Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќтветственность как добродетель




»так, ответственность Ч это добродетель, безответственность Ч это грех. Ќо что такое ответственность, и как определить безответственность? √де, в чем критерий их различени€?

—овременный мир болен параличом безответственности, хот€ это слово нередко приходитс€ слышать из уст тех же безответственных людей. Ётимологи€ слова Ђответ≠ствен≠ностьї проста и €сна. Ѕыть ответственным означает отвечать за порученное и исполненное, сполна рассчитыватьс€ за совершенное, уметь расплачиватьс€ за пропущенное и добровольно принимать наказание за неверно выполненное, то есть отвечать за свои слова, обещани€, поступки.

Ѕыть ответственным означает также отвечать за последстви€ всех своих решений, своих действий, слов и реакций. я специально подчеркнул УсвоихУ, а не решений, действий, слов и реакций других людей! Ёто означает, что мы не несем ответственности за внешние, не завис€щие от нас событи€, за то, что другие делают или говор€т нам. ћы не должны отвечать за автомобильную катастрофу или за пожар в нашем доме, случившиес€ не по нашей вине, зато несомненно несем ответственность за свою реакцию на эти событи€. Ќаша реакци€ на какое-либо событие влечет за собой р€д действий, и они могут быть весьма различными в зависимости от характера реакции.

¬се, что с нами происходит, допускаетс€ Ѕогом дл€ того, чтобы помочь нам вз€ть на себ€ ответственность за собственную жизнь, то есть отвечать за последстви€ каждого сделанного нами выбора.

»нтересна этимологи€ английского слова responsibility Ч Ђответственностьї.

Re означает Ђвозвращение к оригиналу, источникуї. ¬торой слог spons созвучен со словом Ђспонсорї: тот, кто об€зуетс€ обеспечивать, оказывать поддержку и защиту. “ретий, ibility, созвучный с ability, означает: Ђумение, способность, дарованиеї.

≈сли мы сложим все три части этого слова, то получим очень интересное определение слова ответственность Ч Ђвозвращение даровани€, дарованного вам, источникуї. ј на €зыке ≈вангели€ это означает отчетность относительно использовани€ своих способностей и талантов перед ƒавшим вам эти даровани€. Ѕыть ответственным Ч значит быть в состо€нии дать Ѕогу наилучший ответ о нашей жизни.

 ак определить, насколько ответственен конкретный человек? ѕо каким критери€м можно выделить ответственного человека из общей массы безответственных людей? Ч ѕо его отношению к выполнению возложенных на него об€занностей. ≈сли человеку поручаетс€ какое-то конкретное дело, а он это дело или не доводит до конца, или делает очень халтурно, или перепоручает кому-то, когда ему стало т€жело или просто Ђнадоелої, или создает видимость делани€, но со временем, иногда очень поздно, обнаруживаетс€, что в принципе дело-то он завалил, Ч значит, это человек безответственный.

 огда Ѕог дает человеку зерно, ќн хочет, чтобы человек вырастил лес, а не вернул ему это зерно обратно. » дл€ этой цели ќн вложил в каждого из нас определенные таланты и способности. ѕритча о талантах (ћф. 25, 14-17) показывает, что Ѕог Ч источник наших талантов, даров и способностей. Ёто ќн дает нам наши мечты и указывает наше предназначение. ѕоказыва€ нам наши цели, ќн не хочет, чтобы мы вернули их ≈му в том же виде. ќн хочет, чтобы мы развивали и использовали способности, которые вложены »м в наше сердце и наш разум.  ак сказал один современный богослов в контексте этой притчи: Ђƒару€ нам таланты, √осподин хочет, чтобы мы обогатили ≈гої, т.е., преумножа€ таланты, мы делаем богаче —амого Ѕога.

Ќо талантливого человека подстерегают и другие ловушки. ¬ наши дни можно встретить талантливых, одаренных, по-своему удачных и успешных людей, способных многое сделать дл€ других, дл€ общества, и при этом став€щих себ€ выше других, требующих дл€ себ€ каких-то особых условий. Ёти люди, сознава€ свою исключительность, позвол€ют себе опаздывать на работу, на встречу, и при этом они всегда наход€т себе оправдани€. ≈сть люди, считающие себ€ очень верующими, духовными, и при этом совершенно небрежно относ€щиес€ к своим повседневным христианским об€занност€м.

Ѕезответственность про€вл€етс€ в мелочах. ≈сли человек легко поддаетс€ на уговоры оставить работу и пойти пообедать, не дожида€сь обеденного перерыва, он заражен духом безответственности. ≈сли рабочий день началс€, а человек уже мечтает о чашке кофе или ча€, Ч у него неправильное устроение души. ≈сли вместо того, чтобы работать, он сидит и читает газеты, его разумом завладел дух безответственности.

