Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Состязание инстинктов и полов




Переходим ко второй, третьей и четвертой фазам воспитания.

Вторая фаза, среднее детство, охватывает две трибы – херувимов и серафимов, возраст от 4,5 до 9 лет.

Третья фаза, старшее детство, охватывает две трибы – лицеистов и гимназистов, возраст от 9 до 15,5 лет.

Четвертая фаза, смешанное детство, – трибу юнцов и юниц, возраст от 15,5 до 19,5 или 20 лет.

Я буду рассматривать совместно фазы вторую и третью, потому что царящая в них система в основе одна и та же, если только учесть, что во второй фазе надлежит более действенно развивать физические способности, а в третьей – духовные.

Лишь в четвертой фазе система воспитания должна подвергнуться изменениям, потому что здесь вмешивается любовь: потому-то и следует изучать вторую и третью фазы совокупно, а четвертую – отдельно. …

Чтоб установить борьбу инстинктов и полов, порождающую чудеса труда и добродетели, все старшее и смешанное детство – четыре трибы гимназистов, лицеистов, серафимов и херувимов – подразделяют на две корпорации по инстинкту, а именно:

маленькие орды, предназначенные для работ, противных чувствам или самолюбию;

маленькие дружины, предназначенные для дела коллективной роскоши.

Обе эти корпорации в силу своей противоположности применяют с пользой инстинкты, которые мораль тщетно старается подавить у каждого пола, – вкус к грязи у мальчиков и к украшениям у девочек.

Противопотсавляя эти вкусы, социетарное воспитание ведет тот и другой пол к одной и той же цели различными путями:

маленькие орды – к прекрасному путем добра,

маленькие дружины – к добру путем прекрасного.

Этот метод предоставляет детям возможность свободного выбора, свободу, которой они не пользуются при нынешнем строе, где всегда хотят принудить их к одному и тому же образу жизни. Социетарный строй открывает им резко противопоставленные один другому пути, благоприятствующие противоположным наклонностям – к украшениям и к нечистоте.

Среди детей мы находим приблизительно две трети мальчиков, склонных к нечистоте: они любят валяться в грязи и составляют себе игру из обращения с грязными вещами; они сварливы, строптивы, сквернословы, усваивают резкий тон и грубые выражения, любят галдеж и бравируют опасностями, пренебрегают непогодой и т.п. ради удовольствия совершить опустошение.

Эти дети вступают в маленькие орды, занятие которых состоит в том, чтобы выполнять как дело чести и с неустрашимостью всякую отталкивающую работу, которая унижала бы класс рабочих. Эта корпорация – своего рода полудикий легион, контрастирующий с утонченной культурностью строя гармонии, только по тону, но не по чувствам, потому что он является наиболее горячим в деле патриотизма.

Прочая треть мальчиков имеет вкус к хорошим манерам и мирным занятиям; она вступает в маленькие дружины, и в противовес этому есть треть девочек, имеющих мужские наклонности и именуемых девочками-сорванцами, любящих втираться в игры мальчиков, участие в которых им запрещают: эта треть девочек вступает в маленькие орды. …

 

Г л а в а ХХІ

О МАЛЕНЬКИХ ОРДАХ

Маленькие орды занимают положение Божия воинства на службе трудового единства: в качестве такового они должны быть первыми на месте прорыва, всюду, где единство было бы в опасности….

При выполнении работ орды подразделены на три корпуса: первый – назначенный на грязные работы, как чистка стоков нечистот, ассенизационная сужба и т.п.; второй – назначенный на работы опасные, как преследование гадов, занятия, требующие ловкости; третий – участвующий в работах того и другого рода. … Среди дел их ведения находится каждодневное поддержание больших дорог в отношении внешности: именно самолюбию маленьких орд строй гармонии будет обязан тем, что он будет иметь по всей земле большие дороги, грунтовые дороги, обсаженные кустами, а в отдалении даже кустами.

[Для втягивания орд в отталкивающие работы им даются отличия, привилегии: всякий представитель власти должен первым кланяться маленьким ордам; они владеют мелкорослыми лошадками; они обладают исключительным правом почина во всяком объединенном труде; они имеют первенство перед всеми прочими отрядами; в храмах маленькая орда размещается в святилище, а при торжествах она занимает всегда почетное место.]

… Метод, которому надлежит следовать в отношении маленьких орд, состоит в том, чтобы обращать на полезное дело их порыв к грязи, но не истрачивать его на утомительных работах. Чтобы нисколько не ослабить этого порыва, его применяют весело, почетным образом и кратковременными сеансами.

 

Г л а в а ХХII

О МАЛЕНЬКИХ ДРУЖИНАХ

Чем более отличаются маленькие орды добродетелями и гражданским самоотвержением, тем больше достоинств должна сочетать соперничающая корпорация, чтоб уравновеситься в общественном мнении. Маленькие дружины являются хранителями общественной прелести, – пост менее блестящий, чем пост опор общественного согласия, назначенный маленьким ордам: но заботы, уделяемые коллективным украшениям, роскоши согласного целого, становятся при социетарном строе столь же ценными, как прочие отрасли трудовой деятельности. Маленькие дружины с большой пользой вступают в этот род труда, они имеют в качестве предмета своего ведения украшение кантона в смысле материальном и духовном.

При строе гармонии каждый вполне свободен в отношении выбора своей одежды, но на собраниях корпораций нужны единообразные костюмы… На маленькие дружины, состоящие в большинстве из девочек, возложена обязанность представления кукол и манекенов по которым и сделают выбор [костюма] после критического рассмотрения.

… Из мужского пола, выступающего здесь лишь в составе одной трети, они объединят юных ученых, рано развившиеся умы, имеющих призвание к научному исследованию, и женственных мальчиков, с раннего возраста склонных к мягкости.

Менее деятельные, чем маленькие орды, они встают позднее и приходят в мастерские только в 4 часа утра. … они … посвящают себя уходу за трудно воспитуемыми и приручаемыми видами, как почтовые голуби, всякие птицы, бобры в согласованном труде и зебры.

Они имеют право верховной охраны порядка в отношении растительного царства …

Взяв на себя духовное и материальное украшение кантона, они исполняют обязанности академий …, они осуществляют цензуру плохого языка и порочного произношения. Сенат маленьких дружин имеет право литературной цензуры даже по отношению к отцам…

Занятия маленьких орд производят чудо слияния классов, от маленьких дружин получают не менее выдающуюся услугу, каковой является утончение серий с самого раннего возраста, а это именно и составляет цель воспитания.

… Маленькие дружины обладаю способностью устанавливать расхождения по оттенкам вкуса, распределять по разрядам тонкости искусства и таким образом, путем изощрения прихотей и распределения по восходящему ряду ступеней, производить компактность серий. …

Так воспитание строя гармонии черпает свои средства равновесия в двух противоположных вкусах – вкусе к грязи и вкусе к утонченному изяществу…

 

Г л а в а ХХІІІ





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 562 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2362 - | 2170 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.006 с.