Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социальная психология личности и идеология




Вопрос о разнообразных связях психо­логии и идеологии уже давно прямо или имплицитно возникает в психологической литературе. Рассматривается он с разных позиций, в частности в плоскости взаимо­связи идеологии общества и психологи­ческих теорий, в плане исследования психологических аспектов идеологии и политики, с точки зрения взаимозави­симости идеологических ориентации и психологических свойств личности.

Понятие «идеология» впервые прозву­чало в годы Великой французской рево­люции в 90-х гг. XVIII в. К его рождению наряду с философом А. де Траси имел так­же отношение «отец физиологической психологии» П. Кабанис. В то время идео­логия понималась как наука о происхож­дении идей. Отвлекаясь от современных философских и политических определений идеологии, остановимся на следующем ее понимании: идеология — это система представлений о том, как должно быть уст­роено общество, как должны строиться отношения между личностью и обществом, а также между самими людьми,

О соотношении психологических и идео­логических начал в сознании личности. Не­обходимо уточнить, что в данном случае речь идет не только, а иногда и не столико о сознании личности, сколько о сознании общества или его отдельных больших


 

6.2. Социальная психология личности


 


групп. В решении этой проблемы можно выделить три основных, исторически сло­жившихся подхода.

Наиболее ранним из них по происхож­дению является подход, который можно назвать биологизаторским. Суть его в том, что отношение человека к другим людям, обществу и самому себе определяется биологически заложенными в природу человека детерминантами, которые могут называться инстинктами, «инстинктоид-ными потребностями» и т.п. Главное их качество — генетическая обусловленность. В истории этот подход представлен Арис­тотелем (и многими его последователями); Дж. Гоббсом и разными вариациями гедо­нистических теорий; Дж. Бентамом, кото­рый попытался конкретно-эмпирически описать зависимость идеологии общества от биологически предопределенных свойств человека; социал-дарвинизмом; 3. Фрей­дом, которого ошибочно причисляли у нас к «идеалистам», и некоторыми аспектами теорий современных психологов, напри­мер А. Маслоу.

В биологизаторских концепциях ге­нетически детерминированные свойства личности порождают соответствующие идеологические ориентации в сознании человека и общества.

Второй подход — социологизаторский — составляет другую крайность в решении обсуждаемой проблемы. Наиболее ярко он представлен в марксистской теории клас­сового общества. В сжатом виде ее суть может быть выражена в простой формуле: принадлежность к определенному классу детерминирует и психологию, и идеологию личности.

Третий подход к проблеме соотноше­ния психологических и идей но-политичес­ких начал в сознании личности носит психологизаторский характер. Теоретичес­кая суть понимания проблемы сводится в основном к убеждению, что воспитание человека в детстве формирует у него опре­деленные психологические свойства, ко­торые в свою очередь предопределяют идео­логические и политические ориентации личности,

Представления такого рода с основа­тельной примесью биологизаторских идей нашли отражение в трудах известного пси-


холога Г. Айзенка (1954), который начиная с 40-х гг. пытался найти психологические основания идеологических и политических приверженностей граждан.

Он выделил два типа личностей. Для первого главным признаком был «жест­кий» склад психики (tough-minded), для второго — «мягкий» (tender-minded). Опи­саны и личностные характеристики этих типов, такие, как разная степень ригид­ности, догматизма, нетерпимости к нео­пределенности и т. п. На основании эмпи­рических исследований Айзенк утверждал, что люди с «жестким» складом психики склонны принимать либо фашистскую, либо коммунистическую идеологию, а ин­дивиды с «мягким» складом становятся консерваторами, либералами и демократами. Для отечественной психологической науки эти исследования Айзенка остались незамеченными, но на Западе они вызвали некоторый резонанс. Многократные по­вторения исследований по предложенной Айзенком методике не подтвердили его выводов, более того, показали, что в не­которых случаях он сознательно допус­кал научную некорректность при обработке получаемых данных, чтобы подтвердить свою гипотезу.

Другим примером психологизаторского подхода может служить известная и до сих пор влиятельная концепция авторитарной личности Т. Адорно [Adorno, 1950). Эта концепция стала результатом серии иссле­дований, проведенных по заказу одной из еврейских организаций США. Их цель за­ключалась в выяснении причин и механиз­мов формирования антисемитских пред­рассудков.

