Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Цель педагогической деятельности




Центральным звеном всякой педагогической системы являются цели воспитания детской личности. Педагогическая цель отражает в себе философские, экономические, политические, нравственные, правовые, эстетические, биологические представления о совершен­ном человеке и его предназначении в жизни общества. Цель на­учно обоснованной педагогической государственно-общественной системы в условиях демократического общества должна быть до­статочно четкой и гибкой, учитывающей интересы общества в целом и каждого ребенка, отдельных социальных групп и слоев населения. Жизнь требует разработки целеполагания на основе глубокого понимания сущности человеческой личности, ее реаль­ного становления как частицы общества, активно участвующей в потоке необходимых экономических, политических, социальных, культурных процессов, и вместе с тем, как духовно и граждански свободного существа, реализующего себя в свободном выборе программы действий, в принятии принципиальных решений и от­ветственном нравственном поведении.

В обществе в связи с углубившимся экономическим, социаль­ным, национальным, образовательным, духовным расслоением во­зникло многообразие представлений о человеке и обществе, стол­кнулись разнообразные классовые, групповые, личные интересы и стремления, обострились социально-политические и духовно-нрав­ственные противоречия. Появились бесчисленные партии, плат­формы, фракции, общественные организации разнообразной соци­альной, национальной, религиозной и политической ориентации, формулирующие свои, нередко противоположные друг другу цели воспитательной работы с детьми. Обозначилось известное проти­востояние педагогической цели государственно-общественной сис­темы, реализуемой через школу, профессионально-технические училища, внешкольные учреждения, общественные организации разнообразной направленности, средства массовой информации, и потому остающейся в общественном сознании господствующей, разнообразным интересам, стремлениям, намерениям, целям, иде­алам различных общественных организаций и неформальных объ­единений. Педагогика как общественная наука призвана выявить и классифицировать все многообразие социальных устремлений людей, их идеалы и воспитательные цели, определить направлен­ность и характер этих целей, их место и реальный вес в обще­ственном взаимодействии.

Анализ социально-политических и духовно-нравственных про­цессов, происходящих в нашем обществе, позволяет выделить, по­мимо демократических и общечеловеческих, целый ряд реально существующих, определяющих воспитательные отношения взрос­лых с детьми, целей и идеалов педагогической деятельности:

— авторитарные цели формирования безынициативного испол­нителя, поддерживаемые идеализацией командно-административ­ных отношений, утверждающих взгляд на человека как на средство

достижения целей, а не цель. Их реализация подавляет свободу массы людей, способствует установлению привилегий и социально несправедливого расслоения общества на командные и подчинен­ные слои и группы:

— мелкобуржуазные цели и устремления, базирующиеся на различных видах кооперативной и частной собственности, особенно в теневой экономике, утверждающие приоритет лично-эгоистиче­ских интересов над общественными, стремление к наживе, подав­ление конкурента, к меркантилизму и его господству над нрав­ственностью и духовностью;

— националистические цели, разжигающие шовинизм, экстре­мизм, сепаратизм, превозносящие национальную исключитель­ность, сеющие вражду между народами, противоречие идеям по­длинного национального самосознания и возрождения, духу ин­тернационализма;

— буржуазно-космополитические цели, преподносимые как стремление к общечеловеческому единству, якобы достижимому вопреки объективным, реальным социальным противоречиям в ми­ре, утверждающие принципы деидеологизированного и аполитич­ного воспитания;

— религиозные идеалы и цели, переживающие в сознании мно­гих людей своеобразное возрождение, обусловленное общим кризи­сом и моральным падением общества, утверждающие абстрактно-гуманистические заповеди, опирающиеся на сокрытый дотоле мощ­ный пласт духовной культуры, облаченной в религиозные формы;

— анархически-разрушительные цели, порожденные отсутстви­ем у людей опыта общественной деятельности в условиях де­мократии, свободы и культуры общения, подкрепляемые массовой практикой стихийных митинговых страстей, забастовок, актов гражданского неповиновения, террора, насилия и вандализма;

— монархические идеалы и цели, увлекающие разуверившую­ся, потерявшую социальные ориентиры, прельщенную мишурным блеском дворянских традиций молодежь;

— преступно-романтические цели достижения свободной и лег­кой жизни, приобретающие престижность в условиях экономиче­ского кризиса, расшатывания системы всеобщего среднего обра­зования, падения дисциплины в школе, свертывания соединения воспитания и обучения с производственным трудом, ослабления семейных связей, трудности для подростков устройства на работу, усиления внимания преступного мира к молодежи как подрастаю­щему резерву;

— неофашистские цели культа сильной личности, способной переступить границу добра и зла, отвергающей нравственность и совесть как проявление слабости, готовой на любую жестокость ради утверждения власти сильных над слабыми.

Это многообразие умонастроений, целей, стремлений, интере­сов, циркулирующее в общественном сознании, оказывает мощное влияние на детей, порождая в их среде растерянность, скептицизм, индифферентность к общечеловеческим идеалам, цинизм, отчуж-

денность от подлинной культуры. Сегодня жизненно важно с предельной ясностью разобраться в идеалах и целях гуманной, демократической педагогики периода социально-экономического, политического и нравственного обновления общества.

Цель педагогической деятельности взрослых разрабатывается и формулируется на основе глубокого изучения тенденций обще­ственного развития, предъявляющих комплекс требований к обще­ственному человеку с учетом его природных и духовных возмож­ностей. Структурно цель воспитания гуманной, демократической личности может быть рассмотрена как идеал; как общая страте­гическая задача; как общая тактическая задача; как задача от­ражения в воспитании интересов, ожиданий, стремлений различ­ных социальных и национальных групп, наконец, как задача обес­печения развития интересов, стремлений, способностей, дарований, духовных потребностей отдельной личности.

