Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сущность культуры в системе социологического знания




Специфика гуманитарного знания отражена в самом его названии –humanus – человеческий. В отличие от естествознания, которое исследует природу, оно изучает человеческий, во многом искусственный мир, не материю человека, а его субъективность, социальное бытие, то есть культуру.

Культура – это то, что характеризует переход из животного состояния в социальную жизнь, в сферу собственно человеческого бытия и общественных отношений. Она имеет своей функцией осуществление человеческой деятельности, обеспечивает ее единство и целостность.

Культура – это то, что целенаправленно создано человеком; это опосредствующее звено между общественным и личностным развитием.

Социальная жизнь людей имеет две особенности: а) носит групповой характер; б) поведение людей регулируется системой ценностей, идей, норм и правил поведения. Сущность социальной жизни проявляется во взаимодействии людей с помощью языка, верований, знаний, ценностей. Именно это и нужно учитывать, чтобы понимать поведение человека в его реальной жизни.

Любая потребность человеком воспринимается через соответствующие нормы и стандарты. Сама форма, способ удовлетворения потребности является результатом усвоения человеком норм и правил поведения.

Социология рассматривает культуру в аспекте, непосредственно связанном с регуляцией поведения человека, социальных групп, функционированием и развитием общества.

Таким образом, культура в социологии понимается как: во-первых, общеразделяемая система ценностей, символов и значений; во-вторых, то, что усваивает человек в процессе жизнедеятельности, т. е. формирование внегенетической программы поведения и жизнедеятельности; в-третьих, трансляция опыта поколений.

Изучение феномена культуры имеет свою историю, которая включает историю самой культуры и историю изучения культуры. Само понятие культуры стало использоваться в науке с XVIII в. К этому времени в общественной жизни человека произошли существенные изменения. Развитие промышленности привело к появлению буржуазных отношений и разрушающему воздействию их на все старое – традиционные, патриархальные связи и отношения, до того привязывавшие человека к еще во многом природным условиям его жизни и к его «естественным повелителям».

Происшедшие перемены, особенно в способе производства, четко обнаружили общественно-производительную мощь труда, а следовательно, мощь человека, что привело к осознанию действительных возможностей человека и породило понятие, наиболее полно фиксирующее результаты и последствия его деятельности, – понятие культура.

Зачатки культуры обнаруживаются на самых ранних этапах существования людей, но естественно, еще не адекватно отражающихся в их сознании.

Пока жизнь людей зависела от неподвластных им сил природы, от естественных, еще не преобразованных трудом обстоятельств, решающую роль в своей жизни они, как правило, отводили не самим себе, а этим обстоятельствам, которые обожествлялись, превращались в предмет религиозного почитания.

Мифологические и религиозные культы древности, выражая зависимость людей от природы, наделяли ее человеческими свойствами – сознанием, волей, способностью предопределять ход событий. Лишь в результате последующего развития люди смогли осознать, что многое в их жизни зависит от них самих. По мере осознания этого вырабатываются первые, вначале еще расплывчатые и неопределенные представления о культуре. Таким образом, в понятии «культура» находит выражение осознание человеком своей роли в действительном мире, только ему свойственной активности, не сводимой к действию ни природных, ни божественных сил, что означало рождение культа самого человека, пришедшего на смену всем культам древности.

Если в средневековье главным авторитетом в жизни человека было священное писание и церковь, то со времен эпохи Возрождения авторитетом становится право человека на собственную мысль и творчество.

Дж. Манетти писал в XV в.: «После первоначального и еще незаконченного творения мира, все, по-видимому, было изобретено, изготовлено и доведено до совершенства нами. Ведь наше, т. е. человеческое, поскольку сделано людьми, то, что вокруг: все жилища, укрепления, города, наконец, все сооружения на земле … Наши – живопись, скульптура, ремесла, науки. Наконец, наши – все орудия, достойные удивления и восхищения …».

Приведенное высказывание иллюстрирует «открытие» модели самих себя, своих возможностей, а значит, свидетельствует об осознании людьми своих позиций на земле. Созданное человеком, если и не уравнивает его с Богом, то поднимает надо всем остальным существующим, т.к. человек своим трудом завершает дело творения.

Благодаря этому человек возвышается над ограниченностью своего физического существования; преодолевает свою физическую конечность, приобщается к гармонии целого, к бесконечности мира.

Своим существованием в мире человек как бы устанавливает границу, отделяющую и отличающую его от других форм жизни. Введение в употребление понятия культура свидетельствует об окончательной «эмансипации» сознания человека от божественного и природного миров. Граница, отделяющая человека от остального мира, т.е. граница самой культуры, – это историческая дистанция, задаваемая не внешней природой (как у животных) и не сверхприродным существом, а самим человеком. Человек в силу собственной разумности ставит себе такую границу. В этом смысле человек есть самоизменяющееся, саморазвивающееся существо, субъект своего развития. Культура же представляет собой область существования человека в качестве такого субъекта, или культура есть развитие человека как разумного существа.

