Сейчас мы выделим то, что считаем главными характеристиками ходинамических моделей действия в социальной работе. Говоря язы- яш ностической традиции, можно сказать, что мы рассмотрим, что отн РеЛПИСЫвают>>псих°Динам!1Ческие модели социальной работы в меж ЧИИ деиствия и какие последствия это может иметь для отношений ■^«•чиальным работником и пациентом.
Индивидуализация проблем В этих моделях особо подчеркивается, что каждый человек лен. Предполагается, что существует некая природа человека, общая. всего человечества, которая индивидуализируется в каж, ю:; человек, причине наследственности, среды и врожденных способное i ей, кот различаются в каждом человеке. Каждый человек,развиваясь, npoxq через определенные фазы, в каждой из которых происходи г нзаимод ствие потребностей ребенка, ухаживающих за ним взрослых и уел™ среды. Это взаимодействие носит динамический характер, и в конкретный момент индивид является его результатом и. как уже гово лось, уникальным созданием. В работах, посвященных методике рабо-специально подчеркивается, что сами пациенты воспринимают себяу кальными человеческими существами,хотят,чтобы их обязательной принимали как личность. А поскольку люди уникальны, необходимой ти соответствующие именно этому случаю решение. Потребно человека индивидуальны, поэтому оказываемая помощь должна обя тельно подходить к конкретному случаю. А для того, чтобы выдан особенное в человеке, требуется правильно нос ганит ь социальны иди ноз, что можно сделать только путем привлечения информации. Уникальность каждого человека уже сама по себе определяет м ность сбора предельно точной информации о том человеке или семье, торым оказывается помощь. Эта лавняя традиция охватывает весь ж од развития социальной работы от Мэри Ричмонд и до настоящ времени. В США велась борьба за индивидуализацию работы с тем, ч бы более эффективно помогать бедным. На Общеамериканской кон ренции благотворительных организаций в 1886 году прозвучало след; щее (Buzelle, цит. по Biestek, 1972:27-28): «Имея опыт и знания индивн мы считаем несправедливым делить наших собратьев на классы. Бед| и те, чья жизнь еще хуже, не разделяют друг с другом ни одного физи кого, умственного или морального качества, следовательно, недопус1 мо объединять их в один класс». Это заявление послужило «провозглашением принципа лизации, ставшего основой современной социальной работы» (Virgl Robinson, цит. по Biestek, 1972:28). В последние десятилетия п индивидуализации, присущий психодинамическим моделям, был та) подвергнут критике. Пик критики пришелся на 1970-е годы. Onnonelf утверждали, что индивидуализация затуманивает, отодвиг ает на i план социальные проблемы отдельных индивидов и групп. область ограничивается отдельно взятым человеком. В таких |
пв-ячывается отдельным людям и семьям. Такой способ работы ючоЩЬ Оке-50 т социальные проблемы от общественных отношении и политики. ТДепоо6лемы были индивидуализированы, вместо того чтобы передать м в коллективную ответственность, г adiceHr(Stafseng, 1982:93) наглядно показываете таблице основ-зяичия между политизированными и индивидуализированными диками и приводит ключевые понятия, характеризующие каждый юдход. Это объясняет также, почему индивидуализация вызвала бурю ■питических отзывов в начале 70-х годов и вызывает их по настоящий момент. Таблица 2 | |
Политизированные методы | Индивидуализированные методы |
Общее | Отличное |
Сонместная ответственность (участник) | Наблюдение" (свидетель) |
Коллективизация | Индивидуализация |
Контекст | Индивид |
Дедраматизация | Драматизация |
Открытость | Закрытость |
В критике индивидуализация попадает в тот же контекст, что и методы диагностирования: социальный работник отделяется от ситуации и изучает пациента как объект. Тот, кто ставит диагноз, считается экспер-РМ, а тот, кому вынесли диагноз, становится оставленным на произвол УДьбы тем, кто находится в соответствующей роли и там, где это воз-жно. Здесь заложен идеал ценностного нейтралитета и нейтрального»Циального работника. Аален Леендер (Leenderts, 1995) указывает на ги ^"д Ь'е |1роблемы> связанные с этим идеалом и его применением на прак-iTo ' ПОСКОЛЬКУ сам подход подразумевает нейтралитет ценностей, то 1 по себе может привести кобразованию «слепых пятен». УНикаНДИВИДУаЛШаЦИЯ И стРемлениевоспРинимать каждого человека как пРобле ° Пичность и "сходить из такого отношения при осмыслении ieob-ч ] способов работы занимает центральное место в психодинами-КИХ моделя^ социальной работы. |
Этот принцип настолько укрепился в социальной работе вообще, что он находи г применение во многих теоретических подходах. И все же именно в психодинамических моделях индивидуализации отводится центральное место. Диагностика и основательность, присущие этому подходу, создали устойчивую традицию в психодинамических моделях.
