В течение всей нашей жизни нами управляют два базовых инстинкта, а инстинкт воина контролирует их и делает возможным их проявление. Инстинкт выживания побуждает нас бороться за сохранение собственной жизни посредством самозащиты и поиска пищи. Человеческие существа являются охотниками/собирателями, и тот факт, что мы охотники от природы, позволяет отнести людей к категории хищников. Этот инстинкт охотника составляет часть нашего инстинкта выживания и подразумевает агрессивные наклонности, которые побуждают нас защищать собственную жизнь и убивать в случае необходимости. Инстинкт размножения обусловливает желание людей, подобно прочим живым видам, заниматься сексом и производить потомство для сохранения рода и обеспечения новых поколений людей.
Среди мужчин и женщин идет также конкуренция за лучшего партнера. Она связана с инстинктом воина. При стимуляции этого инстинкта человек старается продемонстрировать свое превосходство и неповторимость, постоянно самосовершенствуясь, чтобы иметь право конкурировать за самого лучшего партнера, чтобы передать свои гены самому лучшему потомству, насколько это возможно. Так сложилось исторически и у людей, и у животных. Современные цивилизованные люди, то есть мы с вами, контролируют и подавляют эти природные инстинкты. Однако я считаю, что их невозможно полностью игнорировать, поскольку они сохраняются в глубинах подсознания — подобно дремлющему вулкану, который в любой момент может проснуться и извергнуться расплавленной лавой.
Сейчас вы уже, наверняка, спрашиваете себя, зачем я рассказываю обо всем этом в книге о диете. Все это взаимосвязано и имеет отношение к нашей программе. Скоро вы убедитесь в этом сами.
ИНСТИНКТ ОХОТНИКА/ХИЩНИКА
Охотники всегда вызывали у меня интерес и восхищение. «Диета воина» имитирует классический биологический цикл охотника, состоящий из фаз недоедания (контролируемого голодания) и переедания (компенсации).
Всем известно, что в далеком прошлом людям приходилось для выживания охотиться на животных. Охота обеспечивала человеку прилив адреналина, а также породила целый ритуальный культ поведения. К примеру, на крупных животных охотники обычно ходили группами. В конце дня, когда зверь был загнан и убит, совершался ритуал компенсации — тушу разделывали, начинался пир, во время которого свою долю вознаграждения получали все участники, в том числе и животные, помогавшие в охоте, такие как собаки. (В Британии охотники опускали кусок хлеба в кровь дичи и кидали хлеб собакам в награду за их нелегкую службу.)
Следовательно, день делился на два периода — охоты и компенсации. Большая часть дня у людей была посвящена тяжелой работе — охоте, затем освежеванию дичи, приготовлению пищи, зато в конце дня следовала компенсация за все дневные труды. Важность имеет полный суточный цикл. Ничто не должно быть упущено. В наши дни, когда больше не надо добывать себе пропитание охотой и инстинкт воина подавляется в нас за счет подчеркивания его агрессивных, антиобщественных аспектов, многие люди все-таки находят возможности для того, чтобы почувствовать свой инстинкт воина и получить опыт о нем. Примером могут служить многие соревновательные виды спорта, которые напоминают опыт охоты.
Далее я приведу еще один пример охоты, имеющий тесную связь с «Диетой воина».
Соколиная охота
В древней традиции соколиной охоты соколов обучают охотиться. Их учат летать над головой сокольника, пока птица не поймает птицу и не скинет ее на землю.
Соколиная охота все еще проводится на Британских островах, в других частях Европы и особенно в Средиземноморье и на Среднем Востоке. Охотники в этих регионах мира просто обожают своих соколов и считают их «идеальными птицами». Некоторые даже сравнивают соколов с людьми в хорошем смысле (или, по крайней мере, с положительными коннотациями). Орел, относящийся к тому же семейству пернатых, и в наши дни является символом многих государств.
Методы обучения соколов заслуживают внимания. Чтобы содержащаяся в неволе птица не потеряла своего инстинкта хищника, инструкторы придумали для соколов то, что я называю «циклической диетой»: большую часть дня соколов не кормят, а затем дают им свежее мясо, как раз в том количестве, чтобы птицы почувствовали вкус крови. Подобное воздержание от пищи поддерживает инстинкт охотника и оттачивает охотничий инстинкт птиц. Благодаря циклическому кормлению соколы постоянно остаются достаточно сильными и агрессивными для выслеживания своей добычи.
Чередование периодов кормления и некормления соколов имитирует цикл питания птиц в природе, где они охотятся, когда голодны, и «постятся», когда не ощущают голода. Если начать даже чуть-чуть перекармливать сокола, тот утратит желание охотиться, потеряет жизнестойкость и энергию. Голодный сокол находится в наилучшей форме. Поэтому соколов приучают охотиться на «голодный желудок». Еще один ключевой аспект в тренировке соколов состоит в том, что сокольники ведут с ними игру, используя для этой цели палочку с наколотым на нее кусочком сырого мяса. Этой палочкой инструкторы машут в воздухе, давая соколам возможность ловить ее на лету. При этом расстояние между сокольником и птицей постепенно увеличивается. Это напоминает «виртуальную игру»: охота на птиц в полете. Именно так происходит обучение соколов.
Я чувствую симпатию к этой красивой птице и убежден, что соколиная охота представляет собой не просто символ, но параллель того, как, предположительно, должны были жить люди. Тем не менее, большинство людей в наше время уже не живет в лесах, занимаясь охотой и собирательством ради пропитания. Мы живем в перенаселенных городах, пригородных районах, даже в сельских поселениях, но все равно распорядок дня у всех расписан чуть ли не по минутам, мы работаем в офисах, носим портфели с деловыми бумагами и ведем однообразную жизнь, совершенно не похожую на природный (первозданный) образ жизни. При этом большинство наших естественных инстинктов ежедневно подавляется. По преимуществу мы живем в совершенно «невоинской» обстановке, а, скорее, сами исполняем роль добычи.
Однако, подобно соколу, мы тоже можем, если того захотим, превратить эту виртуальность в реальность и стимулировать свой инстинкт воина — без необходимости воевать, убивать кого-то или даже менять работу. Необходимо только придерживаться циклической диеты, основанной на экстремальных противоположностях: на недоедании, которое я определяю как контролируемое голодание, и питании/переедании, которое я определяю как компенсацию. Следуя этому циклу, вы испытываете оба ощущения: голода и насыщения, лишения и компенсации. Другим важным компонентом «Диеты воина» являются физические упражнения. Они будут обсуждаться в главе 14 «Тренировки воина».
Как указывалось выше, я убежден в том, что человеческие существа — охотники по природе и что у многих успешных людей наблюдаются сходства с хищниками. Поэтому интересно будет узнать, что происходит с дикими животными, если посадить их в клетку на длительное время.