Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Научное познание, его уровни, формы и методы




Научное познание имеет 2 уровня: эмпирический и теоретический. Они различаются по: 1. - методам познав. активности; 2. - характеру достигаемых результатов.

Эмпир. исследование предполагает: выработку программы исследований, организ-ию наблюдения и экспериментов, описание и обобщение экспер. данных, их классификацию. Связан с чувственным познанием, но является уровнем логического познания.

Теорет. познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций. Здесь орудием выступают понятия, категории, законы, гипотезы.

В концентрированном виде науч.познание представлено в научном открытии – это обнаруж-ние таких св-в и з-нов дейс-сти, кот раньше были неизвесны (нельзя открыть ничего нового, если мы не знаем, что уже открыто). Научное открытие всегда происходит на грани знания и незнания. Основывается на целенаправленном переборе данных с использов-ем определ.методов и практических способов проверки.

Формы научного познания:

1. Всякое науч.познание начин-ся с попытки решения какой-то задачи, в основе кот. всегда лежит известное предположение, постановка проблемы. Люди стремятся познать то, чего они не знают. Проблема - это науч.вопрос, с кот. мы обращаемся к самой природе, к жизни, к практике и теории; к-й отчасти предполагает решение. Поставить проблему порой не менее трудно, чем найти ее решение.

2. Когда ученый ставит проблему и пытается решить ее, он неизбежно разрабатывает исследов. программу, строит план своей деятельности. При этом он исходит из предполагаемого ответа на свой вопрос. Этот предполагаемый ответ выступает в виде гипотезы, т.е. гипотеза – это предварительное решение проблемы. Она всегда множественна, м.б. в виде конц-ций.

3. Теория – примеряет противопол-ые гипотезы. Науч.теория хар-ся: базовыми принципами и полож-ми; наличием сис-мы понятий, в кот. раскрывается решение проблемы; наличием методов, способами проверки. Элем-ты теории: 1.Базовые принципы. 2.Система понятий и категорий.

Для получения необходимых фактов в науке используются такие приемы познания исследуемого объекта:

Наблюдение – целенапр-ное, преднамеренное восприятие явлений, касающихся исследуемого объекта.

Эксперимент – это метод научного исследования, который предполагает соответствующее изменение объекта или воспроизведение его в специально созданных условиях с целью получения информации о его свойствах и связях.

Моделирование – это эксперимент, проводящийся не на самом объекте, а на другом, который в том или ином отношении сходен с первым, воспроизводит те или иные его свойства и связи. Это воспроизведение определенных свойств и связей исследуемого объекта в другом, специально созданном объекте – модели – с целью их более тщательного изучения.

Методы научного позн-ия:

1.общие - мат-зм и диалек-ка;

2.общенаучные – логич. процессы, методы формализации, идеализации, математ-ции, моделир-ния и др.

 

 

Истина

Истина – это верное, правильное отражение действ-сти в мысли, критерием кот. в конеч счете явл-ся практика. Хар-ка истинности отн-ся именно к мыслям, а не к самим вещам и ср-вам их языкового выраж-ия.

В.И.Ленин: Истина – это такое содержание человеческих знаний, которое не зависит от сознания и воли людей и соответствует отражаемым предметам, явлениям материального мира. Объективная истина - правильное отражение объективной действительности в сознании людей. Это такое содержание человеч. знаний, кот не зависит от воли и желаний субъектов.

Выделяют абсолютную и относительную истины:

Абсолютная истина – это такая объективная истина, которая содержит в себе полное и всестороннее знание сущности предметов, явлений материального. Поэтому она никогда не может быть опровергнута. Движение к абсолютной истине совершается через бесчисленное множество относительных истин, то есть таких понятий, положений, теорий, которые в основном верно отражают явления объективной действительности, но в процессе развития науки и общественной практики непрерывно уточняются, конкретизируются, углубляются; они составляют момент, сторону, ступень на пути к овладению абсолютной истиной.

Конкретность истины – св-во истины, основанное на учете и обобщении конкр. усл-вий $-ия того или иного явл-ния, зав-ть истины от определ усл-ий места, времени и т.д. Предположение «Сумма внутр. углов треуг-ка равна 180˚» истинно лишь для совр.геометрии, но ложно для евклидовой геометрии. Поэтому нет абстракт. истины, истина всегда конкр-на. Критерий истины – сред-во проверки того или иного утверж-ия, гипотезы, теоретич. построения. Крит-ем истины явл-ся обществ прак-ка.

