Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—овременные формы демократии




Ћиберальна€ демократи€.

—уществующие в наши дни демократические системы ведут свое начало от форм правлени€, возникших в конце XVIII - XIX веков под пр€мым и разнообразным вли€нием либерализма, выступившего под знаменем свободы личности и ее ограждени€ от государственной тирании. Ћиберализм впервые разграничил автономные сферы государства и гражданского общества, ограничив конституционно и институционально сферу действи€ и полномочи€ государства в его взаимодействии с личностью, наделив ее фундаментальными, неотъемлемыми правами и утвердив в качестве главного элемента политической системы; защитил автономию и права меньшинства по отношению к большинству; провозгласил политическое равенство всех граждан.

»деи либерализма впервые начали воплощатьс€ в жизнь в јнглии, когда в 1215 г. была прин€та ¬елика€ ’арти€ ¬ольностей - прообраз современных конституций. Ёта харти€ была еще далека от демократии, в ней права монарха ограничивались в пользу аристократии. ќднако в ней провозглашалось и право гражданина на личную свободу и безопасность. — XIV века в јнглии существовал парламент, который в 1689 г., с прин€тием ЂЅилл€ о правахї, окончательно получил законодательные права. ѕравда, јнглии потребовалось еще около двух веков дл€ демократизации парламента, первоначально больше походившего на средневековое собрание высших сословий, чем на современный законодательный орган.

»деи и практика либерализма еще долгое врем€ не совпадали с демократией как теорией и движением. »деологи раннего либерализма - ƒж. Ћокк, Ў.-Ћ. ћонтескье и др. - были озабочены не обеспечением всех граждан равными политическими правами, а стремлением оградить класс собственников, а часто и аристократию от произвола монарха. Ќастороженное отношение либерализма к массам повли€ло на либеральную демократию, котора€ €вилась как бы сплавом либеральной идеи ограничени€ произвола власти с помощью индивидуальных прав и демократического принципа народного суверенитета.

ѕод либеральной демократией понимаетс€ така€ модель народовласти€, в которой личность выдел€етс€ из общества и государства, а основное внимание обращено на создание институциональных и других гарантий дл€ индивидуальной свободы, предотвращающих вс€кое подавление личности властью.

’арактерными чертами данной модели демократии в ее классическом варианте (XIX - начало XX вв.) €вл€ютс€:

отождествление народа как субъекта власти с собственниками-мужчинами, исключение низших слоев, прежде всего наемных рабочих, а также женщин из числа лиц, наделенных избирательным правом;

индивидуализм, признание личности первичным и главным источником власти, приоритет прав индивида над законами государства. ѕрава личности закрепл€ютс€ в конституции, неукоснительное соблюдение которой контролирует независимый суд;

формальный характер демократии, вытекающий из понимани€ свободы как отсутстви€ принуждени€, ограничений. ¬ отличие от античной демократии свобода трактуетс€ не как возможность активного равноправного участи€ в политике дл€ всех граждан, а как пассивное индивидуальное право быть огражденным от вмешательства со стороны государства и других людей;

парламентаризм, преобладание представительных форм политического вли€ни€. ¬ырождение античной демократии в произвол большинства €сно продемонстрировало, что правление нуждаетс€ в институтах, которые бы защищали общество от самого себ€ и утверждали бы посто€нную власть закона;

ограничение компетенции и сферы де€тельности государства преимущественно охраной общественного пор€дка, безопасности и прав граждан, его невмешательство в дела гражданского общества, экономические, социальные и духовно-нравственные процессы;

разделение властей, создание системы сдержек и противовесов как услови€ эффективного контрол€ граждан над государством, предотвращени€ злоупотреблений властью;

ограничение власти большинства над меньшинством, обеспечение индивидуальной и групповой автономии и свободы. ћеньшинство об€зано подчин€тьс€ большинству лишь в строго определенных вопросах, за пределами которых оно полностью свободно.

