Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ИН­ДИ­ВИ­ДУ­АЛЬ­НОСТЬ В КУЛЬ­ТУ­РЕ




И ЭКО­ЛО­ГИЯ КУЛЬ­ТУ­РЫ

 

Ака­де­мик Д.С. Лихачев пер­вым за­го­во­рил об эко­ло­гии куль­ту­ры. Еще в 80-е го­ды он пи­сал, что со­хра­не­ние куль­тур­ной сре­ды для че­ло­ве­ка не ме­нее важ­но, чем со­хра­не­ние при­род­ной сре­ды. При­ро­да важ­на для со­хра­не­ния здоровья био­ло­ги­че­ской жиз­ни, а куль­тур­ная сре­да - для со­хра­не­ния здоровья нрав­ст­вен­ной жиз­ни, эко­ло­гия куль­ту­ры - это нрав­ст­вен­ная эко­ло­гия[113].

Нрав­ст­вен­ная эко­ло­гия для нас, рос­си­ян ХХ сто­ле­тия, ста­ла, дей­ст­ви­тель­но, во­про­сом жиз­ни или смер­ти народа. За не­пол­ных сто лет мы пе­ре­жи­ли два ве­ли­чай­ших нрав­ст­вен­ных по­тря­се­ния, по­ис­ти­не два эко­ло­ги­че­ских кри­зи­са куль­тур­но­го бы­тия. Сна­ча­ла бла­го­да­ря ло­зун­гу: "Мы наш, мы но­вый мир по­стро­им" в куль­тур­ной сре­де вы­ру­ба­лись ста­рые цен­но­сти, па­да­ли на зем­лю ма­ков­ки церк­вей, ва­ли­лись с пье­де­ста­лов ста­рые ку­ми­ры и про­ру­ба­лись но­вые про­се­ки в ис­то­рии. По­тре­бо­ва­лось це­лых три по­ко­ле­ния, что­бы на этих куль­тур­ных вы­ру­бах на­ча­ли по­яв­лять­ся дей­ст­ви­тель­ные цен­но­сти. И они вы­рос­ли. На­зо­ву толь­ко не­сколь­ко имен-сим­во­лов - Окуд­жа­ва, Вы­соц­кий, Шук­шин, Ма­мар­да­шви­ли, Не­из­вест­ный, Шнитке.

Сей­час мы пе­ре­жи­ва­ем вто­рую руб­ку в куль­тур­ной сре­де. Она не та­кая кро­ва­вая, как пер­вая, но от­нюдь не ме­нее ги­бель­на для куль­ту­ры. Те­перь ски­ды­ва­ют с пье­де­ста­лов уже "но­вых" ку­ми­ров, опять вы­ру­ба­ют в ис­то­рии но­вые про­се­ки, нау­ку и ис­кус­ст­во за­го­ня­ют в эко­но­ми­че­ские ре­зер­ва­ты, ко­то­рые ни­чуть не луч­ше ла­ге­рей ГУЛАГа, сно­ва рас­ша­та­ны сло­жив­шие­ся цен­но­сти и пе­ред че­ло­ве­ком зия­ют но­вые пус­ты­ри в по­ле куль­ту­ры, ко­то­рые за­се­ва­ют­ся "сле­за­ми бо­га­тых" и "му­че­ния­ми" Сан­та-Бар­ба­ры.

По­след­ст­вия раз­ру­ше­ний куль­тур­ной сре­ды мы все ощу­ща­ем на се­бе. Вот по­че­му те­ма на­шей кон­фе­рен­ции - эко­ло­гия куль­ту­ры - мне пред­став­ля­ет­ся и важ­ной, и ак­ту­аль­ной. Мы все жи­вем в до­ме куль­ту­ры и долж­ны за­бо­тить­ся о гар­мо­нии это­го до­ма. Эко­ло­гия - это нау­ка о до­ме, об оби­та­нии (ой­кео - по-гре­че­ски "оби­тать", "жить", экос - дом), и од­но­вре­мен­но эко­ло­гия - это са­мо обу­ст­рой­ст­во до­ма, са­ма спо­соб­ность к осед­ло­сти. По­это­му эко­ло­гия куль­ту­ры - это не толь­ко нау­ка о со­хра­не­нии куль­тур­ной сре­ды и куль­ту­ры, но и са­ма спо­соб­ность че­ло­ве­ка к нор­маль­но­му и про­дук­тив­но­му оби­та­нию в куль­ту­ре.

