Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Логика и западноевропейская метафизика




 

а) Истоки деления философии на логику, физику и этику как

научные дисциплины в философии и судьба

западноевропейской метафизики

 

Три титула, а именно «логика», «физика» и «этика», называют три способа и направления в умении разбираться в сущем в его целом. Случайно ли эти три направления универсаль­ного знания оказались рядом друг с другом или же они берут начало в той сокрытой взаимопринадлежности, которая и собирает их вмес­те? У нас вырисовывается некое смутное поня­тие о ней, даже если мы еще четко не видим, откуда она исходит и на чем основывается, то есть в чем единство этих трех направлений знания имеет свой властный исток, то есть свое «начало». Если эти три титула, и прежде всего то, что они именуют, восходят к чему-то единому, тогда они представляют собой деле­ние и членение этого единого. Только в пер­спективе этого единого и возможно данное трехчастное деление.

О происхождении этого деления нам рас­сказывает философ, живший приблизитель­но через два столетия после Христа. Имя ему — Секст Эмпирик. В своем труде «Против ученых» (книга VII, § 16) он говорит следую­щее:

έντελέστερον δέ [λέγουσιν τά μέρη τής φιλοσοφίας]... οί εϊπόντες τής φιλοσοφίας τό μέν τι είναι φυσικόν τό δέ ήθικόν τό δέ λογικόν · ών δυνάμει μέν Πλάτων έστίν άρχηγός, περί πολλών μέν φυσικών [περί] πολλών δέ ηθικών ούκ ολίγων δέ λογικών διαλεχθείς · ρητότατα δέ οί περί τον Ξενοκράτην καί οί άπό του περιπάτου έτι δέ οί άπό τής στοάς εχονται τήσδε τής διαιρέσεως.

«Однако полнее [совершеннее] (называют части философии) те (философы), которые, имея в виду философию, говорят, что одно в ней есть нечто такое, что принадлежит φύσις,другое представляет собой нечто такое, что ка­сается «этоса» (ήθος),и, наконец, третье затра­гивает λόγος.Среди тех, кто так говорит, начи­нателем (в смысле рассмотрения этих трех от­ношений в их единстве) является Платон, поскольку он имел обыкновение говорить (διαλέγεσθαι) о многом, что касается φύσις,о многом, затрагивающем ήθος,и о том немало­численном, что затрагивает λόγος.Но отчетли­вее всего названного разделения [то есть наме­ренного употребления, упрочения и сохране­ния этих наименований] придерживаются ученики Ксенократа, перипатетики, а затем стоики».

Итак, со времен Платона трехчастное деле­ние философии на «логику», «физику» и «эти­ку» становится нормативным. Правда, соглас­но этому сообщению не сам Платон ввел такое деление: его мышление, скорее, открыло новые перспективы и взаимосвязи в том, что касается «логоса», «фюсис» и «этоса», — те взаимосвя­зи и перспективы, единство которых быстрее всего постигается в этом трехчастном делении, причем оно, это единство, в первую очередь становится предметом специального осмысле­ния тогда и там, когда и где встает вопрос о том, чтобы уже помысленное мыслителем сде­лать прочным и удобным для научного позна­ния и исследования. Это всегда происходит там, где мышлению мыслителя выпадает в не­малой степени двусмысленная судьба: помысленное им обрабатывается в так называемой «школе» в соответствии со школьным подхо­дом и, закоснев и окостенев, передается даль­ше. Согласно сообщению Секста Эмпирика, названного трехчастного деления философии придерживался Ксенократ, а точнее говоря те, кто его окружал, и он вместе с ними. Ксенок­рат руководил основанной Платоном «Акаде­мией» после Спевсиппа, а сам Платон возглав­лял ее на протяжении двадцати лет. О природе этого изначального учреждения Платона с трудом можно сказать что-либо однозначное. В основе Академии лежало поклонение музам, а философия, считавшаяся средоточием прочих видов знания (математики, астрономии, естес­твознания) практиковалась в форме лекций и диалогов. Академия не была одним только сою­зом ученых внутри некоей организации, зани­мавшейся научным исследованием, равно как не была и «школой мудрости». Правда, нельзя забывать, что со времени основания Академии Платоном и такого же основания «перипатети­ческой школы» Аристотелем мышление, кото­рое только теперь получает свое отличительное именование «философии» (φιλοσοφία),вступает в намеренно поддерживаемую связь с тем, что мы называем «науками». С тех пор процесс пе­реплетения философии с науками становится определяющим как для «самой философии», так и для «наук». С тех же пор не прекращают­ся и попытки мыслить философию как некий вид «науки», как самую общую, самую стро­гую, самую высшую «науку». В этом, однако, кроется следующая опасность: нечто более исходное, чем всякая «наука», понимаемая в смысле τέχνη, может измеряться по тому, что само произошло из этого исходного. Рисуется удивительная картина: то, что является лишь следствием причины и может быть только та­ким следствием, то есть «наука», овладевает причиной, то есть философией, переиначивая отношение причины и следствия. Зависимое пытается подчинить себе то и овладеть тем, от чего оно само зависит. В этом кроется стран­ная судьба мышления: со времен Платона и Аристотеля мышлению, раскрывающемуся как «философия», постоянно отказывают в праве самому вернуться на свою собственную сущ­ностную почву, чтобы оттуда и только оттуда запечатлеть на себе печать своей сущности и одновременно своей тайны. Это самоотчуждение философии приводит к тому, что даже там, где хотят избежать отождествления философии с наукой, все равно характеризуют ее в чуждом ей ракурсе, а именно как некий вид «искус­ства», то есть как вид «поэзии». Говорят о «поэзии понятия» и «поэте-философе». Фило­софия воспринимается как некий вид вероис­поведания или как «мировоззрение». В мире чувствуется очень сильный и трудно постижи­мый страх мыслить философию только как фи­лософию и следовать этому мышлению там, где и насколько это необходимо. Мышление, со­крытое в «философии», отделено от всего названного, в том числе и от «науки», как будто пропастью, и потребуется пройти долгий путь, чтобы освободить собственно мышление, кото­рое мы кратко и подчеркнуто называем «про­сто мышлением», от его привычных преврат­ных истолкований.

