Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ИН­ДИ­ВИ­ДУ­АЛЬ­НОСТЬ И БЕС­СМЕР­ТИЕ




Все лю­ди зна­ют, что “все лю­ди смерт­ны”. Это зна­ние да­же ста­ло рас­хо­жим при­ме­ром логического сил­ло­гиз­ма. Но это не мешает людям мечтать, желать и надеяться на бессмертие. Всякая культура "знает" бессмертие и без него не мыслит ни свое, ни человеческое бытие. От­ку­да же это зна­ние о бес­смер­тии, ес­ли его ни­кто ре­аль­но не пе­ре­живал? Вряд ли оно может быть про­сто фан­та­зией, также как вряд ли является фантазией знание об Абсолюте, хотя все знают, что нет в жизни ничего абсолютного.

Что та­кое бес­смер­тие?

Во­прос ка­жет­ся пус­тым. Определенно яс­но, что бес­смер­тие - это ко­гда не уми­ра­ют, ко­гда нет смер­ти, ко­гда жи­вут веч­но. Но как толь­ко мы про­из­носим сло­во “веч­ность”, мы уже по­па­даем в по­ле не про­стой про­бле­мы, по по­во­ду ко­то­рой фи­ло­со­фия от Ге­рак­ли­та, Пла­то­на, Про­кла и Пло­ти­на до Вл. Соловьева, Гус­сер­ля, Вит­ген­штей­на и Хай­дег­ге­ра вы­ска­за­ла столько раз­ных ут­вер­жде­ний, а она и до сих пор от­кры­та для раз­мыш­ле­ний. Да и са­мо вы­ра­же­ние “бес­смер­тие - это жизнь, не знаю­щая смер­ти” со­всем не так про­сто, как ка­жет­ся. Возь­мем жизнь пус­тую и од­но­об­раз­ную, скла­ды­ваю­щую­ся из веч­но по­вто­ряю­щих­ся ме­ха­ни­че­ских дей­ст­вий и си­туа­ций, и пред­ста­вим ее “не знаю­щей смер­ти”. Оче­вид­но, что та­кая жизнь и бес­смер­тие не мо­гут сов­пасть. Бес­смер­тие и пус­то­та жиз­ни, как спра­вед­ли­во пи­сал Вл. Со­ловь­ев, со­вер­шен­но несовместимо[117]. Но и со­дер­жа­тель­ная зна­чи­мость жиз­ни са­ма по се­бе так­же не про­сто ас­со­ции­ру­ет­ся с бес­смер­ти­ем. “Мож­но ли пред­ста­вить се­бе Шек­спи­ра, бес­ко­неч­но со­чи­няю­ще­го свои дра­мы, или Нью­то­на, бес­ко­неч­но про­дол­жаю­ще­го изу­чать не­бес­ную ме­ха­ни­ку, не го­во­ря уже о не­ле­по­сти бес­ко­неч­но­го про­дол­же­ния та­кой дея­тель­но­сти, ка­кою про­сла­ви­лись Алек­сандр Ве­ли­кий или На­по­ле­он”, - пи­шет дальше Вл. Со­ловь­ев[118]. Зна­чит, бес­смер­тие не яв­ля­ет­ся про­стым бес­ко­неч­ным про­дол­же­ни­ем жиз­ни да­же в ее луч­ших про­яв­ле­ни­ях. Мо­но­тон­ное про­дол­же­ние жиз­ни в бес­ко­неч­ность, ее ко­ли­че­ст­вен­ное из­ме­ре­ние не мо­жет быть при­зна­но бес­смер­ти­ем. Бес­смер­тие это не бес­ко­неч­ное про­дол­же­ние жиз­ни, это не количественная ее характеристика, оно сво­им смыс­лом должно быть свя­за­но с качественными характеристиками жизни. Оно должно иметь качественное определение.

Бессмертие - это избавление от неизбежности смерти, а не бесконечное механическое продление существования. Бессмертие - это преодоление смерти. Что же может быть преодолением смерти? Что может избежать смерти? Что может быть абсолютно избавлено от неизбежности смерти?

Только небытие. У небытия нет смерти. Ибо если небытию может быть противопоставлена его смерть, то это не смерть, а рождение, становление бытия, жизнь. Радость рождения - смерть небытия. Но это никакая культура, никто и никогда не признавала и вряд ли признает за смерть. Значит, бессмертие с качественной точки зрения, это небытие. Но это означает, что его нет, так как небытия, согласно Пармениду, нет, раз оно небытие. А если небытие есть? Так ли уж прав первый метафизик? Оно есть, если у него найдется своя качественная определенность. Такой качественной определенностью небытия, дающей ему наличное существование, выступает отрицательность. Тогда, бессмертие - это отрицательность, или, по крайней мере, оно бытийствует в отрицательности.

И если мы найдем то, что в действительности существует через отрицательность, мы найдем то, что избавлено смерти.