В качестве цели — идеала всегда будет сохранять свое значе­ние и духовную ценность идея всестороннего развития всех сущностных сил человеческой личности, ее возможно более полная физическая, интеллектуальная и духовно-нравственная самореа­лизация, бесконечное совершенствование человека и общества на этой основе. Этот идеал является высшей общечеловеческой цен­ностью. И борьба за его осуществление делает человеческую жизнь осмысленной, одухотворенной и целеустремленной, а самого чело­века — человечным.

Идеал воспитания как цель педагогической деятельности со­держит в себе нравственные, эстетические и культурно-образова­тельные характеристики личности. С точки зрения нравственности, идеальный человек является носителем общечеловеческих норм морали, высоких духовных ценностей. Как суверенная личность он руководствуется только моральными принципами, свободен от конъюнктурных внешних влияний и соображений выгоды в выборе поведения, ответственен перед совестью и людьми. В общественной жизни он стремится к творческому самоутверждению и самовыра­жению, созиданию материального и духовного блага. Он заботится об экологической целостности природы, культурной, нравственной чистоте и единении общества. Он непримирим к злу в любых его проявлениях: войне, кровопролитию, национальной розни, преступ­ности, насилию человека над человеком, социальной несправедли­вости, социального и национального неравенства между людьми.

Эстетически идеальный человек характеризуется стремлением к достижению внутренней духовной целостности, гармонии созна­ния, воли, поведения. Красота личности проявляется в единстве ее духовности и реальных отношений к миру. Культурно-образо­вательная характеристика идеального человека состоит в том, что он непрерывно обогащает себя знанием духовных богатств, уме­ниями и навыками самосовершенствования. Всем этим и достига­ется гармония истины, добра и красоты, реализуется идеал.

В отличие от идеала, цель воспитания как общая стратегиче­ская задача состоит в том, чтобы сформировать реальную,.граждански устойчивую личность, способную в новых социально-эконо­мических и политических условиях вносить ощутимый вклад в совершенствование общественной жизни и самого себя. Это дости­гается, возможно, более полным развитием ее сущностных духов­ных и физических сил, способностей, дарований и талантов. Стра­тегия воспитания гуманной, демократической личности заключает­ся в обеспечении ребенку возможности духовного развития, фор­мирующего внутреннюю, интеллектуально-нравственную свободу выбора поведения и способность отстаивать свои жизненные по­зиции. Важным средством такого развития детей является фор­мирование у них самостоятельного мышления. Идеологизированность общественного и индивидуального сознания есть объективное условие нормального функционирования духовной жизни общества и личности, оберегающее их от морального распада, разложения, гниения. Вместе с тем идеология, ее постулаты и догмы не должны сковывать сознания ребенка, накладывать запреты на свободу мышления, подменять собою активный творческий процесс мыш­ления. Ребенку необходимо привить интеллектуальную смелость критической оценки бесспорных истин, догм, мифов, табу, сте­реотипов, шаблонов, единственно правильных идей, незыблемых постулатов, опирающихся на веру, ведущих к интеллектуальному рабскому послушанию, бездумному и безответственному повинове­нию, указанию свыше. Господство унифицированного, идеологи­зированного сознания, его абсолютный авторитет сводит на нет активность мышления, низводит мыслительный процесс на уровень обслуживания, толкования и разъяснения идеологических кате­горических императивов. Между тем сама идеология может ус­пешно выполнять свою функцию духовного регулятора жизни, лишь будучи движима свободным мышлением, отвоевывающим истины у объективного мира, освежающим и совершенствующим содер­жание общественного сознания. Вот почему стратегические цели педагогического процесса предусматривают, наряду с формирова­нием идеологизированного, научно обоснованного сознания, разви­тие раскрепощенного диалектического мышления, способного к вскрытию противоречий, сомнению, критике, отрицанию, абсур­дному предположению, разрушению авторитетов, творчеству, к по­иску неординарных решений.

Стратегические цели воспитания органично включают в себя также формирование у детей эстетического отношения к дейст­вительности. Человек относится к реальному миру не только рационально, познает его разумом, но и осваивает эмоционально, посредством чувств, выражает свое видение жизни в художест­венном изобразительном образе, звуке, слове. Он как биосоци­альное существо представляет собой органичную рационально-эмоциональную целостность. Рационалистический уклон в разви­тии формализует, иссушает и обедняет его. Бесконтрольная спон­танная эмоциональность погружает в стихию непредсказуемых действий. Педагогическая стратегия ориентирует практику на развитие в ребенке, в единстве с мышлением, эстетического

сознания и всей эмоциональной сферы. Имеется в виду стиму­лирование способности эмоционального восприятия гармонии ми­ра в единстве его многообразных форм и содержания, в их противоречиях и переходах из одного качества в другое. Это предполагает активизацию сенсорной сферы таких психических процессов, как восприятие, воображение, образно-художественное мышление, речь, сознание, чувственное переживание. На этой основе вырабатывается и собственно эстетическое восприятие, творческая способность к созиданию художественного образа, переживанию эмоционального очищения, происходит становление подлинного ху­дожественного вкуса.

Диалектически противоречивый процесс развития человека осу­ществляется как внутреннее саморазвитие личности относительно требований общества и самое себя, заложенных в ней сущност­ных сил.

