Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мораль как форма общественного сознания, воздействия и воспитания




Мораль как форма общественного.сознания рождается в сис­теме конкретно-исторических общественных отношений, является их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, регу­лирующих взаимодействия между людьми, их отношение к вещам и явлениям реального мира. Мораль, опираясь на силу обществен­ного мнения, использует духовное поощрение, понуждение, побуж­дение, осуждение, воздействует на сознание людей, воспитывает их в духе принятых в обществе моральных законов. Нравствен­ность конкретного человека есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведе­ние, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство со­вести.

Научная концепция происхождения, сущности морали и нрав­ственного воспитания разработана, например, в марксистско-ленинском учении о формах общественного сознания. Эта теория подчеркивает конкретно-исторический характер морали, подверга­ет сомнению идею вечной и неизменной нравственности, подчерки­вает ее объективный классовый характер. Анализ соотношения и взаимодействия классовой и общечеловеческой морали сохраняет свое научно-теоретическое и практическое значение и сегодня.

В связи с введением в нашем обществе многоукладности, много­образия форм собственности происходит социальное расслоение, а вместе с ним и расхождение представлений, понятий о моральных принципах и нравственном поведении. Так, например, в одних социальных слоях сохраняется негативное отношение к эксплуата­ции человека человеком. В других — не видят ничего безнрав­ственного в частичной эксплуатации, в создании резервной армии безработных, в поляризации богатства и бедности,

Вместе с тем нельзя не видеть, что по сравнению с периодом Октябрьской революции произошли изменения в области экономи­ки и всей идеологической надстройки. В обществе накоплен опыт централизованного планирования, морально-политического единст­ва. Выработан ряд общих духовных и нравственных ценностей. Все это дает возможность сегодня говорить о приоритете общечелове­ческих моральных императивов перед классовыми. К пониманию необходимости морального единства в обществе подталкивает и горький опыт сегодняшнего роста социальной напряженности, раз­рушительных последствий забастовок, межнациональных столкно­вений. Приоритету общечеловеческих ценностей способствуют и глобальные процессы и взаимодействия. Это единство мирового экономического хозяйства и разделение труда, экологическое един­ство планеты, единство культуры, опасность атомной войны, не­возможность в одиночку справиться с голодом, болезнями, послед­ствиями природных катастроф, стихийных бедствий. Все это, ко­нечно, не снимает проблем социально-классового противостояния людей и классового подхода к морали. Однако в диалектическом взаимодействии классовых и общечеловеческих императивов обще­человеческие интересы и ценности выходят на первый план, осво­бождают людей от классового ослепления, позволяют смотреть на классовые противостояния, противоборства сквозь призму нового мышления.

Нравственное сознание человека в единстве с его эмоциональ­ной сферой и поведением представляет собою сложное явление. Оно складывается из первичных нравственных представлений, ко­торые в течение жизни усложняются и обогащаются, интегри­руются в нравственные понятия. Однако сердцевиной человеческой нравственности является нравственное чувство, переживания, со­весть. Безнравственный индивид может иметь достаточно ясные представления о нормах нравственности. Но человек не может быть безнравственным, если у него развито нравственное чувство, способность к моральным переживаниям, и мучениям совести. Нравственное чувство неразрывно связано с нравственным идеа­лом, идеальным представлением о поведении человека, его отно­шении к жизни. Совершенное, активное, творческое исполнение моральных требований общества и есть нравственный идеал.

На путях движения к нравственному идеалу подростки, юноши и девушки переживают нравственные искания, осуществляют по­иски самих себя, познание своей сущности, определение своего места в сложных, противоречивых нравственных отношениях, по-

знание себя, определение нравственной позиции, проявление нрав­ственной воли. Нравственные искания постоянно ставят школьни­ков перед нравственным выбором в большом и малом между принципиальным и беспринципным поведением.

Важнейшими компонентами нравственного сознания и поведе­ния являются нравственная потребность и воля, желание, настой­чивость, умение реализовать нравственный выбор в жизни. Вне нравственной воли не может быть нравственного поведения. Сле­пое послушание, бездумное исполнение приводит к слабоволию, бесхарактерности и, в конечном счете, к безнравственности. Только убежденность, согласие с собственной совестью и волевая твер­дость обеспечивают в совокупности возможность подлинно нрав­ственного поступка.

Заключительным компонентом нравственного сознания и пове­дения является нравственные навыки и привычки, которые возни­кают и закрепляются в нервной системе ребенка как своеобразный итог всей совокупности нравственных отношений и поведения. На­ступает такое состояние привычного нравственного сознания и поведения, когда безнравственные поступки, особенно в рамках простых норм, становятся практически невозможными. Нравствен­ное поведение становится привычным, обыденным, не нуждающим­ся в контроле.

Нравственность неразрывно связана с другими формами обще­ственного сознания. Особенно тесно она переплетается с правом. Моральное воспитание обеспечивает правопослушное поведение учащихся. Воспитательная функция искусства, помимо развития художественного вкуса, заключается еще и в нравственном формировании личности школьника. Наука способствует нравственно­му просвещению детей, побуждает их к служению людям- Все религиозные учения всегда были и являются способом внедрения в сознание людей определенной морали. На основе морали как формы общественного сознания и воздействия существуют и. раз­рабатываются педагогические теории и системы нравственного воспитания.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 586 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2514 - | 2185 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.