Доминиканская церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции установила новые стандарты итальянского храмового зодчества. Здесь также сохранена общая цистерцианская схема трехнефного здания с трансептом, квадратными в плане капеллами и “срезанной” восточной стеной.
Новаторство же заключается в оформлении архитектурного пространства. Изящные опорные столбы со связанными полуколоннами и высокая аркада не столько отделяют центральный неф от боковых, сколько создают ритмическую организацию элементов интерьера вдоль продольной оси, длина которой составляет около 100 метров.
Особого внимания заслуживает тот факт, что интервалы между опорными столбами в аркаде постепенно сокращаются в направлении с запада на восток; в эпоху Ренессанса такой метод построения перспективы использовался для увеличения пространственной глубины.
Вершины сводов подняты выше обычного, благодаря чему создается эффект вертикальной устремленности, прежде совершенно нетипичный для итальянских храмов. Этот прием позволил также ослабить распор сводов и обойтись без внешних контрфорсов.
Еще одна особенность – полосатая аркада, в которой чередуются слои светлого и серовато-зеленого известняка. Подобная полихромия архитектурных элементов была традиционна для Тосканы.
Францисканцы апеллировали к эмоциям, доминиканцы – “вера, основанная на разуме”.
Санта-Кроче во Флоренции.
В 1294 г. во Флоренции францисканцы приступили к строительству новой церкви, которая должна была превзойти главную доминиканскую церковь города. Своей цели они достигли: церковь Санта-Кроче при длине 115 м и ширине трансепта 74 м превысила на 1/6 соответствующие параметры доминиканской церкви, а высота ее, составившая 38 м, превзошла высоту церкви-соперницы на целую четверть. Столь грандиозными грандиозными пропорциями Санта-Кроче затмила даже многие французские соборы.
Однако было бы неверно считать, что францисканцы руководствовались лишь стремлением возвыситься над соперниками. Дело в том, что многие богатые флорентийцы предпочитали размещать фамильные часовни именно в стенах францисканских церквей, тем самым воздавая дань уважения францисканскому идеалу благочестия – если не при жизни, то хотя бы посмертно.
В Санта-Кроче разместились фамильные часовни банкиров Барди, Перуцци и Альберти; кроме того эти богачи увековечили память о себе в выполненных по их заказу циклах фресок кисти Джотто, Гадди и других известных живописцев. Впоследствии Вазари покрыл эти фрески побелкой, что радикально изменило атмосферу в интерьере церкви. Некоторые из них до сих пор не восстановлены.
Францисканцы понимали, что теснее входя в контакт с зажиточными прихожанами, они отступают от идеалов своего святого покровителя. Но несмотря на это Санта-Кроче была выстроена в духе раннехристианской монументальности, на нее были истрачены огромные деньги. Правда, грандиозные амбиции заказчиков выражались не в богатстве декора, а в масштабе здания, в удивительной структурной четкости и в элегантной простоте отделки.
Границы между центральным нефом и боковыми едва заметны: их разделяют лишь восьмигранные опорные столбы и тонкие стенки верхнего яруса. Из декоративных элементов присутствуют лишь плоские пилястры, поднимающиеся от капителей опорных столбов, и ballatoio (огражденная дорожка), подвешенная на кроншейнах над аркадой и подчеркивающая горизонтальную ось. Вместо свода центральный неф перекрыт деревянной крышей с открытыми стропилами, что создает дополнительный акцент на продольной устремленности здания. Просторный трансепт, расположенный почти у самой восточной оконечности нефа, ярко освещен: солнечный свет проникает в него через высокие ланцетовидные окна. Слева и справа от небольшой многогранной апсиды размещено по пять прямоугольных капелл.
Вероятнее всего, проект Санта-Кроче создал архитектор собора во Флоренции – Арнольфо ди Камбио (ок. 1240-1302 гг.)
Собор в Сиене.
Итальянские соборы во многом уступали готическим соборам Франции. Их создатели не задавались целью строить соборы во французском стиле лучше, чем французы. Скорее они стремились превзойти другие итальянские соборы по таким параметрам, как монументальность и оригинальность.
И снова Сиена вышла на старт первой, явив миру образчик настоящей гражданской мании величия. В 13 в. здесь началась реконструкция романского собора в стиле цистерцианского аббатства Сан-Гальгано. Однако затем было решено значительно увеличить размеры средокрестия, чтобы обеспечить надежную опору для гигантского купола, которому предстояло перекрыть почти все пространство центрального нефа.
Высота этого купола предопределила также изменения в проекте самого центрального нефа и западного фасада. У восточной оконечности здания возвели прямоугольный баптистерий, который из-за уклона почвы расположился ниже центрального нефа и должен был послужить основанием для нового хора. В дальнейшем алтарную часть намеревались расширить и снабдить пышным восточным фасадом.
Но затем от этой идеи отказались ради еще более грандиозного проекта. Под прямым углом к старому зданию было решено возвести новый собор, Дуомо Нуово, включив в него старое здание в качестве трансепта.
В согласии с этим планом построили стены центрального нефа и правый боковой неф нового собора. Однако затем специалисты из Флоренции указали на ошибки, допущенные при расчете пропорций опорных столбов и сводов. Они заявили, что из-за этих ошибок обрушится купол и, более того, новое здание нарушит гармоничную композицию старого.