 

Практика

Практика – это способ включения человека в окружающий его природный и социальный мир путём активного преобразования объективно существующих предметов и явлений. Категория практики занимает особое, ключевое положение в системе основных понятий философии. Именно с её помощью выявляется место человека в структуре бытия, его взаимосвязи с неживой и живой природой, с социальной действительностью, его включённость в систему материальной и духовной культуры, раскрывается сущность сознания человека, его духовной и душевной жизни. Категория практики задаёт исходные ориентиры целостного представления о человеке во всём многообразии его взаимосвязей с окружающим миром. Принципиальной особенностью практики как специфической формы бытия человека в мире является её открытость перед возможностью освоения человеком объективной реальности. Практика формируется, воспроизводится и развивается в единстве субъект-объектных и субъект-субъектных отношений, она представляет собой всегда общественную деятельность. Практика предполагает наличие культуры общения как необходимое условие своего $-ия. Практика как специфически человеческий способ бытия в мире представляет собой деятельность, которая включает в себя:

1) Реальное преобразование внешней среды при помощи искусственно созданных орудий и средств.

2) Общение людей в процессе и по поводу этого преобразования.

3) Совокупность норм и ценностей, которые существуют в виде образов сознания и обеспечивают целенаправленный характер практической деятельности.

Формы практической деятельности:

1)Производств.практика (материальн производств деят-сть) – форма практической деятельности, лежащая в основе всех остальных видов и форм жизнедеят-ти человека в целом;

2)Социальная практика (перестройка) – носит революционный характер и направлена на реальное практическое преобразование условий нашей жизни, общественных отношений, самих людей;

3)Наука – особая форма, превращающаяся в непосредственную производительную силу, средство управления социальными процессами;

4)Техническая деятельность – представляет собой важнейший элемент производительных сил, определяющих характер и содержание способа производства, она тесно связана с преобразованием тех или иных устройств, созданных человеком – артефактов.

В истории мировой философии вопрос о критерии истины всегда занимал одно из центральных мест. Определяя источник, пути, способы познания окружающего нас мира, мыслители постоянно ставили перед собой вопрос: как отделить истинное от ложного, как определить достоверность наших знаний?

Засл. К.Маркса и Ф.Энгельса в создании подлинно научной гносеологии состоит именно в том, что они первые в истории общественной мысли вскрыли решающую роль общественной практики в процессе познания. Они доказали, что общественно-трудовая и прежде всего производственная деятельность дюдей является не только важнейшей основой всего процесса познания, но и решающим критерием истины и конечной целью познания. Только те идеи и теории, которые получают подтверждение в общественной практике, могут быть признаны истинными.

Положение о практике как объективном критерии истины необх. понимать в том смысле, что Научная теория считается доказанной и в том случае, если ее истинность подтверждается логическим доказательством, которое представляет собой обоснование истинности одних суждений при помощи других, ранее доказанных и проверенных общественной практикой.

Но даже те положения, которые раньше были полностью подтверждены практикой, должны в дальнейшем подвергаться уточнению, конкретизации или коренной ломке в соответствии с новейшими достижениями общественной практики и передовой науки. Было бы поэтому неправильно абсолютизировать роль практики как криртерия истины, ибо процесс познания действительности бесконечен и практика призвана подтверждать относительную истиннность полученных знаний, а не устанавливать метафизические абсолюты, “вечные ” и “неизменные” истины. Критерий практики так же, как и само познание, имеет исторически относительный характер.

Следовательно критерий практики содержит в себе как абсолютный, так и относительный моменты, определяя тем абсолютный и относительный характер всехб наших знаний. Момент абсолютности в практике как критерии истины состоит в том, что она в конечном счете выступает единственным критерием, при помощи которого мы отделяем правду от лжи, истину от заблуждений. Всякая истина, выдвигаемая научным исследователем, соответствует действительности только в тех пределах, в каких она подтверждается практикой. От субъективной идеи человек идет к объективной истине через практику(В.И.Ленин).

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1115 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2268 - | 2154 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.