Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Становление отечественной этнакультуралогіі




Вызревание национального самосознания разбудила представителей разных общественно-политических направлений к всестороннему изучению экономики, истории, языки, культуры Беларуси и отдельных ее регионов. Богатым документальным материалам определяются работы М. В. Без-Карніловіча ("Исторические сведения про отличные обители на Беларуси из дополнением других сведений, которые к ей же относятся"), Т. Нарбута ("История литовского народа"). Материальную и духовную культуру отдельных регионов Беларуси изучали К. А. Гаворскі, 3. Я. Даленгахадакоўскі, P. А. Падбярэскі, Э. Ф. Плятар, А. Ф. Рыпінскі, А. П. Сапунов и др.

Многогранностью и фундаментальностью определялись работы братьев К. П. Тьішкевіча (1806-1868) и Я. П. Тышкевича (18141873), основателей отечественной ученой археологии, музееведение, фольклористики и этнографии. Родились они в городке Логойск, получили по тому времени основательное образование. Старший Константин учился в Полоцком иезуитском, Забельскім доминиканским коллегиумах, Виленском университете. Младший Евстафий закончил гимназию в Минске, потом три годы самостоятельно пополнял знания в библиотеках Петербурга. 3 целью овладения учеными методами археологических и исторических исследований навестил Данию, Финляндию и Швецию.

Логойск с древним замком, рассеянные вокруг замчища, городища и курганы из дохристианского былого вызывали большой интерес братьев Тышкевичей. 3 изучения логойских старажытнасцей и начали они свою учено-археологическую и краеведческую деятельность.

Не обращая внимания на графский титул, Константин и Евстафий Тышкевичи, а подчас и отец брали в руки лопаты и посредством окружающих крестьян разрывали древние курганы. Переодевшись в простую крестьянскую одежду, они ходили по деревенским домам, чтобы послушать и записать народные песни, легенды, предоставления, искренний разговор крестьян про быт, поучаствовать в обрядах. Захваченные загадками древности, Тышкевичи решили основательно разобраться в типах исторических памятников на родной земле и выяснить, есть ли в их закономерность и связь из культурой плямён, что некогда жили на территории Беларуси.В итога исследований сотен кривицких курганов и анализа их похоронного инвентарю они первыми отметили этнические признаки височные кольца в женщин, тем самым дали ключ для определения территории расселения крывічоў. Анализ похоронного инвентарю разрешил сделать им следующие выводы: про торговые связи крывічоў из отдаленными землями; про местное население, которое обеспечивала железу не только себя, но и вывозила его; про местные инструменты работы и изделия, что были на уровни тогдашних изделий соседних стран. А из этого изоткала: во времена да называемой военной демократии тут не было того варварства, про которой утверждали некоторые историки.

Одновременно из археологией Тышкевичи основательно занимались и фольклором. Собирали песни, легенды, пословицы и поговорки, исследовали обряды. В описания заупокойных и рождественских обрядов Я.Тышкевич был один из первых средь беларуских этнографов. Он утверждал: "Народная поэзия дает зам возможность узнать чувства народа, а поговорки познакомиться из его умом" [13, с. 5].

На основе собственных коллекций вместе из отцом Піем Феліцыянавічам Константин и Евстафий Тышкевичи создали перши на территории Беларуси историко-археологический музей, который разместился в их рядовом поместье в Логойске. Только в нумизматической коллекции Тышкевичей насчитывалась 1140 медалёў и монет. Средь трех тысяч книг, сосредоточенных в библиотеке музея, было около 500 древних памятников отечественного книгопечатания. В музеи сохранялись оружие, изделия стародавней резьбы, богатая коллекция полотенец, салфеток, скатертей. За свою плодотворную многолетнюю работу в ветви истории, археологии и этнографии Я. Тышкевич был выбранный почетным членам Российской Императорской академии наук в Петербур-ге, Королевской академии наук в Стокгольме, Института археологии в Лондоне, многочисленных ученых отечественных и заграничных археологических товариществ.Заветной мечтой братьев было создать в Вильно основательный музей старажытнасцей на основе экспонатов, которые имелись в Логойском археологическом музее. В 1845 г. часть логойской коллекции Я.Тышкевич перевез в Вильно под видом выставки, которую после превратил в частный музей, а потом из разрешения властей в музей, что разместился в древнем зале Виленского университета. Его выбрали председателем этого музея. Музей активно пополнялся экспонатами из Минска, Могилева, Витебско, Орши, Навагрудка, Крево, Лиды, Пинска, Браслава, Поз и др. Исследователь жертвовал музею свою библиотеку (3 тыс. книг) и вместе из братом Константином археологическую коллекцию из 2 тыс. единиц. За два годы коллекция музея достигла 10 тыс. экспонатов [13, с. 6]. В 1856 г. музей был официально откровенный. Но ка-зенная администрация, напуганная восстанием 1863- 1864 гг., начала рассматривать музей как один из центров "польской интриги", и согласно приказу генерал-губернатора М. Муравьева он был официально запрещенный в 1864 г. "Вредные" экспонаты музея отправляли в Москву. Я. Тышкевич, освобожденный от всех должностей, оскорбленный и униженный, в 1865 г. оставил Вильно.

