Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Возникновение и распространение геральдики в России




 

 

От Святослава Игоревича до Александра III (с 960 по 1882 г.)

 

Предложенная, Вашему вниманию, краткая историческая справка показывает официальную версию развития русского геральдического знака. С момента первого упоминания о нём (около 960-963 г.г.) при Князе Святославе Игоревиче, из династии Рюриков, до последних изменений, внесённых в Российский герб (ноябрь 1882 г.) Императором Александром III, из династии Романовых.

 

Обращаю Ваше внимание на то, что материалы изложены в предельно сокращённом, сублимированном варианте, без комментариев и анализа причин, побуждавших к эволюционным изменениям в государственной символике.

 

Из исторических документов, сохранившихся до нашего времени, видно, что символы Российской государственности создавались почти с самого основания династии Рюриковичей. Из летописей известно, что символом князя Святослава Игоревича, внука Рюрика, был двузубец, при Владимире Святославиче он трансформировался в трезубец. У преемников Владимира эта символика не только сохранилась, но и "обросла" новыми деталями. Историки спорят о значении трезубца. Некоторые отмечают, что в качестве символа власти он использовался еще у Скифских царей

 

В XIII веке одним из знаков власти Великих князей Владимирских стал вставший на дыбы лев. На рубеже XIV-XV веков в символике Московского княжества появляется изображение всадника, поражающего копьём змея. Впоследствии оно стало ассоциироваться со Святым Георгием Победоносцем. Но далеко не все историки признают это объяснение единственным. Воин света, поражающий зло, символ борьбы Руси с игом, борьбы за право самостоятельно определять свою историческую судьбу - многое можно зашифровать в эмблему Москвы. Во второй половине XV века - в 1464 и в 1466 годах на Фроловских воротах Кремля, были помещены скульптуры двух святых - Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского. И все, даже государи московские, должны были обнажать голову при проходе через эти ворота. Воин, побеждающий змея, стал покровителем, защитником и хранителем Москвы. На гравюрах XV-XVI веков эта эмблема стала сопровождаться надписью "Герб Великого князя Московского".

 

До XVI века Россия была разрозненным государ­ством, поэтому и речи о государственном гербе России идти не могло. Всё же, несмотря на то, что окончательной датой объединения Руси считают XVI век, средство идентификации, сопоставимое по функциям с государственным гербом в России появляется при Иване III. Функции герба, в то время, выполняла его печать. В первом, самом старом варианте печати, на её лицевой стороне (аверсе) был изображён единорог, на обратной (реверсе) - двуглавый орел. Позднее, в аверсе, единорога сменили на всадника, протыкающего (побивающего) копьём змия. А орёл остался. Что это за эмблемы, когда и откуда они взялись, как попали на гербовую печать? Вопросов достаточно. Давайте попробуем найти на них ответы. Итак, по порядку.

 

Первые, известные изображения двуглавого орла, датируются XIII веком до нашей эры. Это было на­скальное изображение двуглавого орла, схватившего двух зайцев. Он служил гербом Хеттских царей.

 

Позднее двуглавый орел обнаруживается в Мидийском царстве - древнем государстве на террито­рии Передней Азии, во времена правления мидий­ского царя Киаксара (625-585 года до н.э.). Далее двуглавый орёл встречается на эмблемах Рима, при Константине Великом. Им в 326 году двуглавый орёл был выбран в качестве своей эмблемы. После основания новой столицы - Константинополя - в 330 году двуглавый орёл стал государственной эмблемой Римской империи.

 

На Русь двуглавый орёл пришёл из Византии. Первые упоминания об отношениях России и Византии датиру­ются 957 годом - годом, когда княгиня Ольга совершила путешествие в Царьград и приняла христианство.

 

Но далее отношения с Византией у Руси ухудшаются. Так в 969-972 между ними развязалась война за Дунайскую Болгарию (не путать с Волжской Болгарией!), завоёванную Святославом.

 

С 969 года Владимир Святой, младший сын князя Святослава и ключницы княгини Ольги Малуши, правил в Новгороде. В 980 году Владимир, убив своего сводного брата Ярополка, стал не только Великим князем Киевским, но и единовластным правителем Русской земли. Позднее, в 988 году Владимир Святой крестил Русь. И этим усилил влияние Византии на Русь. Но далее подтверждений отношений Руси и Византии не име­ется.