В сво­ем док­ла­де я хо­тел бы ос­та­но­вить­ся на не­ко­то­рых са­мых об­щих фи­ло­соф­ско-тео­ре­ти­че­ских про­бле­мах эко­ло­гии куль­ту­ры, хо­тел бы об­су­дить те глу­бин­ные при­чи­ны, ко­то­рые свя­за­ны с са­мой сущ­но­стью куль­ту­ры и ко­то­рые все­гда по­тен­ци­аль­но не­сут в се­бе уг­ро­зу куль­тур­ных эко­ло­ги­че­ских по­тря­се­ний, и то, как эти глу­бин­ные ос­но­ва­ния куль­тур­ных по­тря­се­ний мо­гут быть об­ра­ще­ны на ус­та­нов­ле­ние ста­биль­но­сти куль­тур­но­го до­ма че­ло­ве­ка.

По сво­ей сущ­но­сти и при­ро­де че­ло­век, как это ни па­ра­док­саль­но, су­ще­ст­во аэко­ло­ги­че­ское, существо, ко­то­рое по­сто­ян­но раз­ру­ша­ет свою сре­ду оби­та­ния.

Вся­кое жи­вое су­ще­ст­во гар­мо­нич­но свя­за­но с при­род­ной сре­дой, и сво­ей сущ­но­стью (т.е. сво­ей при­ро­дой) оно обя­за­но той при­род­ной сре­де, в ко­то­рой оно поя­ви­лось. Жи­вот­ное жи­вет как это су­ще­ст­во толь­ко в этой сре­де (не слу­чай­но, что для мно­гих жи­вот­ных да­же ин­стинкт раз­мно­же­ния пе­ре­ста­ет дей­ст­во­вать не в сре­де их ес­те­ст­вен­но­го оби­та­ния). По­это­му эко­ло­ги­че­ское по­ве­де­ние, т.е. по­ве­де­ние вос­про­из­вод­ст­ва сре­ды оби­та­ния, яв­ля­ет­ся для вся­ко­го жи­во­го су­ще­ст­ва нор­мой, его сущ­но­ст­ным по­ве­де­ни­ем.

Че­ло­век же в от­ли­чие от жи­вот­но­го - это су­ще­ст­во принципиально "рву­щее" свя­зи с при­ро­дой. Эрих Фромм на­звал "си­туа­ци­ей че­ло­ве­ка" та­кую си­туа­цию, ко­гда жи­вое су­ще­ст­во " трансцендирует при­ро­ду ", от­де­ля­ет се­бя от при­ро­ды, про­ти­во­пос­тав­ля­ет се­бя при­ро­де, вы­де­ля­ет се­бя в при­ро­де и т.д.[114]. Как это про­изош­ло? Это во­прос тем­ный и вряд ли ко­гда про­яс­нит­ся, но это и не важ­но. Но имен­но то­гда, ко­гда это про­изош­ло, поя­вил­ся че­ло­век. Си­туа­ция транс­цен­ди­ро­ва­ния при­ро­ды - это си­туа­ция по­яв­ле­ния че­ло­ве­ка, ко­то­рая мо­жет опи­сы­вать­ся или как си­туа­ция ста­нов­ле­ния тру­до­во­го ак­та, вы­де­ляю­ще­го и от­де­ляю­ще­го от дея­те­ля пред­мет дея­тель­но­сти, или как си­туа­ция гре­хо­па­де­ния, в ре­зуль­та­те че­го пер­вый че­ло­век уви­дел се­бя со сто­ро­ны ("и уви­де­ли, что на­ги"). В кон­це кон­цов, бла­го­да­ря этой си­туа­ции поя­ви­лось то про­ти­во­пос­тав­ле­ние, ко­то­рое поз­же по­лу­чи­ло фи­ло­соф­ское вы­ра­же­ние в про­ти­во­пос­тав­ле­нии объ­ек­та и субъ­ек­та.

