Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Воспитания состоит в признании непреходящего значения и ду­ховной ценности для человека возвышенного, прекрасного, изящного




Третье теоретико-методическое положение заключается в необ­ходимости гармоничного решения комплекса задач в процессе пре­подавания искусства детям: художественно-эстетического и идей­но-нравственного воспитания; обучения умениям и навыкам, обес­печивающим возможность вовлечения учащихся в активную худо­жественно-творческую деятельность; развития физических и духов­ных сущностных сил и творческих способностей. Цель эстетиче­ского воспитания — формирование у школьников нравственно-эс­тетического гуманистического идеала всестороннего развития лич­ности, умения видеть, чувствовать, понимать и творить красоту. Ее достижение обеспечивает художественно-эстетическое развитие детей, становление их подлинно художественного вкуса, продук­тивного образного мышления. В художественном образе как форме мышления сосредоточивается богатая информация о природе, об­ществе, общественных отношениях, общественном сознании. С по­мощью художественных образов человек мыслит, приходит к но­вым обобщениям и заключениям, хранит идейно богатую инфор­мацию.

Эстетическое воспитание детей осуществляется путем разреше­ния объективных противоречий и субъективных несоответствий. Основное противоречие обусловлено тем, что природа с рождения закладывает в ребенка задатки и возможности постижения кра­соты, эстетического отношения к действительности и искусству. Вместе с тем эти задатки и возможности в полной мере могут быть реализованы только в условиях целенаправленного, органи­зованного художественно-эстетического образования и воспитания. Пренебрежение целенаправленным эстетическим развитием детей оставляет их глухими к подлинным духовным художественно-эсте­тическим ценностям. Поток художественно-эстетической, а вместе с ней и антихудожественной информации захлестывает необразо­ванных молодых людей. Они оказываются неспособными разо­браться в качестве этой информации, дать ей критический анализ и правильную оценку. Одновременно обнаруживается несоответст­вие между необходимостью осуществления всеобщего эстетическо­го воспитания и слабостью материальных и кадровых возможно­стей школы.

Противоречия и несоответствия снимаются в результате все­сторонней организации и осуществления системы эстетического воспитания. Основными механизмами, приводящими в действие эту систему, являются развитое эстетическое восприятие и позна­ние художественно-эстетических явлений; духовное общение на ос­нове произведений искусства; художественно-творческая деятель­ность, развивающая способности детей и формирующая у них художественное видение мира.

В основе организации системы эстетического воспитания лежит ряд принципов. Всеобщность эстетического воспитания и художе­ственного образования обусловлена тем, что взрослые и дети по-

стоянно взаимодействуют с эстетическими явлениями в духовной жизни, повседневном труде, общении с искусством и природой, в быту и межличностном общении. Везде и всегда сопровождает их красота и безобразное, трагическое и комическое. Из этого сле­дует, что не может быть всесторонне, гармонично развитого чело­века без эстетической грамоты, идеалов, эстетического развития и художественной образованности, без умения в работе доводить качество продукции до эстетического совершенства. Поэтому все­общность и обязательность эстетического воспитания и развития буквально всех детей является важнейшим условием формирова­ния социально активной личности в детском возрасте, ее подго­товки к духовной жизни и труду.

Организация системы эстетического воспитания основывается также на принципе комплексного подхода ко всему делу воспита­ния. В эстетическом воспитании школьников различные виды ис­кусства взаимодействуют между собой, комплексно воздействуют на ребенка. Это взаимодействие осуществляется в результате тес­ных межпредметных связей в преподавании литературы, изобра­зительного искусства и музыки. Эстетическое воспитание осуще­ствляется комплексно также за счет раскрытия красоты науки, труда, физической культуры, эстетики отношений и быта.

Система эстетического воспитания опирается на принцип орга­нической связи всей художественно-эстетической деятельности де­тей с жизнью, практикой обновления общества, с процессом фор­мирования мировоззрения и нравственности школьников. Демокра­тизация общества — источник красоты и нравственности. Эстети­ческие явления подлинно человеческой жизни и высокого искус­ства, органично связанные с преобразуемой жизнью, формируют эстетическое отношение к действительности. Принципом системы эстетического воспитания является идея сочетания классных, вне­классных, внешкольных занятий, различных форм воздействия ис­кусством через средства массовой информации. На уроках по пред­метам эстетического цикла учащиеся усваивают лишь самые об­щие основы искусствоведческих знаний и приобретают первона­чальные навыки художественно-творческой деятельности. Урок искусства в школе дает направление, определяет основные линии идейно-художественного воспитания и творческого развития ребен­ка. Параллельно с классными занятиями дети получают художе­ственную информацию из средств массовой коммуникации; имеют широкие возможности творческой самодеятельности и самовыра­жения. Эффективное использование всех источников и спонтанных интересов школьников в целях эстетического воспитания возможно тогда, когда программы внеклассной работы, формы и методы их свободно избранной художественной деятельности тесно смыкают­ся по целям и содержанию с программами урочных занятий.