Итогам ученой деятельности К. и Я. Тышкевичей стали основательные манаграфічныя работы: "Археология в Литве", "Наши стороны", "Описание Борисовского уезда...", "Про курганы в Литве и Западной Руси", "Вилия и ее берега" и др. Этими работами положенное начало шеренги отечественных культуразнаўчых наук: археологии, музеялогіі, краеведение, нумизматики, фалеристики и др. [18].

Значительное место в ученом наследстве Ивана Ивановича Насовіча (1788-1877) занимают фольклорно-этнографические работы, в каких систематизированный богатый лексический, фразеологический и фольклорный материал, сосредоточенный им из разных регионов Беларуси. Родился этнограф в в. Гразівец Быховского уезда (теперь Чаусский район). Закончив Могилевскую гимназию и духовную семинарию в 1812 г., он работал преподавателям, инспекторам Оршанского, преподавателям, ректорам Мстиславского духовных училищ, заведующим и преподавателям Динабургской гимназии, Молодеченского и Свянцянскага дворянских училищ. В 1843 г. вышел в отставку, переехал в Мстиславль и занялся ученой работой.

Фольклорист много путешествовал по Беларуси, что дало яму возможность глубоко познакомиться из народным творчеством беларуского народа. 1.1. Насовіч тесно сотрудничал из Отделением русского языка и словесности Петербургской АН, Археографической комиссией, Отделением этнографии Русского географического товарищества. По их предложению начал подготовку первого исторического словаря беларуского языка "Алфавитный указатель древних беларуских слов, избранных из Октав, что относятся к истории Западной России", который был изданный в 1853 г. и отмеченный Увараўскай премией. В нем мовазнавецлексікограф дал толкование и лексикографическую интерпретацию около 13 тыс. слов.

Основная ученая работа 1.1. Насовіча пояснительно-переводной "Словарь беларуского языка", над каким он самоотверженно работал 16 годов. Словарь был изданный в 1870 г. и отмеченный Дзямідаўскай премией. В его вошло более чем 30 тыс. слов, записанных авторам в Могилевской, Витебской, Минской и Гродненской губерниях, а также избранных из устного народного творчества, старобелорусских письменных памятников; все значимости слов и словосочетаний раскрываются авторскими толкованиями из точными русскими эквивалентами и цитатами из диалектной, фольклорной или агульналітаратурнай языки, подчас дается этимология слов. В 1881 г. было изданное "Дополнение к беларускому словарю 1.1. Насовіча" (около 1 тыс. новых слов). Словарь к этому времени остается уникальным сбором беларуской лексикографии.

Основательными были и фольклорно-этнографические работы 1.1. Насовіча, главная средь каких "Сборник беларуских пословиц" (1867), за какой автору была присужденная золотая медаль Русского географического товарищества. В нем помещена около 3,5 тыс. пословиц, поговорок, проклятий, скороговорок и других близких к их понятиям. В сборнике раскрывается смысл пословиц, выявляется их происхождение, даются эквиваленты из русского языка, а в многих случаях и из других языков. 1.1. Насовічу принадлежать сборники "Беларуские пословицы и поговорки" (1852), "Беларуские пословицы и загадки" (1868), "Беларуские песни" (1873). Кроме 350 текстов песен, фольклорист поместил шеренгу статей, посвященных песенной культуры беларусов. Известная рукопись сборника "Легенды, предоставления, былины, басни, анекдоты", который, на жалость, не был изданный, и др. Сборники открываются предисловиями автора, в которых I. I. Насовіч высказывал свои взгляды на беларускую вуснапаэтычную творчество народа, делал фонетико-грамматические и лексические комментарии, толкование определенных выражений и слов.