 

В этом месте хотелось бы прерваться. Прерваться потому, что дальнейший официальный ход исторических событий не даст нам возможности вернуться к той самой лицевой стороне первой известной гербовой печати. Как-то мне на глаза попалась одна статья, где, весьма логично и аргументированно показан малоизвестный исторический момент, в котором Российским гербом чуть не стал Единорог. Во всяком случае, статья заслуживает того, чтобы Вы с ней ознакомились. Вот её краткое изложение:

 

"Лет примерно за 15, до появления двуглавого орла, при Иване III, после долгого перерыва, отчеканили золотые монеты. Они были двух типов: малые и большие. Малые оставим в покое, так как, на них ничего интересного для нас не обнаруживается, а вот большие рассмотрим повнимательнее.

 

Большая монета называлась "корабельником" - из-за изображённого, на одной её сторон, корабля. На другой стороне был крест, по углам которого находились четыре единорога. "Корабельник" был скопирован с английской монеты, где на месте единорогов были львы. Факт появления единорогов был явно не случайным, потому что у монеты изменили значение сторон. У английской монеты, лицевой стороной (аверсом) была сторона с кораблем. У русской же, аверсом стала сторона с единорогами. На монете есть ещё одна деталь, заслуживающая особого внимания: на ней Иван III именует себя "государь Всея Руси", хотя таковым не является ни для кого. Почему на монете появились единороги, историкам доподлинно неизвестно.

 

Чтобы попытаться понять это, пойдём логическим путём, исходя только из того, что нам известно. Зададим вопрос: почему на "корабельнике" не отчеканили двуглавых орлов? Насколько глупый вопрос, настолько же и глупый ответ: двуглавый орел тогда ещё не был гербом. Тогда почему не отчеканили Всадника, который тогда выполнял функции герба Московии, на "столе" которой и сидел Иван III? Вопросы, хоть и глупые, но закономерные. А если ещё вспомнить английского "корабельника", на котором, на месте наших единорогов отчеканены львы, которые являются неотъемлемой частью английского герба, то вывод напрашивается сам собой. А единорог на "корабельнике" превращается в эмблему, сопоставимую с государственным гербом. Тут, опять несоответствие: официально единорог ни при Иване III, ни при его сыне Василии III, в таком значении не применялся. Что же, попробуем строить аналитику по-другому.

 

В исторических архивах есть довольно большой массив рукописных сборников, содержащих тексты тайных знаний, в основном с XV века. Как они попали на Русь, неизвестно, но их слишком много, чтобы считать их результатом деятельности одного простого любопытного человека. Такого "простого" человека вообще не могло быть, потому что нужны немалые средства и знания для разыскания, отбора и перевода (с греческого, латинского, западных и восточных языков) многих произведений астролого-колдовского (примерно так, в XV веке называлась астрология) содержания.

 

Такая работа была под силу только великокняжеской казне и канцелярии. Поэтому можно допустить существование на Руси где-то с XV века госструктур закрытого характера, в ведение которых входили такие задачи. Если существовала тайная "служба", то должны быть следы ее деятельности. Об одном таком следе и говорят указанные древнерусские списки сокровенных текстов. Другим следом можно считать появление единорогов на "корабельнике" (почему это так, станет ясно чуть позже). Теперь давайте посмотрим нас политическую обстановку того времени. Московские князья стремились доказать свое право на звание государей "Всея Руси". В результате "татаро-монгольского" ига многие западные древнерусские территории вошли в состав Великого княжества Литовского. А Новгородское княжество, было независимо от Московии.

 

Среди астрологических материалов были данные о магическом единстве русских земель, которые могли служить поводом Московским правителям, претендовать на титул государя "Всея Руси".

 

Вот три примера:

 

а. "...Планета, рекомый Крон (т.е. Сатурн), а держит суботу, а стоит над Русью над Новым городом и над Москвою и над Литвою; а домы его - Козий рог и Водолей".

 

б. "[Сатурн] держит под собою 2 домы, один, в котором он сотворен, то есть каприкорнус (от латинского названия Козерога Capricornus), Козий рог, зимнего прироженья, сухого и студёного".

 

в. "[Сатурн] стоит над Русскою над Новгородскою, Московскою и Литовскою сторонами".

 

Первые два из статьи "О седми звездах великих, яже ся наричаются планеты, о силе их и о ходу и домех их", входящей в состав Виленского и Холмского сборников XVI века и являющейся переводом с польского. Третья - из произведения "Книга глаголемая математика, новопреложенная... в Москве в лето... 1664".

 

Если, в XVI-XVII веках на Руси уже точно были астрологические сведения о том, что зодиакальный знак Козерога и его главная планета Сатурн, "управляют" территориями Руси, Новгородского княжества и Великого княжества Литовского, которые выступали свидетельствами единства древнерусских территорий. То почему таких же сведений не могло быть при Иване III?.

