Социокультурные миры можно разделить по трем основаниям Первое основание: исторические типы культуры – сменяющие друг друга эпохи в развитии общества. Они делятся: 1. Первобытная культура – самая длительная в истории человече-ства. Время возникновения определить точно не возможно. Сохраняется в некоторых районах земного шара до сих пор. Важнейшие черты перво-бытной культуры синкретизм – недиффиренцированность, неразделен-ность ее форм, возникающая в следствии их слабого развития. Первобыт-ная культура бесписьменна, следствием этого являются очень медленные темпы накопления информации и соответственно культурного и социаль-ного развития. Первобытная культура была магической, жизнь первобыт-ного человека проходила в выполнении множества ритуалов, которые представлялись ему столь же необходимыми как трудовые действия. На закате первобытной культуры у людей развивается мифологическое ми-ровосприятие, предметы представляются ему одушевленными. Мифы складываются в целостную картину мира, единообразно объясняющую и природные и социальные явления.
2. Восточная культура Существует значительная разница в образе жизни и мировоззрении народов Индии Китая Японии и т.д. Но все же у восточных культур есть ряд общих черт Восточное мировоззрение стро-ится на самоизоляции человека от внешнего мира, уходе во внутрен-нюю духовную жизнь. Для Востока характерно пассивное подчинение человека всеобщей жизненной силе природы, восточная культура ценит глубокомысленное погружение в себя. Для восточного общества свой-ственна повышенная ценность традиции, поэтому прогресс не является там самоцелью. На востоке всегда юли сильны ценности индивидуализма. 3. Античная культура – возникает с образованием греческих по-лисов завершается падение Римской империи в 5. в. до н.э. Античная культура так же находилась под сильным влиянием мифологии, но ан-тичная культура обладала письменностью, поэтому миф престает быть единственным средством сохранения информации. К мифу начинают от-носиться более свободно, он становится почвой для развития искусства литературы, философии. Продолжение и развитием греческой культуры была культура Древнего Рима, новым в ней было особое внимание к во-просам политики и права. Философия государства и права зародилась так же в Греции. Римская культура заложила основу всего европейского пра-восознания.
4. Средневековая культура с 5 по 15 вв. В формировании сред-невековой культуры приняли участие три силы 1. традиции дряхлеющей греко-римской культуры, сохранялась главным образом в городах основанных римлянами. 2. дух варварства его носителями были жители бывших провинций римской империи и приграничных районов, боль-шинство из них принадлежали к германской группе народов. 3. Христи-анство оказало особенно сильное влияние на развитие культуры Европы. Кроме того христианство несло в себе следы влияния восточных культов и восточной культуры. Эти три начала существовали в истории средневе-ковой европейской культуры взаимодействуя и борясь между собой. От-личительной чертой средневековой культуры были иррационализм и ми-стика, которые сочетались с очень низким уровнем образрванностии населения. Средневековой культуре очень свойственен символизм, тайный символический смысл придавался многим вещам и словам. Аскетизм. Провиденциализм, предопределение. Влияние церкви на все стороны жизни общества. 5. Культура Возрождения. –конце 13 в., расцвета достигло в 15-16. Термин Возрождение возникает в середине XIX века в него вкладывался не только смысл восстановления античной культуры, но и рождения Новой культуры. Наиболее развернутая концепция Возрождения подразумевала обновление духовной жизни, восстановление того что составляет своеобразие человека, причем старая цивилизация становится инструмен-том такого обновления. Корни Ренессанса видели в восстановлении Рим-ского государства. Подражание античности было стимулом к самообнов-лению.
Характерной чертой философской мысли эпох Возрождения был гуманизм. 1. Связанный с развитием дисциплин риторико-литературного цикла дополняемых некоторыми исследованиями в области философией морали. Важнейшей отличительной чертой гуманизма является не то, что они обратились к античному наследию, а то, что они стремились поместить идеи прошлого в определенный исторический контекст, в отличие от средневековых мыслителей, которые внимательно изучали Аристотеля, но подходили к нему внеисторически. 2. Гуманисты были людьми государственными. Основными идейными течениями в рамках гумани-стического течения стала линия гражданского гуманизма. Представления о равенстве всех людей. Реформация. 6. Новое время – 17 до нач. 20 вв. Эпоха Возрождения и Реформа-ции заложили основы новой культуры. Дух капитализма. Новая этика мирского призвания. Интерес к миру. Развитие торговли промышленности. Высокий авторитет знания.
Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII века), Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцен-трической, этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта, И. Ньютон, подвел итог их исследованиям и сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде.
Наука Нового времени нашла мощную опору в методах экспери-ментального исследования, явлений в строго контролируемых условиях.
Итогом всех этих изменений явилась механистическая научная кар-тина мира на базе экспериментально математического естествознания.
Вопрос 50. Информационно-семиотическое измерение культуры.
Л.Уайта, Э.Кассирера, Ю.Лотмана и др. исследователей благодаря их трудам к 1970-м гг. складывается новая парадигма в науке о культуре – информационо-семиотическая. Большую роль в формировании ее сыграли Лотман и возглавляемая им Тартуско-московская школа.
Развиваемое в этой парадигме понимание культуры в некотором смысле возвращается к выдвинутому просветителями XVIII в. взгляду на разум как главную силу, обуславливающую специфику человеческого бытия, но делает это на новой основе, на более высоком уровне развития науки.
Разум человека дает ему возможность особыми, неизвестными природе способами добывать, сохранять, накапливать, обрабатывать и использовать информацию. Эти способы связаны с созданием специальных знаковых средств, с помощью которых информация кодируется и транслируется в социуме. Важнейшим из таких средств является вер-бальный язык, но, вообще говоря, разум включает в себя «способность к символизации» (Кассирер, Уайт) – к наделению любых предметов и явлений смыслом, в силу чего они, как выражается Уайт, становятся «символатами», т.е. знаками и составленными из них «текстами», не-сущими в себе социальную информацию. Если у животных носителем информации служит их тело, то люди выносят информацию вовне, объек-тивируют ее в вербальных и вещественных знаках. У животных инфор-мация передается от поколению к поколению через гены, и каждое поко-ление начинает приобретать опыт с «нуля»; в человеческом обществе же появляется специфическая, отсутствующая у животных надбиологическая форма информационного процесса: объективированная в различного рода знаках социальная информация сохраняется и осваивается после-дующими поколениями, благодаря чему объем имеющейся у людей ин-формации со временем быстро возрастает. Так возникает огромный, жи-вущий в постоянном изменении и развитии мир социальной информации. Таким образом, человек живет в созданной им самим информаци-онной среде – в мире предметов и явлений, являющихся знаками, в кото-рых закодирована разнообразная информация. Эта среда и есть культура.
Сказанное характеризует сущность информационно-семиотической концепции культуры. Если ограничиться кратким определением культуры с точки зрения этой концепции, то можно его сформулировать так: культура – это мир социальной информации, кото-рая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств. Но краткая дефиниция не может полностью охватить все содержание сложного научного понятия и обычно указывает лишь некоторые его признаки. Некоторые из них, дающие весьма важные характеристики культуры.
Л.Уайт: «Культура представляет собою класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации, который рассматри-вается в экстрасоматическом контексте». Ю.Лотман: Культура может рассматриваться как «совокупность всей ненаследственной информации, способов ее организации и хранения»; «семиотический механизм, имеющий целью выработку и хранение информации»; «знаковая система»; «язык и совокупность текстов на этом языке»; «механизм, создающий совокупность текстов»; «коллективный интеллект».