Поскольку борьба за власть является одним из сущностных признаков политической партии, возникает потребность в механизме цивилизованного прихода партий к власти и участия в ней, что обеспечивается институтом многопартийности. Его возникновение детерминировано, прежде всего, многообразием интересов различных социальных групп, неоднородным национальным и конфессиональным составом населения, идеологическим плюрализмом и т.д. При этом существование нескольких партий имеет смысл только в рамках правового государства, в противном случае, для данной политической системы будет характерен монопартизм или система партии-гегемона. Таким образом, партийная система и тип политического режима взаимовлияют друг на друга. Кроме того, тот или иной тип многопартийности определяется как количеством политических партий, так и рядом качественных характеристик: социально-политическими и правовыми условиями их деятельности, в том числе реальными возможностями доступа партий к власти; спецификой устройства политических партий; условиями коалиционной политики; типом электоральной системы.
Под партийной системой, таким образом, понимается способ взаимодействия политических партий, ведущих борьбу за власть. Она состоит из совокупности самостоятельных, но взаимозависимых партий, действующих в данной стране.
Партийные системы традиционно различаются в зависимости от количества партий, участвующих в борьбе за власть. Наиболее распространенная типологии, построенная на основании данного критерия, выделяет однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.
Однопартийная система характеризуется исключительным правом одной партии на фактическое осуществление политической власти.
Двухпартийная система построена на конкуренции двух сильных партий, каждая из которых способна к принятию власти и самостоятельному ее осуществлению. Следует отметить, что двухпартийность нельзя трактовать как наличие в данной стране только двух партий. Партий гораздо больше, но на выборах они способны набрать небольшое количество голосов.
Многопартийная система характеризуется тем, что ни одна из партий, как правило, не способна завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей, поэтому неизбежно создается правящая коалиция.
Данная типология может быть сопоставлена с классификацией партийных систем на конкурентные и неконкурентные, в зависимости от характера межпартийных отношений. Очевидно, что к конкурентным системам можно отнести двух- и многопартийную, а однопартийная демонстрирует все признаки неконкурентной.
Многообразие партийных систем не исчерпывается предложенными вариантами типологии. Условия конкретных стран порождают множество модификаций в рамках вышеперечисленных образцов. Дж. Сартори предложил базовую классификацию партийных систем на основе вектора движения от монополии на власть к политическому плюрализму:
Однопартийная (неконкурентная) система или монопартизм основана на монополизации единственной партией всей политической власти в стране. Партия в данной системе исключительно многофункциональна и фактически сращивается с государственным аппаратом. Монопартизм подразделяется на идеологический (СССР, Куба) и президенциалистский (африканские страны). При тоталитарных режимах однопартийность логически вытекает из специфики утопической идеологии, не терпящей конкуренции, а в развивающихся странах связана с традициями вождистского правления.
Системы партии-гегемона являются фактически однопартийными, хотя создание в них других партий не запрещено законом. Данная система была характерна для стран т.н. «социалистического лагеря» - ГДР, Болгарии и др. Формальное наличие в них партий-сателлитов фактически не ограничивало власти коммунистических партий.
Системы доминирующей партии. Эту разновидность многопартийности впервые выделил М. Дюверже, отметивший, что доминирующей может считаться партия, стабильно набирающая 30-40% голосов на общенациональных выборах. Возникновение системы доминации в той или иной стране имеет определенные социальные, политико-культурные и институциональные предпосылки. Как правило, доминирующая партия опирается на стабильный средний класс (Социал-демократические партии в Швеции, Дании, Норвегии), а в сознании общества воспринимается как главная движущая сила выхода из кризиса, национального возрождения и т.п. Таковы Либерально-демократическая партия Японии, Индийский Национальный Конгресс, Демо-Христианская партия Италии.
Кроме того, доминации способствует наличие сильной президентской власти, которая не заинтересована во фрагментировании политических сил в парламенте. Президенциализму необходимо устойчивое парламентское большинство, которое представлено т.н. «партией власти». Тенденции формирования подобной партийной системы характерны для современной России, где в качестве «партии власти» выступает «Единая Россия», созданная в 2001 г. на базе трех крупных политических сил – движений «Единство», «Отечество» и «Вся Россия».