Поскольку, опять-таки начиная с Платона, философия, подобно наукам, разделяется на специальности и остается в таком разделении, усиливается впечатление, что все, введенное в пределы специальности, по своему существу так же четко и однозначно, как сами специаль­ности жестко закреплены и в своем составе бесспорны.

Но не обманываемся ли мы насчет законно­сти таких специализированных обособлений и роли специализаций? Что под этим подразуме­вается? Дескать, когда намечается некая спе­циализация, в какой-то мере окончательно очерчивается круг возможных вопросов, а тем самым — направлений и путей возможного исследования. В результате этого предметная область, подведенная под какую-либо специа­лизацию, охватывается ею, и предметы, о кото­рых говорится в той или иной специализиро­ванной области, становятся темой обсуждения только в той мере и настолько, насколько это позволяет сделать данная специализация и ее методический инструментарий. Специализация и ее значимость остаются нормативной ин­станцией, решающей, может ли — и если да, то как — та или иная вещь стать предметом нау­ки и подходящим объектом научного исследо­вания. Господствующие дисциплины становятся похожими на сито, пропускающее через себя лишь полностью определенные аспекты вещей. То, что «принадлежит вещи», решает не столько она сама, ее «вещная» основа и их «ис­тина», сколько специальность, в сферу которой вещь вносится в качестве предмета исследова­ния этой специальности. Вследствие того, что западноевропейская философия постоянно со­седствует с науками, ограничение сферы воз­можных вопросов и направлений вопрошания, совершаемое специальностями и делением на специальности, сказывается и на ней, причем не только там, где она преподается как опреде­ленная дисциплина, но и там и как раз там, где она в исходном мышлении мыслителей развер­тывает и совершает свою судьбу как метафизи­ка. Еще Кант охотно ссылался на упомянутое трехчастное деление философии. Например, предисловие к появившимся в 1785 г. «Осно­вам метафизики нравственности» он начинает такими словами:

«Древнегреческая философия разделялась на три науки: физику, этику и логику. Это де­ление полностью соответствует природе вещей, и нет нужды в нем что-либо исправлять; не ме­шает только добавить принцип этого деления, чтобы таким образом отчасти увериться в его полноте, отчасти получить возможность пра­вильно определить необходимые подразделе­ния»[46].

Правда, то самое, что, согласно Канту, еще надо «добавить», а именно «принцип» деления философии, то есть то, откуда это деление исходит, а также запечатлевается и удерживает­ся в своей необходимости, оказывается самым трудным. Нашел ли сам Кант этот принцип, и если нашел, то как; нашел ли этот принцип свое выражение в метафизических системах немецкого идеализма и если нашел, то каким образом, — об этом здесь мы говорить не мо­жем. Важнее другое.