Самоценность отношений
между социальным работниками пациентом
В любой социальной работе такие отношения очень важны, но в психодинамических моделях они приобретают особую важность, поскольку большая часть оказываемой помощи проходит через отношения социальный работник — пациент. Как мы уже отмечали в этой главе, психосоциальная работа предполагает привлечение информации об условиях окружающей среды и отношении к окружающему миру. Соответствен но в центр внимания попадает способность индивида противодействовать давлению окружающего мира и процессам, протекающим «внутри» его.
Предполагается, что у проблемы всегда существует эмоциональная сторона. Другими словами, несмотря на материальный характер самой проблемы, отношение к ней пациента эмоционально окрашено.
Следовательно, социальный работник должен направить внимание и на эту сторону проблемы, несмотря на то, что оказываемая им помощь материальна. Такая позиция позволяет видеть пациента как целостного человека, который также испытывает чувства. Часто оказывается, что эмоции играют важнейшую роль в собственно проблеме пациента.
Социальный работник обязан создать в отношениях с пациентом такой климат, чтобы последний мог раскрепостить свои чувства. В этих моделях происходит усиление экспертной роли социального работника, то есть его способности «вести» пациента в работе с бессознательными конфликтами, противоречиями и вытеснениями. Следовательно, главной ответственностью социального работника является создание надлежащего климата в отношениях с пациентом с тем, чтобы он мог почувствовать себя уверенно и решиться работать с бессознательными конфликтами и разрешать их.
«Вентилирование» — еще одно понятие, связанное с раскрепощением чувств. Это предполагает, что клиент высвобождает чувства, которые ранее его «эго» считало опасными. Задача социального работника состоите том, чтобы помочь пациенту встретиться с ранее запретными для него чувствами. Вытесненные конфликты связываются с прошлыми переживаниями, часто уходящими глубоко в раннее детство. Пациент дол-;
жен получить возможность не только опустить свои чувства, «провентилировать» их, но и проработать их снова. Социальный работник должен помочь пациенту использовать рациональное мышление и активизировать «эго» в проработке чувств.
Еще одним важным понятием в этом процессе является «передача». Папиент переводит чувства, которые он испытывал по отношению к другим, чаще к своим родителям, если конфликт имел место в детстве, на социального работника. Социальный работник занимает тогда место родителей в проработке конфликта. Можно сказать, что социальный работник специально играет роль родителей, чтобы помочь клиенту устранить конфликт. Цель таких действий в том, чтобы нейтрализовать конфликт, чтобы он перестал быть угрозой для личности. Осознав конфликт, можно научиться управлять им согласно сознательно выработанному плану так, чтобы человек мог спокойно продолжать жить с этим конфликтом.
В этом процессе мы сталкиваемся также с понятием «обратное переведение». Имеется в виду ситуация, когда социальный работник иррационально реагирует на конфликт и ставит пациента в определенную роль в драме, которая имела место ранее в его жизни и которая теперь существует в виде неосознанного конфликта.
Понятие «переведения» было подвергнуто резкой критике в связи с тем, что оно заимствовано непосредственно из психиатрической терминологии, и по той причине, что оно превращает отношения «социальный работник — пациент» в отношения «родитель — ребенок». К первой группе, то есть к тем, кто критикует понятие за его психиатрический «привкус», принадлежит Вирджиния Робинсон, которая в своей книге «Изменяющаяся психология в социальном кейеворке» (1930) приводит следующие критические замечания понятия «переведения» (Biestek, 1972:14): «Оно заимствовано прямо из психиатрической терминологии и ставит социальную работу в зависимость от другой науки. Это лишь создает излишние трудности вместо того, чтобы заставить социальных работников искать свои собственные решения и понять отличия своей профессии от других».
Такого рода критика объясняется тем, что в социальной работе уделялось большое внимание отношениям еще до прихода психоаналитической теории в кейеворк, и что сама традиция и суть социальной работы затмевались такими исконно психоаналитическими понятиями, как «перенос» и, следовательно, другой дисциплиной (профессией). Однако содержание этих отношений традиционно рассматривалось совсем иначе,
нежели в рамках психоаналитического подхода, без понятия «переноса». Само же понятие прочно укрепилось в психосоциальной работе и используется в настоящее время.
Еще один момент, подвергшийся резкой критике — это опека над пациентом и приближение отношений «социальный работник — пациент» к модели «родитель — ребенок». Говоря терминами воспитания детей (педагогическими терминами), социальный работник создает благоприятные условия для «роста ребенка» и занимает положение воспитателя и «воспитывает» пациента, помогая ему устранять бессознательные конфликты, которые и создают проблемы в его жизни. Наибольшего размаха критика достигла в 1970-х годах.
