Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теория познания— методологическая основа обучения




Понимание обучения как общественного явления, как объек­тивно необходимой передачи старшим поколением подрастающему опыта общественных отношений, организации производства и на­выков к труду неразрывно связано с теорией познания человеком действительности. Теория познания как отражения в сознании че­ловека объективной действительности исходит из первичности бы-

тия, материи по отношению к идее, сознанию. Вместе с тем при­знание первичности материи не отвергает активной роли челове­ческого сознания в познании и преобразовании действительности. «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его». Материальный мир развивается по присущим ему внутренним законам, доступным человеческому познанию. Мате­рия находится в состоянии взаимосвязи, постоянного и вечного движения и изменения, возникновения одних форм ее движения и исчезновения других, перехода одних качественных состояний в другие. Человек отражает в своем сознании этот противоречивый процесс, открывая для себя различные стороны изменяющейся действительности, познавая их сущность, овладевая относительной истиной и бесконечно стремясь к познанию истины абсолютной, приближаясь к ней и не достигая ее. Научно организованное обучение преследует двуединую цель: раскрытие детям и присвое­ние ими истины, а также формирование у них научного теорети­ческого мышления. Оно вырабатывает у школьников способность от разрозненных понятий и абстракций восходить к воссозданию и пониманию сути целостного, реального, конкретного явления действительности. От тычинки, рыльца, пыльцы, лепестка ребенок постепенно приходит к пониманию конкретного целого — цветка. Задача состоит в том, чтобы на основе живого созерцания, глубо­кого проникновения в сущность деталей, частностей конкретного явления обеспечить детям возможность более глубокого проникно­вения в целостное конкретное, многообразное явление. В условиях научно-технического прогресса, требующего от человека глубокого интеллектуально-творческого развития, в процессе обучения важно усилить внимание к формированию у детей отдельных понятий, абстракций путем живого созерцания реально-конкретного, так и к процессу использования ими абстракций в целях освоения конкретного целого. Логика обучающего познания есть бесконеч­ное диалектическое единство движения в сознании от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. Ребенок переходит от общего представления об объективности явления к отвлеченному знанию о его отдельных частях, сторонах, качествах. А от абстрактных ограниченных и разрозненных понятий —к проникновению в сущность явления как целого, к углублению в истину. В этом взаимодействии мыслительных процессов заключа­ется основной закон познания в процессе обучения.

Познание как общественно-исторический процесс имеет прин­ципиальное, методологическое значение для научного понимания обучения. В чем же общие и отличительные, специфические осо­бенности этих процессов? Общее заключается в исходной позиции:

в признании познаваемости реального, объективного мира; един­ства логики, диалектики, познания и практики; в возможности познания общего, существующего через частное, отдельное, а от­дельного, особенного через общее. Отличие же обучения от обще­ственно-исторического познания обусловлено спецификой задач, содержания, форм и методов подготовки подрастающего поколе-

ния, а также возрастно-индивидуальными особенностями детей. Назовем наиболее существенные различия этих двух процессов

познания.

1. В общественно-историческом познании происходит открытие новых законов, сведений, данных, фактов объективной реальности, выдвижение теорий, концепций, идей. Осуществляется бесконечное погружение в познание движущейся, развивающейся, изменяющей­ся материи.

Обучающее познание пользуется не только готовыми, проверен­ными истинами, но и ограничивает их количество требованиями, предъявляемыми обществом к человеку. Обучение избегает не устоявшихся, спорных знаний. И хотя содержание образования периодически обновляется, обучение представляет собой ограни­ченный определенными рамками процесс. Оно вводит детей в ос­новы знаний о природе, обществе, мышлений, которые идеологи­чески осмыслены и педагогически структурированы.

2. Общественно-историческое познание представляет собою противоречивый, зигзагообразный процесс предложений, открытий, уточнений, пересмотра сложившихся представлений, скачков впе­ред и отступлений назад. Познание человеком объективной дейст­вительности преследует цель развития самой науки, а также бес­конечного совершенствования на ее основе производства матери­альных и духовных благ.