Авторству I. I. Насовіча подобает историческо-лингвистический очерк "О племенах к временам Рюрика, что населяли беларускую территорию", где он втолковывал, что названия плямён "дреговичи", "радимичи", "кривичи" и другие происходят от беларуских народных слов.

В творческом наследстве И.И.Насовіча удостоверенное состояние и уровень развития беларуской культуры середины XIX ст., донесенный потомкам языковой клад нашего народа. В ученых работах этнографа анализируются и осмысливаются жизнь и быт беларусов, их духовный мир и мораль, уставы и поверья, мудрость и богатство устного поэтического творчества.

Известным исследователям духовной и материальной культуры беларусов являлся Адам Ганоры Кіркор (1819-1886). Он родился в в. Сливино Мстиславского уезда Могилевской губернии. Принадлежал к небогатому беларускому шляхетскому роду татарского происхождения. Отцы его в 1830-1840-я гг. обладали небольшим фольваркам Грынеўшчына в Климовичском уезде. Образование получил в Могилевской гимназии, потом в 2-и Виленской гимназии, которую закончил экстернам в 1838 г. Еще в годы обучения в гимназии заинтересовался фольклором и этнографией и напечатал в сборнике лучших сочинений воспитанников Беларуского учебного округа (1839) своя первая статья "Останки языческих уставов на Беларуси".

Поступивший на службу в Виленскую казенную палату, он не бросал и литературно-ученых занятий, писал театральные рецензии, выдавал альманахи "Радэгаст", "Умственные дневники" и др. Редактируя губернские "Памятные книжки", он расширил в их неофициальный отдел, поместил богатые материалы по истории и статистике Виленщины, в том числе ее беларуских уездов. Отличный знаток истории и этнографии Беларуси и Литвы, А. Юркор подготовил несколько популярных справочников по Вильно и ее околицах, печатал многочисленные ученые материалы в русской и польской периодике.

В особенности ценной для беларуской культурологической науки была его работа "Этнографический взгляд на Виленскую губернию", которая была написана в 1857-1859 гг. в границах программы Русского географического товарищества. В ей приведенный болыи за 100 беларуских песен, 200 пословиц, словарь беларуского языка. Работа пронизана большим уважением к духовной жизни беларуского народа.

В 1859 г. А. Кіркор основал в Вильно собственную типографию и выдал в ей шеренга ученых и художественных книг, в том числе произведения Ю. I. Крашэўскага, У. Сыракомлі, Ю. Ляскоўскага и др. 3 1860 г. выдавал и редактировал главную газету литовско-беларуского региона "Виленский вестник", сделав ее более содержательной и популярной. Кругом издателя образовался кружок беларуских, польских, литовских литераторов и культурных деятелей. К ему принадлежали или поддерживали из им связи писатели У. Сыракомля, В. Каратайский, В. Дунин-Марцинкевич, А. Верига-Дарэўскі, А. Адынец, I. Ходзька и другие, историки М. Малшоўскі, Я. Тышкевич, журналист В. Пшыбыльскі, композитор С. Монюшко

