Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Декартовы координаты - координаты отнесения




В философии Р.Декарта оформилась новая парадигма философского мы­шления, определившая на столетия как развитие самой философии, так и научной мысли. Выделив cogito как мыслящую субстанцию, Декарт анализирует природу самого cogito и законы действия разума, направлен­ные на открытия истины. Результатом этого становится метод “со­вер­шенного познания”, точные и простые правила которого, как утверждает Декарт, при строгом их соблюдении “без излишней траты умственных сил способствуют тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно”[59]. Идеалом рационального познания для Декарта, как известно, выступает математика. Но чтобы mathesis universalis стала реальностью, необходимо было все разнообразие природы, - а оно было очевидно и наглядно, тем более что со времен античности в философии и нау­ке господствовало представление о космосе как многокачественном единстве, - свести к единому началу, доступному измерению. Эту философскую работу и выполнил Декарт - вся природа предстала как субстанция протяженная. Про­тяженность материи - ее истинная форма и сущность, “не тяжесть, не твердость, не окраска и т.п. составляют природу тела, а одна только протяженность”[60]. А если всякое тело протяженная субстанция, то оно может быть измерено, измерено может быть также его положение среди других тел и его движение, а через это и “все видоизменения в материи”[61]. Измерениями протяженности вы­ступают длина, ширина и глубина[62], наглядное представление о которых, а вместе с тем и о протяженности и протяженной субстанции как та­ковой дает система координат. Введение в геометрию неизменных коорди­натных прямых, или системы прямоугольных координат стало одним из вели­ких открытий Декарта и одновременно математическим воплощением его фило­соф­ской онтологии. Теперь каждая точка обретала свое “лицо” - значение координат, определяющие ее положение, со-порядок с другими. А это дает возможность определить каждую вещь через придание данной вещи характеристик уже известной вещи, или уже известного “естества”[63].

Прямоугольная система координат Декарта стала не только основанием аналитической геометрии, дающей возможность представлять движение в образе кривых и соответствующих им алгебраических выражениях, но и определила благодаря своим философско-онтологическим основаниям принцип теоретического объяснения мира вообще. Главное в Декартовой системе коор­динат - отнесение точки к значениям координат и обретение ею благодаря это­му отождествлению определенности. “Главная роль че­лове­ческого искусства, - пишет Декарт, - заключается не в чем ином, как в сведении к тому, чтобы равенство между искомым и тем, что известно, сделалось совершенно очевидным”[64]. Принцип Декартовых координат - это принцип отнесения, отожде­ствления, принцип сравнения позна­ваемого с заданным для сознания полем значений.

Декартовы координаты и в прямом и в переносном смысле предопределили характер научного познания природных явлений на многие века. Классическая рациональность знает только то физическое тело, “которое полностью прост­ранственно выражено в своем содержании, - отмечает М.К.Мамардашвили, - т. е. все, что мы можем сказать о структуре этого явления, его составе, строе­нии таково, что оно полностью развернуто для внешнего пространственного на­блюдения или же... разрешено на каких-либо наблюдаемых частях внешнего пространства”[65]. Принцип cogito неразрывно связан с принципом пространственности, т. е. с требова­нием полной пространственной артикулированности предмета во вне самого себя.

Создав "систему мысли о вещах", Декарт одновременно сформировал в новоевропейской науке и философии сам принцип рациональности cogito, трансцендентальное правило которого можно сформулировать так: “мы познаем лишь те предметы, относительно которых мы одновременно сознаем тот способ, каким они даются... Мы можем познавать предмет только тогда, когда одновременно с познанием его содержания держим в сознании схему его данности, т.е. в данном случае пространство. Лишь такие предметы мы познаем и понимаем рационально”[66]. Таким образом, в научной мысли, с одной стороны, должна быть выявлена пространственная артику­лированность предмета, а с другой, должна быть артикулирована сама мысль - схема данности предмета должна быть дана мысли. “В этом смысле простран­ство есть не какое-то физическое явление, а условие нашего познания”, - заме­чает М.К.Мамардашвили[67].

Объективированный в декартовых координатах тип рациональности охва­тил не только познание вещей, но и познание мира человека. Уже у самого Декарта в трактате “Страсти души” человеческое тело трактуется как машина[68], а действия тела как коррелят душевных переживаний, и все внимание философа сосредоточено на “местопре-бывании” души в теле и на связи души со всеми частями тела[69]. Термины “местопре­бывание”, “местонахождение”, “расположение”, “движение железы”, “направ­ление движения”, “присутствие” и т.п. становятся определяющими для описа­ния души и ее страстей. С еще большей силой математически-механистическое понимание человека находит свое проявление у последователей Картезия.

Но подобный принцип рассмотрения человека через отнесение его как своебразной tabula rasa к чему-то внешнему для него, что его формирует, сохра­нился и позже. Так человека понимало Просвещение: среда формирует характер. Из этого принципа исходит марксистская концепция человека: “Сущность человека в своей действительности есть совокупность всех общественных отношений”. Не изменяют ему различные социологические теории личности. П.Сорокин прямо пользуется языком декартовых координат, говоря о социальной природе человека, которая определяется местоположением челове­ка в социальном пространстве. “Совокупность групп, а также совокупность положений внутри каждой из них, - пишет П.Сорокин, - составляют систему социальных координат, позволяющих определить социальное положение любого индивида”[70]. Помещение человека в систему социальных координат определяет его социальное лицо: “Скажи мне, к каким социальным группам ты принадлежишь и каковы твои функции в пределах каждой из этих групп, то я скажу тебе, каково твое социальное положение в обществе и кто ты в социаль­ном плане”[71]. Однако интуитивно очевидно, что познание человека не укладывается в рамки методологии декартовых координат, ибо она не дает возможности уловить свободу как характерную черту человеческого бытия и амбивалентность как характерную черту ценности. Свобода в этом случае оказывает равна необходимости, именно так ее определил последователь декартовского рационализма Спиноза, а амбивалентность ценностей вообще игнорируется. Поэтому рациональное познание человеческого бытия нуждается в иной методологии, но такой, которая должна быть выстроена в традиции европейской рациональности, для которой определенным образом построенное пространство выступало условием познания, т.е. условием локализации как объекта познания среди других объектов, так и познающей мысли среди других мыслей. Но только в отношении к мысли это означало не занятие ею какого-то места в пространстве своих объектов, а умение мысли распознавать места своих объектов, т.е. артикулировать их пространственность, тем самым проявлять и свою определенность. Хотя сама определенность мысли и человека, чьим неотъемлемым свойством она выступает, проявляется в пространстве иного типа - пространстве дантовых координат.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 745 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2471 - | 2265 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.