Роль социального работника, его функция является контекстно-обусловленной, зависящей от характера отношений и ситуации (Shulman, 1992:22). Взаимодействие «социальный работник—клиент» является динамическим (там же: 82)» может быть затруднено разного рода профессиональными нормами или «врачебным» подходом с его объективностью, дистанцией и нейтралитетом к клиенту.
Социальный работник должен вести себя профессионально, например, разделяя боль матери, ребенок которой умирает от рака, глубоко сочувствуя ей (Shulman, 1992:130).
Особенности интеракционального подхода '
к процессу решения проблем
Социальная работа включает в себя два больших процесса собственно интерпретацию и процесс решения проблем (Shulman, 1992; Johnsen, 1992; Askeland, 1994). Социальный работник должен помочь клиенту разобраться в своих чувствах и решить накопившиеся проблемы (Shulman, 1991:24).
Существуют теории, уделяющие большее внимание первому (Shulman, 1992) либо второму (Compton and Galaway, 1984) процессам.
Шульман (1992) в своей интеракциональной модели работы с клиентами выделяет следующие стадии:
1 • Стадия подготовки.
Социальный работник должен сформулировать для себя мысли и чувства клиента и уметь высказать их, «настроившись» на клиента в процессе их косвенной коммуникации, определив его отношение к помощи и способность к ее использованию.
2. Начальная стадия работы.
Социальный работник при первой встрече с клиентом должен:
• кратко сформулировать цели общения с клиентом, рассказать, ка
кого рода помощь клиент может ожидать;
• уточнить свою роль, чем можно помочь в данной конкретной ситу
ации;
• искать доверия клиента, обратной связи с ним;
• рассказать о наиболее частых стереотипах отношения клиентов к
социальным работникам;
• выделить в проблеме клиента основные моменты;
• помочь клиенту преодолеть нежелание обсуждать темы, являющи
еся для него табу.
Третья стадия работы:
• найти «ключ к общению», способность понимать проблемы клиента;
• помочь клиенту «разговориться»;
• заключить рабочее соглашение/договор с клиентом;
• проявлять эмпатию к клиенту, сопереживать клиенту;
• приглашать клиента к участию в работе и активному сотрудниче
ству;
• собирать необходимую для работы информацию;
• подводить итоги общения, работы, определять ее новые цели и за
дач и.
Четвертая — заключительная стадия:
• заранее начать разговор об окончании работы, чтобы сделать про
цесс работы более эффективным;
• определить свои чувства на заключительной стадии работы, спо
собствовать клиенту в осуществлении контроля над ситуацией;
• «разделять чувства» с клиентом, как позитивные, так и негатив
ные;
• определить теорию, при помощи которой можно лучше всего доне
сти идеи, чувства и выводы, возникшие в ходе общения. «Доверить»
клиенту его/ее дальнейшее развитие;
• отметить положительные и отрицательные моменты в общении,
пытаться исключить «черно-белое» понимание;
• определить следующий этап развития для клиента.
Построение диалога в социальном учреждении
Исследования (Sorensen, 1994, 1995) показали, что при общении в социальных учреждениях, как правило, доминирует социальный работ-
ник что проявляется с особой четкостью на стадиях выбора и принятия шений. £ начале и конце общения уровень доминирования социальных работников ниже, когда есть необходимость вызвать клиента к общению, поддержать его, выразить сочувствие. Социальные работники, как правило, дружелюбно настроены и уважительно относятся к клиенту. СЁреноен (там же) отмечает стремление социальных работников к равноправию в диалоге, их слабое и скрытое доминирование. Однако слабое доминирование в некоторых случаях может оказаться помехой взаимодействию. Берг Сёренсен дает следующие советы социальным работникам:
1. Доминирование и контроль являются прерогативой клиентов, жизнь
— ведь это их жизнь, проблемы и внутренние ресурсы. Система должна принимать все, даже «плохие» решения клиента.
2. Контроль при этом может быть передан социальному работнику,
однако тогда доминирование должно быть открытым и реализовываться
в форме решений либо советов и рекомендаций. Также как и в первом
случае, выбор такого соотношения ролей должен быть сделан клиентом.
