Вопрос о разнообразных связях психологии и идеологии уже давно прямо или имплицитно возникает в психологической литературе. Рассматривается он с разных позиций, в частности в плоскости взаимосвязи идеологии общества и психологических теорий, в плане исследования психологических аспектов идеологии и политики, с точки зрения взаимозависимости идеологических ориентации и психологических свойств личности.
Понятие «идеология» впервые прозвучало в годы Великой французской революции в 90-х гг. XVIII в. К его рождению наряду с философом А. де Траси имел также отношение «отец физиологической психологии» П. Кабанис. В то время идеология понималась как наука о происхождении идей. Отвлекаясь от современных философских и политических определений идеологии, остановимся на следующем ее понимании: идеология — это система представлений о том, как должно быть устроено общество, как должны строиться отношения между личностью и обществом, а также между самими людьми,
О соотношении психологических и идеологических начал в сознании личности. Необходимо уточнить, что в данном случае речь идет не только, а иногда и не столико о сознании личности, сколько о сознании общества или его отдельных больших
6.2. Социальная психология личности
групп. В решении этой проблемы можно выделить три основных, исторически сложившихся подхода.
Наиболее ранним из них по происхождению является подход, который можно назвать биологизаторским. Суть его в том, что отношение человека к другим людям, обществу и самому себе определяется биологически заложенными в природу человека детерминантами, которые могут называться инстинктами, «инстинктоид-ными потребностями» и т.п. Главное их качество — генетическая обусловленность. В истории этот подход представлен Аристотелем (и многими его последователями); Дж. Гоббсом и разными вариациями гедонистических теорий; Дж. Бентамом, который попытался конкретно-эмпирически описать зависимость идеологии общества от биологически предопределенных свойств человека; социал-дарвинизмом; 3. Фрейдом, которого ошибочно причисляли у нас к «идеалистам», и некоторыми аспектами теорий современных психологов, например А. Маслоу.
В биологизаторских концепциях генетически детерминированные свойства личности порождают соответствующие идеологические ориентации в сознании человека и общества.
Второй подход — социологизаторский — составляет другую крайность в решении обсуждаемой проблемы. Наиболее ярко он представлен в марксистской теории классового общества. В сжатом виде ее суть может быть выражена в простой формуле: принадлежность к определенному классу детерминирует и психологию, и идеологию личности.
Третий подход к проблеме соотношения психологических и идей но-политических начал в сознании личности носит психологизаторский характер. Теоретическая суть понимания проблемы сводится в основном к убеждению, что воспитание человека в детстве формирует у него определенные психологические свойства, которые в свою очередь предопределяют идеологические и политические ориентации личности,
Представления такого рода с основательной примесью биологизаторских идей нашли отражение в трудах известного пси-
холога Г. Айзенка (1954), который начиная с 40-х гг. пытался найти психологические основания идеологических и политических приверженностей граждан.
Он выделил два типа личностей. Для первого главным признаком был «жесткий» склад психики (tough-minded), для второго — «мягкий» (tender-minded). Описаны и личностные характеристики этих типов, такие, как разная степень ригидности, догматизма, нетерпимости к неопределенности и т. п. На основании эмпирических исследований Айзенк утверждал, что люди с «жестким» складом психики склонны принимать либо фашистскую, либо коммунистическую идеологию, а индивиды с «мягким» складом становятся консерваторами, либералами и демократами. Для отечественной психологической науки эти исследования Айзенка остались незамеченными, но на Западе они вызвали некоторый резонанс. Многократные повторения исследований по предложенной Айзенком методике не подтвердили его выводов, более того, показали, что в некоторых случаях он сознательно допускал научную некорректность при обработке получаемых данных, чтобы подтвердить свою гипотезу.
Другим примером психологизаторского подхода может служить известная и до сих пор влиятельная концепция авторитарной личности Т. Адорно [Adorno, 1950). Эта концепция стала результатом серии исследований, проведенных по заказу одной из еврейских организаций США. Их цель заключалась в выяснении причин и механизмов формирования антисемитских предрассудков.