ѕриведем еще пример безответственности Ч люди, которые очень легко чем-то увлекаютс€, вт€гивают в это дело других, а потом бросают начатое, оправдыва€ себ€ тем, что продолжать дальше им неинтересно.

ќтветственным будет любое поведение, которое совершаетс€ сознательно и свободно. ѕоэтому ответственный человек Ч тот, кто способен ответить за свой поступок, то есть дать объ€снение тому, что он совершил. ћы называем ответственным человека, который в своих действи€х учитывает не только свои ценности, но и уважает ценности других людей, кто может ответить за последстви€ совершаемого им.

Ќекоторые наши современники уверенно говор€т: Уя отвечаю только перед самим собойУ. ќднако христианин несет ответственность не только перед собой, но и перед ближними, и перед Ѕогом. ѕеред Ќим мы должны ответить за те решени€, которые мы принимаем, за исполнение жизненного предназначени€, возложенного “ворцом на каждого из нас.

’аос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине Ђчело≠ве≠чес≠кого фактораї высокие идеи Ч все это следстви€ утраты ответственности. ѕерестава€ отвечать за соде€нное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. ¬следствие безответственности разрушаетс€ его св€зь с окружающим миром и людьми, обескровливаетс€ само содержание жизни в обществе. —амое печальное, что у безответственного человека не хватает смелости и мужества осознать свою безответственность.

»менно те люди, которые очень глубоко поражены болезнью безответственности, чита€ эти строки, по всей видимости, думают, что это все пишетс€ и говоритс€ совсем не про них и не дл€ них. ¬озможно, они даже Ђмотают на усї, какими словами они будут Ђлечитьї от безответственности своих Ђбезответ≠ственныхї ближних... Ќо все это Ч именно про нас с вами, дорогой читатель! Ђ¬рач! исцели самого себ€ї (Ћук. 4, 23).

¬спомните вашу жизнь и огромное количество ситуаций, когда вам что-то поручалось: то ли вашим духовником, то ли начальником на работе, то ли в семье.

ј, может быть, кто-то обратилс€ к вам за помощью, или, может быть, жена попросила вас что-то купить по дороге домой...  ак вы отнеслись к этим просьбам? ¬озможно, вы не раз слышали в ответ на свои просьбы:

Ч ѕрости, мне некогдаЕ

Ч ќй, прости, € забыл!

ѕоиск причин, ответов на вопрос: Ђпочемуї не было исполнено то или иное порученное дело, и есть оправдание вашей безответственности. ќтветственный человек помнит пам€тью своего сердца человеческую нужду и всем своим существом устремлен на то, чтобы ее покрыть, чтобы послужить ближнему своему.

ќтветственность за нашу жизнь мы никогда и ни на кого не можем переложить Ч ни на врачей, ни на адвокатов, ни на батюшек. ќни могут нам помочь лишь как консультанты в определенных сферах нашей жизни. ќтвечаем же за свою жизнь мы сами. Ќикогда не следует уповать на то, что найдетс€ нека€ вышесто€ща€ земна€ инстанци€, у порога которой наша ответственность заканчиваетс€. «доровы ли мы, выиграли ли судебный процесс, в пор€дке ли наши финансовые дела Ч все это зона нашей ответственности. —пециалисты из различных областей нам помогут, но хоз€ева нашей жизни Ч мы сами, поскольку Ѕог доверил прожить ее нам, а не кому-то другому.

„еловеку очень важно брать ответственность и за свои достижени€. »ногда люди готовы прин€ть на себ€ ответственность за неудачу, не свалива€ при этом вину ни на какие обсто€тельства, но не принимают никакой ответственности за свои успехи, не осознают то полезное и ценное, чего удалось достигнуть.

ќстрота проблемы

¬ пастырском душепопечении осознанию ответственности придаетс€ огромное значение. ѕоскольку показатель человеческой безответственности сегодн€ достаточно высок, современный духовник должен сделать особый акцент именно на прин€тии его духовными чадами ответственности за свою жизнь, за свои мысли и действи€, должен объ€снить и донести до своих чад понимание того, что Ѕог вручил каждому человеку ответственность за его жизнь, а дл€ этого одарил разумом, сердцем, волей, свободой выбора. √осподь может привести в действие наш разум, но только от нас зависит, приведем ли мы в движение нашу волю.

¬от что думает по поводу пастырской ответственности за окормл€емых св€щенник ¬ладимир Ћапшин: Ђ¬ современном пастырстве существуют два подхода к духовному руководству. ќдни пастыри считают, что они должны полностью прин€ть на себ€ ответственность за жизнь своих подопечных, думать за них, решать за них, любой ценой нав€зывать свои решени€, требовать безукоризненного послушани€ этим решени€м. “аких пастырей наход€т мир€не, которые считают, что им не надо думать, не надо ни за что отвечать, что они должны "все делать по указанию батюшки". —уществует и другой подход, при котором считаетс€, что духовный руководитель, пастырь, считает своей первейшей об€занностью научить своих пасомых отвечать за свои поступки, отвечать за свою жизнь, принимать правильные решени€, может быть, путем проб и ошибок, получа€ при этом полезный опыт. “акой духовный руководитель относитс€ к своим духовным дет€м не как к недоросл€м, но как ко взрослым люд€м, которые должны научитьс€ духовной жизни на собственном опытеї.

