"Обряд, - как. говорит свящ. Павел Флоренский, - есть осуществленная ориентированность на Бога, во плоти пришедшего, всей нашей жизни". Они введены в храмовую ч личную жизнь х-на для того, чтобы через них благословение Божис нисходило на жизнь и деятельность человека- Православная Ц-вь верует, что каждый совершаемый обряд имеет определенное освящающее, обновляющее и укрепляющее действие на человека. Как явление огня, грома, бури, молнии служило для евреев видимым знаком присутствия Божия на Синае во время законодательства, так и обряд везде и всегда служит для человека символом удостоверения действительности присутствия и воздействия Бога на человека.
Именем обряда в широком смысле этого слова называется то, что относится к внешней стороне религиозной жизни человека; богослужебные чины и уставы, предметы и действия, имеющие символическое значение. Об обрядах в Св. Писании говорится мало (прикровенно). Порядок и чин внешнего богослужения ни Христом ни Апостолами не установлен. Церковные обряды развивались с развитием самой Ц-ви и она то сокращала их, то дополняла, а то и вовсе уничтожала или заменяла новыми. Такое отношение Ц-ви к обрядам ясно свидетельствует о том, что Ц-вь вправе изменять и вводить новые обряды, сохраняя при этом неизменно свою веру в Бога. Решение апостолов на Апостольском Соборе относительно обрезания и других обрядов послужило твердым основанием для законодательной практики Ц-ви- Церковный обряд, даже и не вытекающий непосредственно из Божественного установления, не есть однако нечто случайное и произвольное. Та или иная обрядовая особенность, рождающаяся из народно-бытовых форм, принимается и усваивается Ц-вью. Православная Ц-вь блюдет чистоту обрядов, уступая требованиям сознания каждой эпохи.
Виды обрядов и их значение.
1. Обряды богослужебные- священнодействия, явл. частью литургической жизни Церкви. К ним относятся: помазание елеем на утрени, великая агиасма, освящение артоса на Пасху, вынос плащаницы, креста и чин воздвижения, крестный ход на заутрени Пасхи, обряд пострижения в монашество. Их должен совершать священник или епископ.
2. Религиозно - житейские - обряды, соверш. в зависимости от духовных потребностей христианина. Таинства, хотя они и не являются обрядами, но т.к. некоторые из них могут совершаться по желанию верующих, то и они относятся к этой части, например: брак или соборование. К этой же части относятся: погребение, освящение жилища, молебствия и т.д. эти обряды совершаются тоже священниками и епископами.
3. Обряды символические - служат для выражения различных религиозных идей и восприним. христианином, как путь к богообщению: крестное знамение, целование икон, возжение свечей, поклоны и т.д.
Особенности богослужения в Киевской митрополии в до -, синодальный период 16-18 в.
На рубеже 16 в. в Киевской митрополии сложился ряд собственных чинов и последований, которые находили себе применение в богослужебной практике. Появление новых чинов частично объясняется тем, что на Украине велась борьба с католицизмом, которая, естественно, оставила некоторый отпечаток в богослужении обрядов и обычаях, поэтому на Украине начали вырабатываться свои чины позаимствованные от греков с
национальными особенностями. Такое литургическое творчество способствовало появлению новых книг- служебников и требников тина сот Петра Могилы и т.п. 1. Особые преимущества КПЛ имел архимпндрит (настоятель):
а) лаврскии архимандрит имел первенство среди других архимандритов;
б) его встречали как архиерея: с крестом, кадилом и пением "Достойно есть" и входил он в алтарь Царскими вратами,
в) при облачении архим. возлагали палицу, митру и панагию;
г) во время литургии осенял народ днкирисм и трикирием,
д) на Великом ходе принимал святые дары, не выходя из алтаря. В 1786 году, когда Киевский митрополит стал священноархимандритом Лавры все эти привилегии были отменены.
2. Чин извержения из сана.