 

b) Логика и препятствие сущностному раскрытию «Логоса»

 

Для того чтобы по-настоящему вникнуть в существо и значение логики, мы должны об­думать тот факт, что «переворот» в способе мышления, произведенный в философии Кан­том, совершился в сфере логики. Это становит­ся ясно даже при чисто внешнем прочтении заголовков его основных трудов: «Критика чистого разума», «Критика практического ра­зума», «Критика способности суждения». Вез­де говорится о разуме, о ratio, способности суждения, мышлении, учении о разуме, о «ло­гике». Решающий шаг в мышлении, который совершил Кант и о сущности и значимости ко­торого он сам имел ясное представление, — это шаг от прежней логики к новой «логике», которую он назвал «трансцендентальной». Впоследствии, пройдя через многократные расширения и преобразования, «логика» стано­вится ядром мышления, последовавшего сразу за Кантом, то есть ядром метафизики Фихте, Шеллинга и Гегеля. Да, мышление целой эпохи с 1790 по 1830 гг. глубочайшим образом опре­деляется новой «логикой» Канта. Хорошо известно, какое влияние — как положительное, так и отрицательное — оказала его мысль на Генриха фон Клейста. Даже мышление Гёте, которое — там, где он касается философии — местами кажется на редкость банальным, бла­годаря одной только «Критике способности суждения» обретает настоящую ясность и ост­роту, не говоря уже о Шиллере. 13 октября 1796 г. двадцатишестилетний Гёльдерлин, на­ходясь под впечатлением философии Канта и Фихте (лекции последнего он слушал в Йене), пишет брату: «Ты должен изучать философию, даже если денег у тебя хватает только на по­купку лампы и масла к ней, а времени — от полуночи до крика петуха»[47].

В эпоху такого мышления предмет логики и даже само наименование «логика» обретают новое достоинство. Это находит свое выраже­ние в том, что Гегель переименовывает выс­шую ступень своего и вообще западноевро­пейского мышления, употребляя вместо при­вычного наименования «метафизика» термин «логика» или, точнее говоря, «наука логики». В «логике», которую мыслил Гегель, абсолют­ный разум, чистое сознание достигает своей чистой сущности. Эта новая «логика», подготовленная Лейбницем, основанная Кантом, только размеченная Шеллингом и развернутая Гегелем в абсолют и систему, могла бы называться метафизической логикой. Все новые мыслители, мыслящие в русле новой логики, постоянно помнят и о старой «логике», а так­же о том, что она восходит к грекам: помнят и тут же обращают внимание на отличие новейшей «логики» от «греческой» и отстоя­ние от нее. В предисловии ко второму изда­нию «Критики чистого разума» (1787) Кант пишет:

«Что логика уже с древнейших времен по­шла этим верным путем [т. е. путем науки], видно из того, что со времен Аристотеля ей не приходилось делать ни шага назад... Примеча­тельно в ней также и то, что она до сих пор не могла сделать ни шага вперед и, судя по всему, она кажется наукой вполне законченной и за­вершенной»[48].

Писавший эти строки хорошо знал, что та­кое впечатление обманчиво и логика не только может пойти вперед по сравнению с Аристо­телем, но уже сделала это в появившейся в 1781 г. «Критике чистого разума». Отсюда мы делаем вывод, что в западноевропейском мыш­лении «логика» — это не только предмет пре­подавания, направленный на обучение мышле­нию, но прежде всего (где-то явно, где-то не­явно) — путь и измерение метафизического мышления. Это мышление закладывает и воз­двигает для западного человека фундамент его основной позиции посреди сущего в целом. Могло ли быть иначе, если сущностная чеканка этого человека восходит к определению άνθρω­ποςζωον λόγον εχον,то есть к определению, со­гласно которому человек есть живое существо, обладающее «логосом»? Разве в таком случае λόγος,а вместе с ним и «логика» не сохраняют для человека существенное значение? Все так, но как «логика» понимает λόγος?Ведь если «ло­гика» — это учение о мышлении, если «логика» несет и направляет настоящее мышление мыс­лителей, тогда она постигает λόγοςкак мышле­ние, как способность мышления, как ratio, ра­зум. «Логика» — это метафизика «логоса». Бу­дучи метафизикой, она решила, в каком качестве и как именно «логос» является для нее темой и предметом мышления, то есть ка­кова сущность самого «логоса». Но так ли уж само собой разумеется, что «логика» (хотя она и получает свое имя от «логоса») исходным образом и в достаточной мере познает, схватыва­ет и удерживает существо «логоса»? Быть мо­жет, то, что называется «логикой», лишь пото­му так названо, что здесь λόγοςберется в совершенно особом отношении, но, правда, так, что потом возникает мнение, будто через это отношение он постигается истинно? А вдруг именно «логика» ошибается в определе­нии существа «логоса»? Что если эта ошибка привела к тому, что именно «логика», кото­рая — если судить хотя бы по ее имени — вы­дает себя за познание «логоса», на самом деле способствует его непониманию и своим гос­подством препятствует всякому исходному размышлению о «логосе», потому что всякое иное размышление о нем и его припомина­ние, выходящее за рамки «логического», сра­зу воспринимается как несоответствующее? Нет никакого основания считать, что «логика» является единственным исходным размышле­нием о λόγος’е, сообразным его природе. На­оборот, есть причины утверждать, что именно «логика» не только препятствовала его сущ­ностному раскрытию, но запрещала и доныне запрещает это делать.