К сущностным силам человека относятся: его мускульная сила, способность к активному физическому действию и труду, мозг, на основе которого формируется способность к познанию, духовной жизни и активному творчеству, эмоционально-волевая и действен­но-практическая сферы, обеспечивающие развитие способности к постановке целей и их достижению, к ответственному выбору и принятию решений, а также к эстетическому освоению мира. Про­цесс всестороннего развития сущностных сил детей осуществляет­ся не только и не столько в старшем возрасте, когда они созревают физически и духовно, вовлекаются в широкую общественную жизнь и производительный труд. Опыт дошкольной педагогики и психо­логии свидетельствует о том, что основа всестороннего, гармонич­ного развития ребенка закладывается тогда, когда духовные и физические силы личности находятся в стадии созревания. Гар­моничное развитие с самого начала есть процесс обеспечения условий оптимального созревания внутренних сущностных сил лич­ности, на базе которых возможно последующее интенсивное все­стороннее развитие, отвечающее требованиям общества. В раннем возрасте дети стремятся к максимальному проявлению своих за­датков. Природа дошкольников наиболее податлива и пластична. Вот почему важно привести в движение их естественные силы, обеспечить поле для многообразной деятельности отношения и общения.

Необходимо также правильно понять и оценить основные дви­жущие силы интенсивного гармоничного развития внутренних за­датков детей. В его основе лежит противоречие между стремле­нием ребенка к жизненному самоутверждению и недостаточностью нужных для этого средств, возможностей, сил, опыта. Но жизнен­ная сила, стремление к активности заложены в ребенке природой изначально. Поэтому движущими силами его спонтанного развития являются разнообразные потребности, крепнущие на этой основе интересы, способности. Эти внутренние стимулы педагогу важно постоянно иметь в виду в организованном педагогическом процес­се. Одновременно надо развивать, вводить в действие и превра-

щать внешние, выработанные обществом стимулы, такие, как долг, честь, честность, стремление к добру, самолюбие, ответственность, трудолюбие, дисциплина во внутренние движущие силы, направ­лять с их помощью потребности и интересы детей. Чтобы обеспе­чить ребенку возможность реализации внутренних и внешних сти­мулов, его надо вооружить способами деятельности, универсаль­ными социальными механизмами проявления и реализации своих сущностных сил, элементарными основами их всестороннего и гар­моничного развития.

Человек, осваивая природу, перерабатывая и приспосабливая окружающий мир для удовлетворения своих потребностей, изме­няется сам. Он развивает свою способность к творчеству, эмоци­онально-волевую сферу, накапливает производственный и жизнен­ный опыт, совершенствует познания, умения и навыки. Человек развивает в себе универсальные способности и овладевает столь же универсальными механизмами, способами реализации их в де­ятельности для достижения жизненно важного результата. Потреб­ности рождают способы деятельности, которые, будучи приведен­ными в движение, дают материальный или духовный продукт и одновременно способствуют совершенствованию человеческой ин­дивидуальности. Виды деятельности, с помощью которых человек удовлетворяет потребности и получает возможность овладеть спо­собами саморазвития, группируются следующим образом.

Одним из ведущих видов деятельности является трудовая. Ее освоение требует от детей овладения азами знаний о характере труда, умениями и навыками осуществления простейших операций. Без этой элементарной трудовой грамоты ребенок не может вклю­чаться в труд, развивать связанные с трудовой деятельностью задатки, способности, сущностные силы. Элементарные трудовые знания, умения и навыки представляют собой одну из универсаль­ных основ развития сущностных сил ребенка.

На каждом историческом этапе общественного развития харак­тер и содержание элементарных трудовых умений изменяется. Неизменной остается основа готовности к труду: знания о совре­менном производстве, владение умениями и навыками обращения с простейшими орудиями труда, и, наконец, развитая способность к творчеству в процессе трудовой деятельности.

Другим важнейшим видом человеческой деятельности, возник­шим и развившимся в процессе труда, является интеллектуально-речевая, активная познавательная деятельность и речевое обще­ние. Ребенок, живя в обществе, развивает свои умственные силы, овладевает устной речью в ходе повседневного общения. Но это мышление и владение речью при отсутствии специального обуче­ния могут остаться на примитивном уровне.

Чтобы стать полноценным членом общества, оказаться способ­ным участвовать в производстве, постигать человеческие отноше­ния, богатства культуры, ребенку необходимо овладеть азами зна­ний о приемах умственной деятельности, речевой культуре, уме­ниями и навыками анализа, обобщения, грамотной устной и пись-

менной речью. Элементарная культура мышления и речевая гра­мота являются тем универсальным механизмом деятельности, бла­годаря которому дети приводят в движение такие сущностные силы, как психические процессы активного восприятия, воображе­ния, мышления, речевой аппарат.

Интеллектуально-речевая грамота так же, как и трудовая, яв­ляется одной из универсальных основ развития сущностных сил человека. Содержание и характер основ интеллектуально-речевых умений и навыков подвержены историческому изменению. Педа­гогические же требования к овладению интеллектуально-речевой грамотностью остаются постоянными: знание азбуки, грамматики и лексики, а также элементарных приемов умственных действий;

овладение навыками культуры устной и письменной речи; развитие способности к творческому мышлению, решению разнообразных задач, к творческой импровизации с помощью слова (решение математических и физических задач, написание писем, сочинений, стихов, анализ жизненных ситуаций, произнесение речей, активное участие в беседах, различные виды самостоятельных обобщений).

Стержневым видом человеческой деятельности является также поведение в обществе. В ходе жизни и воспитания ребенок овла­девает социальными формами, умениями и навыками поведения. Он усваивает элементарные основы регулирования человеческих отношений простыми нормами нравственности и права.