Епископ, облачившись в ризы, берет жезл и становится слева от престола. Царские врата открыты. Пресвитер облачен во все одежды. Диаконы приводят его пред Царские врата. Священнику дают в руки пустые чашу и дискос. Когда диаконы ведут его к Цар. вратам читается 100 пс. Священник становится на колени. Епископ по окончании псалма садится слева от престола и говорит о вине священника всем присутствующим, начиная оглашение ее как проповедь словами: "Во имя...". Епископ встает и повелевает встать пресвитеру. Берет от него чашу и дискос со словами: "Отнимаю от тебя власть, приносить пречистую Жертву Богу о живых и мертвых, поскольку недостоин явился к Нему приносити ее...", при этом полагает чашу и дискос на престол. Снимает священные одежды, произнося: "Анаксиос". Снимая подризник, епископ говорит: "Снимая с тебя все одежды пресвитерские, в них же недостоин предстояти пред Господом, ради лукавых твоих дел". Епископ подстригает волосы: "Исполнися лице его бесчестия, якобы сын не разуме". Заканчивая пострижение певцы поют стихиру Страст. Пятницы: "Днесь Иуда оставляет Учителя и принимает днавола...". Снимают подрясник под пенистой же стихиры: "Десть ученик Христов отчужд. чести и благодати...". Одевает мирские одежды. Епископ: "Да облечешися во срам и да одеяшеся яко одеждою студом своим...". Далее епископ садится у Царских врат и, отталкивая жезлом, говорит: "Поскольку ты недостоин пресвитсрского сана ни предстояти жертвеннику Божию, ни проповсдити, не приносите дары и жертвы и другие священнодействия, за свои тяжкие преступления, властню от Христа Богом мне данною, отлучаю тебя от св. престола и алтаря Господня и жезлом пастырским отметаю тебя" и жезлом отгалкивает от Царских врат. Священник уходит из храма. Таких называли "расстригами".
1. Пассия. В Киевских монастырях служилась в первые 4 пятка на Вел. повечерии. В приходских храмах Пассию совершали перед литургией или во время ЛПД. Пассия (от греч. яаоою - страдания, страсть). Свое начало пассия получила на Западе, где она представляло собой драматическое изображение исторических крестных страданий Христа. Чтение Писания сопровождалось музыкой, значительное место уделялось хору. Пассию написал итальянский композитор, священник Нерп 16 в. Эта пассия исполнялась в соответствующих костюмах. Другой итальянский композитор 17 в. Карисивн изменил характер пассии - драмы.
В РПЦ пассия появилась в 17 в. на юго-западе Руси. Широкое распространение чин получил при митр. Петре Могиле 17 в. В 1702 г. чин пассии впервые был напечатан по распоряжению архим. КПЛ Ноасафа Крнковского как приложение к Цветной Триоде. В конце чина сказано: "Сия вся воспоминается по совету, а не по повелению".
2. В Киевской митрополии в чине поставлсння в клир была одна особенность, которой не было в греч. Церкви. За одной литургией посвящалось в диаконы и пресвитеры несколько лиц. Арсении Суханов говорит, что за литургией посвящали более 20 - 30 диаконов н пресвитеров. Основывались на том, что если можно много крестить, то можно много и посвящать. Арсений обратился к Александр. Патр. Иопикню с этим вопросом-он ответил отказом.
3. В Киевской Митрополии перед посвящением в иерархические степени практиковали пострижение в низший клир. Чин посвящения во пратяря.
4. Избрание кандидатов во священство из чтецов. Таковой приходил к епископу для получения благословения. Епископ задавал ряд вопросов: ради чего ты принимаешь сан и т.п. далее он читал Символ Веры и т.д. после епископ отправлял его к духовнику и после испытания сдавал епископу экзамен. По рукоположении ставленник должен служить 6 недель, на вечерне читать стихиры, на утрени - шестопсалмие и канон.
5. В Киевской Митрополии был свой устав относительно панихид, кроме вселенских панихид совершали общие панихиды п следующие дни:
а) в пятницу вечером перед Филипповым постом;
б) в субботу перед Р.Х.;
в) в пятницу перед Великим постом;
г) перед Благовещением;
д) в субботу перед Успенским постом и перед Успением.
6. На утрени Всенощной или Полиелсйной службы "Слава Тебе..." возглашал диакон. Молитва 1-го часа читалась чтецом. При перенесении св. даров, во время Великого хода, священник касался чашей впереди стоящих людей. После Литургийного отпуста священник каждого присутствующего благословлял рукой. На Пасху и светлую седмицу, во время Великого входа, со Св. Дарами несли Плащаницу (при соборном служении). С ней шли впереди.
7. Обряд Воздвижения совершался во всех храмах Митрополии, тогда как в России -только в первопрестольных городах.