Выдающийся историк. Сторонник «правового государства» - монархии, ограниченной представительными учреждениями. Основные работы: «Древнерусские жития святых как исторический источник», «Боярская дума Древней Руси», «Методология Русской истории», «История сословий в России» и др. Издал «Краткое пособие по русской истории», которое фактически стало учебником для гимназий.
Признавал государство основным двигателем истории. Создал теорию факторов – множественности основных условий исторического развития (человеческая личность, государство, природа страны и др.). Задач историка – познание причинных связей явлений.
Кроме систематического курса русской истории в Московском университете он читал также ряд спецкурсов, в том числе «Методология русской истории», «Терминология русской истории», «Западное влияние в России после Петра».
ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НАРОДНИКОВ
Для идеологов народничества характерна широкая образованность. Народническая историография оформилась в 60-е гг. XIX в. Особое внимание изучению истории русского крестьянства, сельской общины, народных антикрепостнических движений, истории освободительных движений и передовой общественной мысли. Не видели развития капитализма. Считали, что крестьянская револ. избавит Россию от капитализма и откроет через нее перспективу социалистического развития на основе сельской общины.
1880 – 1890 гг. – идеологический кризис народничества (критика мнения о выдающейся роли интеллигенции) – идея «культурничества» наиболее воплотившаяся в «теории малых дел» (Я.В. Абрамов, С.Н. Кривенко и др.) – глубокая вера в культуру и необхомости цивилизованности народа.
Философия истории народников представляет теорию прогресса (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров). Исповедовали своеобразную религию личности – основная борьба в истории м/д государством и личностью.
Флеровский «Положение рабочего класса в России» (бедствия и бесправность положения трудящихся в пореформенной России, противоречия русской действительности после 1861 г. Под рабочим классом подразумевал угнетенное крестьянство. Не понимал исторической роли пролетариата).
Лавров «В память столетия пугачевщины» - правильно понимал истоки и характер этого движения.
Ступняк-Кравчинский «Россия под властью царей» - разоблачал сущность самодержавия.
Ведущие теоретики народничества – Лавров («Исторические письма») и Михайловский («Герои и толпа», «Еще о героях», «Еще о толпе») – обосновывал теорию героев и толпы (роль личности и народа в истории).
Плеханов в работе «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» критиковал народников, высмеял их представления о возможности некапиталистического развития России.
ТРУДЫ В.И. СЕМЕВСКОГО (1848-1916)
Крупнейший представитель либерального народничества. Основные работы «Крестьяне в царсвтвование императрицы Екатерины ІІ», «Крестьянский вопрос в России в XVIII и перв. пол.XIX в.», «Рабочие на сибсрских золотых промыслах», «Политические и общественные идеи декабристов», и др.
· движущая сила исторического развития – «общественнон самосознание»
· к политическим переворотам относился отрицательно (отрицал революцию как эффективный метод социального преобразования)
· ввел в историческую науку обширный круг новых материалов
· симпатизировал закрепощенному крестьянству. Осветил повинности крестьян, их быт, занятия, тяжелое положение, описал формы протеста против угнетения
· разрешение крестьянскоговопроса отрывал от конкретных исторических условий и ограничился развитием идеи крестьянского освобождения в умах интеллигенции
· исследовал положение рабочих на сибсрских золотых приисках
· переоценил влияние на декабристов з-е идей и теорий