Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Искусство и философский анализ




1. Связь ис­кус­ст­ва и фи­ло­со­фии мно­го­сто­рон­ня: они мо­гут быть свя­за­ны тем, что вы­рас­та­ют из од­ной куль­ту­ры, они мо­гут быть свя­за­ны тем, что про­ни­ка­ют друг в дру­га - ис­кус­ст­во фи­ло­соф­ст­ву­ет, а фи­ло­со­фия ста­но­вит­ся ис­кус­ст­вом, они свя­за­ны и тем, что ис­кус­ст­во по­сто­ян­но вхо­дит в круг раз­мыш­ле­ний фи­ло­со­фии.

2. Ис­кус­ст­во и фи­ло­со­фия - важ­ней­шие сфе­ры куль­ту­ры, ко­то­рые, яв­ля­ясь фор­ма­ми са­мо­соз­на­ния куль­ту­ры, за­ни­ма­ют в ло­ги­ке куль­тур­ных форм по­ляр­ные мес­та. Ис­кус­ст­во вы­рас­та­ет на ос­но­ве ос­тен­сив­ных форм куль­ту­ры (форм де­мон­ст­ра­ции и не­по­сред­ст­вен­но­го пред­став­ле­ния куль­тур­но­го со­дер­жа­ния), а фи­ло­со­фия - на вет­ви форм-прин­ци­пов (форм, вы­ра­жаю­щих глу­бин­ные ос­но­ва­ния дея­тель­но­сти, даю­щих сво­бо­ду че­ло­ве­ку в от­но­ше­нии дея­тель­но­сти). По­это­му для ис­кус­ст­ва все­гда ха­рак­тер­на опо­ра на чув­ст­вен­ное вос­при­ятии, а для фи­ло­со­фии опо­ра на спе­ку­ля­цию по­ня­тий. Ис­кус­ст­во фе­но­ме­но­ло­ги­че­ски ге­те­ро­ген­но, для не­го ха­рак­тер­на слож­ная мор­фо­ло­гия, а фи­ло­со­фия фе­но­ме­но­ло­ги­че­ски го­мо­ген­на, и ей прак­ти­че­ски не свой­ст­вен­на слож­ная мор­фо­ло­гия. Для ис­кус­ст­ва ха­рак­тер­но не­по­сред­ст­вен­ное "слия­ние" че­ло­ве­ка (ху­дож­ни­ка или зри­те­ля) с ми­ром, соз­дан­ным про­из­ве­де­ни­ем, а для фи­ло­со­фии ха­рак­тер­на реф­лек­сив­ная и да­же кри­ти­че­ская по­зи­ция че­ло­ве­ка (фи­ло­со­фа и его чи­та­те­ля) к ми­ру, ко­то­рый пред­ста­ет в фи­ло­со­фии.

Но, на­хо­дясь на про­ти­во­по­лож­ных по­лю­сах куль­тур­ных форм, ис­кус­ст­во и фи­ло­со­фия во мно­гом сов­па­да­ют. Сов­па­да­ют, во-пер­вых, по­то­му, что как уро­вень ос­тен­сив­ных форм, так и уро­вень прин­ци­пов в куль­ту­ре об­ра­ща­ют­ся к це­ло­ст­но­му че­ло­ве­ку, в пер­вом слу­чае еще не по­лу­чив­ше­му диф­фе­рен­циа­ции, во вто­ром - уже пре­одо­ле­ваю­ще­му ее. Во-вто­рых, по­то­му, что как ис­кус­ст­во, так и фи­ло­со­фия спо­соб­ны вы­ра­зить и, как пра­ви­ло, вы­ра­жа­ют це­ло­ст­ную ха­рак­те­ри­сти­ку сво­ей куль­ту­ры, од­но - оп­ре­де­ляя стиль внеш­не­го оформ­ле­ния вся­кой дея­тель­но­сти, дру­гая - оп­ре­де­ляя тип мыш­ле­ния и дея­тель­но­сти.

Ти­по­ло­ги­че­ское, а точ­нее куль­ту­ро­ло­ги­че­ское сход­ст­во ис­кус­ст­ва и фи­ло­со­фии про­яв­ля­ет­ся в ря­де мо­мен­тов:

а) Ис­кус­ст­во и фи­ло­со­фия ос­но­вы­ва­ют­ся на оче­вид­но­сти и ин­туи­ции: для ис­кус­ст­ва это ин­туи­ция чув­ст­вен­но­го вос­при­ятия (ап­рио­ри аф­фек­тив­но­го, как на­звал ее М.Дюфренн[126]), для фи­ло­со­фии - ин­тел­лек­ту­аль­ная ин­туи­ция (intuitus mentis, как на­звал ее Де­карт), оче­вид­ность, до ко­то­рой до­хо­дит эй­де­ти­че­ская ре­дук­ция (Э.Гуссерль).