Этим то в действительности выступает индивидуальность как таковая. Во-первых, потому, что индивидуальность заявляет о себе своим именем, которое означает не - делимое (лат. in-dividuus - неделимый). Во-вторых, индивидуальность, неповторимость, уникальность личности (именно в личности человека индивидуальность находит свое наиболее полное проявление, именно здесь она обнаруживается как таковая) существует, утверждается через отрицание обусловленности. Безусловность - неотъемлемая характеристика индивидуальности, более того, именно она является условием существования индивидуальности. Индивидуальность утверждается не по принципу декартовых координат, в которых то, что ищет определенности, должно быть отождествлено с данными параметрами, а по принципу дантовых координат, которые задают апофатическое пространство и в которых то, что ищет определенности, должно отделить себя от данных параметров. Апофатическое пространство дантовых координат требует личной активности человека, простейшей формой которой выступает воздержание (epoche) от принятия предлагаемых обстоятельствами ценностей и установок и определения самому своей позиции, как от героя Дантовой Комедии в Первой песне "Ада" требовалось избегнуть встречи с дикими зверями-символами прельщения и пороков, чтобы достичь вершины с сияющей звездой счастья. Пространство дантовых координат порождает индивидуальность, задавая в своем поле специфические modi operandi и их последовательность. Первый modus operandi - "Если не то, не то, тогда..." - ведет к осмыслению ценностного содержания бытия и овладению выбором (" Negito ergo valet " - "Настойчиво отрицаю, следовательно, значит"). "Нетствование" - обязательный этап и логически необходимая ступень в становлении всякой индивидуальности. Это проявляется и в капризах ребенка, и в обособлении отрочества, и в бунте юности, и в уходе-возвращении героев, о котором говорит А.Тойнби как условии становления новых культур[119], и в творческом переборе вариантов, которые совершает художник. Второй modus operandi - "Если А, то уж А" - утверждает бытие индивидуальности, требуя осмысления своего собственного бытия как своего и неповторимого, как бытия своего мира (" Affirmo ergo est " - "Утверждаю, следовательно, есть"). В этом случае она не "нетствует", а обнаруживает свою самодостаточность и самотождественность.

Тогда обнаруживается другая качественная определенность бессмертия - избегает смерти абсолютное бытие. Таким абсолютным бытием выступает индивидуальность как таковая. Индивидуальность тождественна бытию, она событие мира и со- бытие миру. Индивидуальность, по выражению М.Бахтина, обречена на "не-алиби в бытии", она может всегда сказать о себе "мое-не-алиби в бытии" - всегда присутствие[120]. Став событием мира, индивидуальность входит в него, что требует от нее третьего способа действия - "Теперь, когда..., то...". Этот третий modus operandi (" Actus a recentiori " - "Приведение в движение из настоящего") ставит индивидуальность перед временем, открывая ей ее единственное время - время ее настоящей жизни, время, в котором должно проявиться и прошлое (все прошлое!) и будущее (все будущее!). (Понятие а recentiori вводит польский философ Ю.Банька[121]).

Индивидуальность избегает смерти не потому, что ее материальный субстрат не исчезает (не умирает), а потому, что ее неповторимое и уникальное бытие ничем и никогда не может быть заменено. Пре­одо­ле­ние че­ло­ве­ком смер­ти, считает Вл. Со­ловь­ев, дос­ти­га­ет­ся на пу­ти ут­вер­жде­ния ин­ди­ви­ду­аль­но­сти как своей, так и дру­гой, ибо “без­ус­лов­ная ин­ди­ви­ду­аль­ность не мо­жет быть пре­хо­дя­щей, и не мо­жет быть пус­тою ”[122]. Без­ус­лов­ность ин­ди­ви­ду­аль­но­сти вы­во­дит ее за гра­ни­цы ус­ло­вий, ко­то­рые все­гда пре­хо­дя­щи, и де­ла­ет ин­ди­ви­ду­аль­ность не­под­вла­ст­ной смер­ти.

Вся­кая кон­крет­ная ин­ди­ви­ду­аль­ность не­за­ме­ни­ма, но сте­пень раз­ви­то­сти ин­ди­ви­ду­аль­но­сти в лич­но­сти, а, сле­до­ва­тель­но, и уро­вень “не­за­ме­ни­мо­сти” лич­но­сти в бы­тии вряд ли мо­гут быть оди­на­ко­вы­ми. Ин­ди­ви­ду­аль­но­сти, как ска­зал бы Ско­во­ро­да, на­хо­дят­ся в “не­рав­ном ра­вен­ст­ве”, ко­гда раз­ные со­су­ды по объ­е­му ока­зы­ва­ют­ся оди­на­ко­во пол­ны­ми[123]. Бес­смер­тие ин­ди­ви­ду­аль­но­сти по­это­му про­яв­ля­ет­ся не толь­ко в том, что она из­бе­га­ет смер­ти, но и в том, что она ее пре­одо­ле­ва­ет, на­пол­няя свою жизнь не про­сто важ­ным со­дер­жа­ни­ем ка­ким бы оно ни бы­ло, а аб­со­лют­ным со­дер­жа­ни­ем, имею­щим не­пре­хо­дя­щее зна­че­ние.

