Введение
Лекционный курс «Технология живописных материалов» введен в программу обучения студентов 1 курса ХГФ в связи с недостаточным количеством часов в курсе дисциплины «живопись», отведенных на изучение данной живописной техники.
Современное состояние техники живописи и технологии применения живописных материалов оставляет желать лучшего.
Странно, порой, смотреть, на чем и чем пишутся, в каком виде показываются, как хранятся или эксплуатируются работы. Подобное отношение к живописи в целом определяется как незнанием техники и технологии, того, какие последствия может вызвать это незнание, так и нежеланием нести ответственность за эти последствия, отсутствием профессионализма в самом широком смысле, включая понятия и ремесла, и профессиональной этики.
Наблюдается это, порой, в среде художников, давно работающих в области живописи. Но большую озабоченность вызывает безразличное отношение к вопросам живописной техники в студенческой среде. Отсутствие профессионализма будущих педагогов-художников неминуемо приведет к вырождению живописи как таковой, прервет и без того трудно осваиваемые в наше время традиционно сложившиеся пути освоения живописного ремесла.
Предлагаемый лекционный курс призван с самого начала обучения закладывать те знания и отношение к делу, которые в дальнейшем позволят технически благополучно работать. Кроме того, задача курса состоит в том, чтобы дать студентам все необходимые сведения и понятия, позволяющие грамотно мыслить и излагать технико-технологические вопросы живописи в своей педагогической деятельности.
Лекционный курс строится на изложении материала в той последовательности, в которой обычно создается и продолжает жить произведение, начиная знакомством с оборудованием, инструментами и живописными материалами, и заканчивая описанием условий хранения и эксплуатации картин. Такой порядок во многом обусловлен тем, что студент, приступая впервые к занятиям масляной живописью, хочет знать прежде, что ему необходимо для этих занятий, и что из себя должно представлять его рабочее место, а далее все остальное. И лишь разделы, посвященные живописному процессу как таковому - технике живописи, живописным методам и технологической последовательности ведения работы, - представляющие собой наиболее живой и существенный интерес, рассматриваются в завершение. Описываемые здесь понятия и процессы носят творческий характер, поэтому говорить о них целесообразнее, будучи знакомым, с основами свойств и поведения живописных материалов.
Наряду с изложением базового материала техники и технологии, содержащего основные понятия, правила и рецепты, немалое значение уделяется вопросам, казалось бы, не связанным напрямую с общей темой лекционного курса. Так, например, разделы, посвященные палитре масляных красок и условности цвета, цвету грунта, живописности, пластичности, фактуре и др. более относятся к теории живописи и вопросам Цветоведения. Разговор о живописных методах, значении видения, необходимости ведения работы в той или иной последовательности, применения имприматуры, лессировок и др. - скорее разговор о совести и искренности художника. А такие вопросы, как оформление, хранение и эксплуатация живописных произведений и др. есть вопросы его вкуса и общей культуры.
Рассмотрение данных понятий не только технически и технологически свидетельствует о связи и взаимозависимости всех составляющих искусства настолько, что нельзя говорить об одном, не касаясь другого.
В реалистическом изобразительном искусстве рисунок занимает важнейшее место. Он активно участвует в решении самых различных творческих задач. Он - основа живописи, и скульптуры, и архитектуры. Свободное владение рисунком - залог успешного реалистического творчества. Знание техник и материалов рисунка и живописи понимание их специфических особенностей помогают реализовать любой замысел – это неоценимое богатство в руках художника.
Помочь студенту в преодолении трудностей, ознакомить его с наиболее распространёнными материалами рисунка, живописи, научить, правильно ими пользоваться – цель настоящего учебного пособия.
Путём внимательного изучения и копирования рисунков старых мастеров студент может значительно расширить свой технический и художественный кругозор, воспитать вкус, сделать технику и приёмы рисования более гибкими и совершенными.