Склонность к антисемитизму, этноцентризму и вообще к фашизму свойственна, по мнению Адорно, определенному типу личности, который был назван авторитарным. Главная черта этого типа выражается в готовности беспрекословно и некритично подчиняться сильному и в то же время доминировать над слабыми. Авторитарная личность формируется в семьях родителей, воспитательные методы которых отличаются жесткостью, нетерпимостью, ограничениями самостоятельности, запретами критики. Мышление ребенка развивается по типу черно-белого, которому свойст-
6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
венно упрошенное восприятие действительности и нетерпимость к ситуациям неопределенности. Вместе с тем, подчиняясь власти родителей, ребенок начинает, с одной стороны, идеализировать их, а с другой — у него формируется бессознательное чувство протеста против подавления его личности.
У взрослого идеализация переносится на сильную власть или какую-то другую влиятельную общественную силу, а чувство протеста проецируется на более слабых, например национальные меньшинства, в форме враждебности по отношению к ним.
Авторитарная личность может оказаться и в роли противника власти, однако «революционность» или «бунтарство» таких противников лишь рационализируется какими-то идеалами, а на самом деле питается за счет бессознательного стремления к самоутверждению, преодолению комплекса неполноценности.
Многие исследования показали, что не существует каких-то особых «личностных констелляций, которые предопределяли бы приверженность к фашистским, коммунистическим или прочим идеям. Люди выбирают свою ориентацию под влиянием различных обстоятельств, имеющих чаще всего социальную природу.
Итак, можно утверждать, что психика человека не влияет на его выбор идеологических ценностей, так же как идеология не изменяет его психического. О взаимосвязи и взаимовлиянии можно говорить лишь на уровне социальных установок личности, которые сами формируются как результат общественного бытия человека.
Проблемы типологии современного общества. Под типологией мы понимаем разделение обшества на те или иные социальные группы, которые отличаются между собой какими-то определенными социально значимыми признаками, позволяющими характеризовать их статус в об-шестве, социальные ориентации, а возможно, даже присущие им психологические особенности.
Мы уже видели, что биологизаторские теории награждают людей одинаковыми врожденными психологическими предпосылками и типы групп возникают лишь как результат способности индивидов к
борьбе за существование и выживание сильнейших. Эти теории не выдерживают критики, поскольку среди людей «борьба за существование» зависит не только от их способностей, но и ценностных ориентации.
Психологизаторские концепции слишком односторонне отражают процесс социализации личности. Они не учитывают многих других (помимо родительских) влияний, в результате которых складывается тот или иной социальный тип человека.
Изменения, произошедшие в современном обществе и в структуре традиционно признанных классов, подорвали основы классовой теории; она уже не может служить адекватной базой для типологии общества сегодняшнего дня.
Для дифференциациии больших социальных групп вместо классового подхода и социально-экономических критериев стали использовать социально-демографические признаки, такие, как пол, возраст, образование, профессия, род занятий и т. л. Однако практика социологических исследований и их результаты показали, что названные признаки не помогают найти основы идеологических и политических ориентации граждан и тем более как-то связать эти ориентации с их социально-демографическим статусом.
Новейшим направлением в решении проблемы типологии стал поиск социально-психологических критериев, который позволил бы найти различия в жизненных, нравственных и политических ориента-ииях групп, выделенных по названным критериям, и вскрыть психологические основания этих различий.
Наиболее ярким примером нового подхода стала «Программа ВЭЛС» (анг. «values and life styles» — ценности и стили жизни), осуществленная группой психологов Стэн-фордского исследовательского института. В процессе работы, проводившейся в течение 20 лет (1960-1980), объектами комплексного психологического обследования стали 200 тысяч американцев. На основе собранного материала была разработана принципиально новая типология всего населения США. Главными критериями для выделения различных групп высту-
6.2. Социальная психология личности
пили ведущие личностные ценности граждан и основанные на этих ценностях мотивы и «стили жизни». С методологической точки зрения исследование носило, как признают сами авторы, эклектический характер, но особенно заметное влияние на него оказала концепция иерархии потребностей Маслоу. Были выделены и подробно описаны три большие группы, разделенные на несколько подгрупп, и одна небольшая самостоятельная группа.
Первая группа — «Гонимые нуждой» (11% населения США на 1983 г.) — состоит из подгрупп «Выживающие» и «Существующие». Центральная ценность для представителей этой группы — выживание и обеспечение своей материальной и физической безопасности. Вторая подгруппа отличается от первой лишь временными улучшениями своего положения.