Вл. Со­ловь­ев счи­тал, что аб­со­лют­ное со­дер­жа­ние и бес­ко­неч­ное зна­че­ние ин­ди­ви­ду­аль­ность по­лу­ча­ет как су­ще­ст­вую­щая в Бо­ге. Но здесь важ­на не са­ма ссыл­ка на Бо­га, а то, как по­ни­ма­ет фи­ло­соф су­ще­ст­во­ва­ние в Бо­ге. В фи­ло­со­фии все­един­ст­ва Вл. Со­ловь­е­ва Бог вы­сту­па­ет ис­ход­ной точ­кой все­един­ст­ва, в ко­то­рой все веч­но и не­раз­дель­но, все есть вме­сте и сра­зу, “все в од­ном”, это бы­тие все­един­ст­ва. “И ут­вер­ждать ка­кое-ни­будь ин­ди­ви­ду­аль­ное су­ще­ст­во в Бо­ге зна­чит ут­вер­ждать его не в его от­дель­но­сти, а во всем, или точ­нее - в един­ст­ве все­го”[124]. Ес­ли при­дать это­му ут­вер­жде­нию не ре­ли­ги­оз­ный смысл, это оз­на­ча­ет, что ин­ди­ви­ду­аль­ность от­кры­ва­ет­ся не как здесь су­ще­ст­вую­щее ма­те­ри­аль­но обо­соб­лен­ное яв­ле­ние, а как яв­ле­ние, объ­яв­ле­ние все­го су­ще­ст­вую­ще­го. Ин­ди­ви­ду­аль­ность по­то­му ин­ди­ви­ду­аль­ность, что в ней и че­рез нее от­кры­ва­ет­ся мир, яв­ля­ет­ся всеобщее, не раз­ру­шая, а пре­об­ра­жая эту дан­ную кон­крет­ную фор­му. “Ис­тин­ная ин­ди­ви­ду­аль­ность есть не­ко­то­рый оп­ре­де­лен­ный об­раз все­един­ст­ва, не­ко­то­рый спо­соб вос­при­ятия и ус­вое­ния се­бе все­го дру­го­го”[125].

Эти сло­ва рус­ско­го фи­ло­со­фа пол­но­стью, на мой взгляд, рас­кры­ва­ют тай­ну ин­ди­ви­ду­аль­но­сти как фор­мы су­ще­ст­во­ва­ния бес­смер­тия: ин­ди­ви­ду­аль­ность по­то­му не­со­вмес­ти­ма со смер­тью и пре­одо­ле­ва­ет ее, что уже не­сет в се­бе и небытие, и бы­тие, то­ж­де­ст­вен­на благодаря своему способу определения в жизни как пол­но­му, под­лин­но­му бы­тию так и отрицательности - небытию.

Идея бес­смер­тия в куль­ту­ре, ча­ще все­го про­ду­ци­руе­мая ре­ли­ги­ей, вы­рос­ла из про­ти­во­пос­тав­ле­ния жиз­ни и под­лин­но­го бы­тия и поэ­то­му не для всех куль­тур бы­ла ак­ту­аль­ной. Так эта идея бы­ла мар­ги­наль­ной для куль­ту­ры Про­све­ще­ния, по­ро­див­шей из­вест­ный сил­ло­гизм о смерт­но­сти лю­дей и че­ло­ве­ка. Со­вре­мен­ная куль­ту­ра, иду­щая на сме­ну куль­ту­ре Просвещения, куль­ту­ре “про­ек­та Мо­дер­на” (Ю.Хабермас), на­чи­на­ет ос­ваи­вать иной опыт пе­ре­жи­ва­ния жиз­ни, вре­ме­ни и бы­тия.

По­ни­ма­ние со­бы­тий­но­сти бы­тия от­кры­ва­ет че­ло­ве­ку зна­чи­мость на­стоя­ще­го, по­ро­ж­да­ет взгляд на мир и жизнь a recentiori, что де­ла­ет на­стоя­щее вре­ме­нем sub speciae entis (под знаком бытия)и бы­ти­ем sub speciae recentis (под знаком настоящего). То­гда от­кры­ва­ет­ся воз­мож­ность по­ни­ма­ния бес­смер­тия как ха­рак­те­ри­сти­ки на­стоя­щей, ин­ди­ви­ду­аль­ной жиз­ни, а не как бу­ду­ще­го ее про­дле­ния. Вве­де­ние в куль­ту­ру это­го но­во­го ви­де­ния мо­жет оказать су­ще­ст­вен­ное влия­ние на из­ме­не­ние ха­рак­те­ра пред­став­ле­ния че­ло­ве­ка о са­мом се­бе и сво­их от­но­ше­ни­ях с ми­ром, что и не­сет с со­бою куль­ту­ра по­стмо­дер­на.

1996 г.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 416 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2369 - | 2178 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.