Социальный работник и клиент должны доверять друг другу и социальному учреждению.
Ценностные ориентации в ннтеракционизме: индивид в центре внимания
Общество как объективная и субъективная реальность
Практика социальной работы, отношения «клиент— социальный работник» всегда протекают в определенном социальном контексте, существующем на нескольких социальных уровнях — скандинавское общество, норвежское общество, местное сообщество людей или совсем небольшое сообщество, например, предприятие или учреждение, т.е. конкретное место работы. Любое сообщество формируется как результат взаимодействия людей в конкретной ситуации. Интеракционизм иссле-дует прежде всего способы, которыми люди определяют или конструируют то, что является релевантным, значимым для общества. На одной работе люди занимаются лишь зарабатыванием денег, не проявляя личной заинтересованности в ней, а на другой считают свое персональное участие определяющим для благосостояния остальных сотрудников. В последнем случае люди отождествляются со своей работой; так же вос-пРинимают их и другие, что в итоге превращает работу а значимое для них общество. Аналогичным образом формируются и другие сообщества, что подробно описывается в работе исследователей в области социоло-
гии знания Бергера и Люкмана«Социальное конструирование реальнос-И TH»(BergerogLuckmann, 1966). В этой работе реал ьность определяется как нечто независимое от нашей воли. Знание помогает нам убедиться в том, что эти феномены существуют (там же, с. 13). Социология знания в изложении этих авторов изучает три процесса, посредством которых знание трансформируется в реальность.
Первый из этих процессов они называют экстернализацией. Экстер-нализация происходит тогда, когда человек создает что-либо в диалектическом процессе. Первым этапом в этом процессе может явиться, например, выделение социальным работником средств клиенту на строительство дома по просьбе последнего, а вторым —■ совместного выбора конкрет- ' ного жилища. В обоих случаях роль социального работника является активной. На первом этапе создается «мы»-отношение между клиентом и социальным работником — новая, не существовавшая до начала этого i диалектического взаимодействия социальная реальность. Экстернализа-, ция в символическом интеракционизме связывается с «я»-функцией со- I циадьногосебя. Индивиды создают общество (Wallace and Wolf, 1991: 314). Творческая природа человека позволяет ему реагировать на создаваемую им самим реальность.
Следующий процесс позволяет нам воспринимать упорядоченность повседневной жизни, видеть порядок мира. Как результат этого процесса, названного Бергером и Лкжманном объективацией, мы начинаем понимать общество как объективную реальность — в ходе определения ро-! лей и институционализации. Источником формирования ролей выступают привычки, коль скоро существует некое собрание знания о различных j типах поведения (BergerogLuckmann, там же: 93). Любое институциона- j лизированное поведение неизменно приводит к формированию ролей. Привычки играют важную роль в социальной жизни, поскольку освобождают человека от необходимости постоянного выбора и осмысления событий, таким образом раскрепощая его. Центральным моментом объек- J тивации является формирование коллективного и разделяемого всеми мира посредством такого инструмента, как язык. Мир приобретает для нас, таким образом, качества объективности, постоянства и данности, а 1 общество становится объективной реальностью.
Третий процесс, участвующий в формировании общества как субъективной реальности, называется интернализацией. Мы склонны прини-, мать вещи лично и отождествлять себя со своей профессией социального работника. Иными словами, человек является социальным продуктом, для которого центральным управляющим процессом является социализа-84
я которая, в свою очередь, вводит человека в объективный мир обще-ства(там же: 154). Первичная социализация протекаетвдетском возрасте вторичная же является более поздним процессом, когда уже социализированный индивид социализируется в новых секторах общества (там же). Вторичная социализация является интернализацией в институциональных реальностях, например, социализацией на новом рабочем месте. Успешная социализация представляет собой сбалансированное соотношение между объективной и субъективной реальностью. При безуспешной социализации человек задается вопросами: «Кто я?», «Что я здесь
делаю?»