После падаўлення восстания 1863-1864 гг. А. Кіркор, потеряв возможность работать в Вильно, был вынужденный перебраться в Петербург, а потом и в Краков. Тут он продолжал заниматься ученой и журналистской деятельностью. Он из успехом как сотрудник Краковской ака-демии вел раскопки в Галиции, читал публичные лекции по литературе и археологии. 3 работ этого периода особенный интерес имеют "Очерки современной русской литературы" (1873), где подчеркивались ее демократичная традиция, роль в ей В. Белинского и М. Чернышевского, "Ли-товские иконки" и другие виленские воспоминания, "Про литературу братских славянских народов" из отдельным очерком истории беларуской литературы, "Литва и Русь в исторических, географических, статистических и археологических отношениях", очерки истории и культуры Беларуси в третьем томе "Живописной России".А. Кіркор не имел специального образования, работал в неблагоприятных условиях, но успел сделать немало в разных областях науки и культуры. Как исследователь духовной культуры беларуского народа, литературовед, издатель и собиратель литературно-культурных сил он отыграл заметную роль в становления науки о беларуской культуре [ Ценным источником для изучения культуры, творчества и быта беларусов являются ученые работы Николая Яковлевича Нікіфароўскага (1845-1910). Родился этнограффалькларыст в в. Вымна Веліжскага уезда Витебской губернии в семьи панамара деревенской церкви. Семья жила бедно, близко к нищенству, но мать стремилась дать двум сыновьям и дачцэ образование. Начальное образование М. Нікіфароўскі получил в частной сельской школе, а потом продолжал учебу в Витебском духовном училище. В 1861 г. его як лучшего ученика из духовного училища перевели в Витебскую духовную семинарию. После окончания семинарии в 1867 г. был предназначенный іыкладчыкам народного училища в в. Лоўжа. Большую часть жизни М. Нікіфароўскі работал в учебных учреждениях Витебско, но повыше учителя подготовительного класса гимназии или семинарии его карьера не пошла.Встреча в Витебска из П. Шейнам была поворотной в жизни М. Нікіфароўскага. Именитый исследователь культуры пробудил в его интерес к быту и творчества беларуского народа. Более чем 20 годов сотрудничал он из П. Шейнам в качества корреспондента. М. Нікіфароўскі достелил яму значительное количество фольклорно-этнографических материалов, но в изданиях П Шейна помещена в только их часть, остальное передана в архив Академии наук. М. Нікіфароўскаму фольклорно-этнографические сборники П. Шейно в значительной степени обязанный своей ученой ценностью.

3 1890-х гг. М. Нікіфароўскі начал выступать из самостоятельными учеными работами по этнографии, фольклора и истории Витебщины. Опубликовал около 20 исследований, касательных материальной и духовной культуры, губо-поэтического творчества беларусов. Этнографический отдел Товарищество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, друзьям которого из 1890 г. стал беларуский фольклорист, начал выдавать серию очерков М. Нікіфароўскага под общим названием "Очерки Витебской Беларуси". Основное внимание в этой работы исследователь придавал характеристике положения разных групп населения Витебщины (старцев, музыкантов и др.). "Очерки..." включали в себя восьми частей и были завершенный в 1899 г.

М. Нікіфароўскі также автор первого более крупного исследования материальной культуры и производственной деятельности сельского населения XIX ст., в конфиденциальности крестьян Витебщины, "Очерки простанароднага жизни-бытия в Витебской Беларуси и описание предметов обихода (этнографические сведения)" (1895).

Капитальной работой М. Нікіфароўскага считаться исследование "Простанародныя признаки и поверья, суеверные обряды и уставы, легендарные предоставления про особы и обители" (1897), в котором помещаются 2307 народных признаков, поверий, суеверий, обрядов, уставов, средств народной медицины и ветеринарии, а также предложения и предоставления про силачей [11].

3 фольклорных работ М. Нікіфароўскага заслуживает внимания первый крупный сборник беларуских частушак "Беларуские песни-частушкі", материал для какого он собирал в 1860-1905 гг. В нем ученый прослеживает процесс развития частушачнага жанра из середины XIX к началу XX ст. Также М. Нікіфароўскі является составителем сборников "Простанародныя признаки" (1897), "Простанародныя загадки" (1898), "Бесы: Сбор простанародных в Витебской Беларуси предоставлений про нечистую силу (1907)" и др. [11].

Своими исследованиями по истории, фольклоре и этнографии М. Нікіфароўскі создал прочный грунт отечественного культуразнаўства, показал самобытность культуры, которую за тысячелетия создал беларуский этнос.

Впервые широкие колеса европейской общественности в учено-популярной форме познакомил из бытом и устным народным творчеством беларусов Павел Михайлович Шпілеўскі (1823-1861). Родился этнограф в в. Шыпілавічы Бобруйского уезда в семьи священника. Учился в Минской духовной семинарии и Пецярбурскай духовной академии. Академию закончил с званием кандидата богословия, был предназначенный преподавателям словесности в Варшавское уездное духовное училище. В 1853 г. переехал в Санкт-Петербург, где с декабря 1853 г. работал комнатным смотрителям в Главном педагогическом институте, а из апреля 1855 г. учителям в школе при экспедиции сложения государственных бумаг.

