Епископ – надзиратель, блюститель. Слово появилось в древней Греции, для обозначения посыльные агенты, которые посылались в другие государства, чтоб контролировать, как исполняются союзные соглашения. В христианстве это слово усвоилось для высшей церковной иерархии. Епископ усваивает всю полноту апостольской власти. Не только в Писании, но и в творении свв. отцов название епископ часто присваивается пресвитеру, иногда апостолам (Деян 1:20) и даже Христу (1 Пет 2:25) из-за неустановленной четко терминологии. Епископ как должность учреждена в век апостольский. Епископы были независимы в своих действиях. Строгого разделения на епископии не было. Средоточием всего церковного управления являлся Иерусалим. Нельзя считать, что пример деятельности апостола Иакова имел какие-либо действия на других епископов и на их появление. У апостола Павла есть указания на епископскую должность.
Лебедев А.П. говорил, что образовывалась христианская община, поэтому апостолы просили избрать из своей общины достойного, а они в свою очередь рукополагали его. Епископ должен был совершать евхаристию, помогать бедным, накормить нуждающихся и иметь отношения с другими епископами.
В сер. 2 в. происходит возвышения несколько епископских кафедр. Епископы были и в маленьких городах и селениях. Апостол Павел в разных посланиях по-разному описывает роль епископов. В «Дидахе» епископы идут после харизматических мужей, аналогично и в «Пастыре Ермы». Уже со 2 в. первенствующим делом епископа становится учительство. «Апостольские постановления» епископы – служители слова. Свт. Киприан Карфагенский «епископ в Церкви и Церковь в епископе, и кто не с епископом, тот не может быть в Церкви».
15.10.1 Чин по указанию «Апостоских постановлений и евхологиона Серапиона Тмуитского.
Апостол Павел в своих посланиях указывает на акт поставления во епископа, а также на то, что происходит руковозложение через собор старейших священнослужителей. Т.о. при апостолах есть существенный акт хиротонии во епископа:
· собор старейший священнослужителей
· руковозложение
В канонах Ипполита есть молитва, которая читалась при епископской хиротонии. Она обращена к святому Духу. «Апостольские постановления» подчеркивают 3 момента таинства:
1. Предварительное избрание и наименование пресвитерами и народом общины кандидата во епископа
2. Торжественное испытание собором епископов кандидата в присутствии местного пресвитерства и народа
3. Торжественное рукоположение и посаждение на престол.
Также в «Постановлениях» есть молитва на хиротонии. Молитва еще с древних времен читалась, когда над поставляемым держалось раскрытое евангелие. Интронизация происходила на середине храма после чтения Апостола и Евангелия (скорее всего). Но есть мнение (Голубцов), что хиротония проходила в алтаре на горнем месте. Потом после хиротонии новопоставленный говорил поучение интронизационную речь.
В 4 в. есть упоминание о епископской хиротонии (блж. Феодорит). По нему:
1. хиротония совершалась у престола
2. рукополагаемый приклонял колена
3. на рукополагаемого возлагали руку (правую) другие епископы.
В дополнение к слову Феодорита может служить упоминание свт.Григория Богослова (выдержка из защитительной речи), в которой он упоминает о хиротонии:
1. облачение в епископские одежды
2. посаждение его на престол
3. вручение жертвы
«Евхологион Серапиона епископа Тмуитского». В нем есть молитва, которая читалась на хиротонии. Смысл: молитва о будущем епископе, чтоб он был достойным пастырем церковного стада.
Дионисий Ареопагит «О церковной иерархии» (5 в.) указывает на чин архиерейской хиротонии. Есть некоторые новые акты:
1. рукополагаемого запечатляли крестным знамением
2. возлашали его имя вместе всесвященными призываниями (объявление имени и степени рукополагаемого – прп. Максим Исповедник)
3. на главу поставляемого возлагалось евангелие
«Евхологий Барберини». В нем есть такие указания о чинопоследовании:
после Трисвятого главный епископ становился перед престолом и ему вручалась хартия, где написано «Божественная благодать…», архиепископ зачитывал во всеуслышание и правую руку держал на голове поставляемого. Когда возглашалось «помолимся убо о нем» народ трижды говорил «Господи помилуй», а главный епископ раскрывал евангелие и ложил на голову и шею поставляемого. Далее главный епископ читал 1-ю молитву, потом один из епископов провозглашал ектению, после которой шла 2-я молитва. Потом на «Аминь» евангелие ложилось на престол, а на поставленного возлагался омофор и он восходил на сопрестолье.