 

Чтобы утвердить свои притязания, Иван IV Грозный подчеркивал, что династия Рюриковичей, якобы происходит от римского императора Августа. Интересно, что на монетах последнего имеется изображение Козерога, в виде козлорыбца, - козла с рыбьим хвостом. Если бы на "корабельнике" вместо единорогов были отчеканены козлорыбцы, то астрологическая природа изображения, как знака Козерога, ни у кого не вызвала бы сомнений. Тогда можно было бы связать появление козлорыбца на монете с идеей единства русских земель, обусловленного общим астрологическим "управителем" Козерогом. Такой вывод усиливался ещё и тем, что на "корабельнике" Иван III именуется государем "Всея Руси". Знак Козерога на монете как бы дублировал этот титул, астрологическим образом, подтверждая его обоснованность.

 

Однако, на "корабельнике" были отчеканены не козлорыбцы, а единороги. Изящность теории как раз и заключается в том, что Козерог, Козлорыбец и Единорог - одно и тоже. На Руси Козерог изначально изображался единорогом. Это зафиксировано в "Изборнике Святослава" 1073 года, где воспроизводятся почти все знаки Зодиака, а Козерог имеет облик единорога. Отождествление единорога со знаком Козерога существовало на Руси, по крайней мере, до XVI века включительно.

 

Значит, львов заменили при Иване III единорогами потому, что единороги играли роль своеобразного тотема-покровителя Руси, по значению, сравнимого с гербом! Незнание современными историками этого факта просто удивляет.

 

Дальнейший поворот исторических событий, только подтверждает теорию единорога, как символа-тотема. Проблема права на титул государя "Всея Руси" обострилась при Иване Грозном. Его попытки склонить Европейских монархов к признанию за ним этого титула оборачивались неудачами. Только, в 1576 году австрийский император признал Ивана IV государем "Всея Руси" (через сто лет после того как Иван III себя таковым назвал). Однако папа римский и король польский этому упорно противились. Только во второй половине XVII века, после воссоединения Украины с Россией, вопрос о титуле государя "Всея Руси" утратил актуальность.

 

При Иване Грозном статус эмблемы единорога как символа царской власти возрос. Единорог появился на Малой печати царя. На второй - главной - ее стороне находился двуглавый орел. Этот факт свидетельствует о возвышении изображения единорога до уровня первостепенной важности - своего рода личного герба Ивана Грозного или даже о попытке замены двуглавого орла на единорога как государственного герба. Но единорог все же не занял ведущего положения. На Большой печати Ивана Грозного (1562 г.) и его приемников с обеих сторон изображался двуглавый орел. А единорог переместился на нагрудный щит орла. В щите орла главной стороны Большой печати располагался всадник, поражающий змия. Эта композиция с двуглавыми орлами дублировалась на золотых монетах, которые выпускали сын Ивана IV Федор Иванович и все его преемники до конца XVII века. Но главная сторона монет была с орлом, на щите которого изображался единорог. Смена русских государственных эмблем сохранялась такой: двуглавый орел, единорог, всадник-змееборец. Последний, "победил" единорога. Он и теперь остается гербом Москвы, а единорог как государственный символ ушел в небытие. Вы спросите, почему? Ответ, как раз, лежит на поверхности.

 

Одной из главных причин, по которой деятельность астрологов была затруднительна, нужно считать непримиримую враждебность церкви к астрологии, магии и различным видам гаданий и колдовства. С начала христианизации началось разделение книг на разрешенные и запрещенные - "отречённые". Основу "отречённых" - составляли книги по астрологии и магии. Церковь чинила расправы с еретиками, отдавшими дань "сокровенным" знаниям. И, Иван III, симпатизировавший еретикам, в конце жизни под давлением церкви, осудил еретиков на соборе, и отказался их поддерживать. По этой же причине не мог утвердиться и единорог в качестве государственного символа. Его возвышение при Иване III в качестве эмблемы на "корабельнике" и Иване IV в качестве почти равноправного двуглавому орлу изображения на государственной печати - всего лишь эпизоды, связанные с "прорывами" астрологии в монаршие верхи. Обычно же церковь держала все дела, связанные с идеологией, под контролем.

 

Поэтому как деятельность тайной "службы", так и введение государственного герба на Руси в виде единорога как изображения Козерога были обречены на неудачу".

 

Очень красивая теория! Не могу судить о том, насколько она близка к истине, но аналитика, согласитесь, практически безупречна.

 

Вернёмся к официальной истории. Мы остановились на том, что с момента крещения Руси, нет исторических сведений, подтверждающих взаимоотношения последней с Византией. Так было вплоть до 1469 года, когда римский папа Павел II предложил дочь Фомы Палеолога Софью в жены русскому государю Иоанну III.