Си­туа­ция транс­цен­ди­ро­ва­ния - это си­туа­ция прин­ци­пи­аль­но аэко­ло­ги­че­ская, ибо по­строе­на на от­де­ле­нии, а не гар­мо­ни­за­ции, на раз­де­ле­нии, а не на слия­нии. Че­ло­век - это су­ще­ст­во ухо­да. От­сю­да, глав­ное эк­зи­стен­ци­аль­ное про­ти­во­ре­чие че­ло­ве­ка - про­ти­во­ре­чие ме­ж­ду бы­ти­ем и не­бы­ти­ем. Это про­ти­во­ре­чие вы­де­ля­ет че­ло­ве­ка сре­ди все­го су­ще­го по­то­му, что он зна­ет свое есмь, свои гра­ни­цы. Сред­не­ве­ко­вый мис­тик май­стер Эк­хард пи­сал: "Од­на­ж­ды мне по­ду­ма­лось... вот что: что я есмь че­ло­век, ни­чем не от­ли­чаю­щий­ся от лю­бо­го дру­го­го че­ло­ве­ка, та­ко­го же, как я; я гла­зею, слы­шу, пью, жую по­доб­но ско­ту; од­на­ко, что я есмь не при­над­ле­жит ни­ко­му, как толь­ко мне са­мо­му, ни че­ло­ве­ку, ни ан­ге­лу, ни Бо­гу, - раз­ве толь­ко я од­но с Ним"[115].

Дей­ст­ви­тель­но, есмь мо­гу ска­зать толь­ко Я. Но что это оз­на­ча­ет? Мож­но ли оп­ре­де­лить че­ло­ве­ка че­рез его " есть "? Ведь про­сто есмь - это пус­то­та, ни­что. Им­ма­ну­ил Кант спра­вед­ли­во за­ме­тил, что бы­тие (есть ) не мо­жет быть пре­ди­ка­том в су­ж­де­нии, оно не мо­жет оп­ре­де­лять что-ли­бо. Ска­зать о чем-то, что оно есть, во­все не зна­чит оп­ре­де­лить это, от­ме­тить его ха­рак­тер­ную осо­бен­ность. Есмь на­пол­ня­ет­ся для че­ло­ве­ка оп­ре­де­лен­ным смыс­лом толь­ко то­гда, ко­гда он с ним мо­жет что-то сде­лать, по­смот­реть на не­го со сто­ро­ны, а дру­гая сто­ро­на для есмь толь­ко не-есмь (не­бы­тие), есмь при­об­ре­та­ет смысл, ко­гда от не­го мож­но уй­ти... к дру­го­му есмь, но то­гда ме­ж­ду дву­мя есмь долж­на быть про­ве­де­на гра­ни­ца, ко­то­рая мо­жет быть толь­ко гра­ни­цей не­бы­тия. Быть на гра­ни­це бы­тия и не­бы­тия - вот эк­зи­стен­ци­аль­ное пред­на­зна­че­ние че­ло­ве­ка, вот суть его куль­тур­но­го су­ще­ст­во­ва­ния. Не слу­чай­но, плод ми­фи­че­ско­го дре­ва по­зна­ния до­б­ра и зла, т.е. плод дре­ва куль­ту­ры, ока­зал­ся од­но­вре­мен­но пло­дом смер­ти и бес­смер­тия. Ис­ку­си­тель все-та­ки был прав, ко­гда на­шеп­ты­вал: "Бу­де­те как Бо­ги", ибо ста­ли как Бо­ги, так как толь­ко Бо­ги зна­ют раз­ли­чие До­б­ра и Зла и это зна­ние то­ж­де­ст­вен­но бес­смер­тию.

До че­ло­ве­ка в жи­вой при­ро­де не бы­ло эко­ло­ги­че­ских ка­та­ст­роф, ро­ж­ден­ных дей­ст­вия­ми са­мих уча­ст­ни­ков жиз­ни. С по­яв­ле­ни­ем че­ло­ве­ка эти ка­та­ст­ро­фы (по-гре­че­ски "нис­про­вер­же­ния") и в жи­вой, и в не­жи­вой при­ро­де ста­но­вят­ся все бо­лее и бо­лее час­ты­ми, а сей­час они про­сто ста­ли пер­ма­нент­ным со­стоя­ни­ем при­ро­ды - она по­сто­ян­но под уг­ро­зой ги­бе­ли, по­то­му что че­ло­век жил и жи­вет под зна­ком транс­цен­ди­ро­ва­ния при­ро­ды. Но свой куль­тур­ный дом че­ло­век стал стро­ить на проч­ных ос­но­ва­ния тра­ди­ции и за­пре­та, т.е. при­зна­ния и при­ня­тия, и, ка­за­лось бы, в этом до­ме он дол­жен был об­рес­ти осед­лость и ста­биль­ность. Но, уй­дя из при­род­но­го до­ма и по­стро­ив дом куль­ту­ры, че­ло­век за­ло­жил в его фун­да­мент свой эк­зи­стен­ци­аль­ный прин­цип - прин­цип пре­одо­ле­ния бы­тия не­бы­ти­ем, прин­цип ухо­да, или... прин­цип Ко­лоб­ка.

