Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сущность и механизмы нравственного воспитания




Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников:

деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и ин­дивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса яв­ляется формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Основополагающей базовой категорией нравственного воспита­ния является понятие нравственного чувства — постоянного эмо­ционального ощущения, переживания, реальных нравственных от­ношений и взаимодействий. Нормы морали преобразуются в субъ-

ективную нравственность только благодаря их чувственному осво­ению ребенком. Нравственность для него прежде всего живое чувство, реальное состояние и переживание глубокого удовлет­ворения или, напротив, дискомфорта, страдания, физического от­вращения, самоосуждения и горького раскаяния. Нравственное чувство является системообразующим началом человеческой нрав­ственности. Благодаря ему моральное сознание, знание норм по­ведения, привычные поступки приобретают нравственный смысл. Нравственное воспитание, игнорирующее эмоциональную сферу, эстетическое отношение к действительности является слабосиль­ным, неспособным формировать внутренние стимулы и побуждения высоконравственных поступков детей, управлять их поведением.

Оценка нравственного чувства как основообразующего начала не означает пренебрежения нравственным сознанием. Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм и, одновременно, постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощу­щения, чувства. Нравственное сознание — активный процесс от­ражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление — процесс постоянного накопле­ния и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения со­вести порождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует ре­альной нравственности личности. Она реализуется в единстве нрав­ственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуще­ствить свои нравственные убеждения в жизни. Нравственное по­ведение личности имеет следующую последовательность: жизнен­ная ситуация — порождаемое ею нравственно-чувственное пережи­вание — нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений — волевой стимул — поступок. В жиз­ненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реа­лизуются в единстве все названные компоненты. Дети часто -не склонны к глубокому «осмыслению ситуации, что приводит их к случайным решениям. Выбор, поведение осуществляются ими под влиянием психологии толпы, случайных внешних воздействий, мас­совых увлечений, импульсивных стимулов. Неустойчивость мотивов обусловливается силой действия сопутствующих ситуации чувств, например, страха, лишающего ребенка возможности сделать со­знательный выбор и реализовать волевое действие. Смысл воспи­тания у школьников свободной нравственной воли в том, чтобы

научить их владеть собой, помочь обрести внутреннюю свободу, решимость непреклонного действия в соответствии с нравственным чувством и убеждением, утверждения в отношениях с людьми моральных норм. Нравственность человека проявляется в созна­тельном следовании нравственным приниципам и в привычных формах нравственного поведения.

Ребенок проходит жизненный путь, в начале которого его по­ведение обусловлено внешними влияниям и инстинктивными им­пульсами. Воспитание помогает ему прийти к внутренне осмыс­ленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием поведению, владению собой, саморегуляции и само­управлению. На протяжении этого пути ребенок находится на разных уровнях управления собственным поведением.

Начальный уровень, практически внутренне бесконтрольный, характеризуется зависимостью поведения от неосознанных импуль­сов и внешних воздействий. Постепенно, через эмоциональную под­сознательную сферу психики, формируются привычки и привычные формы поведения. На этом уровне развития возникает возмож­ность некоторого самоконтроля над поведением благодаря привыч­кам, укреплению привычных действий. На базе привычного пове­дения в многообразных жизненных ситуациях, под влиянием целе­направленного педагогического воздействия у ребенка развивает­ся нравственное мышление. Вместе с ним и с его помощью, на базе нравственных чувств, сознания и воли образуются нравствен­ные качества и свойства личности: патриотизм, доброта, порядоч­ность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дис­циплинированность, коллективизм. Эти свойства и качества лично­сти представляют собою психические новообразования, которые возникают в результате активного взаимодействия ребенка с ми­ром в системе общественных отношений. Они устойчиво проявля­ются ребенком в этих отношениях, сознаются, закрепляются в чертах характера, свойствах личности, в привычках и привычных формах поведения. Высшим уровнем нравственного поведения, ме­рилом нравственной устойчивости человека является сознательное владение собой, сохранение твердости, верности нравственным убеждениям, особенно в кризисных и экстремальных ситуациях. Для детей такие ситуации постоянно возникают в процессе жизни в коллективе, в учебной, трудовой, спортивной деятельности, в отношениях с товарищами и взрослыми.

Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят отношения и общение в коллективе, семье, на улице с товарищами и друзьями, родителями, учителями, отношение к себе, к природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям. Как только ребенок вступает во взаимоотношения с окружающим миром, у него сразу образу­ются реальные объективные взаимосвязи и взаимозависимости, которые находят отражение в субъективном нравственном воспри­ятии и образуют для него субъективное нравственное прост-

ранство. Это пространство имеет свои временные, объемные, эс­тетические характеристики. Оно может находиться в состоянии позитивного расширения, активности нравственного взаимодейст­вия, быть комфортным или дискомфортным, рождать возвышенные переживания или чувство неудовлетворенности жизнью. Оно может быть ограниченным, консервативным, замкнутым на узкие группы, компании, неформальные объединения, что нередко ведет ребенка к сужению его субъективного духовного пространства, к пережи­ванию состояния нравственного кризиса, даже безысходности. Субъективное нравственное пространство школьников окрашива­ется эстетическими цветами и оттенками, рождающими у них це­лую гамму настроений: мажор, минор, драматическое напряжение, трагический стресс. Возникновение противоречий в жизненных от­ношениях ребят с внешним миром и между собой порождает на­пряженность переживаний, проявляется в противодействиях, со­противлении воспитанию, в скрытых и 'открытых конфликтах. Преодоление противоречия в субъективном нравственном прост­ранстве окрашивает жизнь школьников в мажорные тона.

Педагогу важно знать состояние субъективного нравственного пространства всех детей, обнажающее моральный климат в кол­лективе. Ему необходимо путем педагогической организации отно­шений и деятельности детей свести до минимума стихийные вли­яния в зоне нравственного пространства и взаимодействия. В слу­чае успеха управление взаимодействиями в субъективном нравствен­ном пространстве детей превращается в действенный механизм качественного преобразования их личности.

Все это. позволяет более глубоко понять сущность нравствен­ного воспитания. Ошибочно рассматривать противоречивость в по­ведении и сознании школьников как явление случайное или только как результат недоработок в воспитании. В преодолении ребенком внешних и внутренних противоречий заключается самая суть нрав­ственного становления личности. В бесконечном потоке нравствен­ных выборов между желанием и долгом, дисциплиной и ложно понятой свободой, добром и злом, совестью и правонарушением, состраданием и жестокостью, любовью и ненавистью, правдой и ложью, эгоизмом и коллективизмом, открытостью и лицемерием шлифуются черты характера, нравственные качества и свойства личности. Нравственное воспитание — не вдалбливание, не фор­мальное заучивание моральных норм и бездумная отработка при­вычек поведения. Оно — активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противо­речий. Оно—процесс постоянных и систематических решений, вы­боров волевых действий в пользу моральных норм, процесс са­мопреодоления и самоуправления в соответствии с ними.. Только в борьбе, преодолении противоречий внутри и вне себя ребенок может почувствовать, ощутить и осознать себя нравственно цель­ным и сильным, владеющим собой, не пленником страстей и об­стоятельств. Таким образом, педагогический процесс нравствен­ного воспитания есть организация детей на преодоление и разре-

шение жизненных противоречий, проблем, вопросов, конфликтов и столкновений. Противоречивость содержания нравственной жизни школьников следует рассматривать как главный объект воспита­тельного процесса, над организацией которого необходимо систе­матически и постоянно работать, сосредоточивая усилия на уме­лом разрешении противоречий, развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, привычных форм по­ведения.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свой­ствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятель­ности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному пе­реживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: мораль­ной образованностью, способностью анализировать, судить о явле­ниях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самосто­ятельную оценку. Нравственная воспитанность — это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие у школьни­ка сильной воли, способности осуществлять нравственно-волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, граждан­ском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.

Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следст­вием становится нравственное самовоспитание и самосовершенст­вование школьников. Самовоспитание представляет собой целе­направленное воздействие индивида на самого себя с целью выра­ботки желаемых черт характера. В этих целях дети прибегают к радикальным средствам, ставят себя в экстремальные ситуации для закалки мужества, укрепления воли, дисциплинированности, выдержки. Самосовершенствование — процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жиз­ни, поднятия его на ступень более высокого качества. Для школь­ников подросткового и юношеского возрастов характерно стрем­ление к самовоспитанию. К окончанию школы у некоторых юношей и девушек возникает духовная потребность сознательного самосо­вершенствования.

Нравственное воспитание детей и подростков, осуществляемое в школе, общественных организациях, внешкольных учреждениях и семье, обеспечивает у подавляющей массы школьников форми­рование любви к Родине, бережного отношения к всему много­образию собственности и творческого отношения к труду. Его ре­зультатом является коллективизм, здоровый индивидуализм, вни­мательное отношение к человеку, требовательность к себе, высокие нравственные чувства патриотизма и интернационализма, сочета­ние общественных и личных интересов.

Вместе с тем сегодня нельзя не видеть недостатков в нрав­ственном поведении детей и молодежи, порожденных условиями застойного периода, влияниями враждебной человеку буржуазной массовой культуры, пережитками в сознании людей, безнравствен­ным поведением отдельных должностных лиц, проникновением ме­щанства в семейный быт, просчетами нравственного воспитания в школе, и детских общественных организациях. Недостатки и про­счеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. С одной стороны, законом форми­рования нравственности является личное деятельное трудовое уча­стие в обеспечении удовлетворения общественных и личных по­требностей. -С другой,— вредные застарелые воспитательские дог­мы и порочная практика: традиции удовлетворять все потребности детей без привлечения их к серьезному общественно полезному труду. Оберегание от труда, удовлетворение потребностей школь­ников независимо от его качества приводит ребят к потребитель­ской психологии. Этим искажаются, извращаются духовные и ма­териальные потребности молодежи. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Отдельные ребята страдают бездуховностью или усматривают ее в исключительности положения в обществе своих родителей, замыкаются в своем исключительном круге общения. Своеобразной формой бездуховности, обнищания духа является уход некоторых молодых людей от общества в субъективный мир или состояние «балдения» под влиянием поп-музыки, спиртного, наркотических средств. Наиболее опасной формой безнравствен­ного состояния некоторых школьников является нравственное ли­цемерие, практическое использование двух-трехстепенной морали:

одна внешняя, показная — для школы, общественных мероприя­тий; другая—для дома, для семьи, вводящая в заблуждение ро­дителей; третья подлинная — для своего круга общения и для себя. На виду — общественная активность, в душе — убежден­ность, что жизнь строится по законам жестокого эгоизма. Все свои отношения, даже с друзьями, они строят на основе «товарно-де­нежного» взаимодействия: приторговывают заграничными тряп­ками, за деньги дают переписать пленку, девочки оказывают плат­ные сексуальные услуги, а мальчики за плату защищают своего товарища от избиения или, наоборот, избивают его. Так проявля­ются результаты противоречия между нравственным воспитанием в школе и обыденной жизнью, стихийными влияниями реальной действительности. Это противоречие и его негативные для обще­ства последствия постепенно снимаются вместе с обновлением общественной жизни и совершенствованием системы нравственного воспитания, усилением воспитательного влияния всех сторон пе­дагогически организованной жизни.