 

В 1471 году в Москву из Константинополя прибыл Антон Фрязин. Он привез для Великого князя Иоанна III портрет Зои Палеолог, племянницы последнего византийского императора Константина XI.

 

В январе 1472 года русское посольство отправилось в Константинополь за невестой Великого князя. 12 ноября 1472 года Зоя Палеолог въехала в Москву. Её встречали митрополит и высшее духовенство. В тот же день был совершён торжественный обряд венчания во временном деревянном соборе Успения. Зоя Палеолог стала великой княжной Софьей Фоминичной. Она привезла на Русь герб Византии – двуглавого орла. Он и стал гербом Российского государства.

 

Этот брак не привёл Москву к религиозному соединению с Римом, но имел важные последствия для возвышения монархической власти в Москве. Как супруг последней византийской царевны, великий князь Московский становится как бы

 

преемником византийского императора, считавшегося главой всего православного Востока. По желанию, и по советам Софьи, в Московском Кремле, при дворе великого князя стал заводиться пышный, сложный и строгий церемониал по образцам византийского двора. С конца XV века постепенно прекращается господствовавшая ранее простота отношений и непосредственное обращение государя со своими подданными, и он поднимается над ними на недосягае­мую высоту. Вместо прежнего, простого и "домашнего" титула "великий князь Иван Васильевич" Иван III принимает пышный титул: "Иоанн, Божиею милостью Госу­дарь Всея Руси и Великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской и Югорский и Пермский и Болгарский и иных". В отноше­ниях с малыми соседними землями появляется уже титул царя Всея Руси. Другой ти­тул, принятый московскими государями, "самодержец" представляет собой перевод византийского императорского титула autocrator; титул этот означал первоначально самостоятельного государя, не подчиненного никакой внешней власти, но Иван Грозный придал ему значение абсолютной, неограниченной власти монарха над своими подданными.

 

С конца XV века на печатях московского государя появляется византийский герб - двуглавый орёл (который комбинируется с прежним московским гербом - изо­бражением Георгия Победоносца). Так Русь обозначила свою преемственность от Византии, что является первым отражением её развития на гербе...

 

С начала развития российского герба мы видим его переплетение с историей Руси. Интересно, что орёл на печатях Иоанна III изображался с закрытым клювом и больше походил на орлёнка, нежели на орла. Если посмотреть на Россию того периода, то можно увидеть, что она является молодым государством, которое только начинает формироваться как централизо­ванное. Первым достоверным свидетельством использо­вания двуглавого орла в качестве государственной эмб­лемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 с племянниками его, князьями Фёдором и Иваном Борисовичами Волоцкими.

 

В царствование Василия III Иоанновича (1505-1533) двуглавый орёл изображается уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. Об этом, например, свидетельствует печать, приложен­ная в 1523 году к записи государя и великого князя Василия Иоанновича при отбытии его с войском в Казань. Если подойти

 

с художествен­ной точки зрения, то можно сказать, что орёл начинает злиться. В то же время, рассматривая Россию того времени, заметим, что она укрепляет свои позиции, становится центром православия. Этот факт нашел своё воплощение в теории монаха Филофея ”Москва - III Рим”, известную из послания монаха Василию III.

 

В царствование Иоанна IV Васильевича (1533-1584) Русь одержала решающие победы над Казан­ским и Астраханским царствами, присоединила Си­бирь. Рост могущества России не замедлил отразиться на её гербе. Двуглавый орёл на государственной печати увенчан одной короной с восьмиконечным право­славным крестом над ней. На лицевой стороне печати, на груди орла изображён щит вырезанной, "германской", формы с единорогом - личным знаком царя. На оборотной стороне печати, на груди орла, щит с изображением святого Георгия, побивающим змея. Впоследствии эта сторона печати сыграет важную роль в формировании российского герба. Изображение московского герба на груди орла становится традиционным. Однако, в соответствии с древнерусской иконописной традицией, святой Георгий обращен в правую от зрителя сторону, что противоречит геральди­ческим правилам.

 

21 февраля 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Фёдоровича Романова. Это положило конец Смутам, которые в период между кончиной Ивана Грозного и взошествием на престол Михаила Романова подорвали дух рус­ского народа и чуть не искоренили русскую государственность. Россия выходила на путь процветания и величия. В этот период орёл на гербе "встрепенулся" и впервые распустил кры­лья, что могло означать "пробуждение" России после длительного сна, и начало новой эры в истории государства. К этому периоду Россия полностью окончила свое объедине­ние и уже сумела стать единым и довольно прочным государством. И этот факт символично отразился в государственном гербе. Над орлом вместо восьмиконечного креста появилась третья корона, что означало Святую Троицу, однако трактовалось многими как символ единства великорусов, малороссов и белорусов.