В ранние годы в его выявился интерес к культуре родной стороны. Еще будущий студентам академии, П. Шпілеўскі сложил словарь беларуского языка и начал собирать материал для работы "Беларуские народные поверья", где поместил интересные сведения из истории мястэчак и деревень Беларуси, описания быта, поверий, обрядов и уставов беларуского народа, положение сельского хозяйства и промышленности. Отметил честность, скромность, смышленость и трудолюбие беларуского крестьянина, самобытность беларуского языка. Записал и напечатал предоставление про Мянеска, про происхождение Менска.

В 1853 г. П.Шпілеўскі настроил экспедицию по Беларуси, которая длилась три гады. За это время он навестил много населенных пунктов Беларуси. Итогам экспедиции была работа "Путешествие по Полесью и Белорусскому сторона", которая в форме историко-этнографических и публицистических очерков была напечатана в журнале "Современник". В их ученый приводил культурно-исторические сведения про деревни, городки, которые навелорнымі текстами довольно полно предоставленный в книге "Материалы для изучения быта и языки русского населения Се-веро-западной стороны": в 3 т., какие изданный в 1887-1902 гг. В книге помещенный также мифологические и бытовые сказки про животных, легенды, предоставления, пословицы, поговорки, сведения про материальную культуру беларусов (жилье, одежда, еду, занятия и др.).

П. Шейн является составителем сборников "Русские народные песни" (1870), "Беларуские народные песни" (1874), "Велікарос в своих песнях, обрядах, уставах, верованиях, сказках, легендах и т.п." (1898). В его работах помещена много уникальных произведений устного народного творчества, большинство из их записанный из сохранением асаблівасцей беларуского языка.

Истории этнографии, фольклора, языку и литературы посвященный разнообразные жанровые работы Александра Карловича Йельского (1834-1916). Родился он в поместье Замосце в семьи помещика Карла Йельского, который находился непадалёку от деревни Дудзічы Игуменского уезда (теперь Пуховичский р-н Минской обл.). Семья была очень культурная. Старший его брат Михаил стал известным в свое время музыкантам, композиторам. В 1852 г. Александр закончил Минскую классическую гимназию. Принимало участие в Крымской войне. В чине поручика вышел в отставку и поселился в в. Замосце, где после смерти отца получил в наследство фольварк.

Литературно-публицистическую деятельность А. Йельский начал еще в молодости. Писал он на беларуской, русской и польской языках. Хорошо знаний французскую и немецкую языки. В 1860-х гг. напечатала шеренга статей в "Виленском вестнике" о положении беларуских крестьян. А.Йельский сотрудничал также из редакциями "Географического словаря Королевства Польского и других славянских стран", "Большой всеобщей иллюстрируемой энциклопедии", для которых написал свыше десяти тысяч историческо-краеведческих статей про Беларусь. Да, в данных изданиях помещенный "Словечко о старике Заслаўі", "Про беларускую речь", "Примечания о путешествии по Минской губернии", "Словечко о материалах, которые служат для исследования беларуской речи, этнографии и литературы" и др. Перу А. Йельского подобает несколько сти-хотворных и прозаичных произведений на беларуском языке "Сынок" (1895), "Выбіраймася в прочь" (1896), "Слово о проклятой водке и о жизни и смерти пьяницы" (1900). Все эти произведения выдержанный в духа просветительства дал во время путешествия, описывал одежду, жилье, обряды, праздники жителей этих регионов. В экспедиции писатель собирал также сведения про беларуский язык из целью написать грамматику, но не окончил эту работу [16].

Чрезвычайно богатый этнографический материал помещается в работы П. Шпілеўскага "Белоруссия в характеристических описаниях и фантастических ее сказках", которую напечатал в 1853-1856 гг. В ее автор включил много переработанных и переведенных на русский язык бе-ларуских сказок, широко и основательно отобразил обряды, ритуалы, уставы беларусов, поместил многие десятки народных песен и других устных произведений. Перу П. Шпілеўскага принадлежать работы "Описание посольства Льва Сапеги в Московию" (1850), "Белорусские пословицы" (1853), "Дожинка, белорусский обычай. Сценическое представление" (1857), шеренга статей про театральную и литературную жизнь России.

