Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГОисследования 4 страница




Способ и возможности измерения часто, если не всегда, накладывают отпечаток на теоретическую мо­дель. Согласно теоретической типологии (табл. 1) Э. Райта, рабочий класс следует рассматривать доста­точно широко, включая все множество людей, получа­ющих заработную плату. Но тогда в рабочие пришлось бы включить дикторов телевидения, менеджеров выс­шего звена и просто служащих, что никак не соответ­ствовало реальности. В ход пошли ограничительные признаки. Их функцию выполняли те самые операцио­нальные определения, которые упоминались выше, в частности, отсутствие автономии, неменеджерская по­зиция, не участвует в принятии решений, контролиру­ется сверху и др.

В результате проделанной работы Э. Райт получил операциональную типологию классовой структуры (табл. 3), которая служит, во-первых, конкретизацией предшествующей теоретической модели (табл. 1), во- вторых, основанием для последующего анализа эмпири­ческих данных[103].

Таблица 3 Операционализация теоретической типологии классовой структуры
Классы Отношение к наемному труду Число наемных работни­ков Менеджер­ская пози­ция Автоно­мия
Буржуазия не нанима­ются 10 и более X[104] X
Мелкие пред­приниматели » 2-9 X X
Мелкая буржуазия » 0-1 X X
Менеджеры и супервайзеры, наемные работники X X X
из них:        
менеджеры » X   X
менеджеры- консультанты » X   X
супервайзеры » X   X
Полуавтономные служащие » X 3,5[105] 1-3
Рабочие » X » ф-6

 

программы эмпирического исследования может слу­жить хорошим ориентиром для тех, кто намерен спе­циализироваться в фундаментальной социологии.

1 Категории, понятия и термины____________________

Кирпичиками, из которых строится научная тео­рия и теоретическая модель предмета исследования, выступают категории, понятия и термины. Они обра­зуют основу того языка, на котором с эмпирическим миром разговаривает мир теоретический. Этот язык состоит из общенаучных понятий и специальных тер­минов, совокупность которых принято называть тер­минологией, или тезаурсом, а в среде ученых его на­зывают научным жаргоном. С его помощью ученые общаются между собой и пишут научные статьи. Со­циологическая терминология включает в себя общие понятия и специальные термины.

Общенаучные понятия представляют собой такие языковые формы (категории, понятия, термины, сло­восочетания), которые употребляют представители всех отраслевых направлений социологии. К ним от­носятся понятия общества, социализации, культуры, социальной проблемы, социального факта, семьи, со­циального института, социальной организации, соци­альной группы и некоторые другие. Общенаучные по­нятия подразделяются на две группы — общие понятия (категории) и частные понятия (понятия). Так, обще­ство и личность входят в состав категорий, а социаль­ная группа — в состав понятий. Общие понятия соци­ологии применяются во всех ее разделах, отраслях и направлениях. Они описывают общество в целом либо важнейшие его сферы и институты. Эти универсалии проникли в социологию из философии, либо из дру­гих несоциологических наук.

Специальные термины включают те языковые фор­мы (понятия, формулы, словосочетания), которые упо­требляют в одной отрасли социологии и не употребляют (или употребляют редко) в другой. Например, в демогра­фии используются такие специальные термины, как сальдо миграции, потенциальная и реальная миграция, отгок и приток населения, прирост населения, повоз- u IIII растные коэффициенты смертности, уровень рождаемо­сти, маятниковая миграция, в исследованиях бюджетов времени — баланс времени населения, недельный фонд свободного времени, средние затраты времени и т. п.

Категории, понятия и термины образуют главные семантические единицы теоретического знания. Они выражают три различных уровня или степени обобще­ния теоретического знания и расположены в убываю­щем по степени абстрактности и внутренней полноты порядке. Самые абстрактные, но вместе с тем и самые богатые содержанием это категории. Они включают в себя множество понятий. Категории составляют обще­теоретический и теоретико-философский уровень научного знания. Понятия внутри состоят из множе­ства терминов и относятся к частно-теоретическому уровню знания. Термины — элементарные кирпичики знания. Они структурно просты. Как правило, терми­ны имеют одно четкое определение и поэтому внутри себя уже не из чего не состоят. Это конечная точка рас­щепления научного знания.