Овладение морально-правовыми знаниями обеспечивает приве­дение в движение таких важнейших сущностных сил, как мо­рально-волевая и действенно-практическая сферы, общественные мотивы и стимулы поведения. Сложнейший процесс овладения ребенком морально-правовой грамотой является также одной из универсальных основ развития сущностных сил человека. Сущно­стью и содержанием нравственно-правовой грамотности являются:

знание простых норм нравственности и права; прочное владение социальными формами и навыками культурного поведения; спо­собность к постоянному выбору нравственного поведения, ответст­венности, исполнению долга, дисциплинированность.

Все большее значение для всестороннего, гармоничного разви­тия сущностных сил человека приобретает в современных условиях развитие зрительного анализатора, зрительного восприятия, визу­альной грамотности, способности видеть, анализировать и пони­мать зрительный образ. Потребность человека в образно-зритель­ных впечатлениях, развитие экранных средств, усвоение информа­ции с помощью зрительных образов — все это требует умения ориентироваться в зрительных образах, критически относиться к зрительной информации, тщательно отбирать и использовать ее. Благодаря визуальной грамотности ребенок сможет одновременно развивать зрительные анализаторы, восприятие, воображение, мыш­ление и другие, в том числе эмоциональные, психические процессы.

Визуальная грамота как одна из универсальных основ разви­тия сущностных сил человека включает в себя: знание содержа­тельных образов природы, общества, искусства; умения и навыки

воспроизведения и анализа образа на основе знаний; творческую импровизацию, воплощение идей в изобразительных технических или художественных образах.

Большое развивающее значение для детей приобрела музы­кально-звуковая деятельность и соответствующая ей музыкально-звуковая грамотность. Реально существует потребность человече­ского сознания, чувства, нервной системы в гармоническом звуке, стремление слушать природу, желание выразить себя в звуке, разобраться в звуковом хаосе и дать ему соответствующую оценку. Все это требует от человека элементарной музыкально-звуковой культуры, умения наслаждаться музыкой, оградить себя от зву­кового (в том числе и музыкального) хаоса и вместе с тем развить слуховой аппарат, привести в движение с его помощью свое мыш­ление, чувства, воображение.

Музыкально-звуковая грамота как одна из универсальных ос­нов развития сущностных сил детей включает в себя: знания о звуках природы, музыке и нотах; умение музыкального самовыра­жения с помощью элементарных инструментов и голосового ап­парата; музыкальную импровизацию.

Важным механизмом всестороннего и гармоничного саморазвития детской личности является физкультурно-гигиеническая деятель­ность. Духовное богатство в человеке, его духовная мощь основыва­ется на здоровом и гармонично развитом организме. Это особенно важно, потому что доля физического и ручного труда в современном производстве сокращается, возрастают интеллектуальные нагрузки и перегрузки, увеличивается опасность гиподинамии.

Тело человека, которому от природы предназначено движение, попадает в условия минимального двигательного проявления. Физ­культурно-гигиеническая деятельность, вооружая ребенка способа­ми приведения в движение органов и анатомо-физиологических систем, обеспечивает его здоровье и анатомо-физиологическую ос­нову нормального овладения всеми другими основами жизнедея­тельности. Физкультурно-гигиеническая деятельность является для ребенка одной из универсальных основ развития природных физи­ческих сил, обеспечения здоровья, освоения и других механизмов саморазвития. Она включает: знания о гигиене и элементарной физической культуре; общефизкультурные умения и навыки, твор­ческое мышление в решении спортивно-игровых задач.

Педагогический эффект гармонического развития личности до­стигается тогда, когда приведены в движение все основные виды деятельности, происходит творческое усвоение всех основных эле­ментарных грамот. Ребенок овладевает грамотой того или иного вида деятельности как механизмом своего всестороннего, гармо­ничного развития в том случае, если научится творческому исполь­зованию приобретенных знаний и навыков.

В целях воспитания всесторонне и гармонично развитого чело­века ни в одном виде деятельности нельзя останавливаться на уровне простого усвоения знаний и навыков. Необходимо обяза­тельно доводить дело до творческого их использования. Творческое

проявление детей во всех видах деятельности — убедительное сви­детельство осуществления процесса подлинно всестороннего и гар­моничного развития личности. Творчество в различных видах дея­тельности взаимодополняется и обогащается, способствует форми­рованию подлинно творческой личности. Овладение подрастающим человеком всеми видами элементарной грамотности позволяет ему свободно усваивать знания, формировать на этой базе новые уме­ния и навыки в любой области человеческого производства и культуры, приводить в движение все сущностные силы, быть внут­ренне готовым к любой деятельности.

Таким образом, сущность стратегической цели воспитания в целом состоит в гармоничном развитии всех сущностных физиче­ских и духовных сил, способностей, дарований детской личности, в обеспечении оптимальной приложимости этих сил в условиях обновляющегося общества, в формировании ее внутренней интел­лектуально-нравственной свободы.

Идеал и стратегические цели воспитания позволяют на более конкретном уровне развернуть тактические педагогические цели и задачи. Они представляют собой систему конкретных целевых на­правлений педагогической деятельности, организация и эффектив­ная реализация которых обеспечит практическое достижение оп­тимального результата в гармоничном развитии сущностных сил детской личности. Тактические цели и задачи реализуются в вос­питательно-образовательной концепции, в содержании, организа­ции, формах и методах воспитания и обучения. Современная жизнь •выдвинула целый комплекс требований к человеку, определяющих спектр задач и несколько основолагающих направлений их реа­лизации. Назовем наиболее существенные из них:

— задачи умственного воспитания предполагают усвоение деть­ми общих для всех знаний, умений и навыков, обеспечивающих одновременно умственное развитие и формирующих у них способ­ность активного самостоятельного мышления и творчества в об­щественной и производственной деятельности;