ѕочему именно сегодн€ проблема ответственности встала так остро? ¬ традиционных культурах существовали определенные рамки, сдерживающие нездоровые греховные про€влени€ человеческой природы. Ёти рамки касались социально-значимых ролей, вопросов жизненного выбора, договора, дружбы, любви, вопросов пола и др. ≈сли дружба существовала, то ее понимание не размывалось; если дружба, то Ч верность, взаимопомощь до смерти: Ђ—ам погибай, а товарища выручайї. ≈сли происходил выбор профессии, то человек хранил верность избранному пути, и только в самом крайнем случае, глубоко переосмыслив, ответственно (оп€ть же!) избирал иной путь.

Ќынешнее поколение растет и с пеленок воспитываетс€ в бесстержневой, безрамочной атмосфере. —труктурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода Ч внешние рамки, в которых возможно прорастать росткам ответственности в современном обществе, полностью разрушены.

Ѕезответственность во всех област€х человеческой жизни постыдна и отвратительна. Ќо именно ею пронизаны сегодн€ все слои общественной и церковной жизни.

¬ современной семейной жизни встреча двух людей, которые дорожат отношени€ми, умеют их хранить от бурь и невзгод, воистину несказанна€ радость! „аще всего к созиданию семьи люди идут совершенно безответственным образом, идут через так называемый "гражданский брак": отношени€ между мужчиной и женщиной, в которых ни один из них не берет ответственности за последстви€ этих отношений. —егодн€ пожили, а потом разошлись. Ќе понравилось Ч разъехались. ≈сли же человек берет ответственность за свою жизнь, за жизнь другого, тогда не возникнет желани€ экспериментировать. Ћюбовь умеет ждать, Ђибо крепка, как смерть, любовьї (ѕеснь песней, 8, 6).

—егодн€ редко можно повстречать семью, где родители в присутствии детей воздерживаютс€ от вы€снени€ взаимоотношений друг с другом на повышенных тонах. Ќередко приходитс€ сталкиватьс€ с ситуацией матерной брани, пь€нства, скандалов родителей в присутствии детей. ћало кого сегодн€ удивит очередной рассказ о том, как сын подн€л руку на свою мать или избил отца до кровоподтеков.

¬ учебных учреждени€х разрушен авторитет учител€ в глазах студентов и учащихс€: последние позвол€ют себе в присутствии учителей вульгарные выражени€... Ѕезрамочность жизни современной школы Ч предтеча безответственности в жизни взрослой.

Ѕезответственность Ч это не только проблема мира, который лежит во зле. ƒух безответственности бесчинствует сегодн€ и в церковной жизни, о чем говорить особенно больно. ЂЌеприличен безответственный ученый: он €вл€етс€ болтуном или торговцем истиной. ѕреступен безответственный воспитатель. ∆алок и €довит безответственный художник. Ѕезответственный политик должен понести наказание. Ќо безответственность в области религии, где люди не имеют, в сущности говор€, прочных критериев и где живое благоговение должно бы вечно питать заботу о трезвении и очищении, €вл€етс€ грехом непростимым, грехом "против ƒуха". Ќигде беспочвенные фантазеры и болтуны не принос€т такого вреда, как в религии: здесь они компрометируют не столько самих себ€, сколько ту сферу духа, в которой они €кобы пребываютї, Ч пишет проф. ».ј. »льин.[10] ¬ этом случае человек компрометирует не только себ€, он дискредитирует саму веру.

—лова великого русского мыслител€ как никогда актуальны в наши дни. ¬ современных монастыр€х сегодн€, например, допустимо, прин€в монашеский постриг, по какой-то причине (не поладил с начальством, Ђразонра≠вилосьї, плохой климат) уйти из монастыр€, освободить самого себ€ от данных пред јлтарем монашеских обетов.

ѕрин€тие св€щенного сана многими приход€щими к рукоположению людьми уже не воспринимаетс€ как сакральное событие, обретение человеком иного качества жизни. ¬ жизни современного духовенства нередко можно встретить примеры безответственного поведени€ как по отношению к своей пастве, так и по отношению к своему служению в целом.

Ѕыть безответственным Ч значит быть непосто€нным, переменчивым, неверным. Ѕезответственные люди могут быть взбалмошными, беспечными, опрометчивыми, ненадежными, нестабильными, небрежными. ќни ненадежны и непредсказуемы. Ќе потому ли јпостол ѕавел советует “имофею: Ђ–ук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайс€ участником в чужих грехахї (1“им. 5, 22).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 867 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

1308 - | 1079 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.019 с.