б) Для ис­кус­ст­ва и фи­ло­со­фии важ­на це­ло­ст­ность свя­зи ми­ра и че­ло­ве­ка, о ко­то­рой ис­кус­ст­во го­во­рит как о кра­со­те, а фи­ло­со­фия - как о бы­тии. И та, и дру­гая це­ло­ст­ность не мо­гут быть оп­ре­де­ле­ны ина­че, чем че­рез тав­то­ло­гию, или че­рез он­то­ло­ги­че­ские эк­ви­ва­лен­ции, пло­до­твор­ные тав­то­ло­гии, как ска­зал М.К.Ма­мар­да­шви­ли[127]. Бы­тие есть, не­бы­тия нет, бы­тие и мысль то­ж­де­ст­вен­ны, оп­ре­де­лил Пар­ме­нид це­лое фи­ло­со­фии. А Пла­тон в "Пи­ре", оп­ре­де­ляя пре­крас­ное, вво­дит свою эк­ви­ва­лен­цию пре­крас­но­го по сво­ей при­ро­де, ко­то­рое пре­крас­но са­мо по се­бе, в сво­ем ви­де, все­гда в са­мом се­бе еди­но­об­раз­но, ко­ро­че, пре­крас­но то, что са­мо пре­крас­но без от­но­ше­ния к че­му-ли­бо. И это оп­ре­де­ле­ние пре­крас­но­го, ко­то­рое у Пла­то­на взя­то вме­сте с ука­за­ни­ем до­ро­ги к его по­ни­ма­нию, наи­бо­лее пол­но и точ­но во всей ми­ро­вой эс­те­ти­ке. Его по­вто­рит за­тем Кант, ос­на­стив это оп­ре­де­ле­ние пу­ти к пре­крас­но­му опы­том по­лу­то­ра­ты­ся­че­лет­не­го раз­ви­тия фи­ло­со­фии.

в) Ин­те­ре­сы ис­кус­ст­ва и фи­ло­со­фии, вы­сту­паю­щих раз­лич­ны­ми фор­ма­ми са­мо­соз­на­ния куль­ту­ры, схо­дят­ся, в кон­це кон­цов, в од­ной точ­ке - что со­бою пред­став­ля­ет че­ло­век и ка­ко­во его ме­сто в ми­ре. Для ис­кус­ст­ва эта про­бле­ма обо­ра­чи­ва­ет­ся ин­те­ре­сом к че­ло­ве­ку как ин­ди­ви­ду­аль­но­сти, а для фи­ло­со­фии она пре­вра­ща­ет­ся в об­су­ж­де­ние ко­неч­ных ос­но­ва­ний че­ло­ве­че­ской жиз­не­дея­тель­но­сти.

аа) Идея ин­ди­ви­ду­аль­но­сти, во­оду­шев­ляю­щая ис­кус­ст­во, оп­ре­де­ля­ет сущ­ность эс­те­ти­че­ско­го вос­при­ятия ми­ра. Имен­но по­сти­же­ние ин­ди­ви­ду­аль­но­сти как та­ко­вой со­став­ля­ет глав­ную пре­ро­га­ти­ву ис­кус­ст­ва как куль­тур­но­го яв­ле­ния. Че­ло­век жи­вет в ми­ре мно­го­об­раз­ных со­бы­тий и си­туа­ций. Бла­го­да­ря сво­ей дея­тель­но­сти, как прак­ти­че­ской, так и по­зна­ва­тель­ной, он при­шел к обоб­ще­нию ми­ра. Это за­кре­п­ля­ет­ся уже в язы­ке и в спо­соб­но­сти че­ло­ве­ка к но­ми­на­ции. Ус­пех ци­ви­ли­за­ци­он­но­го раз­ви­тия для че­ло­ве­ка пря­мо и не­по­сред­ст­вен­но был свя­зан с про­дви­же­ни­ем в об­лас­ти все боль­ше­го обоб­ще­ния ми­ра при­ро­ды и ис­то­рии. В кон­це кон­цов, бла­го­да­ря раз­ви­тию нау­ки и ин­ду­ст­рии это обоб­ще­ние ми­ра при­ве­ло к ве­ли­чай­шей стан­дар­ти­за­ции всей жиз­ни че­ло­ве­ка, что ста­ло на­гляд­ным в на­ше вре­мя. Этой тен­ден­ции аб­ст­ра­ги­ро­ва­ния от мно­го­об­ра­зия дей­ст­ви­тель­но­сти про­ти­во­стоя­ла и про­ти­во­сто­ит тен­ден­ция ис­кус­ст­ва - ви­деть мир в его ин­ди­ви­ду­аль­но­сти, не­по­вто­ри­мо­сти и не­три­ви­аль­но­сти. Спо­соб­ность уви­деть ин­ди­ви­ду­аль­ность си­туа­ции, пред­ме­та или яв­ле­ния и ста­но­вит­ся осо­бой, а имен­но, эс­те­ти­че­ской спо­соб­но­стью че­ло­ве­ка.