 

Алексей Михайлович Романов (1645-1676) сумел завершить русско-польский конфликт, установив Андрусовское перемирие с Польшей (1667), при нем Россия смогла "показать себя" всей Европе. Российское государство занимает довольно зна­чительное место рядом с европейскими государствами. При Алексее Михайловиче был заложен фундамент геральдического творчества России. В период царствования Алексея Романова отмечено также появление нового изображения гербового орла. Император Священной Римской империи Ле­опольд I, по просьбе царя, прислал в Москву своего герольдмейстера, Лаврентия Хурелевича. Который, в 1672 году составил “Титулярник”: “О родосло­вии российских великих князей и государей, с показанием имевшегося, посредством браков, сродства между Россией и восемью европейскими державами, то есть Цезарем римским, королями английским, датским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в середине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета, царя Алексея Михайловича”. Это рукопись с портретами всех великих князей и царей от Рюрика до Алексея Михайловича и с изображением 33 гербов земель, которые входили в титул русского царя.

 

“Титулярник” показал высокое положение русского царя среди европейских монархов, и стал отправной точкой для развития российской геральдики.

 

Государственный орёл Алексея Михайловича стал прототипом последующих официальных изображений рус­ского гербового орла. У орла высоко подняты вверх и полностью раскрыты крылья, что символизировало собой полное утверждение России, как солидного и мощного государства; главы его венчают три царские короны, на груди помещён щит с московским гербом, в лапах - скипетр и держава. Интересно, что до появле­ния в лапах орла атрибутов монархической власти когти орла, начиная от орла на мраморной плите Ксиропотамского монастыря в Афоне (Византия. 451-453 гг.), постепенно разжимались, как бы в надежде что-нибудь схватить, пока не взяли державу и скипетр, символизируя тем самым утверждение абсолютной монархии на Руси.

 

В 1667 году при помощи Лаврентия Хурелевича впервые было дано официаль­ное описание российского герба: “Орел двоеглавый есть герб державный Вели­кого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича Всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, его Царского Величества Российского царствия, на ко­тором три коруны изображены, знаменующие три Великия Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державе и повелению... на персях изображение наследника; в пазонктех скипетр и яблоко, и являют милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя”. Описа­ние даёт новое толкование элементов гербового орла, оно продиктовано дипломатическими соображениями, и должно свидетельствовать о величии России.

 

В 1682 году на Российский престол взошел Петр I (1682-1725). Россия очень из­менилась во времена его правления. Она стала одной из ведущих держав и стояла выше, чем большинство европейских государств. Петр внес большой вклад в рос­сийскую геральдику. При нём гербовой орёл, по геральдическим правилам, стал изображаться чёрным (ранее орел, обычно, изображался золотым). На это повлияла Северная война, после которой Россия предстала перед Европой в облике могущественного государства. И её герб, отныне, должен был быть не просто “украшением” государственных документов и грамот, а ещё и отражать силу русского государства.

 

В связи с принятием Петром I 22.10.1721 года императорского титула, на гербах вместо царских корон стали изображать императорские. В 1722 году он учредил герольдмейстерскую контору (1722-1796) и должность герольдмейстера.

 

Началась официальная регламентация гербов. В своей деятельности Герольдия руководствовалась в основном западноевропейскими геральдическими традициями. Особый политический смысл имела группа европейских государственных гербов, называемых “гербами претензий” или “гербами требований”. Они включали в свою эмблему геральдические изображения других стран, земель и городов, уже не входивших во владения этого государства, но когда-то принадлежавших ему. Так, в 1520 году датский король Христиан II стал одновременно и королем шведским. В датский герб короля было включено изображение шведского герба – три золотые короны на голубом поле. Когда же со временем Швеция вновь отделилась от Дании, датский герб продолжал сохранять шведскую эмблему – это и был “герб претензий”.

 

Началась интенсивная работа по созданию гербов, в том числе и губернских. Известно, что сам Петр I проявлял большой интерес к геральдике. Сохранилась его записная книжка, в которой имеются карандашные наброски двух флагов с изображением гербов.

 

Выдающуюся роль в создании русской геральдики сыграл Франциск Санти, приглашенный Петром для работы в Герольдмейстерской конторе по составлению гербов. Им были составлены многие провинциальные, городские, дворянские гербы. Для составления гербов в губернии рассылались специальные анкеты с вопросами об особенностях географического положения, хозяйства и быта.

 

Особенно интенсивная работа по составлению гербов велась после издания в 1722 “Табеля о рангах”, согласно которому все лица, дослужившиеся до чина 8 класса, получали потомственное дворянство, а с ним и право на родовой герб.

