Революционные события в начала столетия паспрыяі дальнейшему углыблению содержанию демократично-освободительного движения. Идеологи национально-культурного возрождения получили возможность опираться на национальные периодические издания. Газеты "Наша участь", "Наше поприще", "Наш дом" являлись своеобразными институтами беларуской культуры. На их страницах происходило становление беларуской литературно-художественной ^рытыкі, публицистики, фольклористики, в том числе и культурологии. Передовая интеллигенция, которая группировалась кругом названных перыядычнііх изданий, начинает непосредственную практичную деятельность по трансляции каштоўнасцей беларуской культуры. Да, нашанівец В. Ластоўскі в 1910 г. выдал первую ученую работу по истории беларуского народа "Краткая история Беларуси". В 1913 г. в Витебском отделении Московского археологического института А. П. Сапунов начал читать лекции по истории Беларуси. В этом учебном курсе рассматривались и некоторые проблемы беларуской культуры. Интерес к комплексному исследованию беларуской культуры усилился в годы Первой мировой войны (1914-1918), Февральской и Октябрьской революций 1917 г. Многочисленные беларуские политические партии в борьбе за государственную независимость, единство нации, национально-культурное возрождение стремились опереться на первые культурологические концепции, выработанные беларускими теоретиками. 5.4. Осмысление детерминантов возрожденческого национально-культурного движения в беларуской литературы
Становление отечественной культурологической мысли Определяющую роль в становления отечественной культурологической мысли в 1-и половине XX ст. отыграл Антон Иванович Луцкевич (1884-1942), который родился в г. Шауляй Ковенской губернии в шляхетской семьи. В 1902 г. закончил Минскую гимназию. Учился на физико-математическом факультете Петербургского университета, юридическом факультете Дэрпцкага университета. Он один из основателей в 1903 г. Беларуского революционного общества (БРГ). Арестованный в Минске в 1904 г. за распространение партийной литературы; выпущенный из из-бавлением права оставлять город. В феврале 1906 г. перешел на нелегальнее положение и переехал в Вильно. Первая статья опубликовала в 1906 г. в № 1 газеты "Наша участь". Сотрудничал из издательством "Нашего поприща". После оккупации Вильно в 1915 г. немецкими армиями возглавил Беларуское товарищество помощи потерпевшим от войны. Он один из издателей газеты "Говор". В 1915 г. из братом, поэтессой Теткой (А. Пашкевич) и другими основал Беларускую социал-демократичную работніцкую группу, возглавил Беларуский народный комитет.
В период существования Беларуской народной республики занимала шеренга должностей в правительстве БНР. В концы марта 1919 г. перед угрозой польской оккупации Западной Беларуси выехал в Берлин, где находился почти год. 3 февраля 1920 г. проживал в Вильно. Там восста-новил издание газеты "Наше поприще" и выдал сборники "Наше поприще" и "Памяці Ивана Луцкевича". Излагал в Вилен-
Скай беларуской гимназии. В июли 1921 г. основал Беларуский Школьный совет, которая позже слилась из Товариществом беларуской школы. После образования в 1925 г. Беларуской крестьянско-работніцкай общества работал в ее редакционном комитете. В 1930 г. польские власти запретили деятельность Беларуского издательского товарищества, которым управлял Антон Луцкевич. В 1931 г. уволенный из работы в Виленской беларуской гимназии. После уступлення в Западную Беларусь Красной Армии его пригласили на собрание беларуской интеллигенции. Арестованный 30 сентября 1939 г. советскими властями в Вильно; этапіраваны в Минск. Решением Особой совещания при НКВД СССР 14 июня 1941 г. приговоренный к 8 годов заключения. Умер в заключения в 1942 г. Кроме общественно-политической деятельности, А. I. Луцкевич занимался плодотворной учено-публицистической работой. Первая статья "Что будет?" напечатал в газете "Наша участь" в 1906 г. В статьях и примечаниях критиковал аграрную и национальную политику царизма. Да, в статье "Краевое положение" высказывался за социальное и национальное освобождение беларуского народа, осуждал национализм. В статье "Экономичная эволюция и беларуское движение" определило факторы развития беларуского освободительного движения, какой союзов из развитием капиталистических отношений и становлением национальной буржуазии. Шеренга работ посвященный истории БРГ и БСГ: "Польская оккупация на Беларуси" и "За двадцать пять годов (1903-1928)". Исследовал историю нарадавольніцкага движения, выступал из докладами и рефератами по этому вопросу. А. I. Луцкевич как литературный критик написал шеренгу литературно-критичных работ ("Наши пииты", "Отраженная жизнь", "Путеводные идеи литературы", "Темница Адама Мицкевича" и др.). Он является также авторам лингвистических работ. Им разработанный цикл лекций по фонетике и этимологии. В 1917 г. выдал работу "Як правильно писать по-беларуски", в 1918 г. "Беларуское правописание". А. I. Луцкевич перевел на беларуский язык нрацу М. Доўнар-Запольскага "Основы государственности Беларуси", "Элементарную алгебру" А. Киселева и учебник В. Остэрлёфа и Я. Шустэра "Мировая история. Ч. 2. Средневековая гісторкя", Новый Завет и Псалтырь. Отдельные его статья ы и примечания посвященный жизни и творчества М. Богдановича, А. Бурбіса, М. Горецкого, Ш. Ядвігіна, Ф. Богушевича, Я. Коласа, Я. Купола, Тетки, К. Родственника и др. [15].