Ин­ди­ви­ду­аль­ность об­ла­да­ет фе­но­ме­наль­ной пол­но­той, ибо в ней пред­став­ле­ны все свя­зи это­го кон­крет­но­го пред­ме­та с ми­ром, ак­ту­аль­но да­на бес­ко­неч­ность. Спо­соб­ность уви­деть в од­ном все - "в ис­кре - пла­мя", "в ка­п­ле - мо­ре", "солн­це - в ча­шеч­ке цвет­ка" и со­став­ля­ет со­дер­жа­ние эс­те­ти­че­ско­го вос­при­ятия ми­ра. Но что­бы это со­дер­жа­ние реа­ли­зо­ва­лось, не­об­хо­ди­мо вы­явить пол­но­ту фе­но­ме­на ин­ди­ви­ду­аль­но­сти, ко­то­рая на­хо­дит свое про­яв­ле­ние в фор­ме реального со­бы­тия. По­это­му эс­те­ти­че­ское вос­при­ятие со­бы­тий ми­ра вы­ра­жа­ет­ся в от­де­ле­нии, "от­слое­нии" фор­мы со­бы­тия и пред­став­ле­нии этой фор­мы как зна­чи­мо­го фе­но­ме­на. Ин­ди­ви­ду­аль­ность не по­сти­жи­ма на уров­не дис­кур­са, ибо фе­но­ме­наль­ность мож­но толь­ко "вы­стро­ить", "кон­сти­туи­ро­вать" (Гус­серль), чем и за­ни­ма­ет­ся ис­кус­ст­во, а не пред­ста­вить в по­ня­ти­ях. Ис­кус­ст­во - куль­тур­ная фе­но­ме­но­ло­гия ин­ди­ви­ду­аль­но­сти (луч­ше вы­ра­зить это не­оло­гиз­мом - фи­ло­фе­но­ме­ния - лю­бовь к фе­но­ме­нам, а не нау­ка о фе­но­ме­нах). Дей­ст­ви­тель­но, раз­ве не пи­та­ет ис­кус­ст­во при­стра­стия к фе­но­ме­наль­но­му, то есть к не­обыч­но­му, к то­му, что яв­ля­ет не­что в са­мо­быт­ной пол­но­те. Ис­кус­ст­во ни­ко­гда не прой­дет ми­мо чу­да, бо­лее то­го, са­мое обыч­ное оно пре­вра­тит в чу­до, что и сде­лал Го­голь с Ака­ки­ем Ака­кие­ви­чем Баш­мач­ни­ко­вым, из " не­ве­ро­ят­но­го" при­клю­че­ния ко­то­ро­го, по вы­ра­же­нию Дос­то­ев­ско­го, все мы вы­шли. Ис­кус­ст­во как филофеномения ста­ло оп­рав­да­ни­ем и обос­но­ва­ни­ем чу­да в куль­ту­ре. Раз­ве не с это­го оно на­ча­лось - ма­гия на­скаль­ной жи­во­пи­си и ми­фо­ло­гия?