Если посмотреть на рис. 4, то мы увидим, что основ­ные компоненты научного знания расположены в ие­рархическом порядке сверху вниз от наиболее общих и богатых содержанием до наиболее конкретных и бед­ных содержанием. Другая особенность рис. 4 состоит в том, что на нем изображены объемы трех типов компо­нент. Иными словами, количество охватываемых ими объектов более низкого уровня. Термины распростра­няются на одно-два явления действительности, поня-

  Категории
 
  Понятия
 
  Термины
Рис. 4. Соотношение объемов и иерархия основных компонент научного знания


тие охватывает целый класс явлений и описывающих их терминов. Категории охватывают самый широкий, скажем так, всемирно-исторический класс явлений и описывающих их понятий.

Категории, понятия и термины — это разные виды абстрактных объектов, или концептов. Абстрактный объект — это любое сингулярное (от лат. singularis— отдельный, одиночный) теоретическое образование. Несингулярное теоретическое образование — это вы­сказывание, состоящее из нескольких терминов или понятий, например, утверждение: «Все вороны чер­ные». Сингулярное теоретическое образование — это отдельное слово «ворона».

В таком случае термином называется любое син­гулярное теоретическое образование, или любой аб­страктный объект, имеющий, как правило, одно четко определенное значение. Пример: увольнение, коллек­тивный договор, прогул, совмещение профессий, пе­реход на другую работу. Понятие — это сингулярное теоретическое образование, имеющее некоторую со­вокупность значений, каждое из которых выражается собственным термином.

Понятия состоят из терминов, а не наоборот. При­меры: вертикальная мобильность, горизонтальная мо­бильность, карьера, статус, роль, социализация. Пере­числим некоторые понятия и докажем, что они состоят из терминов. Возьмем пример: горизонтальная мо­бильность. Она представляет собой вид социальной мобильности, т. е. в качестве одного из понятий вхо­дит в состав категории социальная мобильность. В свою очередь, горизонтальная мобильность состоит из следующих видов, каждый из которых выражается собственным термином:

• перемещения из города в город;

• перемещения из города в село;

• перемещения из села в город;

• перемещения из села в село;

• перемещения из страны в страну, а это:

— туризм

— эмиграция

— иммиграция.

Горизонтальной мобильностью называется переме­щение индивида из одной социальной группы в другую,

не подразумевающее изменение статуса по вертикали. Таким образом, мы видим, что понятие «горизонтальная мобильность» есть совокупность нескольких терминов. Обозначим процесс вхождения менее общих сингуляр­ных образований в более общие следующей формулой:

пТерминов z> пПонятий з Категория,

где з — вхождение и равенство нескольких элемен­тов меньшей общности в элемент большей общности, п = некоторое количество конкретных элементов меньшей общности.

Формула читается так: несколько терминов входят в одно понятие и их сумма равна объему понятия, а не­сколько понятий входят в категорию и их сумма равна объему категории.

Возьмем понятие «социализация». Социализа­ция — продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Тер­мины «усвоение» и «освоение» имеют разное значе­ние: усваивать можно теоретические знания и культур­ные нормы (как разновидность таких знаний), а осваивать нечто можно только практически, в дей­ствии. В социализацию входят следующие процессы: воспитание (привитие нравственных норм), обучение (передача технических знаний), переквалификация (повышение старой квалификации или получение но­вой), взросление (психофизиологический процесс из­менения индивида, возмужание) и некоторые другие. Таким образом, понятие «социализация» состоит из терминов и понятий. Значит мы доказали, что понятие является не категорией и не термином, а понятием.

Следующий уровень обобщения научных зна­ний — категории. Категорией (от греч. kategoria — вы­сказывание; признак) называется: 1) наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существен­ные, всеобщие свойства и отношения явлений действи­тельности и познания. Категории образовались как ре­зультат обобщения исторического развития познания и практики. Материя и сознание, пространство и вре­мя, причинность, необходимость и случайность, воз­можность и действительность, и др.; 2) абстрактный объект или сингулярное теоретическое образование 303

самого высокого уровня обобщения. А таким уровнем является философский. Вот почему говорят, что в лю­бой категории содержится значительный привесок философии. Отсюда следует, что все категории, кото­рые мы применяем в социологии, имеют еще и фило­софское основание.

К категории можно всегда поставить вопрос, кото­рый в свое время задавал И. Кант: а как это возможно? Как возможна личность? Как возможно общество? Как возможна культура? А к понятиям такого вопроса по­ставить нельзя, тем более к терминам.