В результате этого, а также из-за опустошительной “черной смерти”, постигшей сиенцев в 1348 г., строительные работы прекратились. Теперь собор Сиены представляет собой компромиссный вариант между старым романским зданием и амбициозным проектом 13 в. Как ни странно, он производит удивительно гармоничное и цельное впечатление – в основном благодаря единообразной облицовке интерьера и наружных стен, покрытых черно-белыми полосами мрамора.
Западный фаса. Скульптор и архитектор Джованни Пизано в 1284 г. приступил к возведению трехпортального растянутого фасада в Сиене, взяв за образец французские храмы (чтобы получить право на руководство этими работами, Джованни пришлось добиться принятия в члены городской коммуны, что для каменщика из другого города было непросто). Джованни создал трехчастный растянутый фасад, фланкированный двумя крепкими башнями.
На уровне нижнего яруса доминируют три глубокие, богато профилированные полуциркульные арки, увенчанные декоративными вимпергами, а в верхнем ярусе центральное место отведено огромному окну-розе, чьи пропорции и обрамление не вполне соотносятся с нижней частью фасада.
По бокам от розы расположены галереи с аркадами и фронтончиками, а весь фасад увенчан монументальным треугольным фронтоном, размещенным непосредственно над рамой окна-розы.
Тимпан и поверхности стен покрыты мозаикой и пышной лепниной; весь фасад украшен сложной статуарной системой (здесь присутствуют знаменитые “Пророки” работы самого Джованни Пизано). В целом можно сказать, что архитектурные элементы играют здесь роль фона для исключительно пышного скульптурного декора.
Собор во Флоренции.
Строительство нового здания собора во Флоренции завершилось более успешно. Несмотря на неоднократные изменения планов и на то, что возведение западного фасада было надолго отложено, знаменитый купол Бруннелески стал поистине триумфальным венцом всех усилий, которые вложили флорентийцы в этотпроект.
Вопрос о реконструкции старого собора Санта-Репарата был поставлен на обсуждение в 1294 г., так как это здание стало слишком тесным для быстро растущего торгового города. Финансирование этого opus plurimum sumptuosum (“весьма дорогостоящего дела”) взяли на себя городские власти и богатые гильдии торговцев сукном и ткачей. Новый собор был заложен в 1296 г.
Первые архитектурные планы представил знаменитый скульптор и архитектор Арнольфо ди Камбио, ученик скульптора Пикколо Пизано. Арнольфо работал по заказам папы и ряда правящих семейств, главным образом в Риме, но также в других городах Италии.
Представление о том, как выглядел его проект, можно в целом составить по внешнему виду центрального нефа собора, хотя первоначально предполагалось, что здесь, как и в Санта-Кроче, будет деревянный потолок. К восьмиугольному средокрестию, которое уже тогда намеревались увенчать куполом, Арнольфо планировал пристроить триконх по образцу хоров-трилистников в церкви Санта-Мария д’Аракоэли на римском Капитолии и церкви Святых Апостолов в Кельне.
После смерти Арнольфо в самом начале 14 в. работы были приостановлены до 1334 г., после чего архитектором был назначен Джотто. Однако Джотто бросил все силы на строительство колокольни-кампанилы, в результате чего работы в соборе возобновились лишь в 1357 г.
Новый руководитель работ, Франческо Таленти, перекрыл центральный и боковые нефы здания не деревянной крышей, как планировал Арнольфо, а гигантскими нервюрными сводами и увенчал средокрестие еще более внушительным куполом. Кроме того, он расширил восточную часть собора. Центральный неф с четырьмя пролетами площадью 20*20 м каждый и высотой около 40 м был завершен в 1378 г. В 1413 г., когда был возведен барабан купола, в связи с дальнейшей работой над куполом возникли сложные инженерные и художественные проблемы.
Решение этих задач в 1420 г. доверили Филиппо Брунеллески, и тот воздвиг два купола, вложенные один в другой. Эту мощную и элегантную конструкцию можно смело назвать одним из величайших технических достижений не только раннеренессансной, но и всей мировой архитектуры.
Проектирование западного фасада собора, как правило, оказывалось для итальянских архитекторов сложной эстетической задачей. Уже на примере церквей нищенствующих орденов стало очевидно, что для храма базиликального типа с характерным расположением нефов не удается подобрать адекватную конструкцию фасада. А в случае с собором возникала дополнительная проблема: фасад следовало гармонично вписать в общую структуру городского ландшафта, так как соборы обычно занимали центральное положение в городе и выполняли важные символические функции.
Арнольфо ди Камбио, судя по всему, намеревался снабдить собор Флоренции классическим фасадом со статуарными нишами. С этой общей конструкцией согласно проекту Арнольфо должен был сочетаться портал с вимпергом во французском стиле. Однако по его проекту (чертеж которого сохранился в архивах собора) была возведена лишь нижняя треть фасада, да и ее снесли в 1587 г. И только в 1875-1887 гг. собор наконец обрел неоготический западный фасад, выстроенный по проекту Эмилио де Фабриса.