Наилучшему усвоению материала лекционного курса способствует изучение рекомендованной литературы, а также самостоятельная практическая работа, закрепляющая полученные теоретические знания. Качество теоретических знаний проверяется во время семестрового зачета по курсу «Техника масляной живописи», а практических умений и навыков - на всех последующих просмотрах живописных работ.
Примерный тематический план
№ | Разделы дисциплины | Количествово часов | |
Лекции | Сам. раб | ||
1 курс 1 семестр | |||
Введение. Литература по технологии Акварель. Состав акварели. Красочный материал акварели. Бумага для акварели. Живопись акварелью. Гуашь. Живопись гуашью. Материалы акварельной живописи. Сохранение произведений акварели. Акварельный карандаш. | |||
Клеевая живопись и темпера. Грунты. Старинная темпера. Состав. Грунт. Живопись старинной темперой. Покрытие лаком. Современная темпера. Состав современной темперы. Акрил. Акриловый грунт Живопись современной темперой. Покрытие лаком. | |||
Материалы рисунка. Уголь. Графит. Акварельный графит. Сангина. Французский карандаш. Свинцовый и др. Соус. Мел. Бумага. Пастель. Приёмы работы пастелью. Закрепление пастели, рисунков. | |||
Оборудование, инструменты и художественные принадлежности. Состав масляных красок. Палитра масляных красок. | |||
Смешение красок. Процессы, происходящие в красках и их смесях | |||
Живописные масла, лаки, разбавители. Основы для масленой живописи. Подрамники. | |||
Грунты для масляной живописи, их назначения и свойства. Материалы для изготовления грунтов. | |||
Принцип построения грунта. Виды грунтов и их характеристики. Цвет грунта. | |||
Рецептура грунтовых составов, их приготовление и нанесение | |||
Дефекты масляной живописи и их возможное устранение | |||
Оформление живописной работы | |||
Хранение и эксплуатация произведений масляной живописи | |||
Основные понятия техники масляной живописи. Живописные методы | |||
Технологическая последовательность ведения работы | |||
Итого | |||
Всего |
ЛЕКЦИЯ № 1 (2часа)
АКВАРЕЛЬ
Акварель есть один из видов живописи водяными красками. Подобно большинству способов живописи водными красками, она получила своё начало уже в глубокой древности – зачатки её современны папирусу и иероглифам древних египтян, а также бумаге китайцев и туши их. В византийском искусстве акварель применялась для украшения церковных книг, для их орнаментики, разрисовки заглавных букв и в миниатюрах. В средние века акварель использовалась для раскрасок картонов, рисунков. До 17 века акварель не имела самостоятельного значения, а играла лишь вспомогательную роль в искусстве. Но, начиная с17 века, она уже становится самостоятельным родом живописи в Англии. В начале 19 века акварель как самостоятельное искусство появляется и в других странах Западной Европы. В России около 1880г. было основано «общество художников – акварелистов».
Состав акварели.
В наше время изготавливается несколько видов акварельных красок: 1) твёрдые краски, имеющие вид плиток различной формы, 2) мягкие краски, заключаемые в ванночки, 3) медовые краски, в мягких тюбиках, 4) гуашь – жидкие краски, в банках.
Связующим веществом всех лучших видов акварельных красок служит растительный клей: гуммиарабик, декстрин, трагант и плодовый клей (вишнёвый); кроме того, мёд, глицерин, сахар, воск и некоторые смолы, преимущественно смолы – бальзамы.
Красочный материал для акварели.
Наиболее отвечают акварели те из красок, которые обладают наибольшей прозрачностью. Основой красочного материала являются пигменты.
Химический состав пигментов, употребляемых в акварельных красках, - неодинаковый. Также не идентичны пигменты, применяемые в акварельных и масляных красках. Следует заметить, что многие пигменты масляных красок (капут-мортуум, Ван-Дик, волконскоит, глауконит, церулеум и др.) в наборах акварели отсутствуют. Например, ультрамарин в масляных красках является лессировочной краской, а в акварели наоборот – корпусной. В масляных и темперных красках имеются белила, которые в смесях с другими красками изменяют ряд их свойств: светлоту, насыщенность, цветовой тон, прозрачность.