В своих учено-популярных произведениях П. Шпілеўскі проводил и отстаивал идею самобытности и самостоятельности беларуского языка, народной культуры, отмечал высокие моральные качества крестьян как субъектов созданной ими культуры, выявил высокий культуротворческий потенциал беларуского народа.

Разнообразный этнокультурный материал предоставленный в ученых работах Павла Васильевича Шейна (1826-1900). Этнограф и фольклорист родился в Могилеве. Учился в немецком училище при лютеранской церкви Св. Михаило в Москве. 3 1851 г. работал преподавателям в разных уездных училищах и гимназиях Тулы, Витебско, Калуги и др. 3 1881 г. жизнь и ученая деятельность П. В. Шейно связана из Петербургом.

Этнографическо-фольклорную деятельность П. Шейн начал в середине 1850-х гг. Збіральніцкая работа осуществлялась целенаправленно и системно в соответствия с созданной им "Программой для собирания памятников народного творчества". Кстати, эта одна из первых специальных фольклорных программ в России. Ее навуковёц разостлал беларуским корреспондентам, средь каких были А. Я. Богданович, Я. Ф. Карский, Ю. Ф. Крачкоўскі, Я. Лучина, М. Я. Нікіфароўскі и др.

Основой работ П.Шейно были материалы, какие он собрал во время нескольких поездок по Беларуси. Фольклорно-этнографические описания рождественских, масленичных, купальских, жатвенных, свадебных, похоронных обрядов беларусов из песнями и фальк-

Краевед перевел на беларуский язык первую часть Иаэмы "Барин Тадеуш" А. Мицкевича, которая вышла в Львове в 1893 г., а в 1908 г. в Вильно выдал сборник "100 поговорок, загадвк, придумок и болтовней для пожиткам беларуского (кривицкого) народа". Шеренга работ написанный на польском языке: "Беларуская литература и библиография", "Исторические сведения про радзивиловскую ткальню поясов в Слуцка", "Исторические сведения про фабрику стекла и отделочных люстэрак в Уручья Радзивиловским на Литве", "Очерк истории местного хозяйства в сопоставления из народными уставами от первобытных к остальным временам" и др. [4].

В 1864 г. этнограф основал в Замосці краеведческий музей, где собрал кадя шестидесяти картин и двух тысяч гравюр, рисунков и эскизов, библиотеку из десяти тысяч книг, средь каких были старадрукі, хроники, материалы восстаний и войны 1812 г., листы Адама Мицкевича, Таде-уша Костюшки, а также их личные вещи. Там сохранялись ценные капекцыі фарфора, стекла, слуцких поясов. Богатый сбор А.Йельского приводил в Замосце историков и этнографов, писателей и краеведов. Тут в свое время побывали знаменитые тогда ученые братья Катарбінскія, Здзяхоўскі, Федароўскі, Талько-Грынцэвіч, писатель Вайсянгоф.

Разнообразная культуратворчасць А. Йельского высоко оценивалась его современниками. Его работами и музейным сборам пользовались ученые Краковской академии, сотрудники музея Румянцево в Москве, члены Московского этнографического товарищества. Признанием его подвижнической ученой деятельности было присвоение краеведу звания члено-сотрудника Вольнаэканамічнага товарищество в Петербурге, действительного члена комиссии истории и искусство филологического отделения Академии наук в Кракове.

