Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 15. принятие решеНий в условиях неопределенности




 

Неопределенность принятия решений в сложных ситуациях. Проблемы поиска и обработки информации и формирования ожиданий, имеющих первоочередное значение в условиях неполной информации. Теория ожидаемой выгоды, или теория ожидаемой полезности как нормативная теория поведения в ситуациях, связанных с неполной информацией, в условиях, когда знание субъекта о будущем носит вероятностный характер (теория Дж. фон Неймана и О.Моргенштерна). Теория ожидаемо й полезности как методологическая основа принятия решений в условиях неопределенности, сводимой к ситуациям риска. Ожидаемая полезность как сумма полезности всех возможных исходов, взвешенных по их вероятностям. Истинная неопределенность и неопределенность, сводимая к риску.

Выбор варианта с максимальной ожидаемой полезностью как рациональный выбор индивида в условиях, когда знание субъекта о будущем носит вероятностный характер. Концепция Л.Сэвиджа, или модель субъективной ожидаемой полезности. Субъективная ожидаемая ценность как целевая функция, определяемая такими величинами как субъективная вероятность и полезность альтернативы. Субъективные вероятности и объективная полезность альтернативы как ценность альтернативы. Основной принцип модели Л.Сэвиджа. Выбор субъекта, основанный на субъективных вероятностях и на субъективных ожидаемых ценностях, т.е. на полезности исходов. Возможность неожиданных субъективных альтернатив, в рамках теории Л.Сэвиджа, т.е. альтернатив, которые не могут быть повторены или могут быть реализованы только однажды.

Статистические решения и игры с природой. Статистическая игра как игра двух игроков, один из которых занимает нейтральную позицию. «Природа» как совокупность внешних обстоятельств, в условиях которых приходится принимать решение. Изучение природы путем проведения эксперимента для снятия информационной неопределенности. Статистические игры без эксперимента. Статистические игры с проведением единичного эксперимента. Идеальный эксперимент. Субъективные критерии принятия решений в условиях неопределенности: критерий Вальда, критерий Сэвиджа, компромиссный критерий Гурвица. Принцип недостаточного основания. Критерий минимаксного риска (сожаления) и принцип максимина.

Конфликтная ситуация в процессе принятия решения: ситуация, когда цели системы и ее внешней среды или системы и ее подсистем или субъекта и его оппонента не просто отличаются друг от друга, но и прямо противоположны (антагонистичны). Применение методов теории игр к моделированию конфликтных ситуаций. Основные характеристики конфликта: конфликтующие стороны, решения (стратегии), выигрыши, функции выигрыша. Игра как формализованное описание конфликта. Основные положения теории игр: игра; ход игрока; платежная матрица; верхняя и нижняя цена игры; ситуация равновесия; стратегии и правила, которыми должны руководствоваться участники конфликта; критерии, которым должны удовлетворять принимаемые решения; методы поиска наилучших решений и др.

Стратегия игры как совокупность правил, определяющих однозначно выбор при каждом личном ходе данного игрока в зависимости от ситуации, сложившейся в процессе игры. Матричные и позиционные игры. Антагонистические игры с полной информацией, или игры с постоянной суммой выигрышей игроков. Оптимальность решений в условиях конфликта; нижняя цена игры, или максиминный выигрыш (максимин); верхняя цена игры, или минимаксная стратегия, принцип минимакса. Устойчивость минимаксных стратегий, чистая цена игры, седловая точка. Чистые и смешанные стратегии. Ситуация равновесия как предмет договоров между игроками. Максиминная стратегия - стратегия гарантированного выигрыша.

Геометрическая модель игры и ее графическое решение. Термины и понятия игровых моделей: доминирование стратегий, развернутая и позиционная (нормальная) формы описания игры, дерево игры. Возможность применения моделей и методов линейного программирования для решения задач теории игр. Эквивалентность общей задачи линейного программирования и произвольной игры двух партнеров с нулевой суммой и конечным числом стратегий.

Основные понятия и термины: ожидаемая полезность, идеальный «эксперимент», принцип максимина, минимаксный риск, истинная неопределенность; неопределенность, сводимая к риску, игра, ход игрока, цена игры, игрок, выигрыш, антагонистическая игра, дерево игры, верхняя и нижняя цена игры, чистая стратегия, смешанная стратегия, седловая точка.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 623 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2466 - | 2150 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.