Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


„еловек Ч автор книги собственной жизни




—лово Ђответственностьї в своем значении имеет очень много оттенков. Ќадежного, заслуживающего уважени€ и сотрудничества человека называют Ђответственнымї. “акие сотрудники сегодн€ Ч на вес золота. ѕод ответственностью также подразумевают подотчетность юридическую, финансовую, моральную, совестную.

ќтветственность означает осознание своего авторства. ¬первые право авторства про€вилось в том, что по сотворении √осподь доверил человеку наречение животным имен. » не только наречение имен, но и обладание и владычество (управление) землею: Ђ» сказал Ѕог: сотворим человека по образу Ќашему по подобию Ќашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимис€ по земле. » благословил их Ѕог, и сказал им Ѕог: плодитесь и размножайтесь, и наполн€йте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над вс€ким животным, пресмыкающимс€ по землеї (Ѕыт. 1, 26, 28).

≈сли мы посмотрим первую книгу —в€щенного ѕисани€ с этой точки зрени€, то увидим, что дл€ јдама проблемой номер один оказалс€ не грех непослушани€, а неумение управл€ть вверенной ему землей, нежелание вз€ть полную ответственность за то, что будет происходить в ней. √рех вошел в жизнь первого человека вследствие неправильного управлени€, вернее, вследствие того, что человек безответственно нарушил границы вверенных ему Ѕогом полномочий: возделывать и хранить ≈демский сад.

ќсознание и преодоление этого находитс€ на нашем пути к ответственности и свободе.

ќтветственный человек Ч это человек, который осознает, что он €вл€етс€, по выражению одного философа, Ђнеоспо≠ри≠мым автором событи€ или вещиї. ќн осознает, что творит свою жизнь сам, что никто, кроме него, не виновен в том, что его жизнь именно такова.

ќсознавать ответственность значит осознавать, что € сам €вл€юсь творцом своей судьбы, своих жизненных непри€тностей, своих чувств, своих отношений с Ѕогом, а также своих страданий, если они имеют место. –еальное освобождение человека от власти своей греховности невозможно, пока он не принимает ответственности за все, происход€щее с ним, и упорно обвин€ет других людей и обсто€тельства в своих бедах, поражени€х, грехопадени€х.

Ѕезответственные люди Ч мастера перекладывать вину за свои безответственные поступки на других. Ќачина€ со времени грехопадени€ первых людей, мы все играем в игру "обвини другого": жену, общество, власть, ÷ерковь. ћы все находимс€ в плену нашего безответственного мышлени€, не призывающего нас к ответу за наше поведение, решени€ и те ситуации, в которых мы оказываемс€.

¬ области душепопечени€ под ответственностью мы понимаем способность человека к осмысленному отношению к послушанию, а также нравственную ответственность духовника за то, чтобы образ "любимого батюшки" в душе человека не затмил ќбраз ’риста —пасител€. Ёта, сегодн€ столь актуальна€ тема, заслуживает отдельного рассмотрени€ в современной литературе по пастырскому душепопечению.

Ќередко можно встретитьс€ с путаницей и смешением пон€тий личной ответственности и ѕромысла Ѕожи€.  ак часто люди люб€т сваливать ответственность за свои поступки и за свою жизнь на Ѕога: ЂЅог попустилї, ЂЅог не благословилї.[12] ¬ определенных контекстах использование человеком в качестве оправдани€ этих прекрасных выражений означает нежелание прин€ть ответственность за свою судьбу и свои действи€.

ѕастырю нужно набратьс€ мужества дл€ того, чтобы научить своих духовных чад говорить о своих проблемах честно, не спекулиру€ высокими словами из аскетических книг:

Ч ≈сли вы не потрудились, не приложили достаточно усилий, не получилось, к примеру, сдать экзамен (воврем€ расплатитьс€ с долгами или сохранить собственную семью от развала), Ч неужели Ѕог в этом виноват? Ѕог, как мудрый ѕедагог, не будет за —воих детей делать их работу.

ќпытные духовники отмечают, что люди буквально обижаютс€, если в ответ на бесконечные жалобы на ближних, батюшка осторожно намекает, что начать изменение необходимо с себ€.

¬ол€ Ѕожи€ и ѕромысл Ѕожий, безусловно, действуют в жизни каждого человека, в жизни каждого из нас. Ќо Ѕожественный ѕромысл не отмен€ет человеческой свободы, человеческой ответственности за все то, что происходит в этом мире и в жизни. ѕодлинно духовна€ христианска€ жизнь предполагает взаимодействие ѕромысла Ѕожи€ и человеческой активности, выражающейс€ в ответственном отношении к жизни.

Ђ¬нутренне христианска€ личность всегда свободна, ибо свобода есть неотъемлемый дар Ѕожий, независимый от внешних условий существовани€. ¬нутренн€€ свобода может быть искажена лишь собственным произволом или добровольно утрачена, когда человек подпадает рабству страстей. “аким образом, подлинна€ свобода св€зана с самообладанием и предполагает внутреннюю дисциплину, благодар€ которым происходит развитие, становление высокой, сознательно ответственнойличности.

ѕри сочетании внешней, общественной и личной свободы, как стремление к личному и общему во ’ристе »исусе спасению, может быть достигнут наилучший результат де€тельности, в том числе пастырскойї. [13]

≈сли бы следование воле Ѕожией, ѕромыслу Ѕожиему было безответственным и пассивным плаванием по течению, то в истории ÷еркви не было бы христианской государственности, не строились бы монастыри и храмы, не прозвучала бы апостольска€ проповедь. ’ристианство бы исс€кло и не дожило бы до нашего времени, если бы предыдущие поколени€ прикрывали собственную пассивность и безответственность подобными псевдоаскетическими оправдани€ми.

Ќынешнее поколение безответственных людей считает, что мир ему что-то должен. (ќсобенно €рко эта болезнь выражена у воспитанников детских домов). ћогут ли безответственные люди сегодн€ обратитьс€ к ÷еркви с тем, чтобы она помогла им обрести ответственность и цельность?  онечно, могут, но они получат ожидаемое лишь в том случае, если служители ÷еркви и прихожане сами научатс€ быть ответственными за все, что происходит в их жизни, в их церкви, в конкретном приходе.

¬едь нередко именно в атмосфере современных приходов и монастырей под предлогом жизни "в смирении и послушании" в человеке угашаетс€ инициатива, творчество, желание отвечать за тот или иной участок работы или служение. "ƒелай все без рассуждени€, только по благословению", Ч типична€ монастырска€ фраза, котора€, будучи повторена многократно, рождает в новопришедших люд€х инфантилизм, безынициативность, безответственность.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 453 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

1338 - | 1174 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.