Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Узловые категории диалектики




Категории - наиболее широкие понятия науки. Категории - отображения объективной реальности. Они находятся в глубокой связи, образуют систему, вне которой они не имеют смысла. К. находятся в развитии и обнаруживают как устойчивость, определенность, так и изменчивость, подвижность своего содержания. Категории - ступеньки, узловые моменты в познании человеком окружающего мира и самого себя.

Классификация категорий:

· наиболее широкие категории философии - материя, сознание, движение, развитие, закон;

· категории, входящие в состав основных законов диалектики;

· совок. категорий, которые не могут быть включены в 2-е первые - общее, особенное и единичное, необходимость и случайность, сущность, явление, форма, содержание, возможность, действительность, причина, следствие.

Общее - то, что свойственно классу предметов, явлений, процессов; единичное - присущее элементу класса, а особенное - подклассу. Реальный мир - это мир объективно существующих единичных вещей, несущих в себе общее, обладающих глубокой общностью. Общее существует не рядом с единичным, а в единичном, через единичное. Единичное вкл. в себя индивидуальное, присущее только данному единичному, и общее, присущее всему классу данных единичных. Необходимость - то, что должно быть, не может не быть. Случайность - то, что может быть, но может и не быть. Необходимое - общее, а случайное - единичное. Согласно материалистической диалектике случайность - форма проявления и дополнение необходимости, а необходимость существует только через случайность. Необходимость - доминирующая сторона мира, она проявляется в случайностях и определяет их. Каждое случайное событие является таковым лишь в отношении к более широкому и общему кругу событий, тенденций или условиям. В отношении к своей непосредственной причине любое случайное событие является необходимым. В процессах развития случайное и необходимое своеобразно переходят друг в друга. Явление - внешняя, а сущность - глубинная, скрытая сторона действительности. Сущность - важнейшее, основное, необходимое и характерное в действительности, скрытое в явлении. С позиций субъективного идеализма вещи - комплексы ощущений, а сущности приписываются вещам нами. Кант считал сущности вещей-в-себе непознаваемыми, вместе с тем он ввел представление о мыслимых сущностях, которые приписываются вещам рассудком или разумом. Сущность - общее, а явление - целостная совокупность единичных. Для сущности характерна необходимость, в явлении бросается в глаза случайность. Но явление имеет также общие черты, а сущности не сводятся к общему, они включают также особенное и единичное, индивидуальное, но существенно особенное и индивидуальное. Сущность - определяющее в общем, особенном и единичном, явление - их непосредственное внешнее выражение. Способ развития сущности: развитие может выражаться в изменении отдельных моментов сущности - исчезновении одних, возникновении других; аккумуляция все более богатого содержания в пределах одних и тех же наиболее общих черт вещи. Познавая все более глубокие уровни сущности мира, человек познает и соответствующие им уровни собственной сущности, постигает смысл своего существования. Развитие человека в этом смысле - движение в свою собственную сущность, углубление и развитие своей сущности. Содержание - это элементы из которых состоит вещь, форма - совокупность связей между ними или организация или структура вещи. Вещь в целом называется системой. Диалектико-материалистическая концепция содержания и формы вкл. следующие важнейшие моменты. Содержание и форма находятся в единстве, определяющую роль в котором играет содержание (форма, структура, или совокупность связей между элементами, есть выражение природы этих элементов, т.к. элементы вступают в связи друг с другом образуя форму или структуру). Сущность - наиболее важное, основное в содержании и форме, явление включает определенную сторону как содержания, так и формы. Определяемая содержанием, форма обладает относительной самостоятельностью и активностью. Источник этой относительной самостоятельности - связи между элементами зависят не только от природы элемента, вступающего в связь, но и от природы других элементов, от совокупной природы элементов содержания, благодаря чему форма приобретает некоторую независимость и активность. Противоречие между формой и содержанием, по мере исчерпания возможностей развития приходит к резкому конфликту, который разрешается скачком - сбрасывание старой формы и переделка содержания. Действительность - то, что $, возможность - тенденция, заложенная в действительности. Различают реальную (для которой имеются основные условия превращения в действительность), абстрактную (для которой существуют лишь частичные предпосылки в действительности) и формальную возможность (крайне маловероятная возможность, когда не $ никакого запрета на возникновение к.-л. события, но оно практически оказывается все же невозможным). Возможности заложены в действительности, производны от нее, подчинены действительному бытию. Возможность не является чем-то только будущим и несуществующим. Она представляет собой действительность, реальность в двух отношениях. 1) возможность - реально существующая тенденция развития. 2) это уже некоторая реальность, ее элемент или зачаток. Возможность превращается в действительность на основе объективно необходимости. Причина - то, что порождает другое, - следствие. Причина характеризуется 2-мя признаками: временным - причина всегда относительно предшествует следствию, содержательным - причина порождает следствие. Наследственная изменчивость и естественный отбор - основные причины биологической эволюции. Причина входит в состав условий. Условия - это все то, что делает возможным и необходимым появление определенного следствия. Причина определяет следствие, а другие условия играют необходимую, но второстепенную роль. Существуют объективные (факторы, не зависящие от сознания как отдельных людей так и общества в целом) и субъективные причины (связаны с человеческим сознанием - целями, стремлениями, намерениями, взглядами людей, групп, классов, общества в целом). Причина и следствие м. меняться местами. Главная проблема теории причинности закл-ся в том, что означает определение, причинение, порождение следствия причиной.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 457 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2404 - | 2224 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.