Разрешение противоречий нравственного воспитания требует критической оценки сложившихся подходов к организации и ме­ханизмам осуществления воспитательной работы. Один из них —

вербально-мероприятийный, требующий в основном разработки не­которой суммы просветительных бесед, раскрывающих содержание моральных правил на положительных примерах. Однако нрав­ственное воспитание состоит не в том, чтобы подносить молодежи усладительные речи о нравственности. Вербально-мероприятийное воспитание осуществляется, как правило, изолированно от богатой нравственными проблемами реальной жизни детей, не пересекаясь с нею и никак не влияя на нее. Поэтому в практической жизни и деятельности детей возникает нравственный вакуум, который за­полняется стихийными, нередко негативными влияниями.

Другой подход — деятельностно-мероприятийный. Он противо­поставляется вербальному и заключается в вовлечении детей в специально разработанную систему деятельности и отработке по­веденческих умений и навыков. Деятельностный подход в воспи­тании, как и вербальный, будучи абсолютизированным, искажает процесс нравственного воспитания. Между деятельностью ребенка и его нравственным сознанием нет прямой связи. Ребенок часто не обнаруживает и не до конца осознает подлинные мотивы своей деятельности. Абсолютизация деятельностного подхода отодвигает на второй план усвоение политических, философских, нравствен­ных идей. Узкодеятельностный подход по сути противостоит цело­стному подходу к формированию личности, в котором органично сочетаются и духовное влияние, и деятельность, и отношения, и общение, и проявление внутренних побуждений, и самостоятельное осмысление нравственных проблем.

Теоретически обоснованным и оправдавшим себя на практике является подход целостности, органического единства нравствен­ного воспитания и жизни. Целостность нравственного воспитания достигается, когда основой, источником и материалом педагогиче­ского процесса является сама сложная и противоречивая жизнь. Нравственность формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, прини­мать решения и совершать поступки. В результате зреет мораль­ное сознание детей, укрепляются принципы поведения и умение владеть собой. Целостный, диалектически противоречивый процесс нравственного воспитания исходит из жизни с ее идеалами, за которые надо бороться, приносить жертвы, переживать трудности, негативные явления, для преодоления которых нужна недюжинная воля и самообладание. Подлинный, глубинный, действенный меха­низм нравственного воспитания заключается в разрешении проти­воречий между ребенком, его самоутверждением и жизнью. Школьник обретает хорошие или дурные моральные качества бла­годаря тому, каким он выходит из жизненных ситуаций, какой делает нравственный выбор, какие совершает поступки. Либо он приобретает умение управлять собой, преодолевать внешние пре­пятствия и внутренние слабости, либо ситуация захватывает его, порождает растерянность и страх, подавляет, заставляет обманы­вать и лицемерить. В процессе преодоления жизненных трудностей

и противоречий, глубоких эмоциональных переживаний ребенок развивает в себе основу нравственности — нравственное и эстети­ческое чувство, потребность в добром деянии и нравственном удов­летворении.

Подросток, юноша, девушка никогда не смогут бороться со злом, если в жизни равнодушно проходят мимо него и не научи­лись всеми силами души ненавидеть его. Они не будут добрыми, если сами не пережили лишения и не ощутили всем существом дефицит человеческой доброты. Они не будут кого-либо любить, кроме себя, если им не приходилось преодолевать эгоизм, отка­зываться от удовольствия ради блага других людей. Они не будут смелыми, если никогда не преодолевали в себе трусость. Они не смогут сострадать и сочувствовать, если сами не переживут стра­дания и боли. Они не научатся побеждать и ощущать радость победы, если не испытывают горечи поражения. Они не будут простыми и скромными в славе, не пережив одиночество, гонения и безызвестность. Нравственность формируется в преодолении противоречий, в борьбе с безнравственностью. Каждому ребенку нужно пережить и одолеть свою дозу трудностей, разрешения противоречий, приобрести ничем не восполнимый опыт подлинной нравственной жизни: удовлетворение от добрых дел, победы над собой и внешними препятствиями; укрепление силы духа от вы­бора принципиального поведения; раскаяния по поводу ложного шага; радости от доброты; смелости от борьбы со злом.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1385 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2263 - | 2115 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.