— задачи эмоционального воспитания, включающего в себя формирование у детей идейно-эмоционального, эстетического отно­шения к искусству и действительности, что является психолого-пе­дагогической основой гуманитаризации и гуманизации образова­ния и воспитания;

— задачи нравственного воспитания, ориентированного на ус­воение воспитанниками простых норм общечеловеческой морали, привычек нравственного поведения, на развитие в ребенке нрав­ственной воли, свободы нравственного выбора и ответственного поведения в жизненных отношениях;

— задачи физического воспитания, направленного на укрепле­ние и развитие физических сил детей, являющихся материальной основой их жизнедеятельности и духовного бытия;

— задачи трудового и политехнического воспитания, реально включающего детей в процессы материального производства, в освоение современной техники и технологий;

— задачи индивидуально-личностного воспитания, требующего выявления и развития природных дарований в каждом ребенке с помощью дифференциации и индивидуализации процессов обуче­ния и воспитания, всей внешкольной деятельности детей;

— задачи духовно-ценностного воспитания в духе общечелове­ческих идеалов и нового политического мышления;

— задачи гражданско-правового воспитания,.ответственного за формирование у детей патриотического и интернационального со­знания, правовых знаний, прочных привычек и навыков правового поведения;

— задачи экологического воспитания, развивающего у школь­ников сознание уникальности и единства планеты, приоритетности ее экологической целостности над любыми экономическими и поли­тическими проблемами, формирующего личную нравственно-пра­вовую ответственность за экологическую чистоту природы;

— задачи культурологического воспитания, основывающегося на высших ценностях мировой художественной культуры, в том числе накопленной и сохраненной церковью, противостоящего раз­рушительному напору массовой анти- и псевдокультуры.

Активное осуществление этих тактических целей позволит ре­ально и эффективно решать стратегические задачи, осуществлять всестороннее развитие личности.

В системе целеполагания советской педагогики долгое время замалчивались и игнорировались конкретные цели воспитания де­тей в отдельных регионах страны, обусловленные потребностями и особенностями национального бытия, регионально-национального возрождения. Национальная культура является общечеловеческим достоянием и богатством. Она есть яркая форма проявления в искусстве, традициях, обычаях сущности народа — его таланта, организации общественной жизни, труда и быта. Осуществление воспитательных идеалов, достижение общих стратегических и кон­кретных тактических целей невозможно без решения таких задач регионально-национального уровня, как возрождение и развитие родного языка; защита культурно-этнических особенностей и на­циональных духовных ценностей; сохранение своеобразия жизнен­ного уклада и демографической структуры, а также родной при­роды.

Актуальной задачей является также воспитание подрастающего поколения, способного принимать участие в создании националь­ных общественных, образовательных, культурных, религиозных ор­ганизаций. Воспитание в гуманном, демократическом обществе утверждается как общечеловеческая культура, в единстве с близ­кой для каждого человека национальной культурой и формами организации общественного бытия.

В тесной органической связи со всей системой общественной жизни и социального воспитательного целеполагания зарождается и вызревает жизненная цель — перспектива самого ребенка как объекта и субъекта воспитания. Задача педагогики заключается в том, чтобы глубоко познать, изучить индивидуальные цели и

жизненные перспективы ребенка, интегрировать их в систему вос­питательного целеполагания и организации жизни. Эффективность достижения социально-значимых целей зависит от того, насколько активно используются личные стимулы ребенка, приводящие в движение внутренние силы, индивидуальные способности, дарова­ния, таланты. Важно, чтобы педагогические цели и внутренние побуждения ребенка согласовывались, взаимодействовали друг с другом, гармонически сочетались, способствуя самоутверждению и наиболее полной самореализации человека.

С самого начала жизни ребенок стремится к удовлетворению потребностей, ощущая их как смутные влечения, желания, неосоз­нанные стимулы и побуждения. Но в дошкольном и младшем школьном детстве, являясь субъектом жизни и воспитания, он еще не становится сознательным носителем субъективной цели, на­правляющей его мысли и поведение, помогающей осознанию себя в системе общественной жизни. Превращению детей в полноцен­ный субъект воспитания, возрастанию их активности в творчестве собственной личности способствует внутреннее самоопределение, самоосознание и целеустремленность. В этом случае процесс вос­питания для ребят становится процессом самореализации, посте­пенного слияния общественно необходимых целей и внутренних побуждений. Поэтому педагогу важно сосредоточиться на создании условий, содействующих, способствующих ребенку в трудном деле самосознания, понимания самого себя, в познании своих желаний, интересов, возможностей, наклонностей, определяющих личную на­правленность. В нем будет зреть сознание своего предназначения, возможности достижения жизненных целей, наиболее полной са­мореализации только через внутреннее саморазвитие, самосозна­тельное упражнение своих способностей. В этом заключается один из важнейших законов целеполагания в воспитании, предотвра­щающий подавление личности, приведение всех детей к общему знаменателю, серому однообразию и покорности. Нередко случа­ется, что ребенок на уроке, занятии не слушает, делает что-то свое, не то, что все и не как все. Невежественный воспитатель любыми средствами стремится заставить его вернуться к выпол­нению общего задания, делает все, чтобы преломить его упрям­ство, принудить отказаться от работы, которая нравится, увлекает, хорошо получается, помогает выявить и проявить себя, осущест­вить свои цели. Между тем для реализации цели индивидуально-личностного воспитания, развития детского интеллектуального творчества ребенку необходимо предоставить свободу. Только с ее помощью он сможет понять и узнать себя и соотнести свои человеческие возможности с реальными условиями жизни. Воспи­танник становится самостимулируемым субъектом жизни и воспи­тания — носителем цели и мечты. Он осознает свои способности, обретает веру в себя, развивает в себе целеустремленность, твер­дую волю и трудолюбие.