’арактеристика классической либеральной демократии свидетельствует о том, что она стала крупным шагом вперед на пути освобождени€ человека, уважени€ его основополагающих прав. ¬ то же врем€ эта модель демократии имеет и существенные недостатки, среди которых, в первую очередь, необходимо отметить следующие:

1) социально-классова€ ограниченность демократии. ќна не распростран€етс€ на большинство населени€: пролетариев и другие низшие слои;

2) формальность, декларативность демократии дл€ бедных, социально не обеспеченных слоев населени€. Ќераспространенность демократии на экономические и социальные процессы ведет к углублению общественного неравенства и обострению социальных конфликтов;

3) ограниченность сферы демократии и политического участи€ личности. ѕолитическое участие сводитс€ лишь к эпизодической, электоральной активности, фактически выводит органы власти из-под контрол€ масс и превращает демократию в форму господства политической элиты;

4) принижение роли государства в управлении обществом и укреплении социальной справедливости. ѕотребности экономического и социального развити€ побуждают к расширению государственного регулировани€. ƒемократическое государство не может ограничиватьс€ ролью Ђночного сторожаї и должно иметь право регулировать экономические и социальные процессы, сглаживать социальные конфликты.

ѕлебисцитарна€ демократи€

ѕлебисцитарна€ теори€ демократии развивает идею –уссо о том, что каждый гражданин должен иметь возможность, по меньшей мере, одобр€ть или отвергать вли€ющие на его жизнь законы, которые он об€зан уважать. —огласно плебисцитарной теории демократии в современных государствах с большой численностью населени€ и огромными по сравнению с древнегреческими полисами территори€ми антична€ модель народовласти€ не может быть реализована. “ем не менее, существуют формы, которые позвол€ют всем гражданам выразить свое отношение к важнейшим вопросам социально-экономического и политического развити€ государства.   таким формам относ€тс€ референдумы, всенародные опросы и т.д. –еферендум и гражданска€ инициатива, сохранившиес€ в конституци€х многих стран (например, Ўвейцарии), можно рассматривать как элементы пр€мой демократии, унаследованные от прошлого представительной демократией. “аким образом, плебисцитарна€ демократи€ - форма народовласти€, при которой возможности политического вли€ни€ граждан в отличие от пр€мой демократии сравнительно ограничены. »м предоставл€етс€ право посредством голосовани€ одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решени€, который обычно готовитс€ правительством, партией или инициативной группой.

ќпределенной разновидностью плебисцитарной теории демократии, €вл€етс€ плебисцитарна€ мандатна€ теори€ партийной демократии.

Ёта теори€ вносит свой вклад в решение кардинального вопроса современной демократии - вопроса о масштабах политического участи€, формах вли€ни€ граждан на государственную политику. “еори€ партийной демократии исходит из того, что различные партийные программы дают гражданам возможность с помощью выборов пр€мо вли€ть на содержание государственной политики. Ёти программы представл€ют собой полученные от граждан своего рода мандаты, наказы, которые призваны исполн€ть и депутаты, и правительство. —в€занность депутатов партийными программами и структурами делает их пр€мыми выразител€ми воли народа. “ем самым достигаетс€ идентичность народа и правительства.

ќднако, по мнению критиков, эта теори€ демократии во многом расходитс€ с реальностью. —овременные массовые Ђнародные партииї не имеют определенной социальной базы и стрем€тс€ привлечь голоса самых различных слоев населени€. ѕоэтому формулировки их предвыборных платформ нос€т очень расплывчатый характер и мало отличаютс€ друг от друга.   тому же, как показывают эмпирические исследовани€, больша€ часть избирателей вообще не знакома с партийными программами, а строит свой выбор на основе традиций, привлекательности лидеров и символики. ѕоэтому Ђпартийна€ демократи€ї имеет мало общего с подлинным народовластием.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 775 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

∆изнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © ƒжон Ћеннон
==> читать все изречени€...

1261 - | 1110 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.