Обучающее же познание основывается на специально отобран­ных и педагогически переработанных данных, организуется как стройная система усложняющихся и углубляющихся знаний. При этом учитывается как логика развития самой науки, так и логика усвоения знаний, умений, навыков детьми, особенности их разви­тия. В зависимости от этого учебный предмет выстраивается либо как прямая, линейная система постепенно усложняющихся и сме­няющихся знаний, либо как концентрическая система целостного охвата отдельных разделов науки с последующим, на новом воз­растном этапе, повторным обращением к этому разделу с более глубоким рассмотрением сущности материала.

3. Люди в процессе общественно-исторического познания раз­рабатывают сложнейшие методики познания объективной действи­тельности, создают исследовательскую материально-техническую базу, развивают в себе разнообразные типы творческого мышле­ния. Диалектическое мышление характеризуется рассматриванием явлений действительности в их взаимосвязи между собой, в сово­купности их взаимоотношений. Явления анализируются в их само­движении, как единство противоположностей внутренних проти­воречивых тенденций и их борьба.

В отличие от методов научного познания и его материально-технической базы, в 'обучении создаются свои, специфические ме­тодики и учебно-материальная база. В методиках обучения проис­ходит «приспособление» диалектики, ее основных черт и признаков к условиям передачи детям готовых истин и развития их мышле­ния. При этом возникает необходимость разрешения противоречий.

Одно из них естественное, обусловлено возрастными особенностя­ми познания детьми реального мира, характером становления их природных познавательных сил. Учащиеся изначально восприни­мают явления действительности в самом общем виде, в статиче­ском состоянии, вне их внутренних связей и взаимозависимостей с другими явлениями. Познание предстает перед ними не как развитие по спирали, не как бесконечный противоречивый процесс борьбы противоположностей, а как накопление внешних впечатле­ний, познание, воспроизведение, как овладение «абсолютными» истинами. Это противоречие между природой детского познания и диалектикой развития объективной действительности является движущей силой обучения и развития учащихся и разрешается путем приведения в соответствие логики их познания с логикой жизни.

Несвоевременное снятие этого противоречия может способство­вать формированию у учащихся формального, поверхностного, дог­матического мышления и возникновению искусственного проти­воречия самой педагогики с жизнью. Это случается, когда педагоги абсолютизируют догматическое познание, особенности становления познавательных сил детей, вместо того, чтобы интенсивно разви­вать их в процессе обучения, приобщать к диалектическому мыш­лению. Преподавание нередко строится без учета взаимопереходов в познании от конкретного к абстрактному, от абстрактного к конкретному, игнорируется сочетание анализа и синтеза, взаимо­действие содержания с формой и формы с содержанием на основе перехода количества в качество. Познание организуется как усво­ение последовательного ряда «абсолютных» истин, а не как бес­конечное движение от явления к сущности. Такой подход влечет за собой и соответствующую методику. Достаточно вспомнить ме­тод традиционного обучающего познания на вопросно-ответной ос­нове, с помощью которого учитель добивается заучивания учени­ком как вопроса, так и готовой «абсолютной» истины — ответа. Полностью исключается необходимость размышлений, установле­ния связей, разрешения противоречий. К застою в развитии детей ведет и абсолютизация способов преподавания готовых знаний, таких, как рассказ, объяснение, лекция, их противопоставление исследовательским методам, позволяющим детям непосредственно соприкасаться с диалектической логикой самой жизни.

Таким образом, в основе научного познания действительности в качестве основного способа мышления лежит диалектика. Обу­чающее же познание обладает своей спецификой. Вместе с тем оно призвано, преодолевая противоречия, подводить детей к усво­ению элементов диалектики как средства освоения научных знаний и развития теоретического, диалектического мышления.