Склонность к антисемитизму, этноцент­ризму и вообще к фашизму свойственна, по мнению Адорно, определенному типу личности, который был назван авторитар­ным. Главная черта этого типа выражается в готовности беспрекословно и некритично подчиняться сильному и в то же время доминировать над слабыми. Авторитарная личность формируется в семьях родителей, воспитательные методы которых отлича­ются жесткостью, нетерпимостью, ограни­чениями самостоятельности, запретами критики. Мышление ребенка развивается по типу черно-белого, которому свойст-


 

6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


 


венно упрошенное восприятие действи­тельности и нетерпимость к ситуациям неопределенности. Вместе с тем, подчи­няясь власти родителей, ребенок начинает, с одной стороны, идеализировать их, а с другой — у него формируется бессозна­тельное чувство протеста против подавле­ния его личности.

У взрослого идеализация переносится на сильную власть или какую-то другую влиятельную общественную силу, а чувство протеста проецируется на более слабых, например национальные меньшинства, в форме враждебности по отношению к ним.

Авторитарная личность может оказаться и в роли противника власти, однако «ре­волюционность» или «бунтарство» таких противников лишь рационализируется какими-то идеалами, а на самом деле пи­тается за счет бессознательного стремле­ния к самоутверждению, преодолению комплекса неполноценности.

Многие исследования показали, что не существует каких-то особых «личностных констелляций, которые предопределяли бы приверженность к фашистским, ком­мунистическим или прочим идеям. Люди выбирают свою ориентацию под влиянием различных обстоятельств, имеющих чаще всего социальную природу.

Итак, можно утверждать, что психика человека не влияет на его выбор идеоло­гических ценностей, так же как идеология не изменяет его психического. О взаимо­связи и взаимовлиянии можно говорить лишь на уровне социальных установок личности, которые сами формируются как результат общественного бытия человека.

Проблемы типологии современного об­щества. Под типологией мы понимаем разделение обшества на те или иные со­циальные группы, которые отличаются между собой какими-то определенными социально значимыми признаками, позво­ляющими характеризовать их статус в об-шестве, социальные ориентации, а воз­можно, даже присущие им психологичес­кие особенности.

Мы уже видели, что биологизаторские теории награждают людей одинаковыми врожденными психологическими предпо­сылками и типы групп возникают лишь как результат способности индивидов к


борьбе за существование и выживание сильнейших. Эти теории не выдерживают критики, поскольку среди людей «борьба за существование» зависит не только от их способностей, но и ценностных ориента­ции.

Психологизаторские концепции слиш­ком односторонне отражают процесс со­циализации личности. Они не учитывают многих других (помимо родительских) влияний, в результате которых складыва­ется тот или иной социальный тип чело­века.

Изменения, произошедшие в совре­менном обществе и в структуре традици­онно признанных классов, подорвали ос­новы классовой теории; она уже не может служить адекватной базой для типологии общества сегодняшнего дня.

Для дифференциациии больших соци­альных групп вместо классового подхода и социально-экономических критериев стали использовать социально-демографи­ческие признаки, такие, как пол, возраст, образование, профессия, род занятий и т. л. Однако практика социологических ис­следований и их результаты показали, что названные признаки не помогают найти основы идеологических и политических ориентации граждан и тем более как-то связать эти ориентации с их социально-демографическим статусом.

Новейшим направлением в решении проблемы типологии стал поиск социаль­но-психологических критериев, который позволил бы найти различия в жизненных, нравственных и политических ориента-ииях групп, выделенных по названным критериям, и вскрыть психологические основания этих различий.

Наиболее ярким примером нового под­хода стала «Программа ВЭЛС» (анг. «values and life styles» — ценности и стили жизни), осуществленная группой психологов Стэн-фордского исследовательского института. В процессе работы, проводившейся в те­чение 20 лет (1960-1980), объектами ком­плексного психологического обследования стали 200 тысяч американцев. На основе собранного материала была разработана принципиально новая типология всего населения США. Главными критериями для выделения различных групп высту-


 

6.2. Социальная психология личности


 


пили ведущие личностные ценности граж­дан и основанные на этих ценностях мотивы и «стили жизни». С методологи­ческой точки зрения исследование носило, как признают сами авторы, эклектический характер, но особенно заметное влияние на него оказала концепция иерархии по­требностей Маслоу. Были выделены и подробно описаны три большие группы, разделенные на несколько подгрупп, и одна небольшая самостоятельная группа.

Первая группа — «Гонимые нуждой» (11% населения США на 1983 г.) — состоит из подгрупп «Выживающие» и «Сущест­вующие». Центральная ценность для пред­ставителей этой группы — выживание и обеспечение своей материальной и физи­ческой безопасности. Вторая подгруппа отличается от первой лишь временными улучшениями своего положения.