«Противостояние» — еще одно понятие психосоциальной работы, пришедшее из психоаналитической теории. Чем более сложным является вытесненный бессознательный конфликт, тем более активно сопротивление пациента при малейшем приближении к предмету этого конфликта. Поскольку конфликт коренится в бессознательном, пациент не желает полностью осознавать его смысл. Поэтому как само понятие, так и связанные с ним действия явились предметом сильной критики. Оппоненты отмечали, что в таком случае самого пациента не принимают всерьез. Так как бессознательному отводится столь важная роль, социальные работники будут вынуждены искать следы бессознательных ментальных процессов и давать им объяснения и толкования, отличные от тех, что приводит пациент, объясняя свое состояние. Социальный работник занимает здесь властную позицию и может оправдывать вторжение в «запретные для пациента области помощью в преодолении противостояния».
Большое внимание уделяется в настоящее время сбалансированности позиций и этической правильности работы. Это связано с правом пациента на самоопределение — принципом, всегда достаточно четко звучавшем в социальной работе. В декларации союза социономов Норвегии этические принципы закреплены в двух пунктах: принцип независимости (п. 2.1.) и принцип самоопределения пациента (п. 2.7.). Принцип независимости устанавливает цель социальной работы — сделать отдельно взятых людей и группы способными адекватно воспринимать свою жизнь и свои жизненные условия, чтобы затем научиться заботиться о себе и улучшать свою жизнь индивидуально или совместно с другими людьми. Принцип самоопределения утверждает ценность права человека на самостоятельность решения.
Психодинамические модели делают очевидной роль бессознательных процессов, роль достаточно значимую для существования и развития индивида в обществе.
Нередко помощь пациенту в его развитии вступает в конфликт с его личным отношением к проблеме. Поэтому большое внимание уделяется как раз поддержанию правильного соотношения в работе.
РЕЗЮМЕ
Когда в 1920-х годах психоаналитическая теория была поставлена на службу социальной работе, последняя существовала уже 20 лет, в течение которых велась и подготовка специалистов. Благодаря М. Ричмонд ксйсворк утвердился в качестве метода социальной работы.
Этот метод испытал на себе влияние естественных наук и естественнонаучных методик работы, что позволяло довольно точно поставить диагноз и составить план лечения и работы с пациентом. Для М. Ричмонд в центре внимания — индивид и семья как единое целое. Еще одной ее заслугой является утверждение «семейного» метода социальной работы.
Заимствованная методика, однако, не имела под собой устойчивой теоретической базы, что «открыло» социальную работу влиянию психоаналитической теории Фрейда, весьма популярной в то время. Классическая теория психоанализа рассматривает развитие ребенка, структуру личности, а также причины психических расстройств и способы их лечения. Классический психоанализ как метод лечения так и не стал частью социальной работы. Вместе с тем, психоаналитическая теория была несколько изменена и приспособлена к уже установившейся традиции и методикам в рамках социальной работы.
Дальнейшее развитие психоаналитической теории было сконцентрировано скорее вокруг конфликтов «эго» с окружающим миром, нежели чем с инстинктами. Фазы психосоциального развития, по Эриксону, сменяющие друг друга на протяжении всей жизни, а также понимание самоценности отношения человека к близким для него людям сделали эту теорию более приспособленной к требованиям социальной работы.
Представитель психоаналитического направления 1960-х годов Ф. Холлис разрабатывала так называемую психосоциальную терапию, отличную от психотерапии, которая, по ее мнению, должна была использоваться в социальной работе. Впоследствии она включила в свои модели теорию систем для анализа внешней ситуации и понимания «давления» окружающей среды на человека. Она использует психоаналитическую теорию для понимания внутренних «стрессов», где главная роль отводится осмыслению проблем. В практической части основное внимание Уделяется преодолению внутренних стрессов. В понятийном аппарате и
общем характере подхода ясно просматриваются «корни» психоаналитической теории, несмотря на то, что подход специально создан и адаптирован для социальной работы.
Психодинамические модели пользовались широкой популярностью и в Скандинавии. С начала 1970-х годов в развитии социальной работы были использованы и другие теоретические подходы, подо сих пор психодинамическое мышление оказывает значительное влияние на эту дисциплину. С 1980-х годов для Скандинавии характерна интеграция теории систем и психодинамических моделей, что напоминает идеи Холлис о психоаналитической основе социальной работы.
Методики работы с семьей широко использовались при оказании помощи людям, оставшимся без опеки, и детям, в отношении которых применялось насилие. Психоаналитические корни обнаруживают себя и в работе с людьми в ситуациях кризиса.