Доминирующую партию, имеющую относительное большинство мест в парламенте, следует отличать от мажоритарной, стабильно получающую абсолютное большинство мандатов. Именно на наличии и деятельности мажоритарных партий основана двухпартийная система.[204]
Двухпартийная система (бипартизм) наиболее ярко представлена в англосаксонских странах. Ее истоки находятся в социально-политическом расколе общества на сторонников парламента и защитников монархии в Великобритании, на федералистов и республиканцев в США. Именно в эпоху буржуазных революций в этих странах сформировались основы бипартизма, который в настоящее время представлен Демократической и Республиканской партиями США, консерваторами и лейбористами в Великобритании.
Специфика функционирования данной системы состоит в отсутствии жесткой привязки партий к определенным социальным категориям. Партии чередуются у власти, обеспечивая, таким образом, наиболее полное представительство интересов граждан. К несомненным достоинствам бипартизма относится наличие устойчивого парламентского большинства и стабильность правительства. При этом партийная принадлежность главы государства зависит от «жесткого» или «мягкого» варианта двухпартийности. «Жесткий» бипартизм (Великобритания, ФРГ) предусматривает, что партия, победившая на выборах, формирует парламентское большинство и выдвигает премьер-министра – фактического главу государства. «Мягкий» вариант, представленный в США, допускает парламентское большинство оппозиционной партии, что является частью системы «сдержек и противовесов». По условиям этой же системы, обе ведущие партии США принципиально «мягкие», что обеспечивает нормальную работу института президентства.
Приоритет двух ведущих мажоритарных партий благоприятствует эффективному управлению государством, но, с другой стороны, имеет целый ряд недостатков. Они связаны с фактическим отсутствием политического центра и удалением с политической арены малых партий и организаций, играющих роль принципиальной оппозиции.
В определенной степени эти недостатки преодолеваются в рамках несовершенного бипартизма (2,5 - партийной системы), существующего в ФРГ. Его специфика состоит в том, что помимо двух крупных партий – ХДС и СДПГ, значительную роль в предвыборной борьбе играет Либеральная партия, которая набирает достаточное количество голосов для того, чтобы претендовать на участие во власти. Бипартизм в данном случае представляет собой сосуществование правящей партии и противостоящей ей коалиции двух других партий и, соответственно, коалиционный характер правительства. Благодаря функциональности данной системы, состоящей из разумного количества партий в парламенте и нескольких доминирующих партий, немецкий вариант двухпартийности именуют «рациональным парламентаризмом».
Партийные системы, в рамках которых ни одна партия не может претендовать на превосходство над другими, М. Дюверже определил как «интегральную многопартийность» (мультипартизм). Ее практикуют в различном объеме большинство западных стран, за исключением англоязычных. Согласно классификации Дж. Сартори мультипартизм подразделяется на три разновидности:
- системы умеренного плюрализма, включающие от трех до пяти партий (характерны для Франции и Бельгии);
- системы крайнего плюрализма (от шести до десяти партий), в рамках которых происходит поляризация партийного спектра и создание сложных коалиций (характерны для Финляндии и Нидерландов);
- атомизированные системы (несколько десятков партий), отличительной чертой которых является рассредоточение политического влияния и ролей (Мексика, Малайзия).
Все варианты многопартийности, безусловно, способствуют развитию политического плюрализма. Вынужденная работа партий в коалициях формируют толерантность и способность к компромиссам. Это особенно важно, если учесть, что право на парламентскую трибуну получают различные малые партии.
В отличие от жестко организованного бипартизма, многопартийная система более пластична и приближена к разнообразным группам интересов. Однако, в связи с этим, возникает проблема недостаточного агрегирования этих интересов. Программы многочисленных партий фактически одинаковы с точки зрения рядового избирателя, что значительно затрудняет его выбор. Другим существенным недостатком многопартийности является отсутствие спаянного парламентского большинства и, как следствие, правительственная нестабильность.