Вторая группа — «Внешне направлен­ные» (68%); главный ориентир ее предста­вителей в жизни: «что подумают о нас другие». Здесь выделены три подгруппы: «Принадлежащие», для которых важнее всего быть принятыми, признанными, «принадлежать», например, к среднему классу; «Подражатели» — люди, строящие свою жизнь по каким-то избранным ими моделям; «Стремящиеся к достижениям», ведущая ценность которых — добиться ус­пеха в той или иной сфере деятельности.

Третья группа — «Внутренне направлен­ные» (19%) — отличается ориентацией на внутренние потребности. Она включает три подгруппы: «Я есть Я», для представите­лей которой важно выделяться чем-то от других (например, всякие молодежные течения типа хиппи, панков и т. п.); «Экс­периментирующие», т. е. ищущие насы­щенную внутреннюю жизнь в форме увле­чений, например, экзотическими течени­ями в философии, религии, искусстве; «Социально озабоченные» -— это заинте­ресованные в проблемах общества, руко­водствующиеся чувством долга и социаль­ной ответственности.

Представители отдельной небольшой группы (всего 2% населения) получили название «Интегрированные». Это люди, которые сумели гармонично интегриро­вать наиболее значимые элементы «внешне


направленного» и «внутренне направлен­ного» стилей жизни.

Между второй и третьей группой, а также внутри них происходит постоянное движение, отражающее стремление людей к психологической зрелости и изменения в их ценностных ориентациях.

В каждой из подгрупп авторы исследо­вания подробно анализируют личностные характеристики их представителей, образ жизни, потребности и особенности пове­дения, соотнося все это с некоторыми социально-демографическими показателями. Только в первой группе прослеживается достаточно однозначная связь между со­циально-экономическим положением ее представителей и их ценностными ори-ентациями. В других группах эта связь носит более сложный и неоднозначный характер.

Социально-психологический подход к проблеме типологии общества, несомнен­но, открывает широкие перспективы, од­нако серьезное препятствие на пути его развития заключается в том, что он требует очень больших затрат труда и средств.

Список литературы

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экон. грамотность», 1995.

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: На­ука, 1994.

Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.

Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.

Комплексная социально-психологическая мето­дика изучения личности инженера/Под ред. Э.С. Чу-гуновой. Л.: ЛГУ, 1991.

Методики социально-психологической диагнос­тики личности и группы/Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Хащенко. М.: ИП АН СССР, 1990.

Методики социально-психологического исследо­вания личности и малых групп/Отв. ред. А.Л. Журав­лев, Е.В.Журавлева. М.: ИП РАН, 1995.

Парыгин Б.Д. Основы социально-психологи­ческой теории. М.: Мысль, 1971.

Проблемы психологии личности/Отв.ред. Е.В. Шо-рохова, О.И.Зотова. М.: Наука, 1982.

Психологическая теория коллектива/Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.

Психологические механизмы регуляции социаль­ного поведения/Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шоро-хова. М.: Наука, 1979.


 

6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


 


Психологические проблемы социальной регуля­ции поведения/Отв. ред. Е.В. Шорохова, М.И. Бобне-ва. М.: Наука, 1976.

Психология личности и образ жизни/Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1987.

Рощин С.К. Западная психология как инстру­мент идеологии и политики. М.: Наука, 1980.

Рощин С.К. Психологические проблемы поли­тического развития личности//Психол. журн. 1984. Т. 5, № 2, 3.

Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/Под ред. В.А. Ядова. Л.: Наука, 1979.

Се кун В. И. Психология активности. Минск, 1996.

Сознание личности в кризисном обществе/Под ред. К.А. Абульхановой и др. М.: ИП РАН, 1995.

Социальная психология личности/Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1979.

Социальная психология личности/Под ред. А.А. Бодалева. Л.: Знание, 1974.

Социально-психологические и нравственные ас­пекты изучения личности/Отв.ред. Е.В. Шорохова, В.П. Левкович. М.: ИП АН СССР, 1988.

Социально-психологический портрет инженера/ Под ред. В.А. Ядова. М.: Мысль, 1977.

Теории личности в западноевропейской и аме­риканской психологии/Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара, 1996.

Фрейд 3. Групповая психология и анализ ЭГО. М., 1991.

Фрейд 3. Тотем и табу. М., 1923.

Фромм Э. Душа человека. М.: Прогресс, 1992.

Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.

Шибутани Т. Социальная психология. М.: Про­гресс, 1969.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

Юнг К. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. М., 1980.

Ядов В.А. О диспозиционной регуляции соци­ального поведения личности//Методологические про­блемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 89-105.

Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979.

Adorn о T.W. The authoritarian personality. N.Y., 1950.

Handbook of social psychology. 3d ed./Eds. G. Lind-zey, E. Aronson. N.Y., 1985.

Maslow A. Motivation and personality. N.Y., 1954.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 953 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2283 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.