Понимание человека в теориях этой группы основывается на психическом детерминизме. Это означает, что все поведение человека, его мышление и чувства имеют свою причину, которая скрыта в его ранних переживаниях и практически не осознается человеком. Позднее мнение изменилось в сторону признания человека более активным, формирующим себя существом. Эриксон (1974) называет человека отчасти биологическим организмом, отчасти личностью со своим «эго» и отчасти социальным существом — членом общества. Этот более активный и оптимистичный взгляд на природу человека представлен в современных психодинамических моделях социальной работы.
В социальной работе в целом отношения между людьми играют важную роль, аз психосоциальной работе они занимают центральное место наряду с ментальными процессами и эмоциональной стороной социальных проблем. Чтобы помочь пациенту, социальный работник должен создать благоприятный климат общения, воспринимая пациента как уникальную и целостную личность, при работе с которой особое внимание должно уделяться чувствам пациент. Предполагается, что бессознательное и ранние переживания играют очень большую роль в формировании «эго» и ответственны за его сегодняшнее состояние. Помощь оказывается пациенту в расчете на то, что посредством контакта с социальным работником он сможет укрепить силу своего «эго», устранить конфликты, связанные с чувствами, ранее бывшими бессознательными, и найти новые, более эффективные способы адаптации к окружающим условиям и «принять» свою собственную жизнь.
Критика, достигшая высшего пикав 1970-хгодах, касалась в основном отношений власти и подчинения, которые могут сложиться между
социальным работником и пациентом, а также чрезмерной индивидуализированное™ моделей, что затушевывало социальные проблемы и их связь с отношениями в обществе.
Ниже мы приводим схематичное обобщение, где следуем логике, изложенной в схеме 7 последней главы настоящей книги. Мы хотим показать, что корни социальной работы уходят в классическую психоаналитическую теорию, но дальнейшее развитие привело к формированию психосоциальной теории, более тесно связанной со сферой социальной работы.
Таблица 3
Психоаналитическая теория | Психосоциальная теория |
• Классическая психоаналитическая | " Более поздняя теория |
теория Фрейда. | психоанализа. |
" ГпавныЙ псеиставитель - Эоиксон. | |
Главные особенности | |
* Подчеркивается роль | " Предполагается существование |
бессознательных процессов. | бессознательных процессов. |
* Психосексуальное развитие | • Психосексуальное развитие |
ребенка. | ребенка. |
" Трехчастная структура личности: | " Устойчивое отношение к другим |
"оно», «я», «сверх я», находятся в | важно само по себе для развития |
динамическом соотношении друге | ребенка, а не только |
другом. | удовлетворение потребностей. |
• В центре внимания - подавление | * Подчеркивается активная ропь |
"эго» бессознательных процессов | «эго» и динамический характер |
лпя понимания развития личности | сопротивления давлению |
и причин психических страданий. | окружающего мира. |
• В кризисах развития, протекающих | |
на протяжении всей жизни | |
появляются возможности для | |
поста и стагнации. | |
* Сейчас трудно найти модель, | " Современные нсиходинамические |
сконцентрированную вокруг | модели исходят из более поздней |
внутренних конфликтов и | теории психоанализа, но в них |
динамических процессов личности, | включаются также и другие |
теории, чтобы понять отношения и | |
условия среды. Это особенно | |
касается теории систем. | |
" Бернлер, Йонсон и Хнн - примеры | |
Скашшнавеких представителей. |
6]
Продолжение таблицы 3
Пс и хиан а ли т и ческая тсо р ия | Психосоциальная теории |
Ценностная ооиентаиш | |
• Психический детерминизм: у всего | * Человек видится как продукт эго- |
есть причина, которую нужно | процессов, биологических и |
искать в ранних переживаниях и | социальных процессов. |
реакциях на них. | • Предполагается возможность «зго» |
• Биологические инстинкты лежат в | стать более активным. |
основе поведения человека; оно | |
определяется тем, как человек | |
может ими vnpasnHTb. | |
Направленность отношений | |
* Специалист работает над тем. | * Главная роль отводится созданию |
чтобы сделать бессознательное | атмосферы, в которой пациент |
сознательным и помочь пациенту | воспринимается как уникальная |
справиться с нерешенными | личность. |
конфликтами. | ■ Работа должна вестись над |
прошлыми конфликтами (часто | |
бессознательными) усилением | |
«эго» и поиском более | |
эффективных способов адаптации | |
к условиям среды и собственной | |
жизни. | |
Критика | |
* Отрицаются социальные причины | * Не принимаются во внимание |
проблем, поиск ведется только во | проблемы индивидов и групп, |
внутренних процессах. | связанные с условиями жизни. |
• Специалист становится | • Распределение власти в |
экспертом", пациент объявляется | отношениях становится |
не состоятся ьны м. | 'размытым", например из-за идеи |
проти постоя н и я". |