 

Множество из­менений претерпел и государственный герб. Помимо изменения цвета орла, на крыльях его впервые стали размещать щиты с гербами Великих княжеств и Царств. На правом крыле были размещены щиты с гербами, сверху вниз: Киевским, Новгородским, Астраханским. На левом крыле: Владимирским, Казанским, Сибирским. Таким образом, при Петре I сложился основной комплекс атрибутов гербового орла.

 

После выхода России на бескрайние просторы Сибири и Дальнего Востока двуглавый орёл стал символом нераздельности Европейской и Азиатской России, объединённых под одной императорской коро­ной, так как одна коронованная голова смотрит на запад, другая на восток.

 

Послепетровская эпоха характеризуется напряжённой борьбой на вершине госу­дарственной власти, известной как “эпоха дворцовых переворотов”, что в 30-е годы XVIII привело к чрезмерному влиянию в государстве выходцев из Германии, отнюдь не способствовавшие усилению России.

 

В 1740 году швейцарский гравёр Гедлингер, по заказу Анны Иоанновны, изготовил государственную печать, которая использовалась вплоть до 1856 года и, закрепила облик русского двуглавого орла.

 

До конца XVIII века, явных изменений в рисунке герба не было, но заметны специфические черты, соответствующие времени правления императоров и императриц, особенно во времена Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. В это время орел похож не на орла, а на орлицу.

 

Во времена Екатерины II государ­ственный герб почти не изменился, хотя известно что, она провела много реформ в области

 

государственного устройства и образования.

 

Взойдя на престол, Павел I (1796-1801) сразу же попытался модифицировать российский герб. Указом, от 5 апреля 1797 года, орёл становится неотъем­лемой частью герба императорской фамилии. Для учета русских родовых гербов император Павел I, в том же 1797 г., распорядился приступить к составлению “Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи”, который готовился частями вплоть до конца 1917 года. Всего было составлено 20 частей “Гербовника..”, включивших около 5 тысяч гербов. Одновременно создавался гербовник городских гербов, содержащий около 1000 рисунков. Дворянские русские гербы были разделены на категории:

 

- гербы потомков князей-Рюриковичей;

 

- гербы родов, пожалованных княжескими, графскими и баронскими титулами, а так же гербы лиц, выслуживших дворянство;

 

- гербы “выезжих” родов из Польши, Франции, Англии и других стран Европы, а так же гербы родов, выехавших из Золотой Орды и Грузии.

 

Павел I был магистром Мальтийского ордена, и это отразилось на государственном гербе. 10 августа 1799 года был издан указ, обязывающий изображать двуглавого орла с Мальтийским крестом на груди. На верхнем конце креста помещалась корона Великого магистра.

 

Кроме того, Павел I стал "отцом" Большого российского герба. Его манифестом от 16 декабря 1800 года было дано его полное описание.

 

Большой российский герб должен был символизировать собой внутреннее единство и могущество России. Однако проект Павла I не был реализован.

 

Александр I (1801-1825), взойдя на престол, отменил Мльтийский крест на го­сударственном гербе. Но тут же на двуглавом орле отразилось французское влияние. При Александре I на гербе крылья орла широко раскинуты в стороны, перья опу­щены вниз. Одна голова более наклонена, чем другая. Вместо традиционных скипетра и державы, в лапах орла появляются новые атрибуты: перуны или громовые стрелы, факел, лавровый венок (иногда ветвь), ликторский пучок, перевитый лентами. Подобные орлы характерны для первой четверти XIX века. Филарет писал министру двора В.Ф. Адлербергу: "Сия малость не осталась без последствий; были недовольные сим как бы некою приметою, что Россия уже не возвышается, а опускает крылья…"

 

Правление Николая I (1825-1855) характеризуется твердостью и решительностью. Им все восставшие декабристы были подвергнуты суду - 5 расстреляны, остальные сосланы в Сибирь. После восстания в Польше (1830-1832) Николай I ограничил её статус, ко­торый лишил Польшу государственного управления, сейма, государственного совета и национальных войск. Именно при нём с 1830 гербовой орёл стал окончательно изображаться с поднятыми крыльями, что стало его неотъемлемой признаком до 1917 года. В этом скрыт некий смысл, который символизировал окончательное установление России. В 1829 Николай I короновался на царство Польское. И с 1832 года герб этого царства помещён на крылья орла, то есть впервые включён в россий­ский герб... В конце царствования Николая I барон Б. В. Кене, который тогда управлял де­партаментом герольдии, предпринял попытки придать гербу черты западноевропей­ской геральдики. В частности изображение орла должно было стать более строгим. Герб Москвы должен был изображаться лишь во французском щите, всадника необходимо было повернуть согласно геральдическим правилам в левую от зрителя сторону. Но его проекты реализованы лишь при Александре II, так как в 1855 году Николай I скончался, не успев реализовать проекты Б.В. Кене.

