Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций, каждая из них предполагает определенные права и обязанности. Входя одновременно во многие социальные группы, человек занимает в каждой из них разное положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Ранг или позиция индивида в группе или группы во взаимоотношениях с другими группами – социальный статус.
Личным статусом называется положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании или знатоком – значит, занимать определенное место в структуре (или системе) межличностных отношений (но не социальных).
Разновидностями социального статуса выступают приписываемый и достигаемый статусы. Приписываемым (или предписанным) называется статус, в котором человек рожден (его еще называют прирожденный), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой (хотя бывают случаи, когда приписываемый и прирожденный статусы расходятся).
В строгом смысле приписываемым является любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроля.
Достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека. Выделяются также естественный статус личности – существенные и относительно устойчивые характеристики человека (например, мужчины, женщины, юность, зрелость и т.д.); профессионально-должностной – базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса.
Таким образом, каждый человек имеет несколько статусов, но только один определяет его положение в обществе. Он называется главным, т.е. интегральным. Чаще всего интегральный статус обусловлен должностью. Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне, иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и на внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях). Интегральный статус фиксирует социальное, экономическое и производственно-техническое положение.
Помимо основных у человека существует множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, пассажира, квартиросъемщика, читателя и т. п. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются, но они влияют на поведение, мышление и чувства.
Вне статуса или вне статусов человек не может существовать никогда. Если он покидает один статус, то переходит в другой.
За каждым статусом – постоянным или временным, основным или неосновным – стоит большая социальная группа. Неосновные статусы образуют номинальные группы или статистические категории.
Обладая множеством статусов и принадлежа к множеству социальных групп, в каждом случае индивид обладает и разным престижем, то есть происходит рассогласование статусов. Оно называется несовпадением или расхождением статусов. В общественном мнении со временем вырабатывается, изустно передается, поддерживается, но не регистрируется документально иерархия статусов и социальных групп, где они ценятся и уважаются больше других. Место в такой незримой иерархии называется рангом. Он может быть высоким, средним и низким.
Кроме этого человек может переживать рассогласование мыслей, слов и действий; ценностей, мотивов и потребностей. Это внутренняя иерархия, ранжирование помыслов и действий.
Несовпадение статусов описывает противоречие в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях, возникающее, во-первых, когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а в другой – низкий; во-вторых, когда права и обязанности одного статуса лишают реализации прав и обязанностей другого.
Каждый индивид может иметь большое количество статусов, окружающие ожидают от него исполнения их, осуществления, то есть у каждого статуса есть своя социальная роль. Статус и роль – две стороны одного феномена: статус – совокупность прав, обязанностей, роль – действия в соответствии с правами и обязанностями. Социальная роль – это динамический аспект социального статуса.
Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.
Социальные роли могут быть институциализированными или ведущими, они – следствие позиции индивида в социальной структуре общества (рабочий, служащий и т. п.); или конвенциональными – возникающими относительно произвольно в групповых взаимодействиях и носящими субъективную окраску.
Интересную систематизацию ролей предложил Т. Парсонс (1902 – 1970), американский социолог-теоретик. Он считал, что любая роль описывается пятью основными характеристиками: 1) эмоциональной (либо сдержанность, либо раскованность); 2) способом получения – предписывается или завоевывается; 3) масштабом – строго сформулирована или размыта; 4) формализацией – выполняется по фиксированным правилам или произвольно; 5) мотивацией – для себя или для других.
Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения. Например, преподаватель, с одной стороны, строгий учитель, с другой – наставник, друг, коллега. У каждой роли существует свой тип реализации социальных отношений.
Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Первое – это то, что люди ожидают от индивида в соответствии с его статусом, и то, что сам индивид ожидает от других в соответствии со своим статусом. Второе – это то, что осуществляется при «встрече» этих двухсторонних ожиданий, то есть наблюдаемое поведение.
Ожидания других от индивида еще можно назвать ролевыми требованиями, они воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.
В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента: 1) описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2) предписания, связанные с данным поведением; 3) оценка выполнения предписанной роли; 4) санкция – социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы.
Социальная роль не является чистой моделью поведения. В каждую проникает характер индивида, его поведение не может уложиться в чистую схему, т.к. является продуктом уникального, свойственного только этому индивиду способа интерпретации и истолкования ролей.
Максимальное слияние индивида с ролью называется ролевой идентификацией, а среднее или минимальное – дистанционированием от роли.
Дистанционирование от роли отличается от сокращения межстатусной дистанции. Когда высший по статусу держится на равных, он символически сокращает разрыв между статусами, но когда это делает индивид с более низким статусом, это демонстрирует его заниженную идентификацию со своим статусом или фамильярность.
Чем выше общество ценит какой-то статус, тем сильнее степень идентификации с ним.
Вопросы к теме
1. Как можно объяснить высказывание Э. Дюркгейма: «Чем примитивнее общество, тем более сходство между составляющими его индивидами»?
2. Обоснуйте, что личность – объект и субъект труда, общения, познания.
Темы рефератов
1. Социальные механизмы организации жизнедеятельности.
2. Особенности социализации в студенческие годы.
3. Личность и НТР.
4. Проблемы самореализации личности в современной РФ.
Библиографический список
1. Покровский А. В. Быть личностью. – М., 1990.
2. Франкл З. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Собр. соч. – Т. 3. – С. 18, 25, 26 – 30, 37, 45, 61, 69–75, 282, 426, 440, 441.
4. Кон И. С. Социология личности. – М., 1967.
5. Павловский В. В. Социология молодежи и ювенология // Социс. – 1995. – № 5. – С. 46–51.
6. Спасибенко С. Г. Введение в социологию человека. Постановка проблемы // Соц. гум. знания. – 1999. – №4. – С. 92–107.
7. Бусова Н. А.Homo publicus - герой нашего времени // Социс. – 1998. - № 4. – С. 108-111.
ТЕМА 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
План
1. Сущность, типология социальных групп.
2. Групповой процесс.