Вторая группа — «Внешне направленные» (68%); главный ориентир ее представителей в жизни: «что подумают о нас другие». Здесь выделены три подгруппы: «Принадлежащие», для которых важнее всего быть принятыми, признанными, «принадлежать», например, к среднему классу; «Подражатели» — люди, строящие свою жизнь по каким-то избранным ими моделям; «Стремящиеся к достижениям», ведущая ценность которых — добиться успеха в той или иной сфере деятельности.
Третья группа — «Внутренне направленные» (19%) — отличается ориентацией на внутренние потребности. Она включает три подгруппы: «Я есть Я», для представителей которой важно выделяться чем-то от других (например, всякие молодежные течения типа хиппи, панков и т. п.); «Экспериментирующие», т. е. ищущие насыщенную внутреннюю жизнь в форме увлечений, например, экзотическими течениями в философии, религии, искусстве; «Социально озабоченные» -— это заинтересованные в проблемах общества, руководствующиеся чувством долга и социальной ответственности.
Представители отдельной небольшой группы (всего 2% населения) получили название «Интегрированные». Это люди, которые сумели гармонично интегрировать наиболее значимые элементы «внешне
направленного» и «внутренне направленного» стилей жизни.
Между второй и третьей группой, а также внутри них происходит постоянное движение, отражающее стремление людей к психологической зрелости и изменения в их ценностных ориентациях.
В каждой из подгрупп авторы исследования подробно анализируют личностные характеристики их представителей, образ жизни, потребности и особенности поведения, соотнося все это с некоторыми социально-демографическими показателями. Только в первой группе прослеживается достаточно однозначная связь между социально-экономическим положением ее представителей и их ценностными ори-ентациями. В других группах эта связь носит более сложный и неоднозначный характер.
Социально-психологический подход к проблеме типологии общества, несомненно, открывает широкие перспективы, однако серьезное препятствие на пути его развития заключается в том, что он требует очень больших затрат труда и средств.
Список литературы
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экон. грамотность», 1995.
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Наука, 1994.
Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.
Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.
Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера/Под ред. Э.С. Чу-гуновой. Л.: ЛГУ, 1991.
Методики социально-психологической диагностики личности и группы/Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Хащенко. М.: ИП АН СССР, 1990.
Методики социально-психологического исследования личности и малых групп/Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В.Журавлева. М.: ИП РАН, 1995.
Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.
Проблемы психологии личности/Отв.ред. Е.В. Шо-рохова, О.И.Зотова. М.: Наука, 1982.
Психологическая теория коллектива/Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.
Психологические механизмы регуляции социального поведения/Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шоро-хова. М.: Наука, 1979.
6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Психологические проблемы социальной регуляции поведения/Отв. ред. Е.В. Шорохова, М.И. Бобне-ва. М.: Наука, 1976.
Психология личности и образ жизни/Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1987.
Рощин С.К. Западная психология как инструмент идеологии и политики. М.: Наука, 1980.
Рощин С.К. Психологические проблемы политического развития личности//Психол. журн. 1984. Т. 5, № 2, 3.
Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/Под ред. В.А. Ядова. Л.: Наука, 1979.
Се кун В. И. Психология активности. Минск, 1996.
Сознание личности в кризисном обществе/Под ред. К.А. Абульхановой и др. М.: ИП РАН, 1995.
Социальная психология личности/Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1979.
Социальная психология личности/Под ред. А.А. Бодалева. Л.: Знание, 1974.
Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности/Отв.ред. Е.В. Шорохова, В.П. Левкович. М.: ИП АН СССР, 1988.
Социально-психологический портрет инженера/ Под ред. В.А. Ядова. М.: Мысль, 1977.
Теории личности в западноевропейской и американской психологии/Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара, 1996.
Фрейд 3. Групповая психология и анализ ЭГО. М., 1991.
Фрейд 3. Тотем и табу. М., 1923.
Фромм Э. Душа человека. М.: Прогресс, 1992.
Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.
Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
Юнг К. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. М., 1980.
Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности//Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 89-105.
Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979.
Adorn о T.W. The authoritarian personality. N.Y., 1950.
Handbook of social psychology. 3d ed./Eds. G. Lind-zey, E. Aronson. N.Y., 1985.
Maslow A. Motivation and personality. N.Y., 1954.