Культура способна развиваться и жить в одновременности, в диалоге, т. е. в общении, в контексте настоящего. Проще говоря, в культуре все ее составные сосуществуют в пространстве и времени. Культура – это единое произведение, созданное и пересоздаваемое людьми во все времена.

 

Типология культуры

В социологическом анализе выделяют 3 уровня культуры.

1) Эмпирический – сюда относят учреждения и ведомства, непосредственно занимающиеся «аккумуляцией» культуры.

2) Нормативный – нормы, правила, регулирующие поведение человека и социальных групп (институциализированные и неформальные).

3) Фундаментальные ценности, идеи, символы.

Для нашего времени характерно, что совокупность идей и значимых символов намного превышает реальные потребности общества. Это наблюдается в самых разных формах научного знания, видах и формах искусства, литературы, живописи, поэзии. Очень свободна и условна мораль современного общества, позволяющая человеку многое, что раньше было недоступным.

Это увеличивает многообразие человеческой деятельности как выражение определенных культурных ценностей – символов, отражающих новые жизненные потребности общества, новый уровень адаптации общества к возникающим проблемам. Многообразие современной культуры – это стимул для раскрытия творческого человека.

Информационное богатство, «избыточность» имеющихся духовных ресурсов способствует повышению надежности социальной системы, помогает ей адаптироваться к непредвиденным изменениям, а неустойчивость доиндустриальных систем как раз и объясняется бедностью и ограниченностью культуры.

Культура по отношению к обществу выступает как своеобразный резервуар духовных ресурсов, накопитель и хранитель всего ценного и положительного.

Культурную основу общества составляют общеразделяемые ценности. Они тоже имеют свои уровни и масштабность:

- смысложизненные;

- универсальные: витальные, социальные, межличностного общения, демократичные;

- партикулярные: привязанность к малой Родине, семье, фетишизм.

Под ценностью в социологии понимается способность того или иного объекта удовлетворять потребности, желания, интересы.

Наличие такого разнообразия в системе ценностей позволяет наряду с общеразделяемыми существовать и локальным системам и интегрировать социальные группы с разными субкультурами в единые социальные системы.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, в социологии различаются ее формы:

1) элитарная культура – создается профессионалами для привилегированной части общества, по ее заказу;

2) фольккультура – создается анонимным творчеством народных масс, проходит жесткий отбор временем, поэтому закрепляет и сохраняет только значительные образцы;

3) массовая культура – создается профессионалами по заказу властей, существует с использованием средств массовой коммуникации.

НТР резко изменила освоение людьми отдельных научных открытий и достижений. С помощью современных СМИ они быстро становятся достоянием общества, используются им в повседневной жизни. Так, например, между открытием принципа фотографии и ее использованием прошло 100 лет, телефона – 50 лет. В настоящее время на массовое освоение достаточно одного года.

СМИ активно воздействуют на современного человека, заполняют его досуг, способствуют раскрытию его сил, не только информируют о состоянии мира, но и достаточно сильно изменяют весь строй его мышления, стиль мировосприятия и тип культуры.

Массовым коммуникациям в анализе культуры традиционно уделяется большое внимание. Именно они определяют характер и масштабность взаимодействия людей.

А. Тойнби (1889–1975), английский историк-философ, предложил типологизацию культуры по характеру общения. Он выделил 4 типа цивилизации: первобытно-речевую, период оформления речевого общения, освоения людьми пойм рек; морскую – приобретение навигационного опыта, развитие торговли, установление межэтнических отношений; океаническую и воздушную. По его мнению, коммуникация – это не только общение, это трансляция культурных ценностей, возникает с их появлением и сопровождает человечество, развиваясь и дифференцируясь на протяжении всей его истории.

Широко распространен подход к анализу типов культуры, где критерием является техническое оформление коммуникации, количество общающихся поколений. Исходя из этого выделяют: дописьменную культуру, где общаться могли только современники; письменную – здесь общение уже возможно без визуального и голосового сопровождения. Изобретение письменности прочно связало людей во времени, позволило не зависеть от расстояний, привело к изменению форм мышления, т. к. от образного оно перешло к логическому.

В настоящее время человечество совершает переход от письменной культуры к экранной. Это приводит к фундаментальным изменениям в культуре, о чем свидетельствует распространение нового типа общения, основанного на возможности свободного выхода личности в информационный космос; становится господствующим новый тип мышления – сращение логического и образного, синтез понятийного и наглядного; формирование интеллектуальной образности и чувственного моделирования; вводится новый тип включения в трудовую деятельность, где главными становятся удобства для работника, особенно в науке и искусстве.

По-прежнему сохраняется в обществе, исследуется в социологическом анализе деление культуры:

1. на доминирующую – ценности и нормы поведения которой официально одобряются, поддерживаются государственной политикой;

2. на субкультуру – ценности и нормы одобряются в пределах социальных групп, но они не противостоят остальным;

3. на контркультуру – ценности и нормы которой разделяются только членами отдельных групп, противопоставляют эту группу остальным людям, сами противостоят доминирующим ценностям.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 341 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2320 - | 2074 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.