 

Большой государственный герб Российской империи введён 11 апреля 1857 года по указу императора Александра II (1855-1881). Идея герба, изложенная еще в манифесте 1800 года императора Павла I, была реализована.

 

Большой герб России, как и в идее Павла I, отражает в себе символ единства и могущества России. В нём отра­жена древняя традиция, изображать вокруг двуглавого орла гербы территорий, входящих в состав русского государства. Это сходно с идеей объединений русских княжеств вокруг Москвы.

 

В центре Большого государст­венного герба помещён француз­ский щит с золотым полем, на котором изображён двуглавый орёл. Орел черного цвета, увенчан тремя императорскими коронами, которые соединены голубой лентой: две малых увенчивают голову, большая расположена между голо­вами и над ними возвышается. В лапах скипетр и держава. На груди изображён "герб Московский: в червлёном золотыми краями щите святой великому­ченик и Победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазоревой приволоке на се­ребряном коне...". Щит, на котором изображён орёл, сверху увенчан шлемом святого, великого князя Александра Невского, вокруг главного щита - цепь и орден святого Андрея Первозванного. По сторонам щита расположены щитодержатели: с правой стороны (с левой от зрителя) - святой Архистратиг Михаил, с левой - Архангел Гавриил. Центральная часть объединяется под сенью большой императорской короны и государственной хоругвью над ней. Слева и справа от государственной хо­ругви, на одной горизонтальной линии с ней расположены шесть щитов с соединён­ными гербами княжеств и областей - три справа и три слева от хоругви, создающие почти целый полукруг. Девять щитов, увенчанных коронами с гербами Великих княжеств и царств и гербом Его Императорского Величества, составляют продолже­ние и большую часть того круга, который начали соединённые гербы княжеств и областей. Гербы таковы (против часовой стрелки): Герб Астраханского царства, герб Сибирского царства, Родовой герб Его Императорского Величества, соединённые гербы Великих княжеств, герб Великого княжества Финляндского, герб Херсониса-Таврического, герб Польского царства, герб Казанского царства.

 

Верхние шесть щитов расположены следующим образом (слева направо): со­единённые гербы княжеств и областей Великороссийских, соединённые гербы княжеств и областей Юго-Западных, соединённые гербы Прибалтийских областей и герб Туркестанский.

 

В тоже время были приняты Средний и Малый государственные гербы.

 

Средний государственный герб.

 

Средний государственный герб представлял собой то же, что и Большой, но без государст­венных хоругвей и шести гербов над сенью;

 

Малый государственный герб.

 

Малый - то же, что и Средний, но без сени, изображений святых и родового герба Его Императорского Величества.

 

Принятый указом Александра III от 3 ноября 1882 года Большой Государствен­ный герб отличался от принятого в 1857 году. Добавлен щит с гербом Туркестана, который вошёл в состав России в 1867 году, соединены в один щит гербы княжеств Литов­ских и Белорусских, и т.д.

 

Большой государственный герб теперь обрамляют лавровые и дубовые ветви. Они символизируют славу, честь, заслуги (лавровые ветви), доблесть, мужество (дубовые ветви).

 

Большой государст­венный герб.

 

На золотом щите чёрный двуглавый орёл, коронованный двумя императорскими коронами, над которыми, посредине, такая же третья корона (несколько больших размеров, чем две предыдущие) с двумя развевающимися концами ленты Андреевского ордена. Орёл держит в лапах золотые скипетр и державу. На груди орла Московский герб. Щит увенчан шлемом святого, великого князя Александра Невского. Чёрный с золотом намёт. Вокруг щита цепь святого Апостола Андрея Первозванного. По бокам изображения святых Архистратига Михаила и Архангела Гавриила. Золотая сень, коронованная императорской короной, усеянная российскими орлами и подложенная горностаем. На сени червлёная надпись: "Съ Нами Богъ!", над сенью государственная хоругвь, с восьмиконечным крестом на древке. Главный щит снизу окружают девять щитов (увенчанных принадлежащими им коронами) с гербами царств: 1.Казанского; 2.Астраханского; 3.Польского 4.Сибирского; 5.Херсониса Таврического; 6.Грузинского; 7.Соединённые гербы великих княжеств: Киевского, Владимирского и Новгородского; 8.Герб великого княжества Финляндского; 9.Родовой герб Его Императорского Величества. Над сенью главного щита шесть щитов:

 

1. Щит соединённых гербов княжеств и областей великороссийских: В 1-ой части герб Псковский. Во 2-ой, герб Смоленский. В 3-ей, герб Тверской. В 4-ой, герб Югорский. В 5-ой, герб Нижегородский. В 6-ой, герб Рязанский. В 7-ой, герб Ростовский. В 8-ой, герб Ярославский. В 9-ой, герб Белозерский. В оконечности, герб Удорский.

