Политическая коммуникация
Процессы политической социализации, артикуляции, аккумуляции интересов и внедрения их в структуру политической системы протекают благодаря бесчисленным актам передачи информации между отдельными индивидами, группами людей и организациями.
Коммуникация в широком смысле слова - все виды деятельности, связанные с использованием знаков и символов. Массовая коммуникация, по мнению социолога Е.В. Руденского[217], есть процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.
Понятия “массовая коммуникация”, “массовая информация” вошли в язык в XX в. Связано это, во-первых, с осмыслением социологами особенностей поведения в рамках такого специфического вида социальной общности, как “масса”, “толпа”, “публика”, и, во-вторых, с техногенным фактором: передачи принципиально новых средств передачи информации.
Л. Пай называл коммуникацию «паутиной человеческого общества», создающей основу для организованного установления в обществе властных взаимоотношений. К коммуникации относят институты средств массовой информации – пресса, радио, телевидение, народное искусство и т. п. Нам ближе позиция Ю.С. Колесникова, который различает средства массовой информации, средства массового воздействия и технические средства. Все это средства, обеспечивающие коммуникацию. К СМИ он относит прессе, т.е. массовые периодические печатные издания, телевидение, радио, Интернет. Средства массового воздействия включают кино, театр, цирк, все зрелищные представления и т. д., т. е. те, которые отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории. Технические средства коммуникации (телефон, телеграф, телетайп и т. п. не имеют массового охвата населения, и передаваемая информация чаще всего носит сугубо личный или групповой характер).
Массовая информация, как информационная функциональная структура, выполняет ряд функций:
· дает знание реальных объектов как природных, так и социальных;
· формирует ценностные ориентации;
· формирует общественное мнение относительно разного рода явлений и событий;
· информирует о государственной политике и политике политических партий;
· информирует о конкретном состоянии функциональных структур;
· ориентирует на определенное поведение.
Коммуникация имеет свои законы, использование которых может усилить ее эффективность.
Р. Якобсон, П. Лазерсфельд, Г. Лассвелл утверждают, что в процессе коммуникации необходимо учитывать следующие факторы:
· источник информации всегда связан с наличием феномена комментатора (К), т.е. важно как подается информация и кем она подается;
· информация прокомментированная является уже сообщением, имеющим ценностные акценты;
· особо значимым является контекст сообщения;
· между источником информации и коммуникатором, с одной стороны, и сообщением и аудиторией, с дугой стороны коммуникации, существуют так называемые “помехи”, “шумы”.
(Коммуникатор может привнести в сообщение даже непроизвольно (за счет мимики и т.п.) совершенно неожиданную окраску передаваемой информации. Слушатель может интерпретировать получаемое сообщение, несмотря на все усилия коммуникатора, по - своему, так как мог по разным причинам прослушать часть сообщения, имеющую важное для коммуникатора значение с точки зрения ценностных акцентов);
· Необходимо учитывать наличие референтных групп и напряженность коммуникационного процесса. Часть аудитории воспринимает сообщения напрямую, другие косвенно, третьи - совсем выпадают из этого процесса.
Референтные группы могут корректировать восприятие передаваемого сообщения прямо или косвенно в зависимости от того, находится слушатель в это время наедине с коммуникатором или воспринимает сообщение в группе.
Политическая коммуникация – это, по Д. Грэберу, «составление, передача, получение и обработка сообщений, которые вероятно имеют значительное воздействие на ход политики», т.е. структурирует политическую деятельность и придает ей новое значение. Р.Ж. Шварценберг уточняет, что процесс передачи политической информации происходит от одной части политической системы к другой, а также между политической системой и социальной системой. «Идет непрерывный процесс обмена информацией между индивидами и группами на всех уровнях»[218]. Американский политолог Л. Пай подчеркивает, что «политическая коммуникация подразумевает не одностороннюю направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику. Политическая жизнь в любом обществе невозможна без устоявшихся методов политической коммуникации»[219].
Политическая коммуникация выступает своеобразным социально-информационным полем политики.
Началом изучения явлений политической коммуникации в развитых странах можно считать исследования пропаганды в период первой мировой войны. Фундаментальные работы в этой области появились в конце 40-х гг. ХХ века. В 1948 году Г. Лассуэлл предложил коммуникационную формулу (модель коммуникационного процесса), включающую пять элементов:
КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор
ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)
КАК? (осуществляется передача) – Канал
КОМУ? (направлено сообщение) – Реципиент (аудитория)
С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Обратная связь (эффективность)
«Теория пули» Лассуэлла стала официальной основой пропаганды. Согласно этой теории, коммуникация подобна магической пуле, перед которой зритель беззащитен, как мишень; эта «пуля», летящая от мозга одного человека к мозгу другого, автоматически «зажигает» реципиента «как электрическую лампочку» и трансформирует его идеи, чувства, знания или мотивацию.