За­бав­ный ге­рой рус­ской на­род­ной сказ­ки сво­им: "Я от Ба­буш­ки ушел, а от Де­душ­ки ушел, я от Зай­ца ушел, я от Вол­ка ушел, а от те­бя... и по­дав­но уй­ду", - вы­ра­зил са­мую глу­бо­чай­шую эк­зи­стен­ци­аль­ную сущ­ность че­ло­ве­ка. Вот почему, не­смот­ря на всю свою лег­ко­мыс­лен­ность, не­серь­ез­ность и да­же не­бла­го­дар­ность по от­но­ше­нию к лю­дям пен­си­он­но­го воз­рас­та этот про­каз­ник мил и сим­па­ти­чен. В нем, как и в Гам­ле­тов­ском "Быть или не быть", на­шел свое во­пло­ще­ние прин­цип жиз­ни че­ло­ве­ка. Ко­ло­бок без­за­бот­но пры­гал под ра­до­ст­ное "Быть, быть, быть!...", не об­ра­щая вни­ма­ние на "не-быть". И кон­чи­лось это, как все зна­ют, тра­ги­че­ским "не-быть" от Ли­сы. Но и Гам­ле­тов­ское "Быть или не быть", не­смот­ря на то, что для шек­спи­ров­ско­го ге­роя важ­но бы­ло по­нять "нé-быть" и от­не­стись к не­му серь­ез­но, так­же окон­чи­лось тра­ге­ди­ей. Фун­да­мен­таль­ный принцип ар­хи­тек­то­ни­ки куль­ту­ры "быть или нé-быть", прин­цип ухо­да, прин­цип Ко­лоб­ка, прин­цип Дан­то­вых ко­ор­ди­нат не­сет в се­бе си­туа­цию по­сто­ян­ной эко­ло­ги­че­ской уг­ро­зы куль­ту­ре.

В про­стей­шем слу­чае это вы­ра­жа­лось в том, что в древ­но­сти при встре­че друг с дру­гом од­на куль­ту­ра унич­то­жа­ла дру­гую. Где куль­ту­ра эт­ру­сков? Где куль­ту­ра древ­них ин­ду­сов? Где куль­ту­ра майи? Не слу­чай­но, в древ­но­сти ро­ди­лось по­ня­тие "вар­ва­ры", ко­то­рым про­сто на­зы­ва­ли пред­ста­ви­те­лей дру­гих куль­тур. Столк­но­ве­ние на­ро­дов ве­ло к куль­тур­ным ка­та­ст­ро­фам - раз­ру­ша­лись од­ни куль­тур­ные цен­но­сти но­си­те­ля­ми дру­гих цен­но­стей. Это пер­вый тип куль­тур­ных эко­ло­ги­че­ских ка­та­ст­роф: ги­бель куль­тур и ци­ви­ли­за­ций. Вся ис­то­рия - это ис­то­рия "по­гиб­ших" куль­тур. При­чем этот тип ка­та­ст­роф во­об­ще-то и не ощу­ща­ет­ся ис­то­ри­ей как ка­та­ст­ро­фа. Ну, по­гиб­ла, ска­жем, ка­кая-ни­будь Ат­лан­ти­да - и что? Мы же о ней ни­че­го не зна­ем! Ее ги­бель для нас про­шла аб­со­лют­но не­за­мет­но. Мы не чув­ст­ву­ем ее от­сут­ст­вия. Хо­тя, воз­мож­но, ес­ли бы она со­хра­ни­лась, то ис­то­рия бы­ла бы дру­гая. Мо­жет быть, в ка­ком-то смыс­ле да­же луч­ше, чем на­ша ны­неш­няя. Но... нас бы то­гда не бы­ло! Па­ра­докс! Ка­та­ст­ро­фа, но толь­ко бла­го­да­ря ей мы и есть! Вот он эф­фект Ко­лоб­ка в куль­тур­ной эк­зи­стен­ции че­ло­ве­ка.