Мы вправе утверждать о том, что любое понятие, которое не является философским, не может быть от­несено к категориям. Так, например, личность изучают социологи, философы и психологи, но каждый под сво­им утлом. Однако как бы ни различались подходы пси­хологов и социологов на своем, частно-теоретическом уровне, они сходны на философском, общетеоретиче­ском уровне, ибо и психологи, и социологи понимают сущность личности так же, как понимают ее филосо­фы. Вопрос о сущности категорий всегда решается только в рамках философии, а вот вопрос о конкретно- социальных или конкретно-психологических проявле­ниях этой сущности решается уже в рамках социаль­ных наук и отраслевых дисциплин.

Вопрос о разграничении, сущности, содержании и функции трех элементов теоретического знания пред­ставляет исключительный интерес для социолога, про­водящего эмпирическое исследование. Когда мы по­ступаем с категорией так же, как с понятием или термином, неизбежно возникают серьезные методоло­гические ошибки. К примеру, вы оперируете понятием «социальная мобильность», но при операционализации ограничиваетесь единственным признаком — переме­щением рабочих с одного предприятия на другое или продвижением человека по должностной лестнице. В таком случае вы просто подменили понятие терми­ном, а не раскрыли его содержание. В результате на эм­пирической стадии вы опросили рабочих или «карье­ристов», но теоретические выводы распространили на все группы населения, которых касается социальная мобильность. К примеру, низкая квалификация может явиться барьером на пути перемещения рабочей силы (текучести кадров), но этот фактор нельзя интерпрети­ровать как барьер на пути социальной мобилизации, поскольку он не универсален для всех видов социаль­ной мобильности.

1 Пример теоретической реконструкции понятия

Рассмотрим другой пример — государство. Что это такое — категория, понятие или термин? Прежде всего надо дать его определение. Предположим, что в качестве ведущих признаков названы общая территория, систе­ма управления, язык и законы. В таком случае понятие государства отождествится с понятием нации, в содер­жание которого входят те же признаки. Похожая исто­рия произойдет и с понятием этноса. Это означает, что исходное определение государства неверно, т. к. важ­нейшая функция определения — спецификация явле­ния, выделение его границ и отграничение от других яв­лений. Поведем наш анализ дальше и спросим: чем различаются государство и общество? Если утверждает­ся, что государство следует отнести к типу формализо­ванных, или кодифицированных систем, где все предпи­сано, ранжировано, стратифицировано, то общество, в противоположность государству, предстанет некой аморфной и некодифицированной системой. Новое определение также неверно. Более точным определени­ем будет такое: государство — это совокупность всех по­литических отношений, а общество — совокупность всех неполитических отношений. Когда мы конкретизи­руем все неполитические отношения, то оказывается, что экономика, как неполитическая сфера, должна вхо­дить в общество и не входить в государство. Тогда стано­вится понятным выражение «вмешательство государ­ства в экономику». Оно свидетельствует о том, что два разных образования (института) — экономика и госу­дарство — могут находиться между собой в отношениях взаимопроникновения и вмешательства одного в ход со­бытий другого. Поскольку экономика включается в по­нятие общества, а государство нет, то вмешательство государства в экономику следует рассматривать также и как его вмешательство в дела общества.

При одном устройстве общества — рыночно- демократическом — вмешательство государства в экономику незначительное, а при другом оно ока­жется тотальным (плановом социалистическом). На схеме обе ситуации выражены достаточно четко.

Рис. 5. Степень вмешательства государства в экономику в рыночной демократии (А) и плановом социализме (Б)

 

Что мы получили благодаря четко проведенному теоретическому анализу. Во-первых, становится ясно, что вмешательство государства в экономику надо рас­сматривать как посягательство на автономию всего общества, во-вторых, поскольку экономика не вклю­чается в понятие государства, между ними, как между двумя чужеродными элементами, вполне вероятны от­ношения одностороннего доминирования.

Продолжим теоретический анализ далее. Совер­шенно определенно, что государство входит в политиче­скую надстройку общества. Но всю ли надстройку оно занимает? Политические партии включаются в состав надстройки. Но включены ли они в состав государства?