бб) Фи­ло­со­фия в от­ли­чие от фи­ло­фе­но­ме­нии ис­кус­ст­ва, как из­вест­но, лю­бовь к муд­ро­сти, а муд­рость за­клю­ча­ет­ся в зна­нии (не бу­ду сей­час раз­ли­чать муд­рость и зна­ние, как не раз­ли­ча­ли это гре­ки), ко­то­рое "про­ска­ки­ва­ет" ин­ди­ви­ду­аль­ность, аб­ст­ра­ги­ру­ет­ся от нее. Имен­но с раз­де­ле­ния зна­ния "по мне­нию" и зна­ния "по ис­ти­не" на­чи­на­ет­ся фи­ло­со­фия и са­мо тео­ре­ти­че­ское по­зна­ние. Зна­ние "по ис­ти­не", за ко­то­рое ра­ту­ет фи­ло­со­фия со вре­мен Пар­ме­ни­да, яв­ля­ет­ся, го­во­ря со­вре­мен­ным язы­ком, зна­ни­ем аб­ст­ракт­ным, зна­ни­ем об­ще­го, ко­то­рое то­ж­де­ст­вен­но ис­тин­но­му, под­лин­но­му бы­тию, то есть та­ко­му, ко­то­рое не мо­жет ис­чез­нуть, стать не­бы­ти­ем ни при ка­ких об­стоя­тель­ст­вах. Этим свой­ст­вом не об­ла­да­ет бы­тие кон­крет­ное, еди­нич­ное. Здесь фи­ло­со­фия аб­со­лют­но ра­зо­шлась с ис­кус­ст­вом, на­столь­ко аб­со­лют­но, что Пла­тон, как из­вест­но, из­гнал ху­дож­ни­ков из го­ро­да фи­ло­со­фов.

Но все-та­ки это рас­хо­ж­де­ние фи­ло­со­фии с ис­кус­ст­вом не ока­зы­ва­ет­ся уж та­ким аб­со­лют­ным, так как по­сти­же­ние ис­тин­но­го бы­тия фи­ло­со­фи­ей име­ет це­лью при­об­ще­ние к не­му кон­крет­но­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый та­ким бы­ти­ем не об­ла­да­ет. По­это­му фи­ло­со­фия хо­чет знать ис­тин­ное бы­тие че­ло­ве­ка, знать по­след­ние не­зыб­ле­мые ос­но­ва­ния его бы­тия, и на этой до­ро­ге ее пу­ти не мо­гут ра­но или позд­но не пе­ре­сечь­ся с до­ро­га­ми ис­кус­ст­ва.

3. На­ча­лом же та­ко­го пе­ре­се­че­ния яв­ля­ет­ся об­су­ж­де­ние про­блем ис­кус­ст­ва в фи­ло­со­фии. Во­про­сы ис­кус­ст­ва и эс­те­ти­че­ская про­бле­ма­ти­ка при­сут­ст­ву­ет в фи­ло­соф­ских ис­сле­до­ва­ни­ях двоя­ко. Во-пер­вых, пря­мо, как ис­сле­до­ва­ние ис­кус­ст­ва и эс­те­ти­че­ской про­бле­ма­ти­ки той или иной фи­ло­соф­ской кон­цеп­ци­ей, и то­гда в струк­ту­ре фи­ло­соф­ской сис­те­мы по­яв­ля­ет­ся раз­дел эс­те­ти­ки или со­чи­не­ния, от­но­ся­щие­ся к ее ве­де­нию. Во-вто­рых, скры­то, ла­тент­но, ко­гда про­бле­ма­ти­ка, ко­то­рая мо­жет стать су­ще­ст­вен­но важ­ной для эс­те­ти­ки, об­су­ж­да­ет­ся в по­ня­ти­ях са­мой фи­ло­соф­ской сис­те­мы. В этом слу­чае в фи­ло­соф­ской сис­те­ме мо­жет не быть соб­ст­вен­но эс­те­ти­че­ских со­чи­не­ний или пря­мых об­су­ж­де­ний про­блем ис­кус­ст­ва и эс­те­ти­ки, но фи­ло­со­фия бу­дет "ра­бо­тать" на эс­те­ти­ку, раз­ви­вая ее пред­мет­ное по­ле.

В ис­то­рии фи­ло­со­фии мож­но вы­де­лить, по край­ней ме­ре, три боль­ших эта­па раз­ви­тия, ко­то­рые ха­рак­те­ри­зу­ют­ся свои­ми па­ра­диг­ма­ми фи­ло­соф­ско­го мыш­ле­ния, ка­ж­дая из ко­то­рых по сво­ему вклю­ча­ла в свою ткань эс­те­ти­че­скую про­бле­ма­ти­ку.