Данные проблемы можно разрешить путем создания стабильных и прочных партийных союзов, чему способствуют парламентские выборы по мажоритарной системе в два тура. Подобная система практикуется в современной Франции и носит название «двухблоковой». Суть ее состоит в том, что накануне выборов любого уровня формируются два блока партий – т.н. «правые» и «левые», которые соперничают в борьбе за власть. Основой существования блока является безусловный компромисс, хотя до вхождения в блоки партии ожесточенно соперничают между собой. Коалиции «правых» и «левых» продолжают сосуществовать в рамках парламента – таким образом, возникает биполяризация политических сил, своего рода промежуточный этап между двухпартийностью и мультипартизмом.
Из приведенного примера видно, что особое влияние на конфигурацию партийной системы оказывает специфика электоральной системы, что убедительно доказал М. Дюверже. Он вывел три закона этого влияния («политологические законы М. Дюверже») согласно которым:
- пропорциональное представительство ведет к системе многочисленных, жестко структурированных, самостоятельных и стабильных партий;
- мажоритарная система в два тура ведет к системе нескольких партий, стремящихся к объединению в две коалиции;
- мажоритарная система в один тур ведет к двухпартийности с чередованием у власти больших самостоятельных партий.
М. Дюверже подчеркивал, что выявленные закономерности носят самый общий характер и определяют только базовые тенденции. Он сравнивал действие избирательной системы с действием тормозов или акселератора: один электоральный режим облегчает создание партий, другой препятствует этому; однако роли мотора избирательная система не играет.
Формирование той или иной партийной системы всегда происходит естественно-историческим путем и напрямую зависит от политической практики, следовательно, всегда открыто для изменений. В России основы формирования многопартийности были заложены III Съездом народных депутатов СССР в марте 1990 г. и опирались на богатый исторический опыт начала ХХ века. В действующей Конституции Российской Федерации признается политическое многообразие и многопартийность (ст.13 п.3), что создает условия для постоянного развития и совершенствования партийной системы.
Можно выделить следующие этапы становления партий в современной России:
1. Неформальные клубы (1987 - 1988);
2. Клубы избирателей и фракции (1988 – начало 1990);
3. Противостояние распадающейся КПСС и широкого антикоммунистического фронта, этап массового создания легальных политических партий (1990 – конец 1991);
4. Этап формирования посткоммунистического политического спектра.
Первый этап начался после прекращения уголовного преследования по политическим мотивам в январе 1987 года. В это время появляются неформальные общественные объединения, не зависящие от властей. В их рамках оттачивались новые идеологические подходы, формировались группы будущих политических лидеров и активистов, которые в дальнейшем формировали новые партии и движения. Наиболее известными в этот период были клубы «Перестройка», «Демократическая перестройка», Клуб социальных инициатив, Федерация социалистических общественных клубов, Всесоюзный социально-политический клуб, «Община», Московский народный фронт.
На втором этапе неформальные политические объединения получили возможность выхода на массовое общественное мнение через участие в избирательных кампаниях. Ключевыми событиями в этом отношении стали выборы на XIX конференцию КПСС и на I съезд народных депутатов СССР.
В рамках третьего этапа различные некоммунистические организации образуют широкую антикоммунистическую коалицию «Демократическая Россия». Противостояние завершается в августе 1991 года неудавшейся попыткой консервативного переворота. На этом этапе появляются организации, называющие себя партиями. Наиболее видными в этот период были Демократическая партия России, Социал-демократическая партия России, Республиканская партия Российской Федерации.
После неудавшегося путча новое правительство России начинает коренные экономические реформы. Новая ситуация создает совершенно новую структуру социально-экономических и политических интересов, а это в свою очередь определяет новую расстановку политических сил.
Ведущей тенденцией процесса партийного строительства современной России является создание сильной «партии власти» в центре политического спектра. Это предопределяется целым рядом факторов:
- реалиями демократического транзита, требующего сильного государства для преодоления негативных последствий реформирования страны;
- конституционным устройством Российской Федерации как демократического правового государства с сильной президентской властью;
- законом «О политических партиях» 2001 г., в котором заложен механизм ограничения фрагментации партийной системы и появления новых политических партий;
- эволюцией политических и электоральных настроений россиян в направлении центристских и консервативных ценностей.