Таким образом, педагогическое целеполагание представляет со­бой целостную систему определяющих основные направления пе-

дагогической деятельности ориентиров. Она включает в себя об­щечеловеческие идеалы и тактические задачи развития человече­ской личности, задачи гражданского становления и формирования индивидуальности. Эта система целей охватывает и определяет всю организацию учебно-воспитательного процесса: его содержа­ние, характер формы и методов, направленность самовоспитания детей.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Мышление человека есть продукт и способность его мозга с помощью мыслительных операций отражать и осмысливать реаль­ную действительность, проникать в сущность законов развития природы, общества, самой интеллектуальной деятельности. На этом основывается отношение человека к миру, познание, присвое­ние, преобразование'действительности. В зависимости от того, ка­кую область объективного мира познает человек, его мышление, отражая специфику диалектики развития вещей и явлений в ней, приобретает характерные черты, преобразуется Сформируется в определенный тип.

Педагогическое мышление возникает в результате познания, осмысления объективно-субъективных воспитательных взаимоотно­шений, взаимодействий детей и взрослых, непосредственно влияю­щих на развитие и становление личности, ее постепенный и скач­кообразный переход из детства во взрослое состояние. Педагоги­ческое мышление формируется как профессиональная мыслитель­ная способность воспитателя, позволяющая осмысливать, анали­зировать, сравнивать, обобщать, оценивать воспитательскую прак­тику, создавать педагогические теории и концепции, делать мето­дические открытия, активно, творчески и эффективно осуществлять воспитание и обучение детей.

Логику и содержание мышления, запаздывающего с осмысле­нием, анализом и оценками действительности, отстающего от реа­льной диалектики развития и изменения жизни, необходимо перио­дически переосмысливать, приводить в соответствие с логикой и содержанием движения вещей, явлений, отношений, событий, си­туаций. Когда система устаревшего привычного мышления с его стереотипами установок, выводов, оценок, представлений, понятий взрывается и преобразуется, приводится в соответствие с логикой изменившейся жизни, возникает новая система установок, понятий, подходов, идей, теорий, концепций, т. е. образуется новое мыш­ление.

Новое педагогическое мышление возникает как результат про­тиворечия: несоответствия устаревших, привычных, сложившихся в иных условиях педагогических представлений новым обстоятель­ствам и требованиям жизни. Оно представляет собой прорыв твор­ческой, новаторской мысли сквозь заграждения сложившихся око­стенелых схем и шаблонов, революционный процесс освобождения сознания и мышления от груза обветшалых императивов и догм,

сковывающих воспитательные отношения и педагогическую дея­тельность. Одновременно новое педагогическое мышление раскре­пощает духовные, интеллектуальные силы, направляет их на поиск научно достоверных, адекватных оценок изменившихся воспита­тельных обстоятельств, создание современных систем, подходов, структур, форм и методов эффективных педагогических действий. Развитие педагогической науки, возникновение и обоснование тео­ретических концепций, открытие новых методических систем и тех­нологических процессов способствуют постоянному обновлению пе­дагогического мышления — главного условия совершенствования школьной практики.

Сегодня в педагогике существует ряд догм, шаблонов, импера­тивов, гипнотизирующих, пленяющих сознание теоретиков и прак­тиков, сдерживающих прогресс самой науки, сковывающих воспи­тательскую деятельность учителей и воспитателей. Назовем хотя бы некоторые из них:

— толкование сущности человека исключительно как совокуп­ности общественных отношений, игнорирование сущностного про­явления природных факторов;

— абсолютизация приоритета коллектива над личностью, от­рицание жизненной диалектики: личность — коллектив — личность;

— утверждение полного превосходства педагогического руко­водства над спонтанным развитием детской личности, недооценка категории взаимодействия;

— объявление урока основной, а на практике — и единствен­ной формой обучения, противодействие использованию системы форм как более эффективного целостного подхода к изучению комплекса учебных тем, разделов, укрупненных единиц познания;

— поверхностное понимание сущности всестороннего развития личности как пяти видов воспитательной работы вместо идеи ин­тенсивного становления всех сущностных сил индивида;

— вычленение деятельностного подхода из процесса целостного развития личности в деятельности, общении и отношениях, ги­пертрофия его значения для развития человека;

— функциональный подход к воспитательной работе, расчле­нение целостного воспитания на части, вопреки очевидной истине:

личность воспитывается в системе жизненных отношений целостно;

— представление о методах воспитания и обучения лишь как о способах воздействия и организации учебной работы, неисполь­зование их потенциала как средств взаимодействия, отношений, переходящих в умения и навыки самовоспитания и самообучения.

Деловые, товарищеские, дружеские отношения между взрослы­ми и детьми, детей между собой сложны и неоднозначны. Они закономерны, рациональны, логичны, но одновременно и стихийны, подвижны, изменчивы, непредсказуемы, бессознательны, иррацио­нальны. Это естественно, поскольку действия и поступки ребят стимулируются не только социально ценными мотивами, но и не­осознанными, случайными немотивированными побуждениями, сти­хийными обстоятельствами, биологическими потребностями. По-