Дру­гой тип эко­ло­ги­че­ских ка­та­ст­роф - ка­та­ст­ро­фы "ти­па Ге­ро­ст­ра­та". Ге­ро­ст­рат сжег храм Ар­те­ми­ды, и в куль­ту­ре Эл­ла­ды за­зия­ла ды­ра. И гре­ки по­те­ря­ли что-то важ­ное в сво­ем куль­тур­ном раз­ви­тии. Что? От­ве­тить на этот во­прос не про­сто, так как здесь мы стал­ки­ва­ем­ся с про­бле­мой воз­мож­ной ис­то­рии, ис­то­рии "в со­сла­га­тель­ном на­кло­не­нии". А мы зна­ем, что ис­то­ри­ки про­тив та­кой ис­то­рии, хо­тя ис­то­ри­ки куль­ту­ры вряд ли, на мой взгляд, мо­гут от­ка­зать­ся от та­ко­го рас­смот­ре­ния ис­то­рии. Ка­та­ст­ро­фы "ти­па Ге­ро­ст­ра­та" ве­дут к унич­то­же­нию от­дель­ных куль­тур­ных дос­ти­же­ний в сис­те­ме су­ще­ст­вую­щей куль­ту­ры, в су­ще­ст­вую­щей куль­тур­ной сре­де. Это дей­ст­ви­тель­ное на­ру­ше­ние эко­ло­гии куль­тур­ной сре­ды. И здесь мы стал­ки­ва­ем­ся с осо­бен­но­стью эко­ло­ги­че­ской ситуации в куль­ту­ре по срав­не­нию с эко­ло­ги­че­ской си­туа­ци­ей в при­ро­де. Ка­ж­дое яв­ле­ние в куль­ту­ре уни­каль­но, а по­то­му не­вос­пол­ни­мо. Куль­ту­ра не мо­жет вос­ста­но­вить его так, как при­ро­да вос­ста­нав­ли­ва­ет свои при­род­ные сис­те­мы. Ко­неч­но, мож­но храм Хри­ста Спа­си­те­ля вос­про­из­ве­сти, но бу­дет ли это его вос­ста­нов­ле­ни­ем? Раз­ре­ше­ни­ем на­ру­ше­ний эко­ло­ги­че­ской це­ло­ст­но­сти ка­та­ст­ро­фа­ми "ти­па Ге­ро­ст­ра­та" вы­сту­па­ет дея­тель­ность по за­щи­те куль­тур­ных ланд­шаф­тов, ох­ра­не па­мят­ни­ков, му­зей­ная и ар­хив­ная дея­тель­ность, вос­пи­та­ние ис­то­ри­че­ско­го соз­на­ния и т.п.

Дру­гой тип эко­ло­ги­че­ских раз­ру­ше­ний в куль­ту­ре - это раз­ру­ше­ния куль­ту­ры "не­куль­тур­но­стью". Стро­го го­во­ря, в че­ло­ве­ке нет "не­окуль­ту­рен­но­го". Но по­сколь­ку куль­тур­ное бы­тие это бы­тие цен­но­ст­ное, ос­но­ван­ное на противопоставлении бы­тия-не­бы­тия, то внут­ри куль­тур­но­го бы­тия воз­ни­ка­ет про­ти­во­пос­тав­ле­ние куль­тур­но­го - не­куль­тур­но­го как про­ти­во­пос­тав­ле­ние долж­но­го, цен­но­ст­но зна­чи­мо­го и не со­от­вет­ст­вую­ще­го куль­тур­ной нор­ме. На­ру­ше­ние куль­тур­ной нор­мы не унич­то­жа­ет са­му куль­тур­ную нор­му (до по­ры до вре­ме­ни), но ве­дет к ис­ка­же­нию куль­тур­ной сре­ды, объ­ек­ти­ви­ро­ван­ной в пред­ме­тах куль­ту­ры. Про­стей­шие при­ме­ры - грязь на ули­цах, за­би­тые па­рад­ные подъ­ез­ды в до­мах, от­сут­ст­вие стан­дар­та там, где он не­об­хо­дим - на­при­мер, в ок­ра­ске ав­то­бу­сов го­род­ско­го транс­пор­та, не­вос­пи­тан­ность и т.п. Это все то, что мы на­зы­ва­ем бес­куль­турь­ем. На­ко­нец, хам­ст­во. Хам­ст­во раз­ру­ша­ет гра­ни­цы куль­ту­ры, вно­сит дис­гар­мо­нию в куль­тур­ную сре­ду. Хам не зна­ет гра­ниц в от­ли­чие от че­ло­ве­ка куль­тур­но-вос­пи­тан­но­го, ко­то­рый зна­ет гра­ни­цы, ме­ру куль­тур­но­го про­стран­ст­ва. Здесь по­яв­ля­ет­ся но­вый па­ра­докс: про­ти­во­пос­тав­ле­ни­ем бес­куль­ту­рью как эко­ло­ги­че­ски не­пра­виль­но­му по­ве­де­нию в куль­ту­ре вы­сту­па­ет вос­пи­тан­ность как со­блю­де­ние по­ряд­ка. Но и этот путь ве­дет к эко­ло­ги­че­ско­му на­ру­ше­нию куль­тур­но­го про­стран­ст­ва.

