Развитие психоаналитической теории -— смещение акцентов в сторону жизненных стадий и путей разрешения «эг о» кризисов развития «эго» стало наиболее значимой для социальной работы.
Главным представителем психосоциальной работы, начиная с 1960-х годов, можно считать Флоренс Холлис. За несколько десятков лет она выпустила ряд книг по социальной работе, которые можно отнести к психодинамическим моделям. В работе «Кейеворк: психосоциальная терапия (1972)» она попыталась показать, что психосоциальная теория — это нечто совсем отличное от психотерапии, что социальные работники должны занимать самостоятельное место среди психотерапевтов. Холлис стремилась подчеркнуть, что социальные работники — это еще и «помощники», действующие на благо людей. Ее модели базировались на кей-сворке под сильным влиянием психоаналитической теории. Позднее она признала роль среды, а во втором (1972) и третьем изданиях, которое она написала совместно с Вуд (1981), включила в свои модели теорию систем, подчеркивая, что пациента необходимо рассматривать во всей сово-mqTi0C™ еГ° свяэей и отнс>шений с окружающей средой. Холлис и Вуд 1) используют теорию систем для анализа внешней ситуации и пони-
1кя сути «давления». На индивида влияют внешние «давления» и внут- V "'не <<стрессы», происходящие от конфликтов внутри него самого. Вза-
Действие внешних воздействий и внутренних стрессов является очень
пони"13'" лис и ВУД используют психоаналитическую теорию для
ша сути стресса. Стресс в их модели считается более важным,
<<д<Шление» извне "Ри анализе источников проблем и путей совер-Щенствованич работы.
Главная роль во взаимодействии с внешней средой принадлежи! ханизмам защиты. Причины проблемных жизненных ситуаций, по и» нию, можно обнаружить в следующих факторах:
• слабом «я» или слабом «сверх я»;
• задержке на предыдущих фазах, когда потребность небыли*
ным образом удовлетворена;
• давлении со стороны среды, низком благосостоянии, плохих
лищных условиях.
Внешнее давление можно сбалансировать, оказав нуждающе^ материальную помощь (деньги, жилье, практическая помощь и так д: либо помогая пациенту самостоятельно осуществить такие измене Внутренний стресс можно снять, изменив соотношение сил, вступивш конфликт внутри пациента, а это можно осуществить, работая над поведением и воспоминаниями. Основные используемые для этого дики:
1. Вентилирование. Клиенту предлагается «вынести наверх» вы
ненные чувства, связавшие его мысли и чувства и повлиявшие на
поведение.
2. Корректирующее отношение. В атмосфере уверенности у клие
формируется отношение к социальному работнику, ко горос тюзвол
ему справиться с мешающими ему чувствами или неприемлемым пове
нием. Отношения между клиентом и социальным работником сопоста
мы с отношениями между матерью и ребенком. В атмосфере спокой
уверенности, которую социальный работник обязан создать, клиент^
жен получить возможность вновь пережить свой прошлый опыт.
3. Оценка нынешних отношений, в которые входит клиент: глай
стратегией здесь является рефлексия. Социальный работник долже
мочь клиенту осмыслить его прошлый опыт и увидеть, каким образом
влияет на его настоящие взаимоотношения с другими.
Отталкиваясь от этих методик, клиент, совместно с социальны ботником, должен найти для себя новые способы действия, основан на его обновленном понимании. Холлис прежде всего интересует и. рация семейной терапии в социальную работу. Холлис (Hollies, 1 формулирует принципы психосоциальной работы следующим образ>
1. Социальный работник должен заботиться о клиенте, приним
уважать его.
2. Потребности клиента должны быть в центре внимания,
3. Понимание клиента должно иметь под собой научную оси
быть объективным.
л Социальный работник должен уважать право клиента принимать состоятельные решения.
S сывают случаи, когда человек должен принять ответственность бя с тем^ чтобы клиент не нанес вред себе или другим. Как v«e отмечалось, Холлис использует понятия, связанные с психопатической теорией, для понимания природы стресса и уточнения на-тоавления работы. Мы считаем, что акцент на работе с семьей, привне-енный Ричмонд, привел в значительному развитию психодинамической адиции.
Скандинавские представители психосоциальной работы Главными скандинавскими представителями психосоциальной рабо-гы считаются шведы Гуннар Берлер н Л избег Йонсон. Бернлер и Йонсон Bernler og Johnsson, 1988) считают что, взаимодействие человека и сре-цы играет решающую роль для понимания того, как развивается самоидентификация индивида и как проблемы возникают и действуют. Они считают, что теория должна способствовать выяснению причин психосоциальных проблем. Исходя из понимания причин проблем, можно сформировать гипотезы, которые предложат действия, направленные на решение проблемы. Это пример линейных объяснений причин. Бернлер и Йонсон утверждают, что часто мы имеем дело с двусторонней связью между причиной и следствием, когда трудно выяснить, что является при-иной, а что — следствием. Вместо этого предлагается попробовать ос-ыслить условия и процессы, создавшие причину психосоциальных про-лем. Для понимания причинных условий они используют теорию систем. Кроме того, они представляют модель, нацеленную на действие. Психосоциальная работа определяется как общее понятие для всех методов социальной работы, которые применяются в отношении индивидов, семей |или групп для профилактики или лечения. Общественная работа, административная деятельность и планирование не признается ими в качестве психосоциальной работы, хотя и в этом могут быть определенные элемен-ы психоаналитической теории. Бернлер и Йонсон используют в своей >оте понятия «оно», «я» и «сверх я», «противостояние», «сублимация», итилирование» и «механизмы защиты». Все эти понятия заимствованы из психоаналитической теории.