4. Критерием истины в общественно-историческом познании яв­ляется общественно-историческая практика. Раскрытые силами науки законы эффективно применяются в деятельности человека:

общественном производстве; в прогнозировании процессов, собы­тий, явлений в природе и обществе; в совершенствовании и пере-

стройке общественных отношений. Совпадение, единство, тождест­во научной идеи, теории и общественной практики есть проявление объективной истины.

В обучающем познании роль практики существенно изменяется. Результаты общественно-исторической практики привлекаются в учебный процесс как исходный материал познания и источник подтверждения истинности изучаемых детьми знаний. Большое значение в обучении имеет также общественная практика самих учащихся в учебном процессе, в общественно полезном труде, в производстве. Индивидуальный опыт ребенка не только убеждает его в истинности передаваемых ему знаний, но и дает возможность приобрести умения и навыки практической деятельности, произ­водственный опыт и уверенность в собственных силах. Навыки, возможность участия в практике способствуют самовыражению детской личности. Наконец, именно практика в наибольшей сте­пени способствует выбору жизненного пути, ориентации в много­образии практических профессий.

Таким образом, общественно-историческая практика есть кри­терий истины, а обучающая практика—способ утверждения в истине и обретения возможностей участия в общественной прак­тике.

5. Общественно-историческое познание представляет собой из­начально творческий процесс, заключающийся в единстве творче­ского познания и преображения действительности. Познание объ­ективной действительности, в сущность которой человек не может проникнуть одномоментно и исчерпывающе, требует от него раз­витого мышления и богатого творческого воображения: выдвиже­ния гипотез; разработки представлений о спонтанных сущностных процессах и методик их изучения; создания моделей, схем техно­логических процессов; форм воплощения продуктов труда и орга­низации производства. Общественно-историческая практика есть творческий процесс воплощения познанной человеком истины в формах реального бытия. Вторая, искусственная природа есть практический результат человеческого творчества.

Обучающее познание является важным элементом процесса общественно-исторического познания. Оно направлено, в конечном счете, на формирование творческого подхода человека к любому виду общественной деятельности. Обучение представляет собой единство, комбинацию усвоения, запоминания и творчества, где само творчество представляет собой эффективный процесс усвое­ния готовых истин. Закон обучения заключается в том, что чем более творческий путь усвоения знаний избирается педагогом и детьми, чем более новый и необычный результат получается в итоге, тем сознательнее и прочнее усвоение изучаемого знания. В обучении творчество самих детей выступает в качестве дейст­венного способа глубокого освоения и применения знаний, умений и навыков на практике, одновременного развития их творческих сил, дарований, способностей. В отдельных случаях, в условиях благоприятного технического или художественного творчества, воз-

можно создание школьниками подлинно новых и оригинальных изделий, произведений. Таким образом, если процесс познания объективной действительности изначально творческий процесс от­крытий объективных истин и создания нового, то процесс обуча­ющего познания использует творчество как способ мобилизации всех духовно-интеллектуальных эмоциональных и физических сил детей в целях освоения ими объективного знания о реальном мире.

Таким образом, диалектическая теория познания является ме­тодологической основой подлинно научного понимания обучающего познания. В свете этой теории научная педагогика рассматривает все теоретические и практические вопросы организации учебно-воспитательного процесса, методик обучения и самостоятельного учения школьников.

Задания и вопросы:

1. Дайте определение понятиям: обучение, преподавание, учение, образование. Рас­скажите о взаимоотношении понятий обучение и воспитание.

2. Назовите и раскройте смысл основных функций обучения.

3. Раскройте основные положения диалектико-материалистической теории познания как научной основы понимания процесса обучения.

4. В чем сходство и различие процесса общественно-исторического познания и познавательного обучения?

Литература для самостоятельной работы:

1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения.—М., 1986.—Гл. IV.

2.Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения (Методический анализ).—М., 1977.

3. Краткий словарь по философии.—М., 1979 (Слова: абстрактное и конкретное, диалектика, закон, отражение, относительная и абсолютная истина, понятие, познание, практика, противоречие, теория познания или гносеология и др.).

Лекция III.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1941 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2175 - | 2065 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.