Органическая взаимосвязь эстетического и общего становления личности ребенка обусловливает необходимость принципа единства художественного и общего психического развития детей. Художе­ственно-эстетическая деятельность школьников обеспечивает ин-

тенсивное развитие их воображения, эмоциональной сферы, образ­ной и логической памяти, речи, мышления. В процессе занятий искусством ребята приводят в движение все умственные силы и применяют образующиеся и крепнущие способности в учебной, трудовой, игровой и любой другой деятельности. В свою очередь способности, приобретаемые учащимися в общественно полезной, умственной, физической работе, широко используются в области художественно-эстетической.

Действенность эстетического воспитания прямо зависит от со­блюдения принципа художественно-творческой деятельности и са­модеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, очерков, рецен­зий знакомит детей с произведениями искусства, шлифует испол­нительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллек­тивного творчества, самовыражения детей. Это достигается, когда художественная самодеятельность является не репродуктивной, не подражающей западным образцам, а тесно связанной с активным. художественным творчеством на народной основе.

Принцип эстетики всей детской жизни требует организации отношений, деятельности, общения школьников по законам красо­ты, приносящей им радость. Для ребенка все имеет воспитатель­ное значение: убранство помещений, опрятность костюма, форма личных отношений и общения с товарищами и взрослыми, условия труда и характер развлечений, При этом важно вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты собственной жизни. Красота, в созидании которой ребенок прини­мает участие, кажется ему особенно привлекательной, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным ее защитником и пропагандистом. Поддержание красоты во всем, ставшее в кол­лективе прочной традицией, является условием не только эстети­ческого, но и воспитания в целом.

Система эстетического воспитания учащихся общеобразова­тельной школы строится на основе принципа учета возрастных психолого-педагогических особенностей детей.

Важную роль в системе эстетического воспитания играет труд. Производство, особенно в условиях радикальной экономической реформы, не может игнорировать растущие эстетические потреб­ности и вкусы людей. Не отвечающие эстетическим требованиям товары морально-эстетически устаревают еще в процессе произ­водства, залеживаются в магазинах, на складах, превращаются в недвижимый, омертвелый капитал, лишающий предприятие воз­можности существовать на основе хозрасчета и самофинансирова­ния. Затоваривание связано также и с тем, что некоторые ориги­нально исполненные изделия прикладного искусства— керамиче­ские вазы, женские украшения, ковры, посуда — не привлекают внимания покупателей из-за обедненности их собственных художе­ственных представлений и воображения. Органическая взаимо­связь труда и красоты, производства и потребления требует вов-

лечения школьников в труд, отвечающий современным эстетическим критериям. В таком труде осуществляется художественно-эстетиче­ское воспитание будущего участника рыночного производства, потре­бителя товаров и духовно-эстетически развитого члена общества.

Большое место в эстетическом воспитании школьников занима­ет красота природы. Заинтересованное отношение к ней появля­ется у детей, когда они обретают способность любоваться и оча­ровываются ее красотой. В процессе эстетического переживания ребята самозабвенно и глубоко отдаются этому удивительному состоянию восторга и благоговейного умиления.

Эстетическое, духовное отношение школьников к природе рож­дает и развивает у них нравственное отношение к ней. Дети по­степенно приходят к пониманию того, что доброе отношение к природе заключается в сохранении и преумножении ее богатства и красоты. Нанесение природе ущерба, загрязнение окружающей среды, расхищение ее богатств—есть величайшее зло. Природа способствует пробуждению у ребенка высокой нравственности, связывая в его сознании образ Родины с неповторимой красотой родной земли. Так, эстетическое отношение к природе развивает в детях нравственность, а нравственное отношение к ней обогащает их духовный мир.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 441 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2177 - | 2065 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.