Покидая царство природы, личность отдаляется и от своего дикого, примитивного состояния, врожденное заменяется приобретенным. В современном обществе наблюдается нарушение баланса природного и приобретенного. Сейчас культура – система текстов, наглядная память человечества, а средство ее понимания – коммуникация.
Огромное значение в культуре имеют ее элементы или то, что наполняет массив культуры. Самую важную роль в ней играет язык. Именно усвоение его людьми позволило выйти из природного мира, создать сложные формы социального устройства.
Далее идут привычки, возникающие на основе навыка, которые закрепляются в результате многократного повторения, вместе с ними формируются манеры – внешние формы поведения человека, им его обучают, они воспитываются сознательно. Комплекс манер составляет этикет – система правил поведения различных социальных групп в разных сферах жизнедеятельности.
Огромное коммуникативное значение играют общности, традиционно устанавливающие порядок поведения, коллективные привычки в обществе; они транслируются от одних к другим, от поколения к поколению, обрастают сопровождающими их ритуалами, т. е. превращаются в традицию.
Когда обычные формы поведения закрепляют решением общности, которая следит за их соблюдением, они становятся законом.
Цементирующим звеном всего массива культуры, конечно же являются ценности, социально одобряемые и разделяемые в обществе, - представления о добре, справедливости, которые закрепляются знаниями, верованиями.
Одним из элементов культуры является мода. Она различается во времени, в социальных группах. Мода – это костюм для социальных ролей человека, т. к. она, во-первых, дает информацию о людях, о времени, о социальной географии, нормах и ценностях, о социальных процессах, структуре общества, о биографии конкретной личности; во-вторых, регулирует поведение людей, маркирует принадлежность к определенной социальной группе, подчиняет субкультуру этой группе.
Всем своим огромным и сложным массивом культура выполняет в обществе определенные функции:
1. образовательно-воспитательную – культура делает индивида членом общества по мере его социализации;
2. интегративно-дезинегративную – культура возвышает индивида до всеобщего, она же распределяет индивидов по социальным группам;
3. регулирующую – в ходе социализации человек усваивает ценности, нормы, идеалы, приобретает навыки стандартного поведения, приучается соблюдать законы и нормы.
Вопросы к теме
1. Чем отличаются коммуникации людей от коммуникации животных?
2. Что дает возможность понимать древнюю культуру?
3. В чем состоит различие между обычаями, нравственными нормами и институциональными нормами, законами?
Темы рефератов
1. Культура как социальное явление.
2. Культура как регулятор общественных отношений.
3. Противоречия современной духовной культуры.
4. Место обрядов, ритуалов в организации взаимодействия людей.
5. Мода и самовыражение социальных групп.
Библиографический список
1) Библер В.С. Диалог культур: опыт определения // Вопросы философии. – 1989. – № 6.
2) Громов Н.Б., Леонтьева В.Н. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта // Социс. – 1991. – № 10.
3) Ионин Л.Г. Социология культуры. – М.: Логос, 1996. – С. 280.
4) Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура: Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. – М.: Политиздат, 1978. – 350 С.
5) Лотман Ю. М. Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума. – М., 1977.
6) Ойзерман Т.И. Существуют ли универсалии в сфере культуры // Вопросы философии. – 1989. – № 2.
7) Смольская Е. П. «Массовая культура» – развлечение или политика? М.: Мысль, 1986.
8. Язык и моделирование социального взаимодействия. – М., 1987.
Раздел II. Личность и общество
ТЕМА 5. ЛИЧНОСТЬ – АКТИВНЫЙ СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ
План
1. Личность в системе социальных отношений.
2. Социология и интеграция личности.
3. Социальный статус и социальные роли личности.