Красочные материалы делятся на органические и минеральные. И те, и другие могут быть натуральными и искусственными.
Органические натуральные пигменты – это красящие вещества животного или растительного происхождения. Органические искусственные пигменты являются продуктами взаимодействия органических реагентов. Это высокодисперсные порошки, обладающие прозрачностью, яркостью и насыщенностью оттенков. Они обладают достаточной кроющей силой и хорошим сцеплением с бумагой.
Минеральные натуральные пигменты – это природные (земляные) красящие вещества, получаемые из различных видов глинозёма, окрашенные главным образом соединениями железа и марганца.
Минеральные искусственные пигменты – это красящие вещества, получаемые в результате химического взаимодействия двух или более ингредиентов. Большинство искусственных пигментов являются прокаленными продуктами, обладающими высокой стойкостью к действию разрушающих факторов: свету, влаге, атмосферным влияниям.
Основными связующими в акварельной живописи являются:
Камедь – смола косточковых деревьев (вишни, сливы, урюка), а также гуммиарабик – камедь тропической акации.
Декстрин – особый вид крахмального клея.
В состав указанных связующих веществ входят: смягчители (пластификаторы) – глицерин, инвертированный сахар, мёд.
Антисептическое вещество (фенол) дезинфицирует и предохраняет краску от грибков плесени, так как во влажном состоянии краска может являться питательной средой для микроорганизмов.
Кроме связующих веществ, в некоторые акварельные краски вводятся наполнители. Основным наполнителем в акварельных красках является белый минеральный пигмент – бланфикс (сернокислый барий). Наполнитель бывает, необходим для понижения излишней интенсивности некоторых красок (голубая ФЦ, изумрудная, травяная зелёная).
У нас в стране акварельные краски производятся в Санкт-Петербурге, Москве и Ярославле. Акварельные краски Московского и Ярославского заводов значительно уступают во всех отношениях краскам, производимым в Санкт-Петербурге.
«Санкт-Петербург» (набор №1), куда входит 24 цвета, в картонной и пластмассовой коробках. Старое название – «Ленинград». Новое название «Белые ночи».
Краски «Ленинград» (набор № 2), куда входят 16 красок;
Акварельные краски «Чёрная речка» в тубах, набором 12 цветов.
Бумага для акварели.
Акварель в старину выполнялась на пергаменте, который состоял из отбеленной кожи, на тонких пластинках слоновой кости, которая применяется в миниатюрной живописи и поныне, на льняных отбеленных тканях и уже значительно позже на бумаге. Бумага, вырабатываемая в старину, имела хорошее качество, так, как для её выделки уже с 14 века шло исключительно льняное волокно, являющееся наилучшим материалом в бумажном деле. В 17 веке для производства бумаги впервые был применён хлопок, волокно которого в значительной мере уступает волокну льна, и поэтому качество производимой бумаги значительно понижается.
Наше время отличается изобилием бумаги и богатством её сортов. Для производства бумаги служат материалы, применение которых было совершенно неизвестно в старину. Так огромное количество бумаги выделывается из древесины, т.е. древесной клетчатки, которую составляют хвойные породы дерева; идёт в дело и солома, но более ценным материалом всё же остаются хлопок и лён.
Во многие сорта бумаги, кроме растительной клетчатки, входят гипс, шпат, каолин, мел, свинцовые белила, водный глинозём, а также для маскировки жёлтого тона ее синие краски: ультрамарин и берлинская лазурь.
Бумага для акварели изготавливается различных сортов. Самый лучшей считается ручного литья, также «ватман». Бумаге придаётся различная зернистость. Кроме белой бумаги, можно использовать и тонированную бумагу. Также применяется фактурная бумага «лён», «скорлупа», «холст», «торшон».