этому педагогическое мышление, чтобы обеспечить возможность осмысления воспитательных взаимодействий и отношений во всей полноте, глубине и сложности руководства и управления ими, должно быть гибким, диалектичным и всеобъемлющим. С его по­мощью предстоит осмыслить учебно-воспитательную действитель­ность с практико-прагматических, образно-эмоциональных и теоре­тических позиций. Это требует использования в педагогическом мышлении разнообразных мыслительных приемов и способов. В активном диалоге с детьми широко применяется формально-ло­гическое мышление. Понимание и оценка сложных ситуаций тре­буют диалектической логики: установления взаимосвязи событий, их противоречивость, отрицания старого новым. Воспитательные отношения, их динамизм и реактивность диктуют необходимость быстрого осознания грамотного реагирования, адекватного дейст­вия. Поэтому воспитателю необходимо развивать в себе способ­ность не только дискурсивного, но и парадоксального, абсурдного, спорадического мышления. Важно уметь зафиксировать, поддер­жать, актуализировать случайно возникшую интересную мысль, поразить ребят парадоксом, показать абсурдность того или иного их поступка, не останавливаясь перед собственным абсурдным поведением. Особое значение для успешного воспитательного вза­имодействия педагога с детьми имеет мышление интуитивное, про­являющееся в обостренных чувствах, предчувствиях, неосознанных, но своевременных действиях, обеспечивающих необходимую ори­ентировку в отношениях.

Все виды мыслительной деятельности формируют у педагога способность как теоретического, стратегического, так и тактиче­ского, оперативного мышления. Воспитатель, взаимодействуя с детьми, нередко попадает в ситуацию, когда ему необходимо не только осмыслить факт, событие, происшествие и принять реше­ние, но и оценить их в генезисе, движении, взаимосвязях, проти­воречиях, предвидеть последствия воздействий, «предугадать, как слово наше отзовется», интуитивно почувствовать ход и возможные результаты развития отношений.

Научное педагогическое мышление функционирует на основе законов диалектики. Оно рассматривает педагогические факты, ситуации, явления, события с позиции саморазвития, самодвиже­ния, обусловленного внешними обстоятельствами и спонтанными стимулами жизнедеятельности детей. Как бы ни поступил ребенок, анализировать его поведение и личность необходимо не только по самому факту конкретного хорошего или дурного поступка, а ис­ходя из его внутреннего мира: идеалов, мотивов, потребностей, интересов. Такой подход дает возможность достоверно установить:

был ли поступок случайностью или закономерным результатом характера, сущности формирующейся личности. Это позволяет сде­лать педагогически грамотный анализ поведения, дать ему обос­нованную оценку и правильно отреагировать.

Педагогические отношения, поведение детей необходимо рас­сматривать также во взаимосвязи и взаимодействии с окружаю-

щей социальной жизнью. Субъекты социальной среды, средства информации, как правило, манипулируют детским сознанием и поведением. Характер и направленность личности ребенка можно глубже понять в контексте коллективных отношений, непосред­ственной среды обитания, а также принимая во внимание его целостную личность и индивидуальность.

В педагогическом, как и в жизненном взаимодействии дети выступают не только как объекты воспитания, но и творчески действующие субъекты, по-своему отражающие, осмысливающие и преобразующие собственную жизнь. Поэтому педагогу необхо­димо быть готовым к любой неожиданности, неординарности в детском мышлении и поведении. Подлинное педагогическое мыш­ление Поможет ему преодолевать шаблоны, допускать новый, све­жий взгляд на вещи, анализировать противоречия и находить пути их разрешения.

Противоречия научно-педагогического мышления бывают под­линными и мнимыми. Педагогическое мышление, помогающее сни­мать противоречия педагогической действительности, образуется в результате адекватного отражения в сознании противоречивого состояния воспитательных отношений. Например, существует противоречие между непрерывным увеличением объема познава­тельной информации и ограниченностью возможностей различных возрастных групп ее усвоения в учебном процессе. Научное отражение этого противоречия в педагогическом мышлении стано­вится источником творческих поисков форм, методов. Возникшие на основе противоречия идеи интеграции знаний, объединения их в крупные блоки, кодирования в опорных схемах помогают решить противоречие в сознании и постепенно снять его на практике, реально усовершенствовать процесс обучения. Еще один тип под­линного противоречия действительности и педагогического мышле­ния заключается в противостоянии и столкновений изменившихся, новых обстоятельств учебно-воспитательной практики и ус­таревших, тормозящих движение вперед педагогических представ­лений, идей, концепций. В этой ситуации существует только два выхода: замкнуться в рамках привычных шаблонных действий или, вооружившись идеями прогрессивного творческого мышления, ос­мыслить и преобразовать педагогическую действительность. Так, унификация содержания среднего образования пришла в проти­воречие с давно назревшей необходимостью развития индивиду­альных способностей и дарований детей с помощью дифферен­цированного и индивидуализированного обучения.

Суть мнимых противоречий педагогического мышления заклю­чается в противопоставлении реальной практике иллюзорных, хи­мерических, фантастических, субъективных идей и теорий, игнори­рующих объективные тенденции воспитания и обучения. Замкнутое в себе мышление, оторванное от требований реальной жизни, спо­собно лишь тормозить развитие идей общественного воспитания и обучения. Например, обоснование устарелости политехнического обучения и соединения с производительным трудом на основе

современного промышленного и сельскохозяйственного производ­ства, как, якобы, не соответствующего современным тенденциям развития среднего образования, дает реальные негативные ре­зультаты, снижая качество воспитания и предпрофессиональной подготовки школьников.

В развитии педагогического мышления огромную роль играет такой элемент диалектической логики, как преемственность, по­степенность в развитии, ее перерыв и появление нового качества. Преемственность и постепенность в педагогических процессах про­является в закономерном развитии ребенка, накапливающего, на­ращивающего количественный материал, обусловливающий каче­ственное развитие органических и психических структур; в систем­ном усвоении знаний, становлении свойств и качеств личности; в смене и усложнении социально-психологических перспектив раз­вития детского воспитательного коллектива. Однако постепенность как равномерное становление детского организма и личности в определенный момент нарушается, прерывается.