Итак, видение общества в интеракционизме подразумевает, что общество создается в ходе взаимодействия людей. С особенной силой творческий потенциал человека, его субъективная созидающая способность проявляется в процессе экстернализации. В процессе объективации центральное место отводится объектной стороне «я», себя. В процессе ин-тернализации главенствующую роль играет объективация, хотя взаимодействие субъектной и объектной сторон «я» является более динамичным.
Способность распознавать эти процессы дает нам возможность по-новому интерпретировать ситуации, оценивая друг друга с позиций ролей, и видеть общество в более оптимистической перспективе. В этой перспективе мы получаем довольно широкие возможности воздействия на общественные процессы, принимая в то же время ответственность за них на себя. Мир является не только данностью; его институты формируются в ходе взаимодействия людей и доступны для изменения и улучшения. Интерпретируя ситуацию с других позиций, мы можем изменить свое понимание общества.
Концепция человека е интеращионизме
Человек обладает способностью к сотворению нового и приспособлению и ориентирован на настоящее, являясь социальным существом. Интеракционизм пытается проникнуть в глубоко личное переживание человеком ситуации, выяснить, каким образом человек воспринимает себя как «я» и «меня» и в каком соотношении находятся эти стороны в различные моменты; как он развивается и как формируется у него образ себя. Самоидентификация понимается в интеракционизме как нечто доступное изменению, определяющее позицию индивида в обществе, и как результат восприятия человеком себя и восприятия его другими. Самоидентификация человека проявляется прежде всего в отношениях (Stone, 1986:
). Самоидентификация возникает, когда другие «наклеивают на нас
такой же ярлык», что и мы сами, и находит дальнейшее подкрепление в отношениях. Самоидентификация является более широким понятием по сравнению с понятием роли — чего-то определенного извне, в особенности нашим местом в социальной структуре. Роль является довольно статичным понятием, в то время как самоидентификация — понятие более всеобъемлющее, расплывчатое и менее структурированное, и его, как динамическое понятие, достаточно трудно определить. Образ себя не является данностью, присущей нам с детства или управляющей нами из бессознательного, но продуктом взаимодействия с другими в ситуации «здесь-и-сейчас», позволяющего нам сформировать образ себя.
Но только ли представления других формируют наш образ себя? Как складывается наше восприятие самих себя? Что такое идентификация? Говоря о самоидентификации человека, мы имеем в виду, прежде всего, определенного рода сходства. Датский философ Финк (Fink, 1991)вво-диттри понятия идентификации, составляющих одно целое, основываясь на трех формах подобия Аристотеля:
1. Единичная идентификация — это самоидентификация, континуум самого индивида, связанный с его существованием. Эта идентификация является уникальной для каждого человека, даже для клонированных образцов.
2. Родовая идентификация является общей для групп людей. Для многих обширных категорий людей существуют свои идентификации. Кроме того, все люди разделяют общеродовую идентификацию. Родовая идентификация связана с единичной; чтобы быть уникальным, человек должен быть одним из многих, заменимым. Расизм можно, например, объяснить неприязнью к другой родовой общности — белой к черной.
3. Количественная идентификация — это сходство одной вещи с другой, например, сходства людей и животных, где возможно сопоставление по любому основанию.
Финк (там же) утверждает, что идентификация всегда доступна для дальнейшего уточнения и никогда не является окончательной. Не выделяя в человеке этих трех форм идентификации, мы можем впасть в непродуктивную дискуссию о природе личности: является ли она навсегда определенной данностью или подвержена постоянному изменению. На самом деле и та и другая сторона личности проявляются лишь в определенных отношениях. Обычно мы задаем сами себе вопрос: «Что является постоянным, а что изменчивым в моем восприятии себя и самоидентификации?»