Мне пред­став­ля­ет­ся, что од­ной из са­мых рас­про­стра­нен­ных, осо­бен­но в на­ше вре­мя, эко­ло­ги­че­ских ка­та­ст­роф яв­ля­ет­ся "куль­тур­ная стан­дар­ти­за­ция". Здесь на­ру­ше­ние куль­тур­но­го рав­но­ве­сия свя­за­но с раз­ру­ше­ни­ем глав­ной сущ­но­ст­ной чер­ты куль­тур­но­го бы­тия - его ин­ди­ви­ду­аль­но­сти. Я уже го­во­рил, что вся­кое куль­тур­ное про­из­ве­де­ние уни­каль­но. Этим куль­ту­ра от­ли­ча­ет­ся от ци­ви­ли­за­ции. В ХХ же ве­ке куль­ту­ра ис­пы­ты­ва­ет ог­ром­ное дав­ле­ние ци­ви­ли­за­ции имен­но бла­го­да­ря си­ле стан­дар­ти­за­ции. Вспом­ним "Иро­нию судь­бы, или с лег­ким па­ром" Эль­да­ра Ря­за­но­ва - оди­на­ко­вые квар­ти­ры, оди­на­ко­вые до­ма, оди­на­ко­вые ули­цы, одинаковые го­ро­да, оди­на­ко­вая ра­бо­та, сто­лы, сту­лья, кос­тю­мы, ли­ца... Все оди­на­ко­вое. По­ис­ти­не, жизнь все боль­ше на­по­ми­на­ет му­ра­вей­ник, и не уди­ви­тель­но, что од­на­ж­ды че­ло­век, про­снув­шись, мо­жет об­на­ру­жить се­бя на­се­ко­мым, как ге­рой из­вест­ной но­вел­лы Фран­ца Каф­ки.

Стан­дар­ти­за­ция по­ро­ж­да­ет "мас­со­вую куль­ту­ру", ко­то­рая яв­ля­ет­ся про­яв­ле­ни­ем пер­ма­нент­но­го куль­тур­но­го эко­ло­ги­че­ско­го кри­зи­са. Стан­дар­ти­за­ция ве­дет к по­те­ре на­цио­наль­но­го об­ли­ка куль­ту­ры - на­цио­наль­ное в куль­ту­ре все ча­ще ста­но­вит­ся ат­ри­бу­том не жи­вой куль­тур­ной жиз­ни, а мо­мен­том де­мон­ст­ра­ции для ту­ри­стов. На­ко­нец, стан­дар­ти­за­ция ли­ша­ет че­ло­ве­ка твор­че­ско­го по­ры­ва. Но... стан­дар­ти­за­ция ли­ша­ет Ко­лоб­ка его веч­но­го "Я от это­го ушел, от то­го ушел", по­то­му что, к че­му бы он ни при­шел, он при­дет к то­му, от че­го ушел. Стан­дар­ти­за­ция воз­вра­ща­ет че­ло­ве­ка к осед­ло­сти, т.е. вос­ста­нав­ли­ва­ет, а не раз­ру­ша­ет эко­ло­ги­че­скую си­туа­цию. Сно­ва по­яв­ля­ет­ся ан­ти­но­мия.