Франкфуртская школа (Адорно - Хоркхаймер) указывает на ведущую роль средств массовой коммуникации в поддержке или дестабилизации существующего социального и политического порядка. Так, например, партийная пресса конца XIX – начала ХХ вв. послужила важным элементом социальных изменений в России.
Исследователи выделяют три основных способа коммуникации: общественно-политические институты; средства массовой информации; неформальные контакты. В системе политико-коммуникативных процессов важную роль играет электоральная коммуникация.
К политическим коммуникациям, основанным на написанном или произносимом слове относят также те, в основе которых лежит иная символика и знаковость, посредством которой передается смысл. Например, такие символические акты, как сожжение повестки о призыве в армию, участие или неучастие в выборах, манипуляция с национальной символикой (политические хеппенинги) – сожжение или демонстрация национальных флагов, разрисовка теми или иными противоборствующими символами неугодных святынь и т.п.
Различают два вида политических коммуникаций: «горизонтальный» и «вертикальный». Если в первом случае речь идет о коммуникациях между относительно рядоположенными институциональными компонентами или социальными акторами (между разными элитными группировками или взаимодействующими в массовых акциях рядовыми гражданами), то второй вариант предполагает отношения между различными иерархическими уровнями макрополитической структуры, как, например, это происходит в случае требований различных групп электората к правительству путем деклараций политических партий по поводу корректировки линии социальной политики. Функцию политической коммуникации выполняют современные средства массовой коммуникации (СМИ): пресса, радио, телевидение, компьютерная сеть и традиционные каналы передачи политической и другой социальной информации: различного рода личные контакты между людьми в первичных социальных группах – семью, трудовой коллектив, родственные группы, церковные или сельские общины и т.п.
Посредством коммуникации передается три основных типа политических сообщений: побудительные (приказ, убеждение); собственно информационные (реальные или вымышленные сведения); фактические (сведения, связанные с установлением и поддержанием контакта между субъектами политики).
Д. Макквейл выделил следующие функции средств массовой коммуникации, имеющие политически релевантный характер:
1. Информационная: информирование о событиях и существующих условиях в стране и мире; обозначение существующих отношений власти;
2. Корреляционная: объяснение и интерпретация информационных событий; обеспечение поддержки существующим властям и господствующим номам; социализация; координация усилий отдельных субъектов; достижение консенсуса; фиксация социальных статусов и приоритетов;
3. Континуитивная: трансляция доминирующей культуры; поддержание общности социальных ценностей;
4. Развлекательная: обеспечения средств расслабления; смягчение социальной напряженности;
5. Мобилизационная: проведение кампаний в поддержку тех или иных действий в области политики, экономики, труда и т.п.[220]
Анализ функций политической коммуникации позволяет сделать вывод о том, что «политическая коммуникация выступает как специфический вид политических отношений, посредством которого доминирующие в политике субъекты регулируют производство и распространение общественно-политических идей своего времени»[221].
Г. Алмонд предлагает учитывать следующие факторы при оценке систем политической коммуникации в разных обществах:
1. Однородность политической информации, т.е. наличие возможности сопоставлять все частные потоки информации в контексте открытого, понятного всем инструментального языка политики.
2. Мобильность информации. Этот фактор связан с проблемой понимания общенационального языка политики.
3. Объем информации.
4. Однородность политической информации, т.е. наличие возможности сопоставлять все частные потоки информации в контексте открытого, понятного всем инструментального языка политики.
5. Мобильность информации. Этот фактор связан с проблемой понимания общенационального языка политики.
6. Объем информации.
7. Направление потоков информации. В современных системах потоки «сверху – вниз» и наоборот примерно одинаковы по интенсивности.
Особое место среди средств политической коммуникации занимают неформальные средства информации. К ним можно отнести молву, слухи, сплетни, анекдоты, а также граффити. Эти источники влияют, прежде всего, на формирование негативной оценки деятельности политических лидеров и политических институтов. По мнению Б. Грушина, в основе молвы, сплетни, слуха лежит «большая или меньшая доля вымысла, домысла: сознательного, намеренного или несознательного, случайного – это безразлично. Такой вымысел присутствует уже в момент зарождения слуха, т.к. лицо, первым сообщившее сведение, порождающее слух, никогда не располагает всей полнотой точных, точно проверенных фактов относительно объекта суждения»[222]. В дальнейшем, по мере передачи сведений от одного лица к другому элементы вымысла усиливаются.
Необходимо помнить, что эмоциональная окраска, которая придается информации с помощью неформальных средств политической коммуникации, делает ее более привлекательной, способствует ее быстрому и глубокому запоминанию, упрощает ее восприятие и доступность для всех социальных групп.