Вплоть до ХIХ столетия в политической мысли господствовали представления Т. Гоббса о том, что деятельность любого рода общественных ассоциаций возможна только в рамках государства. Этому соответствовала и политическая практика - общественные движения и организации воспринимались как незаконные и нарушающие социальный порядок.
Формирование новых представлений о месте рядового человека в политике, расширение корпуса гражданских и политических прав привели к пересмотру взглядов на взаимоотношения государства и общества, а также на роль в этом различных групп интересов граждан. Американский политолог А. Бентли впервые стал рассматривать политическую жизнь как взаимодействие различного рода общественных групп, основанных на общем политическом интересе и существующих параллельно с государственными структурами. Таким образом, группу интересов можно определить как негосударственный социально-политический институт, обладающий общностью целей, организационной структурой и ведущий совместную политическую деятельность. Роль негосударственных объединений чрезвычайно велика – они организуют и представляют общественно-политический интерес, являясь, таким образом, связующим звеном между государством и гражданским обществом.
Группы интересов расширяют социальное пространство современной политики и образуют систему социального представительства, посредством которой граждане вовлекаются в процесс принятия политических решений. В современной общественно-политической практике присутствуют две формы подобного представительства – плюралистическое и корпоративное, критерием выделения которых является официальная и публичная борьба за контроль над государственной властью. Если плюралистический вариант основан на институте выборов и деятельности политических партий, то корпоративное представительство предполагает теневое и косвенное воздействие на властные структуры различных заинтересованных групп или групп давления.
Группа давления – общественное объединение, которое активно добивается удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры политической власти. В качестве групп давления могут выступать профсоюзы, организации предпринимателей, религиозные группировки, молодежные движения, советы ветеранов, феминистские организации и т.п. Следует отметить, что деятельность по оказанию давления на структуры политической власти не является для данных групп обязательной, неизбежной. Группа давления, например, профсоюз, может оставаться группой интересов и заниматься решением своих внутренних проблем.
Одной из наиболее распространенных форм воздействия групп давления является лоббизм – система организационного оформления, выражения и представительства разнообразных групповых интересов; форма влияния групп давления на управленческие решения государственных органов с целью удовлетворения интересов определенных социальных структур.
Лоббизм – нормальное и необходимое явление в политической жизни, выступающее в качестве института демократического процесса. Явление лоббизма естественно и закономерно и особенно распространено в условиях развитых демократических режимов, чему способствует высокая степень социальной стратификации и, соответственно, многообразие интересов, а также широкие возможности для политического участия граждан.
Лоббизм выступает в качестве инструмента самоорганизации гражданского общества и защищает интересы граждан в условиях рыночной системы, когда государство зачастую устраняется от выполнения данной функции. Кроме того, лоббистские группировки являются посредниками между законодательной и исполнительной ветвями власти, выполняя задачи аргументации, подготовки и принятия политических решений.
В то же время, невозможность власти равномерно удовлетворить интересы всех социальных групп, часто приводит к тому, что лоббизм выступает в качестве механизма неправового воздействия на государственные органы и превращает демократические институты, в частности, парламент, в инструменты отдельных групп давления. Лоббизм чрезвычайно способствует развитию клановости различного рода, а в более тяжелых случаях может приобретать такие формы социального паразитизма, как взяточничество и коррупция, а также использовать насилие. Подобного рода недостатки лоббизма настолько серьезны, что государство стремится поставить процесс воздействия групп давления под контроль – в ряде стран лоббизм законодательно регулируется. В 2003 г. фракция СПС в Государственной думе подготовила проект закона о лоббизме, согласно которому представители профессиональных сообществ получали бы право присутствовать на заседании думских комитетов, в которых обсуждались вопросы, затрагивающие их интересы.
Группы давления исключительно многообразны, как многообразны и социально-политические интересы. Условно их можно поделить на многоцелевые, решающие одновременно несколько задач (молодежные движения) и одноцелевые, направленные на достижение конкретной цели (профсоюзы). В зависимости от характера осуществляемого давления, французский политолог М. Дюверже выделял частичные и исключительные группы давления. Если первые занимаются защитой социально-групповых интересов помимо своей основной деятельности, то для вторых именно согласование и выражение интереса каких-либо групп является целью организации и существования (профсоюз, парламентское лобби).
Наиболее распространенная и обширная классификация условно подразделяет группы давления по характеру происхождения и специфике организации на три типа:
- институционализированные - формальные организации (партия, церковь, армия, административные органы);
- «группы по обычаю», основанные на патерналистских и общинных традициях, часто – на кровнородственных связях. Это землячества, национальные и конфессиональные общины, кланы различного рода. Подобные группы в политической науке именуются клиентелами. Клиентела – объединение, построенное на личностных, автономно-вертикальных, договорных отношениях. Современные политические системы пронизаны явлениями такого порядка, но в различной степени и в различных формах. Клиентелизм весьма характерен для политической культуры восточного типа и ярко проявляется в российской политической практике;
- ассоциативные группы возникают добровольно и специализируются исключительно на выражении и согласовании интересов определенных социальных групп. Это общественно-политические объединения различного толка, действующие в современных развитых странах.