Про­ти­во­по­лож­но­стью стан­дар­ти­за­ции вы­сту­па­ет твор­че­ст­во. Но твор­че­ское по­ве­де­ние - это ти­пич­ное по­ве­де­ние Ко­лоб­ка. Это нет­ст­во­ва­ние: не то, не то, не то. Твор­че­ст­во все­гда от­ри­ца­ет про­шлое. Не слу­чай­но, как от­ме­чал А.Тойн­би[116], ге­нии на­чи­на­ют с ухо­да - ухо­дит Ав­ра­ам из Ура, что­бы най­ти Бо­га, ухо­дит Мои­сей в пус­ты­ню, что­бы об­рес­ти свое при­зва­ние, ухо­дит принц Гау­та­ма, что­бы стать Буд­дой и т.д. Не слу­чай­но и то, что ге­ни­ев не сра­зу при­зна­ют в куль­ту­ре, ибо их за­по­зда­лое при­зна­ние уравновешивает раз­ру­ши­тель­ность ге­ни­ев. Ко­неч­но, твор­че­ст­во раз­ру­ша­ет сло­жив­шую­ся куль­тур­ную си­туа­цию, и в этом про­яв­ля­ет­ся его аэко­ло­ги­че­ское на­ча­ло. Но твор­че­ст­во и раз­ви­ва­ет куль­тур­ное бы­тие, ут­вер­ждая в нем но­вые цен­но­сти и соз­да­вая но­вую си­туа­цию, в ко­то­рой все преж­ние зна­че­ния при­об­ре­та­ют но­вые смыс­лы. Твор­че­ст­во - рав­но­ве­сие бы­тия и не­бы­тия, равновесие, вы­ра­жаю­щее­ся в ин­ди­ви­ду­аль­ном, или в бы­тии ин­ди­ви­ду­аль­но­го. Здесь мы при­шли к са­мо­му важ­но­му, на мой взгляд, ос­но­ва­нию эко­ло­ги­че­ской стабильности куль­ту­ры.

Ин­ди­ви­ду­аль­ность - не­отъ­ем­ле­мая чер­та куль­ту­ры, бо­лее то­го, это суть ее бы­тия. По­сто­ян­ное вос­ста­нов­ле­ние ин­ди­ви­ду­аль­но­сти - это вос­ста­нов­ле­ние ее ста­биль­но­сти. Твор­че­ское дей­ст­вие - это дей­ст­вие при­ме­ни­тель­но к уни­каль­но­сти си­туа­ции, а не во­пре­ки ней, это вы­зов ее к жиз­ни. Твор­че­ское про­чте­ние вся­ко­го про­из­ве­де­ния куль­ту­ры есть его подлинная жизнь. По­это­му под­лин­ным за­ло­гом эко­ло­ги­че­ско­го рав­но­ве­сия куль­ту­ры яв­ля­ет­ся ут­вер­жде­ние ин­ди­ви­ду­аль­но­сти. С ин­ди­ви­ду­аль­но­стью вхо­дит в куль­ту­ру са­мый высший уро­вень ста­биль­но­сти - ста­биль­ность бес­смер­тия.

Действие индивидуальности - это всегда действие утверждения целостного мира, ибо она существует не как некоторое обособленное данное, а как явление всего сущего. Ин­ди­ви­ду­аль­ность по­то­му ин­ди­ви­ду­аль­ность, что в ней и че­рез нее от­кры­ва­ет­ся мир, яв­ля­ет­ся все­об­щее, не раз­ру­шая, а пре­об­ра­жая эту дан­ную кон­крет­ную фор­му. Поэтому она и только она может быть основой экологии культуры, ибо она составляет величайшую ценность для человека - каждый ищет свою собственную судьбу, и для культурного мира - его бытие реализуется в неповторимости произведений.

И настало время сказать, что не только экология природы нужна для человеческого здоровья. Хотя и это не все еще слышат, но все-таки появились различные департаменты экологии и учреждения по охране окружающей среды. Нужна экология культуры, нравственная экология, ибо человек "существо нравственно оседлое" (Д.С. Лихачев). Но его нравственная оседлость проявляется не в бесконечном воспроизводстве неизменных правил поведения, а в постоянном утверждении ценности индивидуальности как своей, так и другого, что и составляет само существо культуры.

1996 г.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 869 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2405 - | 2327 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.