а) Па­ра­диг­ма фи­ло­соф­ско­го мыш­ле­ния on he on (бы­тия как бы­тия), воз­ни­каю­щая в ан­тич­но­сти, ори­ен­ти­ру­ет че­ло­ве­ка в по­зна­нии и дея­тель­но­сти на мир бы­тия, мир не толь­ко объ­ек­тив­ный, но и аб­со­лют­ный, с ко­то­рым че­ло­век дол­жен со­гла­со­вы­вать как свой ум (тео­рии), так и свои це­ли и цен­но­сти. Ис­сле­до­ва­ния бы­тия как бы­тия в сво­ей це­ло­ст­но­сти, един­ст­ве и те­лес­нос­ти пре­вра­ща­ет всю древ­не­гре­че­скую фи­ло­со­фию в эс­те­ти­ку, как по­ка­зы­ва­ет А.Ф.Лосев. До мно­го­том­ной "Ис­то­рии ан­тич­ной эс­те­ти­ки" Ло­се­ва, по­свя­щен­ной ис­то­рии ан­тич­ной фи­ло­со­фии, О.Шпенглер так­же от­ме­чал, что ха­рак­те­ри­сти­ка­ми пра-фе­но­ме­на гре­ко-рим­ской куль­ту­ры бы­ли чис­то эс­те­ти­че­ские свой­ст­ва - чув­ст­вен­ная не­по­сред­ст­вен­ность, те­лес­ность и ста­ту­ар­ность, ко­то­рые оп­ре­де­ля­ют не толь­ко ис­кус­ст­во, но все куль­тур­ные про­яв­ле­ния. А ис­кус­ст­во, по­ня­тое в ан­тич­ном смысле как techne, вы­сту­па­ет про­ду­ци­ро­ва­ни­ем те­лес­ной фор­мы, дея­тель­но­стью оформ­ле­ния, ра­бо­ты с фор­мой. По­это­му ис­кус­ст­во про­ни­ка­ет во все виды куль­тур­ной дея­тель­но­сти - в по­ли­ти­ку (ри­то­ри­ка), в фи­ло­со­фию (диа­ло­ги Пла­то­на), в ре­ли­гию (ми­фы, пла­сти­ка, ар­хи­тек­ту­ра), в об­ра­зо­ва­ние (куль­ти­ви­ро­ва­ние те­ла, му­зы­ка), в нау­ку (уче­ние о гар­мо­нии). Ис­ти­на, Доб­ро и Кра­со­та вы­сту­па­ют как од­но.

б) Фи­ло­со­фия Но­во­го вре­ме­ни фор­ми­ру­ет па­ра­диг­му cogito, гно­сео­ло­ги­че­скую па­ра­диг­му, глав­ной про­бле­мой ко­то­рой ста­но­вит­ся про­бле­ма по­зна­ния и ра­цио­наль­но­сти. В это вре­мя в сис­те­ме фи­ло­со­фии эс­те­ти­ка вы­де­ля­ет­ся как спе­ци­аль­ная нау­ка - нау­ка о чув­ст­вен­ном по­зна­нии (Ба­ум­гар­тен, Кант). Ис­кус­ст­во так­же вы­де­ля­ет­ся в осо­бую куль­тур­ную дея­тель­ность, ко­то­рая рас­смат­ри­ва­ет­ся как род по­зна­ния, ко­то­рое, как и на­уч­ное по­зна­ние, по­сти­га­ет все­об­щее, но толь­ко в фор­ме еди­нич­но­го (Ле­о­нар­до да Вин­чи, Ге­гель, эс­те­ти­ка ро­ман­тиз­ма и реа­лиз­ма, ка­ж­дая по-сво­ему, на­ту­ра­лизм). Ис­ти­на от­де­ля­ет­ся от Кра­со­ты и До­б­ра, те­ряя связь с цен­но­стя­ми.

в) Со вто­рой по­ло­ви­ны XIX ве­ка раз­ви­ва­ет­ся но­вая па­ра­диг­ма фи­ло­соф­ско­го мыш­ле­ния, стре­мя­щая­ся по­стиг­нуть бы­тие как жизнь во всем бо­гат­ст­ве ее кон­крет­ных про­яв­ле­ний. Но­вое фи­ло­соф­ское ви­де­ние свое наи­бо­лее раз­ви­тое пред­став­ле­ние на­шло в эк­зи­стен­циа­лиз­ме, ко­то­рый и кон­сти­туи­ро­вал па­ра­диг­му " existenz ". Ис­кус­ст­во для фи­ло­со­фии " existenz " ста­но­вит­ся выс­шим спо­со­бом по­сти­же­ния ми­ра. В свя­зи с этим воз­ро­ж­да­ет­ся воз­ник­ший в не­драх ро­ман­тиз­ма "эс­те­ти­че­ский миф" (И. Лоренц)[128], воз­ла­гаю­щий на ис­кус­ст­во на­де­ж­ду на раз­ре­ше­ние про­ти­во­ре­чий тех­но­ген­но­го и рас­су­доч­но­го ми­ра за­пад­ной ци­ви­ли­за­ции.