Рис. 6. Соотношение объемов понятий «политическая надстройка» и «государство»

 

Если это правящая партия, то она, несомненно, включе­на в нее, а если это оппозиционная партия, то, конечно же, нет. Стало быть, государство занимает лишь часть политической надстройки и его нельзя, как мы делали это в самом начале, сводить к совокупности всех полити­ческих отношений. Изобразим новое понимание госу­дарства схематически.

В итоге мы приходим к следующему выводу: госу­дарство есть часть политической надстройки, которая возвышается над обществом как над своим базисом.

В общих чертах определив понятие «государство», мы должны ответить на вопрос: относится ли оно к чис­лу социологических понятий? И является ли оно катего­рией? Для того чтобы ответить на него, надо попытаться вписать его в список известных категорий: личность, общество, культура и т. п., которые не вызывают сомне­ний насчет своей принадлежности к категориальному ряду. Их неотъемлемым свойством является принадлеж­ность к философским категориям.

Точная квалификация используемых в социологии выражений на категории, понятия и термины весьма за­труднительна, поскольку различия между ними не име­ют четкой демаркации. К примеру, доход может высту­пать и в роли понятия, и в роли термина. Если доход определяется как количество денег, поступающих в еди­ницу времени (за месяц, год), то это термин. Можно на­звать реальную сумму денег, составляющих доход семьи или индивида в месяц, скажем, 234 долл. Вместе с тем термин «доход» так прочно вплетен в широкий социаль­ный контекст, что уже выходит за узкие рамки термина. Он превращается в весомое социологическое понятие. Мы говорим о нем в связи с социальной стратификаци­ей, бюджетами времени, бедностью и неравенством, уровнем и качеством жизни и т. п. Доход стоит на полпу­ти между термином и понятием. Но безусловно он отно­сится к числу социологических переменных.

| Концептуализация, конкретизация

и операционализация_______________________

Если категории, понятия и термины образуют то, что можно именовать строительным материалом, из которого создается структура ТМПИ, то концептуали- 307

зация, конкретизация и операционализация могут называться процессом самого строительства, сред­ством создания теоретической модели.

Построение ТМПИ происходит во многом при по­мощи такой операции, как концептуализация. Концеп­туализация — наделение или определение теоретиче­ского смысла слов и превращение их тем самым в понятия. Так, «автомобиль» можно теоретически обоб­щить в «транспортное средство». Экономист превратит его в «потребительский товар», психолог — в «фигуру отца», социолог — «статусный символ». Таким обра­зом, концептуализация — это подведение частного под общее, но в рамках и средствами конкретной науки.

Концептуализировать — означает нагрузить ис­ходное понятие такими теоретическими признаками, каждый из которых принадлежит к другой теории или другой дисциплине, и увязать их в логическую систему. Вписывание, если так можно выразиться, в чужую тео­рию называется концептуализацией. В чем ее суть? Свои теоретические догадки и пару-тройку теоретиче­ских конструктов мы хорошенечко прописали, обосно­вали, доказали при помощи обращения к общепризнан­ным научным теориям. Подчеркивая: не просто сослались на них, а хорошенько прописали свои догадки через призму большой теории.

Для того чтобы помочь теории спуститься до того уровня, с которого начинается построение инструмента, скажем анкеты, мы должны разбить всю совокупность теоретических утверждений, которая описывает ТМПИ, на две группы: конкретизация и операционализация.

Перевод категорий в понятия мы будем называть конкретизацией (эмпирической интерпретацией, кон­цептуализацией), а перевод понятий в термины либо наделение терминов эмпирическими признаками — операционализацией. Она подразумевает процесс сближения частных понятий с инструментальными терминами при условии, что дальше они не распадают­ся на более конкретные единицы. В общем случае опе­рационализацией в науке называется сведение целого к частям, из которых оно состоит.

Целое чаще всего представляет очень сложное, теоретически сконструированное образование, кото- 308 рое непосредственно наблюдать практически невоз­можно. Никто никогда не видел вселенной, даже в сверхмощный телескоп. Астрономы способны видеть лишь ее отдельные фрагменты, скажем, Млечный путь, а затем уже из них теоретически конструировать явление в целом. Никто никогда не видел капитализм, но с его конкретными проявлениями мы сталкиваемся каждый день.

Однако в практике социологу попадаются неслож­ные переменные, или понятия, например «электораль­ная установка», которую можно перевести всего в один анкетный вопрос «За кого Вы собираетесь голосовать?» и тем самым операционализировать ее.