Своеобразный взрыв приводит к резкому изменению характера протекания и содержания физиологических и психологических процессов. В организме, психике происходит «отрицание» изжив­ших себя структур и образование на их основе других, отвечающих изменившимся условиям осуществления жизнедеятельности. Об­новленное качество организма и личности требует обновления пе­дагогической организации и содержания жизни. Качественный ска­чок в развитии совершается как переход детей из одной возрастной группы в другую: из детства — в отрочество, из отрочества — в юность. Происходит он и в жизни детского коллектива: от более простого содержания и форм организации жизни к сложным со­циальным, общественно-политическим, духовно-нравственным вза­имодействиям. Отражение диалектики развития воспитательных явлений в педагогическом мышлении дает возможность воспита­телю предусматривать направленность движения жизненных вос­питательных тенденций и управлять ими.

Можно констатировать, что педагогическое мышление отражает состояние постепенности развития и его перерыв, противоречия реальных воспитательных процессов. В нем фокусируется не толь­ко логика событий, явлений, но и таящаяся в них нелогичность, непредсказуемость, абсурдность. Педагогическое мышление, буду­чи подвижным и динамичным, может быть выстроено в стройную логическую структуру взаимосвязанных педагогических представ­лений, понятий, идей, систем, образующих целостную концепцию. Многомерность, многогранность, гибкость педагогического мышле­ния позволяет легко отказываться от устаревших и непригодных для конкретной ситуации представлений, заменить их другими, научно обоснованными и эффективными. Изменение педагогиче­ской логики и реальной позиции особенно актуально в повседнев­ных отношениях с детьми. Догматизм, консерватизм, шаблонность мышления учителя, 'закоснелость его представлений о школьниках приводит к стереотипной неизменяемой оценке поведения и дея-

тельности ребенка, независимо от его реальных позитивных или негативных изменений и развития. Педагогическое мышление как гибкое, диалектическое и многомерное противостоит мышлению антипедагогическому: рутинному, обыденному, догматическому, консервативному, шаблонному.

Вышесказанное позволяет выделить ряд критериев и пара­метров научно-педагогического мышления:

— способность анализировать воспитательные явления и фак­ты в их целостности, взаимосвязи и взаимозависимости;

— способность прослеживать генезис влияния педагогических взаимодействий и воздействий;

— способность соотносить педагогические действия с целями и результатами обучения, воспитания;

— способность использовать в педагогической мыслительной практике все типы и способы мышления;

— способность осуществлять в единстве анализ и синтез пе­дагогических явлений, различать педагогическую истину и заблуж­дения;

— способность в педагогической теории и практике восходить от абстрактного (идеи) к конкретному — педагогической ситуации и мысленно двигаться в обратном направлении;

— способность отказываться (отрицать) от сложившихся шаб­лонов и стереотипов, искать и находить новые оценки, обобщения, подходы, действия;

— способность использовать теорию и новые идеи в практи­ческом, творческом поиске;

— способность эффективно применять логику фактов и убеди­тельную аргументацию в диалоге с детьми;

— способность проявлять мыслительную гибкость и оператив­ность;

— способность соотносить тактические и стратегические дей­ствия.

Овладение учителем педагогическим мышлением предполагает психологическую установку на освоение диалектики, включающей не только формально-логические суждения, но и острые мысли­тельные противоречия, парадоксальные и абсурдные умозаключе­ния. Педагогу важно учиться не отвергать с порога трудно объ­яснимое, а спокойно и настойчиво искать подходы к постижению сложного педагогического явления, глубоко осмысливать его, про­верять истинность оценок и выводов практикой и коллективным

обсуждением.

Педагогическое мышление характеризуется целостным вос­приятием фактов, событий, процессов в их причинно-следственных связях и опосредованиях, глубинных и органичных взаимозависи­мостях. Сущность педагогического факта никогда не обнаружива­ется сразу во всей полноте. Необходим его глубокий и всесто­ронний объективный анализ в генезисе и конкретно-историческом развитии. Для этого важны такие способы и приемы мыслительной работы, как переосмысление и переоценка фактов и выводов, их

 

 

корректировка и уточнение, критика сложившихся стереотипов и устоявшихся шаблонов, отказ от неоправдавших себя и устаревших идей, выдвижение новых.

Практическое применение педагогического мышления харак­теризуется ритмичным движением мысли от частного педагогиче­ского факта к обобщению и обратно: от абстрактного, общего теоретического представления к детальному анализу с его по­мощью конкретной реальной ситуации. Особенность педагогическо­го мышления также в том, что оно реализуется не только как внутренний монолог, уединенное осмысление педагогом событий и процессов, но и как реальное движение мысли в совместном ди­алоге с коллегами и детьми.

Итак, педагогическое мышление по сути своей специфично, диалектично, аналитично, интегративно и диалогично. Вне логики педагогического мышления невозможны педагогически грамотное взаимодействие с детьми и эффективная организация педагогиче­ского процесса.

Задания и вопросы:

1. Дайте определение педагогической деятельности и расскажите о ее взаимоот­ношениях с воспитанием, обучением, другими общественными явлениями.

2. Из каких основных компонентов складывается структура педагогической дея­тельности и каковы ее функции?

3. Что такое цель педагогической деятельности и чем обосновывается ее необхо­димость?

4. Что такое сущностные силы личности и благодаря чему происходит их развитие?

5. В чем сущность и особенности педагогического мышления?

Литература для самостоятельной работы:

1. Козлов И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко.—М., 1988.

2. С к а т к и н М. Н. Школа и всестороннее развитие детей.— М., 1980.

Лекция IV РЕБЕНОК КАК СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 655 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2425 - | 2349 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.