4. Со­вре­мен­ная куль­тур­ная эпо­ха, пе­ре­жи­ваю­щая кри­зис про­ек­та Про­све­ще­ния, ищет но­вые ос­но­ва­ния сво­его раз­ви­тия. По­стмо­дер­ни­ст­ские тен­ден­ции в ис­кус­ст­ве и в куль­ту­ре в це­лом пре­об­ра­зу­ют­ся в пост­про­све­щен­че­скую идео­ло­гию, ко­то­рая на уров­не фи­ло­со­фии при­ни­ма­ет фор­му по­ис­ка но­вых идеа­лов ра­цио­наль­но­сти. Эти по­ис­ки за­став­ля­ют фи­ло­со­фию по-но­во­му от­не­стись к ис­кус­ст­ву. В от­ли­чие от эк­зи­стен­ци­аль­ной фи­ло­со­фии, для ко­то­рой ис­кус­ст­во са­мо по се­бе бы­ло выс­шим и са­мо­дос­та­точ­ным спо­со­бом по­ни­ма­ния ми­ра, фи­ло­со­фия но­вой ра­цио­наль­но­сти смот­рит на ис­кус­ст­во как на мо­дель цен­но­ст­но-фе­но­ме­наль­но­го по­сти­же­ния ин­ди­ви­ду­аль­но­сти и не­по­вто­ри­мо­сти бы­тия, фи­ло­соф­ский ана­лиз ос­но­ва­ний ко­то­ро­го мо­жет дать фи­ло­со­фии ма­те­ри­ал для раз­ра­бот­ки прин­ци­пов но­вой ра­цио­наль­но­сти. Но­вая ра­цио­наль­ность, по­треб­ность в ко­то­рой все боль­ше и боль­ше ис­пы­ты­ва­ет со­вре­мен­ная ци­ви­ли­за­ция - от это­го за­ви­сит ее даль­ней­шее эф­фек­тив­ное раз­ви­тие - долж­на со­еди­нить в се­бе зна­ние и цен­ность, зна­ние об­ще­го и ин­ди­ви­ду­аль­но­го, по­сти­же­ние вы­ра­жен­но­го и не­вы­ра­зи­мо­го, зна­ние пол­но­ты бы­тия и по­ни­ма­ние его не­пол­но­ты, он­то­ло­гию при­сут­ст­вия и от­сут­ст­вия. Но­вая ра­цио­наль­ность ори­ен­ти­ро­ва­на на ос­мыс­ле­ние ло­ги­ки твор­че­ст­ва, ко­то­рая в наи­бо­лее пол­ной ме­ре вы­ра­же­на в ис­кус­ст­ве. При­чи­на твор­че­ст­ва - не­бы­тие, а имен­но ис­кус­ст­во, как спра­вед­ли­во ут­вер­ждал Эть­ен Су­рьо, об­ла­да­ет си­лой ин­стау­ра­ции, си­лой вы­зы­вать бы­тие из не­бы­тия. Ис­кус­ст­во есть муд­рость ин­стау­ра­ции, а на фи­ло­со­фии как "куль­ту­ре куль­тур" ле­жит от­вет­ст­вен­ность по­сто­ян­ной ве­ри­фи­ка­ции вы­бран­ной до­ро­ги[129].

Пред­став­ля­ет­ся, что на этом пу­ти от­но­ше­ния фи­ло­со­фии и ис­кус­ст­ва эс­те­ти­ка мо­жет най­ти свое вто­рое ро­ж­де­ние, а вме­сте с тем бу­дет спо­соб­ст­во­вать и пре­об­ра­зо­ва­нию фи­ло­со­фии. Пе­ре­ход фи­ло­со­фии от во­про­са "Что есть ис­ти­на?" к вопросу "Что есть культура (твор­че­ст­во)?" ле­жит че­рез эс­те­ти­ку.

1996 г.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 643 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2425 - | 2311 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.