 

2. Щит соединённых гербов княжеств и областей юго-западных: В 1-ой части герб Волынский. Во 2-ой, герб Подольский. В 3-ей, герб Черниговский.

 

3. Щит соединённых гербов княжеств и областей белорусских и литовских: В малом щите герб великого княжества Литовского. В 1-ой части щита герб Белостокский. Во 2-ой, герб Самогитский. В 3-ей, герб Полоцкий. В 4-ой, червлёной - герб Витебский. В оконечности - герб Мстиславский.

 

4. Щит соединённых гербов областей прибалтийских, четверочастный: В 1-ой части герб Эстляндский. Во 2-ой, герб Лифляндский. В 3-ей, гербы Курляндский и Семигальский. В 4-ой, герб Карельский.

 

5. Щит соединённых гербов северо-восточных областей: В малом щите герб Пермский. В 1-ой части, герб Вятский. Во 2-ой, герб Болгарский. В 3-ей, герб Обдорский. В 4-ой, герб Кондийский.

 

6. Герб Туркестанский.

 

В таком виде государственный герб изображался на большой государственной печати, на тронах, балдахинах, в залах предназначенных для торжественных собраний при Императорском дворе. И назывался Большим или Полным государственным гербом.

 

Средний государственный герб.

 

Средний Государственный герб - тот же что и большой, но без государственной хоругви и шести гербов над сенью. Он изображался на средней государственной печати, а также по особым указам Его Императорского Величества.

 

Малый государственный герб.

 

Малый Государственный герб сходен со средним, но не имеет сени, изображений святых, и девяти гербов окружающих щит снизу. По особым Высочайшим повелениям, малый герб мог изображаться с сенью и щитодержателями. Иногда малым гербом, или просто Государственным гербом, называли Государственного Орла с изображёнными на крыльях гербами Царств и Великого Княжества Финляндского.

 

Государственный орёл.

 

Государственный Орёл представляет собой чёрного двуглавого орла, увенчанного тремя Императорскими коронами, держащего в лапах скипетр и державу.

 

Средствами геральдической символики в Большом государственном гербе отражена "триединая сущность русской идеи: За веру, Царя и Отечество". Вера: - выражена в символах русского православия: множество крестов, святой Архистратиг Михаил и святой Архангел Гавриил, девиз "Съ нами Богъ", восьмиконечный православный крест над государственной хоругвью. Царь: - идея самодержца выра­жена в атрибутах власти - государственные регалии России: большая императорская корона, другие российские исторические короны, скипетр, держава, цепь ордена свя­того ордена святого Андрея Первозванного. Отечество: - отражено в гербе Москвы, гербах русских и российских земель, в шлеме святого великого князя Александра Невского. Круговое расположение гербов подчеркивает равенство между ними, а центральное расположение герба Москвы - стремление к единению Руси вокруг Москвы - исторического центра земли русской. Большой государственный герб Российской империи создает монументальный образ великой, единой и неделимой России, каковой она в то время и являлась. Здесь видна очевидная взаимосвязь геральдики с государственной историей.

 

либо вариант 2

Печать тогда только может стать гербом, когда приобретет характер наследственности, т.е. будет переходить из рода в род без изменения, и, кроме того, примет те геральдические атрибуты, без которых нет понятия о гербе. Мы видели уже, как рыцарское вооружение со всеми принадлежностями быта средневекового рыцаря и турниров перешло в герб. У нас были также щиты, шлемы с забралами, были военные плащи, епанчи, но тем не менее ни шапки-мисюрки, ни иерихонские шапки, ни контари, ни другие части нашего древнего вооружения не нашли себе места в наших гербах. Хотя дошедшее до нашего времени вооружение древних русских князей, напр., шишак вел. кн. Ярослава Всеволодовича или шлем вел. кн. Александра Невского, отличающиеся богатою насечкою и драгоценными украшениями(1), хотя, далее, простые шлемы(2), точно так же, как и щиты государственный(3), царские и простых воинов(4), могли бы послужить для полного образования чисто русских гербов; тем не менее им усвоены рыцарские атрибуты, их окружает обстановка точно такая, какая отличает гербы западные.

_____





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1011 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2455 - | 2217 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.