Т.о. особенностью этого описания является указание на чтение «Божественная благодать…». Она не упоминалась нигде до 14 в.
Северо-русский чин
1) Устав како достоит избрать епископа. Говорится о том, как должно происходить избрание кандидатов во епископа. Митрополит созывает всех епископов, которые находились в пределе его управления. Потом митрополит объявлял о вдовствующей кафедре и том, что нужно поставить нового. Собор епископов перед выборами епископа творил молебное пение, потом совещание, которое возглавлял старейший епископ. Потом все епископы называли свою кандидатуру. После этого оставалось 3 кандидатуры, которые писались в список и относили митрополиту, который избирал из списка одну кандидатуру.
2) Устав благовестия. Объявление избранному о том, что он избран на епископство. Перед этим краткое молебное пение за избранного, после ставленник выходил на солею, где говорил речь.
3) Устав целования. Кандидат представлялся митрополиту и собору епископов. Ставленника поставляли в конце всех епископов, где тот ложил земной поклон, потом посередине и перед самым митрополитом. Поцеловав колено и руку митрополита, а также правую сторону лица, лобызался со всеми епископами в зале.
4) О малом знамении. Совершался в назначенный митрополитом день. Для этого в храме приготовляли исходницу, и поставляли митрополичий трон. Избранный после поклонов читал исповедание веры. После, ставленник брал у всех епископов благословение и уводился в отдельное место до Малого входа. После входа ставленника выводили ставленника перед царскими вратами.
5) Устав, бываемый на поставление епископа. После Трисвятого ставленника 2 епископа приводили к митрополиту. После, ставленник становился справа и архидиакон слева от митрополита. Далее митрополит читал хартию.
6) Устав о настоловании. При пении «исполла эти деспота» новопоставленный после литургии поставлялся на престол, это происходило трижды. После, пелось многолетия все уходили на обед в покои митрополита.
7) Устав соединения. После хиротонии, митрополит созывал всех епископов к себе, а новопоставленный ожидал особого приглашения. Епископ вводился и брал благословение у митрополита.
При патриаршестве на Руси произошли изменения:
1. Патриарх предоставлял царю избирательный свиток.
2. Наречение избранного – нововведение того времени.
3. Обряд благовестия присоединялся к обряду целования.
4. Кандидат во епископа совершал проскомидию в сам день хиротонии и служил литургию до Малого входа.
5. Традиция, которая носила гадательный характер. Патриарх, после снятия с епископа евангелия просматривал зачало, на котором было открыто евангелие, после чего сообщал это царю. Но потом, после патриарха Иоакима это упразденено.
6. Возлагалась на главу поставляемого митра.
7. Потом панагия.
8. Потом возглагалась переманатка (теперь только у патриарха).
9. Потом мантия с источниками (с греческой церкви). Цвета: черная или багряная.
10. клобук, четки и жезл вручались после литургии.
В 1676 году при Иоакиме происходят изменения. При архимандрите Гаврииле 1725 г. также изменения. Потом исправлял митрополит Филарет (в чин исповедания включает исповедания догмата святой Троицы и сокращает присягу). В 1901 году вновь изменения (сокращения в тексте исповедания и присяги). К нашему времени чин претерпел еще несколько изменения. До 15 века епископы на Руси носили иерейские фелони. После введения патриаршества – саккос только у патриарха. Митрополитам как награда или по чести древней кафедры. На соборе 1674 года: «всем митрополитам священнодействовать в саккосе со звонцами». При Петре 1 запрет на саккос, а при Филарете опять возвращен.
Южно-русские чины.
Во время совершения малого знамения (к Символу веры добавлялось особое моление с клятвой)
Обряд кругового обхождения. Основной стержень заимствован из греческой церкви. Южно-русский схож с латинским, но все равно он православный.