Общественно-политическое объединение – совокупность граждан, добровольно объединившихся на основании общности интересов для совместной реализации своих прав.
В современной политической практике выделяются две формы объединений: общественно-политические организации и общественно-политические движения. Разница между ними относительна, т.к. любая организация может выступать и в качестве движения. Общими их чертами являются добровольность, массовость и ориентация на достижение конкретных целей. Социальная база общественно-политических объединений достаточно широка и аморфна; ее могут составлять представители различных социальных, региональных, идеологических, этнических и других групп. Структура данных объединений, как правило, четко не оформлена и достаточно размыта, формальная внутренняя иерархия отсутствует, что особенно характерно для общественно-политических движений.
Общественно-политические организации представляют собой достаточно стабильные социальные образования, имеющие управленческий аппарат, устав и постоянное членство (часто с уплатой денежного взноса). Движения же, как правило, отличаются непостоянным числом участников и недолговременностью существования, у них отсутствует устав и единая, согласованная программа. Эти факторы являются привлекательными для граждан, не желающих ограничивать себя уставными, организационными нормами, а также для тех, чьи общественно-политические интересы еще недостаточно оформились или носят спонтанный характер. В такого рода объединения часто входят граждане, не удовлетворенные деятельностью государственных и партийных структур и не имеющие возможности цивилизованного диалога с властью. Общественные объединения помогают гражданам сделать шаг от социальной к политической активности, их наличие и степень активности являются безусловным показателем зрелости гражданского общества. В Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на объединение для защиты своих интересов; гарантируется свобода деятельности общественных объединений (ст.30, п.1) и их равенство перед законом (ст.13, п.4).
Общественно-политические объединения отличаются крайним многообразием. Они могут быть классифицированы по различным основаниям: в зависимости от идеологической основы (либерально-демократические, социалистические и др.); по социальному составу (женские, молодежные и др.); по способу организации (клубы, ассоциации, объединения, союзы, фронты); по методам и способу деятельности (легальные, нелегальные, формальные, неформальные).
На современном этапе роль традиционных общественных объединений (профессиональных, женских, молодежных, ветеранских и др.) значительно снизилась. Большинство из них превратились в формальные бюрократические организации, не способные достигать заявленных целей и адекватно реагировать на проблемы современной действительности – загрязнение окружающей среды, терроризм, региональные конфликты, отчуждение и одиночество человека в постиндустриальном обществе и др. Повышение качества жизни в странах Запада, в т.ч. расширение сети коммуникаций, облегчающее общение между людьми, обусловили расширение политического участия, стремление граждан решать собственные проблемы напрямую, а не только через систему представительства. Все эти факторы привели к формированию т.н. «новых социальных движений», которые стали появляться на Западе с 70-х гг. ХХ в.
Новые социальные движения (НСД) – альтернативные общественные движения, которые противопоставляют подходам традиционных организаций (государству, политическим партиям, профсоюзам и др.) свои решения глобальных и местных проблем. Несмотря на разнородность решаемых проблем, НСД объединяет общность социальной базы (в основном, средние слои и молодежь), идеологический плюрализм и отрицание традиционных форм организации и деятельности. Основами организации НСД являются:
- принципы «базисной демократии»;
- постоянная ротация руководства;
- «надпартийность» - отказ от структурирования по партийному типу, что, в частности, находит свое выражение в возможности смены руководства любого уровня в любое время. Например, фракция «зеленых» в бундестаге ФРГ каждые два года полностью обновляется. Кроме того, в организациях «зеленых» действует т.н. императивный мандат, означающий, что руководство обязано выполнять требования рядовых членов. Формы и методы деятельности НСД опираются, прежде всего, на принцип ненасилия и инициативу самих граждан, что способствует развитию в обществе атмосферы социального поиска.
Наиболее организованной и динамичной частью НСД являются экологические движения (т.н. «зеленые»), имеющие собственные организации во многих странах, а также единую фракцию в Европарламенте. Менее организованы движения «Гражданские инициативы», что объясняется разнообразием решаемых ими проблем: борьба с бедностью, помощь странам «третьего мира», ограничение роста вооружений и т.д. Примечательной разновидностью НСД являются т.н. коммунитарные движения, которые отстаивают право человека на собственный стиль и образ жизни. На волне антиглобализма увеличилось число общественно-политических движений, цель которых – сохранение культурного своеобразия своего региона.
Группы интересов, оформляя требования граждан и доводя их до сведения властных структур, включают население в политический процесс как равноправных субъектов политики. В то же время, группы интересов обеспечивают мобилизацию населения для исполнения правительственных программ; участвуют в подборе экспертов и специалистов на административные должности; способны влиять на законодательный процесс, разрабатывая законопроекты. Таким образом, можно утверждать, что группы интересов любого рода служат связующим звеном между обществом и властными структурами, механизмом реализации политического участия различных категорий населения. Кроме того, общественные организации и движения образуют ту социально-политическую среду, в которой существуют и действуют политические партии.