Избежать противоречия между изменчивым и постоянным можно так-
же, исходя из отношений между людьми, т.е. коллективного сознания и понимания взаимозависимости людей. Уффе Юль Йенсен называет это понимание третьим путем философии, переносящим акцент с человека на форму его существования, сложившуюся в ходе общественной практики (Martinsen, I989:15). Существует также два альтернативных индивидуалистских понимания проблемы—релятивизм, утверждающий, что человек сам создает свои ценности и определяет ценность себя, и эссенциа-лизм, предполагающий, что человек получает уже готовые ценности извне. Интеракционистское понимание человека характеризуется тем, что люди создают ценности друг для друга. Анализируя и оценивая явление, мы должны исходить из некоторых всеобщих принципов, разделяемых всеми людьми, рассматривая его с общечеловеческих позиций, сформированных интерсубъективно. Необходимо аргументировать тогда, почему нечто является хорошим или плохим для человека, а не для нас самих или для кого-либо другого, чей авторитет мы признаем.
Объяснение целей
Задаваясь вопросом о причинах, побуждающих человека действовать определенным образом, мы подходим к другому вопросу — «А какой смысл создает это действие для человека?» Пытаясь объяснить цели действий, мы выясняем намерения человека (Gilje og Crimen, 1993). Для того, чтобы понять осмысленные явления, необходимо правильно истолковать их.
Социолог Шуц подразделяет знание на обыденное и общественно-научное, т.е. знание, понятия из непосредственного опыта («семья», «страх», «научение», «хорошие и плохие люди» и др.), и более абстрагированные знание и понятия («группа первого уровня», «фобии», «социализация» и «стратификация») (Gilje og Grimen, там же: 147). Такое же различие можно провести и между заботой и уходом за людьми как частью повседневной жизни и как профессиональной деятельностью (Martinsen, 1989: 14). Объясняющее знание находится как раз посередине между непосредственным и теоретическим знанием, отражая в себе оба. Соцработник употребляет профессиональные выражения, общаясь с коллегами, но не с клиентами. Исследователи в области теории систем Пинкус и Минахан (1973) используют понятия «агент изменения» в отношении соцработника и «целевой системы», которые должны измениться для достижения определенной цели. Работая с клиентом, соцработник должен использовать такие слова, которые сами по себе должны улучшить ситуацию клиента. Говоря профессионала
ным языком, клиента помещают в рамки целевой системы, что на практике может реализовываться самыми различными способами. Несмотря на то, что профессиональный язык более точно описывает ситуацию, употребление специальных выражений в работе с клиентом нередко является вызовом со стороны соцработника, поскольку тогда теряется уникальность и неповторимость ситуации. Однако использование более абстрактных описаний позволяет нам воспользоваться опытом других ситуаций.
Интерпретируя ситуацию, мы постоянно перемещаемся между частью и целым, между предметом интерпретации и более широким контекстом, в котором он существует. Аналогичным образом предмет истолкования является целым, а наше понимание его — частью. Теоретические понятия, которыми мы оперируем при интерпретации, являются отражением нашего понимания, т.е. того, что мы сами считаем важным. Если, например, нас интересуют ролевые конфликты, то мы будем видеть в каждой ситуации прежде всего ролевые конфликты. Это, в свою очередь, сказывается на том, как мы интерпретируем целое и что мы будем считать смысловым центром ситуации. Интерпретируя определенную часть или смысловой блок, мы также должны рассматривать ее в более широком контексте целостного понимания.
Этика
Традиция истолкования значения исходит скорее из релятивистского понимания ответственности и морали. Несколько упрощая теорию, можно сказать, что если намерение хорошо, то и действие тоже будет хорошим. Пэйн утверждал, что гуманистические идеи повлияли на ценности социальной работы. Символический интеракционизм и феноменология создали основу для понимания человеческой личности как флексибиль-ной, заранее не определенной и не столь критичны по отношению к человеку, как другие психологические теории (Payne, 199I: 182).