Таким образом, в XIX ст. в Беларуси возникают этнология и фольклористика как новые описательные науки. К 1870-х г. в их преобладало мифологическое направление. Его представители основной акцент делали на духовную культуру (песни, предоставления, обряды, верования) и рассматривали их як остова древнего мировоззрения, идеализировали мифологию. Учено-исследовательская работа начинателей этнологии и фольклористики способствовала развитию интереса к беларуской культуре, пробуждению этнического самосознания. Рядом со сбором и описанием артефактов нацыянальнайным отделения. В университете он был замеченный прогрессивно настроенными профессорами и студентами, заслужил их приязнь и уважение за то, что умел ценить ум, имел склонность к литературному творчеству и науки. Во время обучения в университете были опубликованный его сентиментальная "дума" под названием "Мелітон и Эвеліна" и шеренга стихотворений. Его очень высоко дорожил именитый историк и общественный деятель Іаахім Лялявель, который возглавлял кафедру всеобщей истории. Профессор был идейным натхняльнікам студентов, которые в университете создали тайные товарищества филоматов и филаретов. Их члены выступал! против официальной политики российских властей в ветви образования, попыток ограничения культурно-просветительских функций науки, осуждали деспотизм, крепостничество, феодально-абсолютистские порядки. В недалекого грядущего судьба приведет профессора и его талантливого ученика на путь революционной борьбы, девизам какой кибитке "За нашу и вашу свободу!

Итоги ученых исследований публиковались в "Запісках отдела гуманитарных наук" Інбелкульта, журналах "Наша сторона", "Пламя", "Молодняк".

Параллельно из ученым беларусоведением развивалась и просветительное беларусоведение. Да, в 1920/21 академическом годе в школах был введенный предмет "Беларусоведение". Организовывались курсы и кружки. Например, в 1924-1927 гг. в Минске действовали Высшие курсы беларусоведения, на которых готовили учителей и лекторов.

В 30-х гг. беларусоведение начинает постепенно згортавацца. Государственное и паргыйнае руководство СССР начало проводить в жизнь дэнацыялізаваную советскую идеологию, согласна из которой ограничивалась культурно-просветительская деятельность в советских республиках. Полегоньку приверженность к беларуской культуре трансформировалась в полную свою противоположность и становилась причиной сталинских репрессий. Да, безосновательно были обвиненный в национал-демократизме А. Баліцкі, П. Голавль, М. Горецкий, У. Дубоўка, А. Дудочник, Я. Дыла, В. Ластоўскі, Я. Лёсік, С. Некрашэвіч, Я. Пуща, А. Цвікевіч и др. Шло также сокращение беларусскоязычных школ, издания беларуских книг и газет.

Неблагорасположенные отношения к национал-демократизма сохранились вплоть до 1990-х гг. 3 возникновением независимой Республики Беларусь ценности идеологии национал-демократизма закрепленный в национальном законодательстве. Важная значимость в формирования государственной политики в ветви культуры отыграли законы "О культуре", "О образовании в Республике Беларусь", "О языках в Беларуской ССР". Последним законодательным документам беларуский язык провозглашался государственной. Одновременно в законе отмечалась, что всестороннее развитие и функционирование беларуского языка во всех сферах общественной жизни предусматривает забота о свободном развитии и использования всех национальных языков. На основании названного закона в стране была разработана Государственная программа развития беларуского языка и других национальных языков. Программа была призвана содействовать возрождению и развитию языка и культуры не только беларуского этносу, но и свободному развитию и равному использованию родных языков субъектами других нацыянальнасцей.

В 90-я гг. XX ст. интерес к изучению культуры существенно возросла. Беларуские ученые совместно из учеными мировой

польнасці пытаются ответить на вопрос: "Что представляет собой исторический путь человечества последовательное развитие по Определенной схеме (стадии, этапы) или взаимодействие разных типов Культурцывілізацый?" 3 таким аспектам анализа тесно связанный Проблемы совершенствования культур, разработки моделей будущего развития и вплыву человека на ход историко-культурного процесса в целом. В это время в учено-исследовательских и высших учебных учреждениях Беларуси создаются кафедры культурологии, в учебный процесс вводиться культурологический курс. Интерес к дисциплинам культуразнаўчага цикло является одной из наиболее заметных асаблівасцей современного образования. В процессе культурологического образования молодежь готовится к личной ориентации в современном мире, к осмыслению ее як совокупности культурных достижений человеческого общества. Культурологическое образование содействует взаимопониманию и производительным сношениям представителей разных культур.

Таким образом, можно утверждать, что в течение XX ст. завершился процесс формирования беларуской культурологии из разными ее ветвями (фундаментальной, прыкладной, исторической и др.). На стыке гуманитарных наук возникают философия культуры, социология культуры, лінгвакультуралогія, культураметрыя, музейная культурология.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-03-26; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 507 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2227 - | 1965 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.034 с.