а ютас-людьми, находящимися в депрессии после ранее пережитых
вли ^Ю1цихкРи311сС'В,была воспринята социальной работой ипо-
инл ' ^ РазВитие- Модели кризисов объясняют кризисы отдельных
Ой и ТУ"11- Они призваны объяснить состояние и поведение лю-
яей в пограничных ситуациях, то есть ситуациях, требования превышают способности человека. Шведский исследователь Юхан У берг (Cullberg, 197S) заимствовал понимание развития человека, ей та и периодов ранимости из психоаналитической теории. Он про» разграничение между кризисами развития, связанными с жизненным^ нами, в понимании Эриксона, и травматическими кризисами. Он ря ботал теорию, объясняющую реакции человека в кризисных ситу аци последствиях выхода из кризиса за допустимые границы. Из психоло «Эго»были заимствованы знания о необходимых условиях челов^ ких ресурсов и условиях роста.
Методы лечения тесно связаны с фазами реакции на кризис. Гпа роль здесь отводится эмоциональной поддержке и выходу эмоций. Ц такой работы является не допустить начала лечения, исходя из вну ней реальности и прошлых переживаний. Кульберг подчеркивает,-при понимании ситуации необходимо уяснить, какое значение для в реннего мира данного человека имело то или иное событие, чтобы со вить биографию пациента и историю проблемы. Два человека могут всем по-разному отреагировать на одно и то же событие, напри потерю близкого человека. «История болезни» конкретного паци. может отчасти объяснить разницу в реакциях. Далее различия мо: объяснить жизненной ситуацией пациента. Кроме того, имеют значе социальные условия, ситуация в семье и система связей индивида.
В работе над кризисами часто подчеркивается, что кризисы и криз! ные реакции являются не болезненным состоянием, а здоровой реакци когда фундамент «трясет». Целью работы с людьми в состоянии крши является укрепление внутренних сил пациента, чтобы кризис могеа ственно перейти к своему разрешению и переориентации. Цель состо не в том, чтобы способствовать отрицанию ситуации и попыткам в1 нуться к ранее потерянному, а в том, чтобы поддерживать пациента сопротивлении реальности и противодействии ее искажению. Челов* ставший жертвой кризиса, должен получить возможность пережить бо и другие тяжелые чувства, которые кризис может вызывать, наприч чувство вины. Социальный работник должен играть для пациента р01 стабилизирующего фактора и давать ему надежду на то. что соверШв ный хаос и буря возбуждения, вызванные кризисом, утихнут со в
В последнее десятилетие оформилась психиатрия кризисов как ме* дика работы слюдьми, пострадавшими от событий настолько сильна что они вызывали выход наружу кризисных реакций у большинства " циентов. Развитие методов работы с людьми в кризисных ситуациях ^
на междисциплинарной основе, где социальная работа является Гшь одной из целого ряда специальностей.
Знания и идеи работы с кризисами используются в других сферах со-ьнои работы и влияют на общее понимание проблем и диспозиции к 'ействию. g последние годы огромное внимание уделяется социальной нфраструктуре(Fyrand,!994).
В 1950-60-х годы наблюдался рост интереса к формам социальной аботы, ориентированным на семью.
Модели действия при работе с семьей имеют под собой различные еоретические корни. В моделях, отталкивающихся от психоаналитичес-ой теории, центральным является понятие «дисфункциональной семьи».;десь прослеживается связь с теорией систем, однако в общем контексте сиходинамических моделей дисфункция родителей, ненадлежащее вы-олнение ими своей роли рассматривается в свете их предшествующих ереживаний. Чтобы понять причины проблем, которые испытывают дети таких семьях, проводится изучение дисфункции семьи с акцентом на арактер выполнения родителями своей роли, с одной стороны, и преды-.ущего опыта родителей, с другой. Бессознательные процессы, механиз-1ы защиты, развитие личности по психосоциальным фазам и теория отно-ения к объектам занимают центральное место в моделях работы с семьей. Кари Киллен Хип (Heap, 1988) в своей диссертации «Ухудшение заботы о детях и неправильное обращение с детьми» описывает модель, которую также можно отнести к психосоциальной традиции. Она подчеркивает, что предлагаемая ею модель использует целостный подход, имея в то же аремя корни в традиции кейеворка, и в частности деятельности Коллис.