 

Повторение

Господство специальности над вещью и логика как

сущностное ядро западноевропейской философии

как метафизики

 

Итак, наименование «логика», а вместе с ним и она сама, появляются в триаде «физи­ки», «этики» и «логики». Эта триада — не случайное «нанизывание» одной каким-то обра­зом появившейся έπιστήμη на другую и не нечто такое, что непонятно когда, а точнее говоря в любое время, могло заявить о себе в истории мышления. Эта триада намекает на трехчастное деление. В основе этого деления — обращен­ность к целому. Поэтому данное деление воз­никло тогда, когда мышление начало мыслить должное-быть-помысленным в одном единст­венном, всё определяющем ракурсе. Это прои­зошло тогда, когда Платон, осмысляя сущее в целом, помыслил то, что зовется «идеями». Здесь, правда, нет возможности разъяснять, что это означает. Сейчас надо лишь хорошо помнить о том, что мыслитель, мыслящий це­лое сущего в ракурсе «идей», — это Платон, в «Академии» которого, как сообщает Секст Эм­пирик, и появилось упомянутое трехчастное деление.

(«Логика» появляется только начиная с Платона. Поначалу этот тезис выглядит только как историческая констатация происхождения и возраста «логики», но на самом же деле он кое-что говорит о нашей собственной истории, то есть о нашем еще не поколебленном отноше­нии к тому, о чем трактует логика, — к «лого­су». Чтобы это понять, прежде всего надо вспомнить о том процессе, который кроется в возникновении и господстве западноевропей­ской науки).

С делением философии на «физику», «эти­ку» и «логику» появляется специализация, а вместе с ней начинается процесс, завершаю­щийся тем, что специальность берет верх над рассматриваемой в ней вещью. Что имен­но относится к «вещи», отныне решает не столько сама вещь, не столько закон ее собст­венной сущности и даже не ее еще сокрытая сущностная основа: отныне это решают те от­ношения и направления исследования, ко­торые — как единственно возможные пути опредмечивания вещи — специальность делает целью своего собственного дальнейшего су­ществования.

Но что это означает для «логики» и для того, о чем она говорит, то есть для «логоса»? Во-первых, это значит, что «логикой» занима­ются в контексте ее постоянного отличия от других областей философии и в результате та­кого переплетения она сама никогда не являет­ся свободной в постановке своих задач и их осуществлении. Во-вторых, это означает, что сама логика позволяет «логосу» появиться пе­ред ее взором только так, чтобы он соответст­вовал направлению ее вопрошания. λόγοςдля логики есть λέγεινкак высказывание, суждение; это деятельность, свойственная ratio, действие разума. «Логика» — это учение о разуме. Гос­подство специализированной области над рас­сматриваемой в ней вещью укрепляется не только в науках, но прежде всего в самой фи­лософии, которая только в поле ее соседства с науками как наука же отыскивается и развер­тывается.

(Со времен Аристотеля и Платона филосо­фия — это έπιστήμη ζητουμένη,«искомая наука». Такая характеристика — не констатация факта, но сущностное определение: быть искомой в качестве формирующейся в абсолютное зна­ние метафизики; ее надо сформировать как первую науку. В этом заключается задача но­воевропейского мышления: вознести филосо­фию на уровень абсолютной науки, которая получает возможность упразднить прежнее именование «фило-софия» в смысле любви к знанию, коль скоро она стала абсолютным на­учным знанием).

