолепные двойные колонны из разноцветного мрамора и огромные витражи с красочным изображением чудес, совершенных святым Томасом.

Конструктивных новшеств здесь еще больше, чем декоративных: галерея, видоизменившись, превратилась в подлинно французский трифорий, а вдоль внешних стен расположились отделенные от них высокие, тонкие опоры, создающие “каркасный” эффект.

Собор в Линкольне.

Построен вскоре после Кентербери, после землетрясения в 1192 переделан. Изначально в проекте, как и в Кентербери, 2 трансепта, деамбулаторий (первоначально – с отделенной центральной капеллой), трехъярусный профиль и – первоначально – шестилопастные своды. Впоследствии все это усовершенствовали – много экспериментов, разнообразно.

Особенно своеобразен первый по времени создания хор, спроектированный около 1210 г. мастером Джеффри. Очень пышно и разнообразно. Пилястры с капителями, украшенными краббами. Главные новшества – синкопированная двуслойная аркада и так называемые “безумные своды”. Количество лопастей в сводах увеличено с 6 (Кентербери) до 8. При этом кждый свод был разделен несимметрично: диагональные нервюры, расположенные друг напротив друга, расщеплены вдоль и сходятся в точках, находящихся к востоку и к западу от центра пролета. В результате образуется вытянутый ромб, простирающийся по диагонали от одного угла пролета к другому. Другие две противолежащие нервюры изгибаются так, что приходят в те же точки пересечения, формируя Y-образную фигуру. Через центры всех сводов проходит параллельно стенам еще одно ребро, объединяющее своды в непрерывную последовательность. Первый нервюрный свод в Англии.

Центральный неф. Опорные столбы отстоят друг от друга довольно далеко. 2 формы пилястров – первые два опорных столба один тип, следующие два – другой и т.д. В декоре нефа капители и консоли украшены английским “жестким” растительным орнаментом, в котором переплетены стилизованные бутоны, а листья и цветки словно бы клонятся под ветром. Структура сводов – через все своды параллельно стенам нефа тянется продольное ребро. От каждой пяты свода веером поднимаются кверху 7 нервюр, которые смыкаются с противолежащими нервюрами на продольном ребре. “Безумные” идеи хора обрели в центральном нефе систематическое воплощение, еще более яркое, чем в хоре. Кроме поперечных и диагональных, здесь еще использованы дополнительные нервюры – так называемые тьерсероны, или тройные нервюры. Среднее ребро тьерсерона соединяется с укороченными парами поперечных нервюр, так что образуется звездообразная фигура. Первый в Европе звездчатый нервюрный свод. Завершен к 1237-1239 гг.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 678 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2538 - | 2233 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.