В работе с детьми, получающими недостаточную опеку, она считает амым главным проведение психосоциальных исследований и диагностики ситуации ребенка и всей семьи. Важно, подчеркивает она, чтобы это №ла не просто констатация факта, но полноценное описание проекта, acei о, что происходит и уже произошло в семье. Центральное место в ее ^ одели занимают психодинамические понятия. Она пишет следующее о ли психологии «эго» в своей модели: «Важно понять, как люди —дети. рослые — относятся к своему окружению и развиваются во взаимо-LrvTo И С НИМ' ^СИХОЛОГ1ИЯ <<я>> занимает центральную и интегрирую-м'ч>ЛЬ В М°дели'то есть она создает устойчивую связь между понима-рктивн еч1_еСкого восприятия своих связей с окружающим миром и его Ролевы 1Х Д6ИСТВИИ в Римках этих отношений, психологическим грузом, 1И ожиданиями и способами управления человека своим внутрен-
5!
ним миром и своим взаимодействием с другими людьми. Теории психологии «я», касающиеся формирования личности, имею г основл лагающее значение для нашей модели. Мы имеет в виду идеи Ф «я» и механизмах его защиты, а также теории формирования лично» сформулированные Эриксоном» (Heap, 1998:137).
Детские переживания самих родителей и их прошлый опыт заним* центральное место в модели Хип для понимания частящей жизнен) ситуации. Хип, также как и Холлис и другие создатели современных! ходинамических моделей, использует теорию систем для анализа фу ции семьи в формировании отношения к остальному миру.
Ценностные ориентации сфокусированы на внутренних процесс»
Классическая теория психоанализа (изначально предложенная р дом) строится вокруг идеи психического детерминизма, что озкач; что наше поведение, чувства, действия и реакции имеют свою прими Эти причины всегда можно обнаружить в прошлом опыте. Подави щее большинство этих причин неосознано, но тем не менее их роль оч велика. Узнать о своем бессознательном можно, анализируя сньд ворки и ассоциации. Часто используются сравнения с айсбергом, ко на поверхности мы видим лишь незначительную его часть, верхушк основная масса льда скрыта от нас. Тем не менее реально существ весь айсберг, и это имеет для нас свои последствия. Фрейд утвержд что ни одно из наших действий не явлнется случайным, несмотря на что невозможно мгновенно обнаружить связь между причиной и ел ствием (Freud, 1972).
Фрейд считал, что человеком в очень значительной степени управ ют эти процессы, большинство из которых является неосознанными считал, что осознанные силы а человеке находятся в подчиненном па жении по отношению к бессознательному. Энергия дается человеку рождении, а рост происходит как бы изнутри, Окружающие условия гут препятствовать росту или замедлять его, в то время как отношен другими людьми и обществом не имеют столь важного значения. Тео инстинктов Фрейда базируется на идее о том, что биологические инст кты являются определяющими в поведении человека. Свободная в< человека не имеет места в этой теории. Человек пассивно следует евс инстинктам и своим психическим процессам, большинство из кото? бессознательны (там же).
Фрейд считал, что общество является препятствием, не нозвоЛ щим человеку жить в соответствии с принципом удовольствия. ОбШеС
■нностями и нормами «останавливает» индивида и заставляет его еГ° снять или смягчать свои инстинкты. blTfn рйд пишет о «хороших возможностях» первобытного человека соответствии с принципом удовольствия, в то время как сама жизнь КйТЬ -ораадо более случайной и полной неопределенностей. Тяжелые ЫЛ вия жизни не позволяли счастью длиться долго. «Культурный чело-обмен на лучшие условия жизни отказался от своего счастья. В то
оемя втеории Фрейда открыта идея о необходимости контроля общества над инстинктами людей ради недопущения хаоса.
В ходе развития психоаналитической теории и как следствие влия-
теории Эриксона человек стал пониматься как активно формируемое -ущеетво. Эриксон называет три типа процессов, управляющих поведением человека: эго-процессы, процессы организма и социальные процес-ы (Erikson, 1974). Человек понимается как биологический организм, который обладает «эго» и является в то же время членом общества. Он читает, что эти три аспекта необходимо рассматривать в их взаимосвя-ш, хотя возможно описать их и по отдельности. При описании кризисов)азвития он уделяет большое внимание позитивным возможностям развития индивида.
Этот более активный взгляд на человека, предложенный Эриксо-1ом, укрепился в современных психодииамических моделях социальной эаботы. Человек признается продуктом биологических, психологических и социальных процессов. В то же время считается, что человек сам:очдает окружающие условия, которые, в свою очередь, также влияют 4й индивида. Важное место в социальных процессах занимает взаимодействие с ближайшим окружением и непосредственным окружающим чиром. В этих моделях в фокусе внимания находится индивид, а структурные отношения в обществе не играют сколько-нибудь значительной роли, кроме того, что определяют границы и предоставляемые человеку возможности.