В настоящее время наблюдается укрупнение существующих политических партий. Электоральная реформа, предусматривающая выборы в Государственную думу по пропорциональной системе должна способствовать формированию стабильного партийного представительства в парламенте в качестве опоры сильной президентской власти.
Вопросы для самоконтроля
1. Что входит в понятие негосударственных политических институтов и каким образом они могут выражать политический интерес?
2. Какие условия способствуют установлению института лоббизма? В чем заключаются его достоинства и недостатки?
3. Перечислите факторы, непосредственно повлиявшие на становление политических партий современного типа?
4. Какова структура политической партии, и какие функции она выполняет?
5. Классифицируйте политические партии по известным вам критериям.
6. Чем отличаются функции политических партий в рамках демократического и недемократических режимов?
7. Охарактеризуйте достоинства и недостатки различных партийных систем и их модификаций.
8. Какие условия влияют на формирование однопартийной системы? Приведите исторические примеры.
9. На основании различных критериев определите тип партийной системы современной России.
Литература
- Голосов Г. Партийные системы России и стран Восточной Европы. - М., 1999.
- Галкин А.А., Красин Ю.А. Россия: Quo vadis. – М., 2003.
- Джордан Г. Группы давления, партии и социальные движения: есть ли потребность в новых разграничениях? // МЭИМО. – 1997. - № 1.
- Дюверже М. Политические партии / Пер. с фр. - М., 2000.
- Заславский С. Е. Политические партии России: Проблемы правовой институционализации. - М., 2003.
- Зеленко Б. И. Партии и выборы в современной России. - М., 2003.
- Коргунюк Ю.Г. Современная российская многопартийность. – М., 1999.
- Косов Г.В. К вопросу о партогенезе в современной России // Вестник Ставропольского института им. В.Д. Чурсина. – Ставрополь, 2002. - Выпуск 2.
- Кочетков А.П. Политические партии и политические системы // Вестник Московского университета – серия 12-1998-№6.
- Кодин М.И. Теоретико-методологические проблемы социально-экономических и социально-политических преобразований в России в конце ХХ века. – М.: Наука, 2002. – 268 с.
- Ленин В.И. Политические партии в России // Полн. собр. соч. Т. 21.
- Лепехин В.А. Лоббизм. – М., 1995.
- Макаренко В.П. Групповые интересы и властно-управленческий аппарат: к методологии исследования // Социс. – 1996. – № 11.
- Маслов Ю.К. Введение в теорию политических партий (обзор идей и концепций). – М., 2005.
- Мейтус В.В., Мейтус В.Ю. Политическая партия: стратегия и управление. – Киев, 2004.
- Олсон М. Логика коллективных действий: общественные блага и теория групп. – М., 1996.
- Осторогорский М. Я. Демократия и политические партии. - М., 1997.
- Перегудов С.П., Лапина Н.Ю., Семененко И.С. Группы интересов и российское государство – М., 1999.
- Попов С.А. Партии, демократия, выборы. – М., 2003.
- Полунина Г. В. Многопартийность как сумма и как система партий // Власть. - 2003. - № 12.
- Политические партии России (программные документы) // Под ред. В.В.Рябова и В.И. Добренькова - М. 1994.
- Селютин В. И. Многопартийная система в Российской Федерации и ее роль в современном политическом процессе. - Воронеж, 2000.
- Сулакшин С.С. Современная российская многопартийность: видимость и сущность. – М., 2001.
- Тимошенко В.И. Доктрины российских партий // Вестник МГУ- серия 12-1995-№4.
- Федоринов В. Е. Становление политического плюрализма и формирование многопартийности в России (сравнительно-политологический анализ). - Воронеж, 2002.
- Холодковский К.Г. Социально-психологическая дифференциация населения и процесс формирования партий // Свободная мысль. – 2001. - № 11.
- Холодковский К.Г. Партии: кризис или закат? // Политические институты на рубеже тысячелетий. – Дубна, 2001.