Господство специальностей внутри филосо­фии остается несокрушимым и там, где мысли­тели высшего достоинства в простом удивле­нии само собой разумеющемуся вопреки расхо­жим предрассудкам специализации мыслят из самого существа вещи. Кант, например, так начинает предисловие к своему труду «Основы метафизики нравственности», появившемуся в 1785 г.:

«Древнегреческая философия разделялась на три науки: физику, этику и логику. Это де­ление полностью соответствует природе ве­щей...».

Из сказанного ясно, что «природу вещей» Кант воспринимает точно так же, как и те два мыслителя, благодаря которым упомянутое трехчастное деление было подготовлено и вве­дено в греческих школах. Эти мыслители — Платон и Аристотель. Благодаря им мышление становится метафизикой. Однако ни тот, ни другой не знают и не употребляют этого, толь­ко потом появившегося термина, который выражает сущность их мысли и всего последующего мышления. В буквальном смысле термин «мета-физика» уже указывает на то, что речь идет о «физике», а именно о «физике» в рас­смотренном выше значении. В соответствии с ним «физика» есть умение разбираться в су­щем как таковом в его целом. Согласно своему более позднему значению термин мета -физика делает только одно: специально выявляет то, что есть «физика» в ее основе. μετά может означать и в данном случае означает: выходить за пределы чего-либо, например, перешагивать, совершать этот выход. «Физика» совершает мыслящий выход за пределы данного сущего к тому, что определяет сущее как таковое в его целом: к бытию. Поскольку в своем исконном замысле физика, исходя из сущего, мыслит о его бытии и мыслью переходит к тому, что от­личается от сущего, она как таковая есть ме­та-физика. С другой стороны, всякая мета­физика по существу есть «физика», и это зна­чит, что сущее, за пределы которого выходит метафизика, задаваясь вопросом о его основа­нии, определяется в смысловом ракурсе того, что есть φύσις,причем остается неясным, в ка­кой мере здесь постигается сущность этой φύσις.

Если «физика» в своей основе есть мета-фи­зика, а «этика» — благодаря упомянутому де­лению появившаяся вместе с «физикой» и так же сформировавшаяся — столь же универсаль­но, только в другом отношении, мыслит о це­лом сущего, тогда и она мыслит мета-физично. Она ставит вопрос о бытии того сущего, кото­рое есть человек, поскольку он пребывает по­среди сущего и имеет отношение к сущему в целом. Позднее это отношение называется «нравом». В нравах оно удерживается и сохра­няется. Сами же нравы управляются нравст­венным законом. Поэтому там, где Кант мыс­лит этику, то есть учение о нравственности в его существе, он называет его просто «метафи­зикой нравов». Из всего этого можно предпо­ложить, что и «логика», возникшая вместе с физикой и этикой из того же самого деления, как и они является мета-физикой, а именно ме­тафизикой высказывания, суждения, способно­сти суждения, то есть разума. Западноевропей­ская «логика» на самом деле достигает своего завершения в системе метафизики, а именно в системе Гегеля. Но это еще не все. Даже осно­ву и ядро метафизики Гегель называет «логи­кой», понимая ее как абсолютную, самое себя сознающую науку о разуме. В своем сущност­ном ядре метафизика есть «логика». Посколь­ку, будучи метафизическим, западноевропей­ское мышление в своей основе есть разверты­вание «логики», оно — особенно мышление Нового времени — и делает свои существен­ные шаги в сфере той «логики», которая тут же впервые формирует самое себя в соответст­вии с предначертанной ей сущностью. Однако превращение метафизики в абсолютную логи­ку, совершающееся в системе Гегеля, стало воз­можным только благодаря философии Канта. Решающим же в Кантовом мышлении остается сделанный им шаг от прежней логики, со всей ее ролью в философии, к той новой логике, ко­торую он называет «трансцендентальной», а мы могли бы сказать — метафизической. Ме­тафизическое мышление Канта — всюду логи­ка, то есть учение о разуме, о мышлении и суж­дении, и это видно из заголовков его трех основных трудов: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», то есть эстетического и телеологического разума. В этих заголовках «критика» не означает «осуждение». Здесь под «критикой» подразумевается нечто от искон­ного значения греческого глагола κρίνειν,к ко­торому она и восходит. κρίνεινже означает: от­нимать, вынимать, выделять, проводить линии, которые нечто очерчивают в сущности и досто­инстве разума. В заголовках основных произ­ведений Канта «критика» означает очерчиваю­щее установление пределов и прорисовку кон­туров сущности разума.

 

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 714 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2537 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.