Теорию систем в политологию ввел американский политолог Д. Истон. В ряде своих работ, особенно в монографии «Системный анализ политической жизни» (1965 г.) Д. Истон исследовал условия, необходимые для самовыживания политической системы. Используя некоторые положения структурно-функционального подхода Т. Парсонса, Д. Истон вывел, что системный анализ политической жизни основан на понятии «системы, погруженной в среду и подверженной воздействиям с ее стороны». Такой анализ предполагал, что обмен и взаимодействие политической системы со средой осуществляется по принципу «входа-выхода»: она взаимодействует с окружающей средой - всем остальным обществом - через «вход» - каналы влияния среды на политическую систему и «выход» - обратное воздействие системы на среду.
Д. Истон различает два типа «входа»: требование и поддержка. Требование - это обращенное к властным органам мнение по поводу желательного или нежелательного распределения ценностей в обществе. К ним относятся, например, требования повышения заработной платы, увеличения ассигнований на социальную сферу и т. д. Требования ослабляют политическую систему. Поддержка, напротив, означает усиление политической системы. Формами проявления поддержки могут считаться уплата налогов, выполнение воинского долга, уважение государственных институтов, проведение демонстраций в поддержку режима, выражение патриотизма и т. д.
Политическая система является «открытой системой», получающей постоянные импульсы от окружающей среды. Ее основной целью является выживание и сохранение устойчивости системы посредством адаптации и приспособления к среде. В основе этого механизма лежит принцип «гомеостатического равновесия», согласно которому политическая система для поддержания внутренней стабильности должна постоянно реагировать на нарушение ее баланса с внешней средой.
Переход развитых стран к информационным технологиям, массовое внедрение компьютерной техники во все сферы жизнедеятельности общества способствовали использованию в анализе социальных систем механистических моделей. Первым, кто уподобил политическую систему кибернетической машине, стал немецкий политолог К. Дойч, создав информационно-кибернетическую модель политической системы.
Проанализировав основные типа коммуникаций в политической системе: личные неформальные коммуникации; коммуникации через организации; коммуникации через СМИ, он выделил в политической системы четыре блока, связанных с различными фазами прохождения информационно - коммуникативных потоков:
1. Получение и отбор информации;
2. Обработка и оценка информации;
3. Принятие решений;
4. Осуществление решений с обратной связью.
Политическая система получает информацию через «рецепторы» (внешнеполитические и внутриполитические), к которым относят информационные службы, центры изучения общественного мнения (правительственные приемные, агентурная сеть и т.д.). Здесь происходят селекция, систематизация и первичный анализ поступивших данных.
На следующей фазе переработанная новая информация подлежит обработке в рамках блока «памяти и ценностей», в которой она, с одной стороны, сравнивается с уже имеющейся, старой информацией, а с другой, происходит ее оценка сквозь призму ценностей, норм и стереотипов.
В рамках третьей фазы, после получения итоговой оценки степени соответствия политической ситуации своим приоритетам и целям, правительство (как центр принятия решений) принимает соответствующее решение по регулированию текущего состояния системы.
После чего, «эффекторы» (исполнительные органы и др.) на последней фазе реализуют решения. Полученные результаты служат новой информацией через «обратную связь» для «рецепторов», выводящих систему на новый цикл функционирования.
Большое распространение с современной теории получила функциональная модель политической системы Г. Алмонда. Связывая группы функций (или различные функции) макросистемы с деятельностью отдельных институтов, групп и даже индивидов, включенных в системную организацию в качестве ее элементов, он выделяет три аналитических уровня или блока:
первый блок - «уровень процессов» - связан с «входом», т. е. с воздействием среды на политическую систему. Это проявляется в осуществлении политическими институтами тех или иных функций: артикуляция интересов, агрегирование интересов, выработка политического курса, исполнение политики, арбитраж. Таким образом, взаимодействие социальной среды с институциональной системой составляет динамику политического процесса. На том же уровне, по Г. Алмонду происходит и «превращение» интересов индивидов и групп в соответствующие решения и действия государственных органов.
второй блок - «уровень системы» - связан с адаптацией общества к политической системе, как через механизмы социализации индивидов, так и через рекрутирование ее сторонников или противников, что определяет перспективы ее стабильного воспроизводства или, наоборот, радикального изменения.
третий блок - «уровень управления» - связан непосредственно с решением задач управления коллективными ресурсами общества; их «добыванием» (освоением), как это происходит со сбором налогов в стране, структурным регулированием (переброской из одних социальных сфер и отраслей экономики в другие), распределением (раздачей социальных пособий и пенсий и т. п.).
Далее через обратную связь «цикл» замыкается, как и в модели Д. Истона, поскольку результаты деятельности «блока управления», регулирование общественных ресурсов должны каким-то образом изменить социальную среду, что в итоге усилит или ослабит устойчивость политической системы.