Насущной задачей соцработника является интегрирование личного роста в русле общественно-профессионального развития в сфере социальной работы. Соцработник должен сочетать в себе целое и его часть, участвуя в этической дискуссии и в то же время оставаясь моральным практиком. Наиболее полно эти процессы описывает понятие «лично-профессиональное развитие»:
«Понятие "лично-профессионального" вскрывает важные качества соцработника — его роль как помощника, когда он как специалист по оказанию помощи нуждающимся сочетает в своей работе личный вклад и
признанные достижения в сфере социальной работы, выступающие как единое целое». (Aalen Leenderts, 1995: 19)
К общепрофессиональным ценностям относятся, например, способность принять точку зрения клиента, чтобы помочь ему реализовать право на самоопределение. Кроме того, необходимо помнить, что люди всегда занимаются интерпретацией друг друга, а поэтому недопустимо утверждать, что мы знаем другого человека лучше, чем он сам. Ценностью является также способность уважать индивидуальность и неповторимость другого человека, означающая, что не все проявления человеческой жизни можно зафиксировать в языке и общественных формах. По утверждению философа Л. Витгенштейна, «Если о чем-то невозможно говорить, то об этом следует молчать» (Josefson, 1991: 56). Кардинальной проблемой философии, по мнению Витгенштейна, является различие между тем, что можно выразить при помощи высказываний, и тем, что можно лишь показать (Wittgenstein в Johanessen, 1993: 4).
Безмолвие и невысказанное знание не означает того, что заключенный в них смысл невозможно оформить словами, но лишь то, что вербализация может создать свою собственную реальность, а потому описывая ситуации словами, мы сталкиваемся с выбором и ответственностью.
Однажды произнеся что-то, мы не можем впоследствии утверждать, что не говорили этого. Когда нам говорят: «Это не оттого, что я тебе не доверяю...», мы немедленно понимаем: «Этот человек мне не доверяет». Вовлекаясь в общение, человек навсегда покидает собственный рай (Luhmann, 1993, гл. 4:11). Общение является противоположностью данности, естественного порядка вещей. Такие данные, общечеловеческие качества, как, например, доверие, открытость, добросердечие Лёгструп называет проявлениями жизни. Нередко намерение и содержание социальной работы не артикулируются, но в случае конфликта или непонимания, касающихся морально-этических вопросов, это непременно происходит, особенно если вопрос затрагивает проблему доверия (Luigstrup, 1982:105). Как правило, только кризис может перевести разговор в сферу ценностей. Доверие между людьми является основополагающим фактором общения, характеристикой, формирующей нас как людей. В идеях Лёгструпа переплелись метафизика и этика. Феномены, имеющие для нас ключевое значение, как, например, забота о другом человеке, являются для нас данностью, исходящей из факта сотворенности человека (Martinsen, 1993: 16)
Интеракциональные отношения «клиент — социальный работник»
Интеракция и решение проблем имеют свои особенности и требуют соответственно рефлективной способности и решительности и целеустремленности. Олтедал (1994) приводит пример социального работника, строящего интеракциональные отношения с клиентами. Для каждого клиента у него существует свой подход — он очень дружески настроен по отношению к ним, однако сохраняет «рабочие отношения», позволяя лишь некоторым из них звонить к себе домой, хотя не дает им никаких преимуществ. Этот социальный работник всегда «имеет в виду» задачи организации, свои функциональные обязанности, требования системы и сознательно относится ко всяческим проверкам и инспекциям, в то же время формулируя главную идею социальной работы как необходимость «играть в одной команде с клиентами».
РЕЗЮМЕ
Интеракционизм рассматривает человека сквозь призму отношений «пациент — социальный работник». Это перспектива «настоящего момента», она строится вокруг процесса взаимодействия людей.
Интеракционалисты пытаются подойти к общению «непредвзято», когда пациент и социальный работник по-разному воспринимают ситуацию, и последний должен найти баланс между двумя этими точками зрения. Проблеме власти, в общем, уделяется достаточно мало внимания, в отличие от характера интеракции и вновь образовавшихся в ходе общения, взаимодействия пациента и социального работника структур отношений.
Интеракциональные модели позволяют увидеть общее и отличное в видении ситуации с позиций пациента и социального работника. Разного рода несоответствия в «определениях ситуации» влекут за собой целый ряд последствий. Данное положение иллюстрируется уже упоминавшейся нами в начале главы «теорией Томаса»: «Определяя ситуацию как реальную, человек воспринимает как реальные и ее последствия».