Когда мы имеем дело с операционализацией, то первый и основной вопрос, который встает перед каж­дым из нас, выражается так: те ли части мы признаем за критерии целого? Может быть наблюдаемые нами эле­менты свидетельствуют о другом явлении? В 1990-е гг., когда Россия развернулась полным ходом от социализма к капитализму, мы столкнулись с такими дикими прояв­лениями нового строя, что задумались: а капитализм ли это вообще? Рост преступности, криминальный бизнес, мошенничество, коррупция, падение материального уровня жизни, рост смертности и т. д. служили эмпири­чески наблюдаемыми признаками чего-то, что объеди­няло их в одно целое. Но чего именно? На цивилизован­ный капитализм, который существовал в этот момент на Западе и к которому стремились наши демократы, такие признаки явно не походили. Тогда что это такое?


Ученые предлагали разные наименования: дикий капитализм, нецивилизованный рынок, советский ка­питализм, капитализм с российской спецификой, пе­риод первоначального накопления, капитализм в от­сталой стране и др. Но не выбрали ни одного. Почему так труден выбор подходящего наименования? А пото­му что за словом скрывается социальная реальность. Прежде чем применить к реальности 1990-х гг. понятие «советский капитализм», надо прежде описать его тео­ретически. Иными словами, установить сущность явле­ния, его структуру, законы функционирования, формы проявления. И если окажется, что под них подходят те самые эмпирические признаки, которые мы с вами на­блюдаем в быту, ученые вправе соединить то и другое в одно целое — теоретическое понятие и его эмпириче­ские признаки. Но просто так изобретать названия в науке нельзя.

При построении теоретической модели исследова­ния инвестиционного поведения мы выделяем пять главных элементов: субъект, средства, мотивы, объект, результат. Они чрезмерно абстрактны. Непонятно, о каких именно субъектах, т. е. категориях населения, идет здесь речь. В инвестиционном поведении субъек­тами действия выступают одни группы населения, а в девиантном или театральном совсем другие. Уточнение того, какие именно категории населения входят в со­став субъекта в инвестиционном исследовании, и пред­ставляет конкретизацию. Затем мы конкретизируем оставшиеся четыре элемента теоретической модели предмета исследования.

После того как все пять элементов приведены к одному уровню конкретности, мы приступаем к следу­ющему шагу — операционализации. Так, в инвестици­онном поведении у нас участвовали бедные, средние и богатые слои населения. Но что такое богатые? Каким должен быть семейный или индивидуальный доход, чтобы человека причислили к классу богатых — 2, 20 или 200 тыс. долларов? В операционализации социолог устанавливает количественные контуры изучаемых яв­лений, выраженные в цифрах или наблюдаемых при­знаках. Мы говорим: высоким считается человек, име­ющий рост свыше 180 см. Здесь заведены совершенно конкретные признаки. Их можно наблюдать и изме­рять. Как только социолог довел свои рассуждения именно до такого — самого низкого уровня — конкрет­ности, можно говорить, что он прошел этап операцио­нализации. Слово «операционализация» подразумева­ет, что с тем или иным явлением или вещью вы способны совершать операции измерения. Подошли к мужчине с метром, измерили рост и заключили: это высокий чело­век, поскольку его рост составляет 193 см.

На рисунке отмечены две особенности построе­ния ТМПИ. Первая свидетельствует об обязатель­ности прохождения двух этапов построения: кон­кретизации и операционализации. Вторая фиксирует количество полученных на каждом этапе элементов в составе теории. Наиболее абстрактных элементов в теории всегда меньше, чем конкретных понятий, и


Уровень абстрагирования


 

 


}
Общие понятия Частные понятия

Конкретизация


 

 


Эмпирические признаки, цифры


 

Социологическая теория спускается до эмпирии при помощи двух процедур: конкретизации и операционализации. Выяснилось, что чем более конкретным является элемент теории, тем их больше в ней.

Рис. 7

еще меньше, чем эмпирически фиксируемых при­знаков, описываемых терминами.

Действительно, в нашем случае всего пять аб­страктных понятий (субъект, мотивы, средства, объ­ект, результат). Зато в несколько раз больше конкрет­ных понятий, на которые распадаются абстрактные категории. Субъект инвестиционного поведения вклю­чал бедные, средние и зажиточные слои. На совокуп­ности более конкретных понятий распадались также оставшиеся четыре категории. В свою очередь, каж­дое конкретное понятие включало по несколько эм­пирических признаков. Например, к богатым следо­вало относить людей с семейным доходом свыше 200 тыс. долл. в год, обладающих собственностью и имеющих иностранные счета.

Операционализация

Каждому эмпирическому признаку следует по­ставить в соответствие хотя бы по одному вопросу ан­кеты. Так, в ней должен быть вопрос о размерах до­хода, вопрос о владении собственностью, вопрос об иностранном счете. Если какие-либо эмпирические признаки можно обнаружить не через анкетный опрос, а на основе юридической документации или статистической информации, то его не надо перево­дить в термины анкетного вопроса. Он выводится са­мостоятельной строкой в статистическом документе.

Эмпирические признаки указывают на то, к ка­ким методам сбора информации надо прибегнуть со­циологу. К примеру, как определить деньги у бога­тых: спросить респондента прямо, получить доступ к банковскому счету, опросить соседей или конкурен­тов? А как узнать о результатах инвестиционного по­ведения? Скажет ли пенсионер или инженер о том, что он положил деньги в банк, надеясь на «халявные» проценты, и прогорел? Другая подсказка для выбора методов исследования — структура субъекта соци­ального действия. Как только вы установили, что в нее входят бедные, средние и богатые слои, вы опре­делились с генеральной совокупностью, из которой выводите выборочную совокупность. Во всяком слу­чае, вам стало ясно, кого именно опрашивать. Неиз­вестно только где именно — на дому или в банке?

В заключение поговорим об истории вопроса. Понятие операционального определения первым предложил в своей книге «Логика современной фи­зики» (1927) Перси У. Бриджмен. Страстным побор­ником операционализации в социологии выступил Джорж А. Ландберг в книге «Основания социологии» (1939). Он полагал, что измерение является способом определения вещей. Бриджмен считал, что понятие должно быть определено не через свойства объекта, а через операции, производимые с ним учеными. Правда, здесь возникает известная трудность: как быть в том случае, когда один объект можно изме­рить несколькими разными способами, методами и операциями (в социологии — разными шкалами)? Бриджмен утверждал, что в таком случае ученый по­лучает разные понятия. Или: меняя операцию, мы в сущности меняем само понятие.

Наиболее острые и плодотворные дискуссии в американской литературе по поводу проблемы опера­ционализации проходили в 1930 —40-е гг. Они позво­лили поставить ряд важных вопросов, связанный с процессом измерения и его влиянием на научную тео­рию. В частности, резкой критике были подвержены любые попытки построения теории, лишенной прове­ряемых гипотез и операционализированных понятий[106].

Именно с этого момента начинается эра эмпириче­ской социологии как фундаментальной дисциплины, ориентированной на строгие каноны научного мето­да. Ключевым требованием этого метода выступает построение программы исследования, о которой гово­рилось в настоящей главе.

Пример конкретизации и операционализации. Семью можно отнести к общим понятиям социоло­гии (категориям), поскольку она представляет собой не единичное явление, локализованное в простран­стве и во времени (семья И.Т. Петровых), не только малую социальную группу в ряду других групп (банд­формирований, трудовых бригад, спортивных ко­манд и др.), но также фундаментальный институт об­щества, одну из самых важных и сложных форм социальной организации. Семья — не только первич­ная ячейка современного общества, но генетическая клеточка человеческого общества как такового, кото­рая прошла длительную историческую эволюцию одновременно с эволюцией общества. Количество значений этой категории не является исчислимым (конечным) множеством. Все время открываются но­вые значения и грани этого философского и социаль­ного явления. А это значит, что семья обладает всеми признаками категории (общенаучного понятия), не­жели понятия (частнонаучного понятия).

Социологов никогда не устраивала семья в каче­стве философско-социологической категории — слиш­ком расплывчатой и многозначной она казалась. Они придали ей новое, конкретно-социологическое значе­ние, но сохранили старое название. В социологии се­мья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой от­ветственностью. Но теперь семья перестала устраи­вать экономистов и они внесли свою специфику. В экономике семья — это группа лиц, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих совместное хозяй­ство и находящихся в отношениях родства, брака или опекунства. После чего с экономистами и социологами не согласились этнографы, которые подчеркивали та­кой важный момент, как преемственность поколений. Под семьей, существующей в течение длительного про- 313





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 480 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2230 - | 2116 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.