Символический интеракционизм, по сравнению с феноменологическим в большей степени интерсубъективен. Практики, следующие феноменологической модели, широко используют анализ своего опыта и стремятся к накоплению «невыразимого знания».
Приверженцы символического интеракционизма, напротив, стараются получить как можно больше информации от другого участника отношений. Указанные направления соотносятся друг с другом как внешняя — объектная и внутренняя — субъектная перспективы.
Феноменология пытается «стереть эти различия и выводит на первый план противопоставление «клиент как субъект» и «клиенткак объект», а ее сторонники убеждены, что «наблюдая со стороны», мы все-таки имеем воз-
можность проникнуть во внутренний мир «наблюдаемого» нами человека.
Феноменология формировалась как философская наука, а символический интеракционизм — как социологическая. Из этих двух направлений феноменология получила более широкое распространение. Так, например, в психологии, признающей человека творческим существом, феноменологическая школа предлагает свой, альтернативный взгляд на формирование личности, конкурирующий с психодинамическим подходом и теорией научения.
Схематически различия между этими двумя направлениями можно представить следующим образом:
Феноменология | Символический интеракционизм |
* Развивалась как философское направление, главный представитель - Гуссерль. * В дальнейшем развилась в философию заботы. * Связана с гуманистической психологией. | • Сформировалась в русле социологии, главный представитель - Г.Х.Мид. • Связана с социальной психологией. • Является новым направлением в социальной работе. |
Характерные признаки | |
Основное внимание уделяется: | Основное внимание уделяется: |
* сознанию человека; • субъекту; | • языку и символическим формам; • «я» как субъекту и объекту; |
* ценности рассматриваются с позиций индивида; * свободному проявлению феноменов; * истолкованию феноменов (объяснению); | * принятию роли других; • развитию само-индентефикации; * истолкованию (объяснению) феноменов; • акцент на настоящемю |
* акцент на настоящем. | |
Модель действия | |
* Социальная работа рассматривается феноменологией скорее как творческая деятельность, чем как научное знание, а создать модель из предмета искусства довольно | • Интеракциональная модель Шульмана. * Большое внимание уделяется истолкованию через символы и саморефлексии как альтернативе психологической оценке поступков |
трудно. " Модель - это "размышляющий практик, обдумывающий свои действия". | человека. |
• Профессиональный рост от новичка к эксперту". |
Продолжение таблицы
Феноменология | Символический интеракционизм |
Ценностные | ооиентаиии |
• Человек сам создает ценность себя. | • Человека создает общество; другие |
• Развить возможность "умения | люди навязывают ему образ себя, |
говорить о запретном". | хотя и здесь есть возможности для |
• Обычные феномены и "жизненные | творчества, самопроявления и |
проявления" - такие, как доверие, | повышения оценки. |
открытость речи и милосердие. | • Ценность - это объективная, и |
субъективная реальность. | |
* Главное место принадлежит праву | |
на самоопределение. | |
Ориентация | отношений |
• Опытный практик может с первого | • Важнее всего понять, как другие |
взгляда сказать, что необходимо | воспринимают себя, и "настроиться |
другому человеку. | на одну волну с другими" при |
"определении ситуации" и | |
"символических форм". | |
Кош | пика |
* Структуры играют слишком | |
• Игнорируются противоречия | незначительную роль в теории. |
между социальным работником и | • Подход является слишком |
пациентом, слишком высоко | когнитивным, очень трудно |
оценивается роль опытных | выдержать информацию о чувствах |
практиков, которые могут | пациента |
действовать на благо клиента. | • Слишком мало внимания уделяется |
• Ценности теряют свою | структурно обусловленной власти, |
определенность". | которую нельзя игнорировать. |
• Индивид становится "одиноким | • Слишком сильная ориентация на |
островом". | достижение гармонии в личности |
* Слишком сильная ориентация на | пациента. |
достижение гармонии в личности | |
пациента. |
Глава 4. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ,